КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инвентаризация основных средств
1. Цель инвентаризации - выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов предприятия, проверить техническую документацию (паспорт, характеристику, проекты и т. п.), уточнить данные бухгалтерского учета. До начала инвентаризации рекомендуется проверить: Ø наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, а также технических паспортов или другой технической документации; Ø наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление). 2. Число инвентаризаций в году, даты их проведения устанавливаются предприятием. Инвентаризации проводятся в обязательном порядке: Ø перед составлением годового бухгалтерского отчета; Ø при смене материально ответственного за основные средства лица; Ø при установлении фактов злоупотреблений или хищений, порчи ценностей, после стихийных бедствий. Перед составлением годового бухгалтерского отчета рекомендуется проводить инвентаризацию основных средств по состоянию на 1 ноября отчетного года (не ранее). Для проведения инвентаризации руководитель предприятия назначает специальную комиссию, в которую включает представителей администрации предприятия, работников бухгалтерии, специалистов. 3. В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись. Инвентаризационная опись основных средств (ф. ИНВ-1) составляется в одном экземпляре комиссией по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств. Опись подписывается комиссией, материально ответственными лицами и передается в бухгалтерию. Инвентаризационная опись предназначена для отражения данных инвентаризации на три даты с целью сокращения объема работы бухгалтерии при ежегодном проведении инвентаризации основных средств. 4. Выявленные излишки основных средств считаются доходом предприятия, их приходуют по дебету счета 01 "Основные средства" с кредита счета 91, субсчет 1 "Прочие доходы". При недостаче порче объектов основных средств их первоначальную стоимость списывают с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет субсчета 01 «Выбытие основных средств», а сумму амортизации - с кредита субсчета «Выбытие основных средств» в дебет счета 02 "Амортизация основных средств". Выявленная таким образом остаточная стоимость основных средств списывается с кредита субсчета«Выбытие основных средств» в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", после чего недостачи должны быть отнесены на виновника по рыночной стоимости через счет 73 (Д-т сч.73, К-т сч.94). Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счета 94 и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов". По мере погашения задолженности ее виновником соответствующую часть поступившей суммы списывают со счета 98 в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы". При отсутствии виновников или при отказе во взыскании судом соответствующие суммы относятся на дебет счета 91 в корреспонденции со счетом 94. Следует отметить, что в результате инвентаризации основных средств могут быть обнаружены испорченные средства труда. В этом случае дополнительно полученные, например, материалы учитываются по дебету счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы".
2. Учет нематериальных активов.
1. Понятие, состав и оценка нематериальных активов. Под нематериальными активами понимают такие активы, которые, не обладая материально-вещественной формой, тем не менее: • имеют денежную оценку; • используются в течение длительного периода (свыше одного года); • приносят доход; • обладают способностью отчуждения. Итак, нематериальные активы - это объекты, используемые в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, имеют денежную оценку и приносят доходы, но не являются при этом материально-вещественными ценностями. В состав нематериальных активов включаются объекты интеллектуальной собственности: • исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; • исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; • исключительное право автора или иного правообладателя на типологии интегральных микросхем; • исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места нахождения товаров; • исключительное право патентообладателя на селекционные достижения. Организационные расходы - расходы, связанные с образованием организации, признанные в соответствии с учредительными документами, вкладами участников (учредителей) в уставный капитал. Это расходы организации по оформлению учредительных документов, плата за консультации, регистрационные сборы, затраты на изготовление штампов, печатей, рекламные расходы и т.п. Деловая репутация - это превышение текущей цены организации над стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Деловая репутация может быть положительной или отрицательной. Оценка нематериальных активов. В бухгалтерском учете нематериальные активы отражаются по первоначальной стоимости, а в балансе - по остаточной стоимости. Первоначальная стоимость по объектам нематериальных объектов определяется по-разному; · объекты, внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный капитал - по договоренности сторон (по договорной цене); · объекты, приобретенные за плату у юридических и физических лиц - по фактически произведенным затратам на приобретение и приведение их в состояние, пригодное для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых затрат; · объекты, полученные по договору дарения и в иных случаях безвозмездного дарения - по рыночной стоимости на дату оприходования; · объекты, полученные в обмен на какое-либо имущество - по стоимости обмениваемого имущества, которая была определена организацией, исходя из стоимости аналогичного имущества; · объекты, полученные в обмен на акции или иные ценные бумаги, выпущенные в порядке эмиссии данной организацией, оцениваются двумя способами: - на основе рыночных цен на данные объекты; - на основе рыночной стоимости ценных бумаг, выданных в обмен на нематериальные активы; · объекты, произведенные в самой организации - по стоимости их изготовления.
2. Учет поступления и выбытия нематериальных активов. Синтетический учет нематериальных активов ведется на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19/2 «НДС по приобретенным нематериальным активам», 91 «Прочие доходы и расходы». Счет 04 - активный, предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, которые находятся у организации на правах собственности. Аналитический учет по счету 04 ведется по видам и отдельным объектам в зависимости от их состава. Основным документом в аналитическом учете нематериальных активов является Карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1). При оприходовании нематериальных активов используются свидетельства на право пользования тем или иным объектам, патенты, авторские и лицензионные договоры, акты приемки работ по разработке программного обеспечения и т.д. При приобретении нематериальных активов в основном делаются следующие бухгалтерские проводки. По приобретенным нематериальным активам - Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т 60, 76 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Суммы НДС по приобретенным нематериальным активам отражаются - Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям» К-т 60,76. Затраты, связанные с доведением нематериальных активов в состояние готовности к использованию, заносятся по счетам - Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Перечисления за приобретенные нематериальные активы отражаются - Д-т 60,76 К-т 51,52. Оприходованные нематериальные активы заносятся на счета - Д-т 04 «Нематериальные активы» К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы». Оприходованные нематериальные активы, внесенные учредителями в счет вклада в уставный капитал или в счет оплаты подписки на акции отражаются - а) Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т 75 «Расчеты с учредителями» б) Д-т 04 «Нематериальные активы» К-т 08 «Расчеты с учредителями». Безвозмездно полученные нематериальные активы по договору дарения или в качестве субсидии правительственного органа оприходуются по рыночной стоимости на дату зачисления - Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления» При передаче /нематериальных активов в эксплуатацию делается запись: Д-т 04 «Нематериальные активы» К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы». В дальнейшем стоимость безвозмездно полученных активов списывается на сумму ежемесячной начисленной амортизации (если по ним начисляется амортизация) на доходы организации следующей проводкой: Д-т 98-2 «Безвозмездные поступления» К-т 91 «Прочие доходы и расходы»
Принятая к зачету по задолженности перед бюджетом сумма НДС, относящаяся к нематериальным активам - Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» К-т 19 «НДС по приобретенным ценностям». Выбытие нематериальных активов происходит по разным причинам - списание, продажа, безвозмездная передача, уступка прав, передача в счет вклада в уставные капиталы других организаций и т.д. Выбытие нематериальных активов ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 отражаются суммы остаточной стоимости нематериальных активов, понесенные в результате выбытия этих активов, а также суммы НДС по реализуемым активам. В кредит счета 91 относится выручка от продажи или другие доходы от выбытия нематериальных активов. В конечном итоге дебетовое (убыток, расход) или кредитовое (прибыль, доход) сальдо по счету 91 списывается на субсчете 91 -9 «Сальдо прочих доходов и расходов». По выбытии нематериальных активов могут быть произведены следующие бухгалтерские проводки: Продажа НМА:
Списание НМА:
3. Учет амортизации и результатов инвентаризации нематериальных активов. Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования. Она призвана возмещать затраты, произведенные организациям при их приобретении. Под сроком полезного использования понимается период, в течение которого использование объекта нематериальных активов призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей его деятельности. Существует несколько способов установления срока полезного использования. Первый. Срок полезного использования примерно совпадает со сроком действия нематериальных активов, который предусмотрен договором (права на использование патентов, лицензий и т.д.). Второй. Организация самостоятельно устанавливает нормы амортизации по нематериальным активам, исходя из их первоначальной стоимости и срока полезного использования. Они утверждаются приказом или распоряжением руководителя (права на использование программного обеспечения для ЭВМ, базы данных и т.д.). Третий. Когда невозможно определить срок полезного использования нематериальных активов, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации). Сюда относятся авторские права на произведения науки, литературы и искусства и др. Амортизационные отчисления по объектам, по которым производится погашение стоимости, определяются: • линейным способом, исходя из норм, исчисленных организациям на основе срока их полезного использования; • способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг); • способом уменьшаемого остатка. По нематериальным активам некоммерческих организаций амортизация не начисляется. Амортизация также не начисляется на нематериальные активы, по которым в соответствии с установленным порядком не проводится погашение стоимости (товарные знаки, знаки обслуживания и др.). Начисление амортизации по нематериальным активам производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном году; амортизация начисляется равномерно (ежемесячно) и включается в затраты производства и расходы на продажу. В учете для начисления амортизации используется пассивный счет05 «Амортизация нематериальных активов». На счете 05 ведется учет информации о накопленных амортизационных отчислениях по объектам нематериальных активов, принадлежащих организации на правах собственности, по которым проводится погашение стоимости. По кредиту счета 05 учитывается начисление амортизации, а по дебету - списание амортизации по выбывшим нематериальным активам. При начислении амортизации по объектам нематериальных активов, используемым соответственно при капитальном строительстве, в основном и вспомогательном производстве, на общепроизводственные и общехозяйственные нужды, в обслуживающих производствах и хозяйствах и в торговой деятельности, делаются следующие бухгалтерские записи: Д-т 08 «Капитальные вложения», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживание производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу» К-т 05 «Амортизация нематериальных активов». При начислении амортизации по объектам нематериальных активов, используемым в процессе осуществления расходов будущих отчетных периодов (освоение новых производств и др.) - Д-т 97 «Расходы будущих периодов» К-т 05 «Амортизация нематериальных активов». Списание на сумму накопленной амортизации при выбытии объектов нематериальных активов - Д-т 05 «Амортизация нематериальных активов» К-т 04 «Нематериальные активы». Новый план счетов предлагает также другую схему записей по учету амортизации нематериальных активов, суть которой заключается в том, что сумма амортизационных отчислений относится непосредственно в кредит счета 04 «Нематериальные активы» и дебет счетов затрат - 20, 23, 26, 29, 44 и т. д. Такой метод уменьшает остаточную стоимость нематериальных активов и в конечном итоге приводит к полному погашению амортизируемой стоимости. Организация согласно принятой учетной политике может использовать для различных видов нематериальных активов разные схемы учета амортизации. Инвентаризация нематериальных активов предполагает проверку: · наличия документов, подтверждающих право организации на их использование; · правильности и своевременности отражения нематериальных активов в учете и балансе.
3. Учет долгосрочных инвестиций. 1. Долгосрочные инвестиции, их состав и характеристика. Источники финансирования долгосрочных инвестиций. Под долгосрочными инвестициями понимаются затраты организации на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов, не предназначенных для продажи. Инвестиции - это вложения организацией денежных ресурсов в строительство, приобретение основных средств и нематериальных активов, которые можно использовать длительное время, а также в ценные бумаги, получая с них доход в форме дивидендов или процентов. Если рассматривать инвестиции по срокам их вложения, то они бывают долгосрочными и краткосрочными. Краткосрочные вложения производятся сроком до одного года (12 месяцев), а долгосрочные - на срок более года. Если рассматривать инвестиции по конечным результатам, то их можно разделить на вложения в имущество и финансовые вложения. Под вложениями в имущество понимают капитальные вложения во внеоборотные активы, т.е. инвестиции в основные средства и нематериальные активы. Финансовые вложения - долгосрочные и краткосрочные инвестиции в ценные бумаги и долговые обязательства, вложения в уставные капиталы других организаций, а также предоставление займов с целью получения дополнительного дохода. До начала любого инвестиционного проекта необходимо определить источники его финансирования. Источниками долгосрочных инвестиций могут быть собственные средства организации, заемные средства, бюджетные ассигнования и спонсорские поступления от других организаций. Собственные средства организации - это уставный, добавочный и резервный капиталы, фонды, прибыль и накопленные суммы амортизационных отчислений. К заемным источникам относят кредиты банков и займы, предоставленные другими юридическими или физическими лицами на условиях возвратности. Кредиты банков и заемные средства (счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам») показывают величину заемных средств для долгосрочных вложений и предполагают предусмотренный заранее источник возврата этих средств и процентов за их использование. Еще одним источником финансирования долгосрочных вложений служат привлеченные средства - целевое финансирование, бюджетные ассигнования, спонсорские поступления и иные средства на безвозвратной основе. В данном случае денежные средства поступают на счета организации из бюджета или иного источника, отражаются на счете 86 «Целевое финансирование » и показывают источник финансирования долгосрочных вложений согласно целевому характеру поступивших средств. Таким образом, можно выделить три основных источника финансирования долгосрочныхвложений — амортизационные отчисления, кредиты банков, займы и целевое финансирование и поступления. 2. Принципы учета капитальных вложений. Капитальные вложения представляют собой совокупность затратна воспроизводство основных средств и улучшение их качественного состава - создание новых, расширение и модернизацию действующих. Бухгалтерский учет долгосрочных вложений ведут на самостоятельном синтетическом счете08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах: 1 - «Приобретение земельных участков», 2 - «Приобретение объектов природопользования», 3 — «Строительство объектов основных средств» 4 -«Приобретение объектов основных средств», 5 – «Приобретение нематериальных активов» и др. По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотныеактивы»отражаются фактические затраты на строительство и монтаж отдельных объектов основных средств нарастающим итогом с начала строительства. Сальдо (дебетовое) по счету отражает стоимость незавершенного строительства (работ). На счете08 «Вложения во внеоборотные активы» аналитический учет ведутпо каждому объекту строительства или приобретения. В бухгалтерском учете затраты по строительству группируются по структуре расходов, определяемой сметной документацией. Можно рекомендовать вести учетпо следующей структуре расходов: · строительные работы; · работы по монтажу оборудования; · приобретение оборудования, сданного в монтаж; · приобретение оборудования,не требующего монтажа; · приобретение инструмента и инвентаря; прочие капитальные затраты. По условиям договора заказчик может поставлять подрядчику оборудование, которое подлежит установке на строящихся объектах. Для учета поступающего оборудования в бухгалтерском учете заказчика открывается самостоятельный синтетический счет07 «Оборудование к установке». По дебету этого счета отражают затраты на оборудование, поступившее на склад организации и требующее монтажа. Указанные затраты складываются из стоимости оборудования по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке оборудования, заготовительных расходов (включая комиссионные вознаграждения посредническим фирмам), стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины и пр. Приобретение оборудования для монтажа на счетах бухгалтерского учета отражается следующей записью: Д-т 07 «Оборудование к установке» К-т60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Но приобретение оборудования и оприходование его на складе еще не означает капитальных вложений в полном смысле слова. Только после фактический передачи его подрядчику для монтажа насчетах делается бухгалтерская проводка: Д-т08 «Вложенияво внеоборотные активы» К-т 07 «Оборудование к установке». Подрядчик, получивший от заказчика оборудование для использования в строительстве объекта, учитывает такое оборудование за своим бухгалтерским балансом, т.е. на забалансовом счете005 «Оборудование, принятое для монтажа». Если подрядчик обеспечивает строительство необходимым оборудованием, то его стоимость отражается у заказчика на счете08 «Вложения во внеоборотные активы» вместе со стоимостью монтажа и прочих работ (согласно выставленному счету). Порядок учета затрат по строительным работам и по монтажу оборудования зависит от способа их производства - подрядного или хозяйственного. При подрядном способе выполненные и оформленные строительные и монтажные работы отражаются у застройщика на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по договорной стоимости согласно принятым к оплате счетам подрядной организации (включая налог на добавленную стоимость). На счетах бухгалтерского учета эта операция отражается следующей записью; Д-т08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Задолженность по мере оплаты счетов уменьшается,что отражается по: Д-т60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 51 «Расчетные счета»,55 в Специальные счета в банках», 52 «Валютные счета». Если оплата производится зачетом взаимных требований или в соответствии с договором по уступке денежного требования; Д-т60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Порядок расчетов за выполненные строительными и монтажными организациями работы регламентируется договором подряда, в котором может предусматриваться авансирование затрат под незаконченные работы. В этомслучае перечисленные заказчиком денежные средства отражаются как авансы выданные, т.е. делается запись: Д-т60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 51 «Расчетные счета»,55 «Специальные счета в банках». Строительная организация отражает этисредства как затраты по незавершенному производству и как авансы полученные. Стоимость оплаченных заказчиком этапов работ подрядчик показывает; Д-т46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» К-т 90 «Продажи». Одновременно сумма затрат поуже законченным и принятым этапам работ списывается: Д-т 90 «Продажи» К-т 20 «Основное производство», Суммы поступивших от заказчиков средств в оплатупринятых этапов отражаются: Д-т51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По окончании всех этапов работ в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов списывается; Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Стоимость полностью законченных работ погашается полученными ранее авансами: Д-т 62 «Расчеты с покупателями изаказчиками » К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и суммами, полученными от заказчика при окончательном расчете: Д-т51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счёта в банках», 52 «Валютные счета» К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При хозяйственном способе производства строительно-монтажных работ учет затрат ведется также на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражаются фактически произведенные застройщиком затраты и отражаются на счетах следующим образом: Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,51 «Расчетные счета»,50 «Касса» и др. Когда строительные организации выполняют капитальные вложения для собственных нужд, они учитывают свои затраты до полного их завершения на счете 20 «Основное производство» (или 23 «Вспомогательные производства», если производства, выполняющие строительные работы, действуют в составе организации, носостоят на внутрихозяйственном расчете); Д-т 20 «Основное производство» или23 «Вспомогательные производства» К-т 10 «Материалы»,70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и пр. По окончании данных работ затратысписывают: Д-т90 «Продажи» К-т 20 «Основное производство». И одновременно: Д-т08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т 90 «Продажи». На произведенные капитальные работы для собственных нужд начисляется налог на добавленную стоимость: Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам». Ввод объектов основных средств в эксплуатациюотражается на счетах бухгалтерского учета: Д-т 01 «Основные средства» К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы». При постановке на учет объектов основных средств-(зданий, сооружений и пр.) необходимо иметь основание, т.е. первичный документ, подтверждающий факт совершения операции и переход права собственности. Основанием для осуществления данной операции является утвержденный руководителем организации акт приемки-передачи основных средств, а также документ, подтверждающий право собственности на объект. Право собственности навновь приобретаемый (построенный) объект недвижимости возникает с момента государственной регистрации прав на него. До перехода права собственности на объект основных средств они по счету01 «Основные средства» не отражаются (амортизация по ним не начисляется и на себестоимость продукции не относится), а учитываются на счете08«Вложения во внеоборотные активы». Важная задача бухгалтерского учета капитальных вложений - определение всей совокупности затрат, относящихся квозведенному объекту строительства, его реконструкции или приобретению. Эти затраты по окончании строительства будут определять инвентарную (первоначальную) стоимость вводимых в эксплуатацию объектов - зданий, сооружений, оборудования ит.п. Как уже отмечалось, вложениями в имущество являются капитальные вложения, т.е. инвестиции не только в основные средства, но и в объекты нематериальных активов. К нематериальным активам относят приобретенные организацией за плату патенты, лицензии, товарные знаки, права по использованию природных ресурсов и производственной информации и др. Приобретение нематериальных активов отражается. По счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» на самостоятельном субсчете к этому счету — «Приобретение нематериальных активов». Согласно принятым к оплате счетам поставщиков, делается следующая бухгалтерская запись: Д-т08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение нематериальных активов» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 « Расчеты сразными дебиторами и кредиторами». Налог на добавленную стоимостьна основании счетов от поставщиков отражается следующей записью; Д-т19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» К-т60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Оплата счетов поставщиковпроизводится обычнымспособом и отражается на счетах: Д-т60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т 51 «Расчетные счета» (или другие счета денежных средств).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заработная плата - основной источник дохода персонала организации, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления. Основным законодательным документом по вопросам организации и оплаты труда является Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ). Существует также целый перечень документов, регламентирующих организацию оплаты труда, которые дополняют и расширяют КЗоТ РФ.
1. Документальное оформление учета численности работников, отработанного времени и выработки.
Первичный учет численности персонала организации осуществляется на основании следующих документов: · приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. № Т-1) · личная карточка (ф. № Т-2) · приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. № Т-5) · приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6) · приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8) · табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12), табель учета использования рабочего времени (ф. № Т-13) · расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49) · расчетная ведомость (ф. № Т-51) · платежная ведомость (ф. № Т-53) · лицевой счет (ф. № Т-54 и № Т-54а)
Важнейшими показателями, отражающими затраты труда, являются нормы труда, которые устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Законодательством о труде предусмотрены следующие виды норм труда: норма выработки - количество продукции, которое работник (группа работников) определенной квалификации должен произвести в единицу рабочего времени; норма времени - количество рабочего времени (в часах, минутах), которое должен затратить работник (группа работников) определенной квалификаций на производство единицы продукции (работ, услуг); норма обслуживания - количество объектов (единиц оборудования, производственных площадей, рабочих мест и т.д.), которые работник (группа работников) должен обслужить в единицу времени (за час, рабочий день, рабочую смену, рабочий месяц); норма численности - количество работников соответствующей квалификации для выполнения определенного объема работ (производственной, управленческой функции).
В зависимости от характера производства для учета выработки продукции применяются различные первичные документы - наряд на сдельную работу, маршрутный лист, рапорт о выработке и др. В условиях массово-поточного производства выработка учитывается по приемке готовой продукции. Выработка каждого члена бригады устанавливается на основании рапортов о выработке, заполняемых мастером. При серийном производстве выработка учитывается при помощи маршрутных листов в сочетании с рапортом бригадира или мастера, где фиксируется приемка работ (их объем) за смену. При индивидуальном или мелкосерийном характере производства выработка учитывается, как правило, при помощи нарядов на сдельную работу Их выписывают на основании технологических карт. Наряды могут выписываться на одну смену или на более продолжительный срок (до одного месяца) в зависимости от времени, необходимого для выполнения производственного задания. После приемки продукции от рабочих мастер подписывает наряд и передает его в бухгалтерию. В организациях различных отраслей материального производства применяются различные специфические системы учета использованного времени.
2. Виды, формы и системы оплаты труда. Различают два вида заработной платы: основную и дополнительную. К основной относится заработная плата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты и надбавки. Дополнительная заработная плата представляет собой выплаты за неотработанное время, предусмотренные трудовым законодательством. К таким выплатам относятся: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, выходное пособие при увольнении и т.д. Основными формами оплаты труда являются повременная и сдельная. Повременная - это форма оплаты труда, при которой заработная плата работника зависит от фактически отработанного времени и тарифной ставки работника, а не от количества выполненных работ. В зависимости от единицы учета отработанного времени применяются часовые, дневные и месячные тарифные ставки. Повременная форма оплаты труда бывает двух видов - простой повременной и повременно-премиальной. При простой повременной оплате труда заработок рабочего определяют, умножая часовую или дневную тарифную ставку его разряда на количество отработанных им часов или дней. При определении заработка других категорий работников необходимо соблюдать следующий порядок. Если работник отработал все рабочие дни месяца, то оплата составит установленный для него оклад. Если в данном месяце отработано неполное число рабочих дней, то заработок определяется путем деления установленной ставки на календарное количество рабочих дней. Полученный результат умножается на количество оплачиваемых за счет организации рабочих дней. При повременно-премиальной оплате труда к сумме заработка по тарифу прибавляют премию, которая устанавливается в процентном отношении к тарифной ставке. Премии выплачиваются в соответствии с положениями о премировании, которые разрабатываются, утверждаются в каждой организации. В положениях предусматриваются конкретные показатели и условия премирования, при соблюдении которых у работника возникает право требовать соответствующую премию. К таким показателям относятся: выполнение производственных заданий, экономия сырья, материалов, энергии, рост производительности труда, повышение качества производимой продукции, освоение новой техники и технологии и др. Сдельная форма оплаты труда применяется тогда, когда можно учитывать количественные показатели результата труда и нормировать его путем установления норм выработки, норм времени, нормированного производственного задания. При сдельной форме труд работников оплачивается по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведённой продукции (выполненной работы и оказанной услуги). Сдельная форма оплаты труда имеет несколько систем; · прямая сдельная - когда труд работников оплачивается за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ, исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации; · сдельно-прогрессивная - при которой оплата повышается за выработку сверх нормы; · сдельно-премиальная - оплата труда включает премирование за перевыполнение норм выработки, достижение определенных качественных показателей: сдачу работ с первого требования, отсутствие брака, экономию материалов; · косвенно-сдельная - применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих (наладчиков, комплектовщиков и др.). Размер их заработка определяется в процентах от заработка основных рабочих, труд которых они обслуживают. Расчет заработка при сдельной форме оплаты труда осуществляется по документам о выработке (наряд на сдельную работу, в котором указывается норма выработки и фактически выполненная работа, распоряжение о премировании за перевыполнение плана, аккордное задание, цеховой наряд на выполнение задания цехом). Сдельные расценки не зависят от того, когда выполнялась работа: в дневное, ночное или сверхурочное время. Во многих крупных и средних организациях используется тарифная система оплаты труда - совокупность нормативов, с помощью которых регулируется уровень заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от квалификации; сложности выполняемой работы; условий, характера и интенсивности труда; условий (в том числе природно-климатических) выполнения работ; вида производства. Основными элементами тарифной системы являются: тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки, тарифные ставки, тарифные коэффициенты, надбавки и доплаты за работу с отклонением от нормальных условий труда. Тарифно-квалификационный справочник содержит подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации исполнителя. Требуемая квалификация при выполнении той или иной работы определяется разрядом. Размер оплаты труда рабочего возрастает по мере повышения разряда выполняемой им работы. Более высокий разряд соответствует работе повышенной сложности. Тарифная сетка - это таблица с почасовыми или дневными тарифными ставками, начиная с первого, низшего разряда. В настоящее время в основном применяются шестиразрядные тарифные сетки, дифференцированные в зависимости от условий работы. В каждой сетке предусматриваются тарифные ставки для оплаты работ сдельщиков и повременщиков. Тарифная ставка - это размер оплаты за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени (час, день, месяц - это зависит от конкретного типа выполняемой работы, так как не всегда за час или день можно оценить ее конечный результат). Тарифная ставка всегда выражается в денежной форме, и ее размер возрастает по мере увеличения разряда. Разряд - это показатель сложности выполняемой работы и уровня квалификации рабочего. Соотношение между размерами тарифных ставок в зависимости от разряда выполненной работы определяется с помощью тарифного коэффициента, который указывается в тарифной сетке для каждого разряда. Тарифный коэффициент первого разряда равен единице. Размер тарифной месячной ставки первого разряда не может быть ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренного законом. Начиная со второго разряда, тарифный коэффициент возрастает и достигает своей максимальной величины для самого высокого разряда, предусмотренного тарифной сеткой. Соотношение тарифных коэффициентов первого и последнего разрядов называют диапазоном тарифной сетки. Для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих, как правило, применяются должностные оклады, которые устанавливаются администрацией организации в соответствии с должностью и квалификацией работника. Для этих работников могут устанавливаться и иные виды оплаты труда: в процентах от выручки, в долях от полученной прибыли и система плавающих окладов, которая" в последнее время стала получать все более широкое применение. Система плавающих окладов предусматривает, что в конце каждого месяца при окончании работы и оплате труда каждого работника формируются новые должностные оклады на следующий месяц. Размер оклада повышается (или понижается) за каждый процент роста (или снижения) производительности труда на обслуживаемом данным специалистом участке работы при условии выполнения задания по выпуску продукции. Такая система призвана стимулировать ежемесячное повышение производительности труда и хорошее его качество, так как при ухудшении этих показателей оклад на следующий месяц снижается. Оплата труда руководителей государственных организаций имеет свои особенности. Согласно Положению об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций, оплата их труда состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности организации. Должностной оклад устанавливается в зависимости от величины тарифной ставки разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором в данной организации, согласно следующим показателям:
Размер должностного оклада в указанных пределах устанавливается с учетом сложности управления организацией, ее технической оснащенности и объемов продукции. Должностной оклад руководителя государственной организации повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данной организации путем внесения изменений в трудовой договор (контракт). Договоры гражданско-правового характера. С работниками, не входящими в штат организации, но привлекаемыми со стороны для выполнения конкретных работ, которые организация не может выполнить своими силами, трудовые взаимоотношения, как правило, оформляются договорами гражданско-правового характера (подряда, поручения, аренды и др.). Эти работники не подчиняются внутреннему распорядку организации, выполняют работу в любое удобное для себя время, и их отношения с организацией регулируются ГК РФ. При заключении договоров с предпринимателями без образования юридического лица следует учитывать, что для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности требуются лицензии. Если договор заключен при отсутствии лицензии (просроченной лицензии), то он в судебном порядке может быть признан недействительным. Наиболее распространенной формой договоров гражданско-правового характера является договор подряда. 3. Порядок расчета средств на оплату труда. Расчет заработной платы при повременной форме отплаты труда производится на основании табелей, в которых отмечается число отработанных дней и часов. Причитающаяся заработная плата определяется путем деления установленной месячной ставки на календарное количество дней и умножения полученного результата на фактически отработанное время. При часовой или дневной оплате заработок определяется путем умножения тарифной ставки за час или за день на число оплачиваемых часов или дней. При сдельной форме оплаты труде заработок рассчитывается путем умножения сдельной расценки, указанной в первичных документах о выработке, на количество произведенных работ, изготовленных деталей и выполненных операций.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |