Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет денежных средств на расчетных и специальных счетах в банках




Общая схема учета затрат на производство.

Общая схема учета затрат на производство представляет собой определенную последовательность выполнения учетных работ. Все учетные работы и процедуры можно условно разде­лать на четыре этапа.

На первом этапе все фактические затраты в течение отчетного месяца на основании первичных документов по расходу материалов, начислению и распределению оплаты труда, начислению амортизации основных средств и нематериальных активов, по расходам денежных средств и пр. отражаются на основных калькуляционных и собирательно-распредели­тельных счетах:

Д-т 20 «Основное производство» - по прямым затратам на изготовление

продукции (работ или услуг);

Д-т 25 «Общепроизводственные расходы» -по расходам на обслуживание и

управление отдельным структурным подразделением (цехом,

производ­ством, мастерской);

Д-т26 «Общехозяйственные расходы» - по расходам на общее обслуживание и

управление организаци­ей;

Д-т 28 «Брак в производстве» - на потери от изготовле­ния бракованной

продукции;

К-т02 «Амортизация основных средств», ХО «Материа­лы», 70 «Расчеты с

персоналом по оплате труда», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 60

«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

 

На втором этапе распределяются общепроизводст­венные и общехозяйственные расходы. Учтенные предварительно на счетах 25 и 26, эти расходы сначала распределяются между выпущенной готовой продукцией и остатками незавер­шенного производства. Затем общепроизводственные и обще­хозяйственные расходы распределяются между отдельными видами продукции, работ и услуг и относятся в дебет счета 20 «Основное производство» (или 90 «Продажи»).

На третьем этапе при наличии производственного брака на счете 28 «Брак в производстве» выявляются оконча­тельные потери от брака. Такие потери определяются путем со­поставления себестоимости забракованной продукции и затрат по исправлению брака с суммами стоимости его по цене воз­можного использования и возмещениями, удержанными с ви­новников брака. Окончательные потери от брака, определен­ные по счету 28, списываются:

Д-т 20 «Основное производство»

К-т 28 «Брак в производстве».

Таким образом, после завершения трех этапов на счете 20 «0сновное производство» собираются все прямые и косвенные затра­ты на производство продукции (работ, услуг) за отчетный месяц.

На четвертом этапе определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции, т.е. устанавливаются и оцениваются остатки незавершенного про­изводства на конец месяца. Стоимость остатков незавершенно­го производства остается как сальдо на конец месяца (или нача­ло следующего) на счете 20 «Основное производство» по каждо­му виду продукции. Затем по данным о фактических затратах, произведенных за месяц, изменениях остатков незавершенного производства и затратах, уменьшающих фактические расходы, определяют фактическую производственную себестоимость вы­пущенной из производства готовой продукции. Эта сумма спи­сывается со счета 20 «Основное производство» и отражается бухгалтерской записью (в зависимости от выбранной организа­цией методики):

Д-т 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» или

Д-т 43 «Готовая продукция»

К-т 20 «Основное производство».

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 
 



1. Готовая продукция, ее виды, оценка и синтетический учет.

Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полно­стью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или техническим условиям, принятые на склад или заказчиком (покупателем), а также выполненные работы и ока­занные услуги.

Продукция по видам подразделяется на:

валовую - полная стоимость законченных готовых изделий, выработанных организацией за отчетный период;

валовой оборот (валовой выпуск) - стоимость всех изделий, полуфабрикатов, выполненных работ и оказанных услуг, включая незавершенное производство;

реализованную (проданную) - валовая продукция за выче­том остатков готовой продукции, незавершенного производ­ства, полуфабрикатов, инструментов и запасных частей соб­ственной выработки;

сравнимую - продукцию, которая производилась организа­цией и в предыдущем отчетном периоде;

несравнимую - продукцию, которая в отчетном периоде производилась впервые.

Оценка готовой продукции в настоящее время осуществля­ется по:

.• фактической производственной себестоимости - представ­ляет собой сумму всех затрат, связанных с изготовлением продукции (собирается полностью только на счете 20 «Ос­новное производство»),

нормативной или плановой производственной себестои­мости - определяют и отдельно учитывают отклонения фактической производственной себестоимости за отчет­ный месяц от плановой (нормативной) себестоимости (от­клонения выявляют на счете 40 «Выпуск продукции (ра­бот, услуг)»);

учетным ценам (оптовым, договорным и т.д.) - обособленно учитывается разница между фактической себестоимостью и учетной ценой. До настоящего времени данный вариант оценки готовой продукции был наиболее распространен­ным, но теперь в связи с резкими изменениями в ценообра­зовании применяется реже;

продажным ценам и тарифам (без НДС и налога с продаж) -имеет самое широкое применение;

неполной (сокращенной) производственной себестоимости (метод «директ-костинг») - себестоимость готовой продук­ции определяется по фактическим затратам без учета обще­хозяйственных расходов.

Для учета наличия и движения готовой продукции предна­значен активный счет 43 «Готовая продукция»; продукция, подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на указан­ном счете не учитывается.

Синтетический учет готовой продукции можно вести в двух вариантах: без использования счета 40 «Выпуск продукции (ра­бот, услуг)» и с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)».

В первом случае (без счета 40) готовую продукцию учитыва­ют на счете 43 «Готовая продукция» по фактической производ­ственной себестоимости. В то же время аналитический учет от­дельных видов готовой продукции отражают по учетным ценам с выделением отклонений фактической себестоимости от стои­мости готовой продукции по учетным ценам.

Готовая продукция, передаваемая из производства на склад, в течение месяца учитывается на счете 43 «Готовая про­дукция» по учетным ценам. При этом делают бухгалтерскую запись:

Д-т 43 «Готовая продукция»

К-т 20 в Основное производство».

В конце месяца исчисляют фактическую себестоимость оп­риходованной готовой продукции и определяют отклонение фактической себестоимости продукции от ее стоимости по учет­ным ценам.

Если фактическая себестоимость оказывается больше учет­ной цены, то делают дополнительную проводку:

Д-т 43 «Готовая продукция»

К-т 20 «Основное производство».

Когда фактическая себестоимость продукций меньше учет­ной цены, то разницу списывают способом «красное сторно»:

Д-т 43 «Готовая продукция»

К-т20 «Основное производство».

В случае, когда готовая продукция полностью используется в самой организации, она приходуется:

Д-т 10 «Материалы», 21 «Полуфабрикаты собственного производства» и др.

К-т 20 «Основное производство».

Счет 43 «Готовая про­дукция» в этом случае не используется.

Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию списывают по учетным ценам в зависимости от принятого мето­да учета продажи продукции:

Д-т 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость

продаж»

К-т 43 «Готовая продукция».

В конце месяца определяют отклонение фактической себе­стоимости отгруженной (проданной) продукции от ее стоимо­сти по учетным ценам и отражают это отклонение дополнитель­ной проводкой или способом «красное сторно»:

Д-т 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость

продаж»

К-т 43 «Готовая продукция».

Во втором случае при использовании для учета затрат на производство продукции счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» синтетический учет готовой продукции на счете 43 «Го­товая продукция» ведется по нормативной или плановой себе­стоимости.

При передаче готовой продукции из производства на склад в течение месяца делается запись:

Д-т 43 «Готовая продукция»

К-т 40 «Выпуск продукций (работ, услуг)».

В конце месяца исчисленная фактическая себестоимость го­товой продукции списывается:

Д-т 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

К-т 20 «Основное производство».

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» активно-пас­сивный. По дебету этого счета отражается фактическая себе­стоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту - норматив­ная или плановая себестоимость. Сопоставляя дебетовый и кре­дитовый обороты счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», определяют отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой. Это отклонение списывается;

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

К-т 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой списывается дополнительной про­водкой, а экономия - способом «красное сторно». Счет 40 «Вы­пуск продукции (работ, услуг)» закрывается и сальдо на конец месяца не имеет.

На реализованную (проданную) в течение месяца готовую продукцию по нормативной или плановой себестоимости дела­ется запись:

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

К-т 43 «Готовая продукция»

 

Пример. "Синтетический учет готовой продукции ведет­ся по нормативной (плановой) себестоимости, которая состав­ляет 12 000 руб. В конце месяца была определена фактическая себестоимость готовой продукции в сумме 10 000 руб. Продук­ция в течение месяца была продана.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи;

1. Оприходована на склад готовая продукция по норматив­ной (плановой) себестоимости –

Д-т 43 «Готовая продукция»

К-т 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» -12000руб.

 

2. Списана реализованная готовая продукция по норматив­ной (плановой)

себестоимости —

Д-т 90 «Продажи»,субсчет «Себестоимость продаж»

К-т 43 «Готовая продукция» - 12 000 руб.

 

3. В конце месяца списана фактическая производственная себестоимость готовой продукции –

Д-т 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

К-т 20 «Основное производство» - 10 000 руб.

 

4. Списано отклонение фактической производственной себе­стоимости от нормативной себестоимости (экономия) –

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

К-т 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» - 2 000 руб-

(«красное сторно»).

 

2. Учет отгрузки продукции.

Отгрузка (отпуск) готовой продукции производится в по­рядке продажи в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.

В договорах на поставку продукции указываются следую­щие реквизиты:

• наименование договора;

• обозначения договаривающихся сторон;

• характеристика предмета договора, цены и условия пла­тежа;

• сроки исполнения обязательств и возможность односторон­него отказа от

договора;

• условия упаковки, транспортировки и страхования про­дукции;

• принципы перехода права собственности;

• порядок возмещения убытков и т.д.

В договоре обязательно должно быть отражено, за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от по­ставщика до покупателя.

Франко-станция назначения означает, что расходы по дос­тавке оплачивает поставщик и включает их в отпускную цену продукций.

Франко-станция отправления означает, что поставщик оп­лачивает расходы только по погрузке готовой продукции в ва­гоны. Остальные расходы по перевозке несет покупатель.

Если готовая продукция отпускается на месте (со склада поставщика), получатель обязан предъявить доверенность на право получения груза. Отгруженная или сданная на месте из­готовления продукция, расчетные документы на которую предъявлены покупателям (заказчикам) в момент приобрете­ния, списывается со склада по учетным ценам или норматив­ной (плановой) себестоимости, что отражается бухгалтерской записью:

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

К-т 43 «Готовая продукция».

Однако если в договоре предусмотрен порядок перехода пра­ва владения, пользования и распоряжения отгруженной про­дукцией после ее оплаты, то используют активный счет 45 «То­вары отгруженные». В этом случае отгруженная продукция отражается записью;

Д-т 45 «Товары отгруженные»

К-т 43 «Готовая продукция»,

Чаще всего счет 45 «Товары отгруженные» применяют при отгрузке товаров на экспорт.

По мере оплаты расчетных документов поступившие плате­жи отражаются по:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные сче­та»

К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

Одновременно делают запись:

Д-т 90 «Продажи»,субсчет «Себестоимость продаж»

К-т 45 «Товары отгруженные».

Для определения фактической себестоимости отгруженной продукции (если ее учет на счете 43 «Готовая продукция» велся по нормативной или плановой себестоимости) необходимо опре­делить средний процент отклонений между нормативной (пла­новой) и фактической себестоимостью.

Пример. На начало месяца нормативная себестоимость остатка готовой продукции на складе составила 1 000 руб. Пре­вышение фактической себестоимости над нормативной -100 руб. В течение месяца выпущено: по нормативной себестои­мости готовой продукции на сумму 30 000 руб., фактическая себе­стоимость составила 31 500 руб; отклонение за месяц -31 500 руб. - 30 000 руб. = 1 500 руб. (перерасход). Средний про­цент отклонений (перерасхода) равен:

(100 руб.+1500 руб.): (1000 руб.+30 000 руб.) х 100% =5,16%

При наличии остатка на счете 45 «Товары отгруженные» на конец месяца по нормативной себестоимости в сумме 5000 руб. стоимость отгруженных по фактической себестоимости товаров составит:

5000 руб. х (100% +5,16%): 100% =5 258 руб.

На счете 45 «Товары отгруженные» отражают также гото­вые изделия и товары, переданные другим организациям для продажи на комиссионных или других условиях.

 

3. Учет расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг.

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, к расходам, связанным с про­дажей продукции (работ, услуг), относятся расходы:

• на затаривание и упаковку изделий на складах готовой про­дукции;

• по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны,

суда, автомобили и другие транспортные средства;

• комиссионные сборы, уплаченные сбытовым и другим по­средническим организациям;

• на рекламу;

• на представительские и другие аналогичные по назначению расходы.

Учет таких расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу».

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены сле­дующие расходы (издержки обращения);

• на перевозку товаров;

• на оплату труда;

• на аренду, на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;

• по хранению и подработке товаров;

• на рекламу и т.д.

По дебету данного счета накапливается информация о про­изведенных расходах, связанных с продажей продукции, това­ров, работ, услуг, а по кредиту - списание расходов. Учтенные на счете 44 «Расходы на продажу» суммы расходов списывают­ся полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению:

• в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упа­ковку и транспортировку (между отдельными видами от­груженной продукции ежемесячно, исходя из их веса, произведенной себестоимости или других соответствую­щих показателей);

• в организациях, осуществляющих торговую и иную посред­ническую деятельность, - расходы на транспортировку (ме­жду проданным товаром и остатком товара на конец каждо­го месяца).

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг. Списание пере­численных выше расходов отражается бухгалтерской записью:

Д-т 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

К-т 44 «Расходы на продажу».

После списания указанных расходов по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» формируется полная себестоимость проданной продукции.

Если продажа продукции учитывается по мере оплаты рас­четных документов, то расходы на продажу списываются сле­дующим образом:

Д-т 45 «Товары отгруженные»

К-т 44 «Расходы на продажу».

 

4. Учет продажи продукции.

Согласно нормативным документам по бухгалтерскому уче­ту, продукция считается проданной (реализованной) с момента ее отгрузки (отпуска) покупателям и предъявления им расчет­ных документов. Переход права собственности происходит в момент передачи продукции покупателю либо транспортной организации.

Синтетический учет продажи продукции зависит от вы­бранного метода учета продажи продукции.

Организациям для целей налогообложения разрешается оп­ределять выручку от продажи продукции (работ, услуг) либо по моменту оплаты отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), либо по моменту отгрузки и предъявления платежных документов покупателю. Выбранный момент про­дажи для целей налогообложения должен быть отражен в их учетной политике.

Независимо от выбранного метода продажи для учета про­данной продукции (работ, услуг) используется активно-пассив­ный счет 90 «Продажи», субсчет «Выручка». При помощи это­го счета выявляется результат хозяйственной деятельности организации в части произведенной и реализованной продук­ции (работ, услуг).

На счете 90 «Продажи» предусмотрено открытие отдельных субсчетов;

90-1 «Выручка» - предназначен для учета выручки от про­даж продукции, товаров, работ, услуг;

90-2 «Себестоимость продаж» - предназначен для учета себестоимости проданной продукции (товаров, работ, ус­луг);

90-3 «Налог на добавленную стоимость» - предназначен для учета НДС, включенного в цену проданной продукции (това­ров, работ, услуг);

90-4 «Акцизы» - предназначен для учета суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров);

Аналогично может предусматриваться субсчет для учета на­лога с продаж и других целевых платежей, составляющих цены;

90-9 - «Прибыль/убыток от продаж» - предназначен для определения финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестои­мость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение от­четного года.

В течение месяца на счете 90 «Продажи» стоимость отгру­женной (отпущенной) продукции (включая НДС, акцизы, на­лог с продаж и другие аналогичные платежи) отражается за­писью:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

Одновременно себестоимость отгруженной или предъявлен­ной покупателю продукции списывается:

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

К-т 43 «Готовая продукция».

На сумму НДС и других аналогичных платежей, полученных в составе выручки при методе продажи «по отгрузке», де­лается запись:

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При методе продажи «по оплате» задолженность орга­низации перед бюджетом по НДС возникает после оплаты продукции покупателем. В этом случае сумма НДС отража­ется по:

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость»

К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми».

Поступившие платежи за проданную продукцию учитыва­ют по;

Д-т 51 «Расчетные счета»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Задолженность по НДС перед бюджетом -

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При погашении задолженности перед бюджетом по НДС де­лают запись:

Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т 51 «Расчетные счета».

Денежные платежи, поступившие в порядке предваритель­ной оплаты до отгрузки продукции (выполнения работ, оказа­ния услуг), отражаются в бухгалтерском учете как кредиторская задолженность на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом делают запись;

Д-т 51 «Расчетные счета»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», суб­счет «Авансы

полученные»

После отгрузки продукции (выполнения работ, оказания ус­луг);

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», суб­счет «Авансы

полученные»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

и одновременно:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

Стоимость оплаченной, но не вывезенной с территории орга­низации-изготовителя продукции включается в объем прода­жи и в тех случаях, когда она может быть оставлена на ответст­венное хранение у поставщика. Передача изделий на ответст­венное хранение должна быть оформлена соответствующими, документами.

По окончании каждого месяца сопоставляют сумму итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и т. д. с итогом кредитовых оборотов по субсчету 90-1. Полученный результат будет представлять собой прибыль или убыток от продаж за ме­сяц. Эту сумму заключительным оборотом отчетного месяца списывают проводкой:

а) если получена прибыль -

Д-т 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от про­даж»

К-т 99 «Прибыли и убытки»;

б) если получен убыток -

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от про­даж».

Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» по окон­чании каждого месяца сальдо не имеет.

 

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



1. Учет денежной наличности в кассе, денежных документов и переводов в пути.

Денежные средства организации представляют собой сово­купность денег, находящихся в кассе, на банковских расчет­ных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выстав­ленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.

В процессе хозяйственной деятельности организации посто­янно ведут взаимные денежные расчеты. Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо налич­ными деньгами. Использование наличных денег при расчетах регламентируется Положением о правилах организации на­личного денежного обращения на территории Российской Фе­дерации, Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных Центральным банкомРФ, и др.

В кассу организации наличные деньги поступают с рас­четного счета в банке в результате платежей за товарно-мате­риальные ценности и услуги, при возврате ранее выданных сумм и пр. Для получения денег со своего расчетного счета в банке организации выдается чековая книжка. Чтобы снять наличные деньги с расчетного счета, бухгалтер заполняет де­нежный чек, подписывает его вместе с руководителем и пере­дает кассиру.

Факт получения денежных средств оформляется приходным кассовым ордером (ф. № КО-1). Приходный кассовый ор­дер подписывается главным бухгалтером или уполномочен­ным им лицом, заверяется печатью и регистрируется в жур­нале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. № КО-3).

Наличные деньги из кассы выдаются по расходным кассо­вым ордерам (ф. № КО-2) или по другим документам (платеж­ным ведомостям, счетам, заявлениям на выдачу денег и пр.) с наложением на них специального штампа, заменяющего рас­ходный кассовый ордер.

Прием и выдача денег по кассовым ордерам производит­ся только в день их составления. Все кассовые ордера после их исполнения погашаются штампом (или надписью) «По­лучено» или «Оплачено». При выдаче заработной платы, стипендий, премий и т.д. основанием для выплат служат расчетно-платежные или платежные ведомости. В этих слу­чаях на каждого получателя расходный кассовый ордер не составляется. По истечении срока выдачи денег по ведомо­стям (трех рабочих дней) против фамилий лиц, не получив­ших причитающихся им денег, кассир ставит штамп «Де­понировано» и составляет реестр депонированных сумм. На всю сумму, выданную по ведомости, составляется расход­ный кассовый ордер.

Учет движения денег в кассе ведется кассиром в кассовой книге (ф. № КО-4).

Приходные и расходные кассовые документы, журнал реги­страции приходных и расходных кассовых ордеров и кассовая книга могут вестись как ручным, так и автоматизированным способами.

Для учета наличия и движения денежных средств в кассе используется активный счет 50 «Касса». К счету 50 «Касса» мо­гут быть открыты субсчета: 50-1 «Касса организации»; 50-2 «Операционная касса»; 50-3 «Денежные документы» и др.

Сальдо счета указывает на нали­чие суммы свободных денег в кассе на начало месяца, оборот по дебету - суммы, поступившие в кассу, а по кредиту - суммы, выданные из кассы. По окончании месяца путем сопоставления итогов оборотов по дебету и кредиту счета 50 «Касса» выводит­ся сальдо наличных денег на конец месяца. Его сверяют с остат­ком в кассовой книге.

В сроки, определенные руководством, но не реже, чем ус­тановлено действующими нормативными документами, в кассе проводят инвентаризацию наличности. Результаты та­кой инвентаризации оформляют актом. Излишки денег, вы­явленные инвентаризацией, приходуют в кассу и зачисляют в доход организации. На счетах это отражается следующей записью:

Д-т 50 «Касса»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостача денег в кассе подлежит взысканию с материально ответственного лица (кассира), что и отражается бухгалтерской записью:

Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т 50 «Касса»

и одновременно:

Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В случае, если во взыскании с виновных лиц отказано судом или они не найдены, убытки списываются на финансовые ре­зультаты организации:

Д-т.91 «Прочие доходы и расходы»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Наличные деньги, полученные с расчетного счета в кассу ор­ганизации, расходуются строго по целевому назначению (цели, на которые получены деньги, указываются на оборотной сторо­не чека). Неиспользованный остаток денег сдается в кассу бан­ка. Возврат денег на расчетный счет оформляется расходным кассовым ордером.

Иногда в финансово-хозяйственной деятельности органи­зации возникает разрыв во времени между зачислением денег на расчетный счет в учреждении банка и списанием их из кас­сы (инкассация, сдача денег в кассы почтовых отделений для зачисления на счета организации и т.д.). Для этих целей ис­пользуют счет 57 «Переводы в пути». Основанием для приня­тия на учет сумм по этому счету являются квитанции учреж­дений банков и почтовых отделений, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторами банка и пр. На счетах бухгалтерского учета эти операции отражаются сле­дующим образом:

Д-т 57 - «Переводы в пути»,

К-т 50 «Касса» - сделан денежный перевод

Д-т 51 «Расчетные счета»

К-т 57 «Переводы в пути» - зачислены деньги на счет в банке.

В кассе могут храниться не только наличные денежные средства, но и ценные бумаги и денежные документы. К ним относятся оплаченные путевки в дома отдыха и санато­рии, акции акционерных обществ, почтовые и вексельные марки, марки госпошлины, оплаченные авиабилеты, про­ездные билеты и т.д. Денежные документы учитывают по номинальной стоимости. Поступление и выдача ценных бу­маг производится по приходным и расходным ордерам с последующим составлением кассиром отчета по их движе­нию.

Аналитический учет денежных документов ведут по их ви­дам, а синтетический - на самостоятельном субсчете к синтети­ческому счету 50 «Касса». По дебету этого счета отражается стоимость приобретенных документов в корреспонденции со счетами денежных средств и расчетов.

Оплаченные наличными деньгами путевки в санатории, пансионаты отражаются бухгалтерской записью:

Д-т 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы»

К-т 50 «Касса», субсчет 50-1 «Касса организации»

При выдаче путевок персоналу бесплатно или с частичной оплатой делают запись:

Д-т 50 «Касса», субсчет 50-1 «Касса организации» - на сумму частичного

платежа

Д-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)» - на суммы,

оплаченные организацией

К-т 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы».

Бланки строгой отчетности (трудовые книжки и вкладные листы к ним, квитанции путевых листов автотранспорта и пр.) учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности».

 

В процессе хозяйственной деятельности между организа­циями возникают различные расчетно-денежные отношения в связи с поставкой материалов и оплатой услуг, продажей гото­вой продукции, с выполнением различных финансовых обяза­тельств (платежи в бюджет, отчисления во внебюджетные фон­ды, погашение ссуд банкам и т.п.). Указанные расчеты осуществляются безналичными платежами, т.е. перечислени­ем денежных средств через отделения банка с расчетного счета плательщика на счет получателя.

Движение средств на расчетном счете оформляется банков­скими платежными документами. К таким документам отно­сятся: объявления о взносе наличными, платежные поручения, платежные требования, платежные требования-поручения, чеки и аккредитивы, банковские пластиковые карточки.

В бухгалтерском учете организации для учета этих опера­ций открывают самостоятельный активный синтетический счет 51 «Расчетные счета», в котором указанные в выписке бан­ка операции записывают наоборот: поступления (увеличение количества денежных средств) - в дебет счета, а выбытие (уменьшение) - в кредит счета. Это вытекает из того, что для банка «Расчетные счета» имеют не денежный, а расчетный ха­рактер (банк по этому счету учитывает свои обязательства пе­ред клиентами).

Наряду с расчетными счетами организации могут иметь сче­та для учета денежных средств целевого назначения, находящихся в аккредитивах, платежных чековых книжках и иных платежных документах (кроме векселей) и предназначенных для финансирования капитального строительства и других те­кущих расходов.

Учет данных средств ведется в порядке, аналогичном поряд­ку отражения операций по расчетному счёту, но на активном синтетическом счете 55 «Специальные счета в банках», кото­рый имеет несколько субсчетов, открываемых для учёта движе­ния отдельных платежных документов.

Зачисление денежных средств на специальные счета отра­жается следующей бухгалтерской записью:

Д-т 55 «Специальные счета в банках»

К-т 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосроч­ные кредитам и

займам».

По мере использования этих средств (на основе выписок бан­ка) производится запись:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 55 «Специальные счета в банках».

Оставшиеся (неиспользованные) средства возвращаются на тот счет в банке, с которого они были перечислены, и отражают­ся бухгалтерской записью:

Д-т 51 «Расчетные счета»

К-т 55 «Специальные счета в банках».

На отдельных субсчетах, открываемых к этому счету, от­ражают движение обособленно хранящихся в банках средств целевого финансирования. К ним можно отнести: субсидии государственных органов, средства на финансиро­вание учреждений социально-культурного назначения, средства на финансирование отдельных объектов капиталь­ных вложений и пр.

Получение средств финансирования отражается записью:

Д-т 55 «Специальные счета в банках»

К-т 86 «Целевое финансирование».

При использовании средств делается проводка:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными

дебиторами и кредитора­ми» и др.

К-т 55 «Специальные счета в банках».

По окончании строительства или финансирования других расходов (на сумму использованных средств) составляется сле­дующая бухгалтерская запись:

Д-т 86 «Целевое финансирование»

К-т 83 «Добавочный капитал».

В настоящее время в России активно распространяется но­вая для юридических и физических лиц форма расчетов - рас­четы с использованием банковских корпоративных карт, или, как их еще называют, пластиковых карт. Банковская пласти­ковая карта - персонифицированное платежное средство, предназначенное для оплаты товаров, работ или услуг, а так­же получения наличных денег в банковских учреждениях и банкоматах.

При отражении выдачи под отчет работнику пластиковой карты на счетах бухгалтерского учета делается следующая запись:

Д-т 71 «Расчеты с под отчетными лицами»

К-т 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Корпо­ративные банковские

карты».

После представления и утверждения авансового отчета под­отчетного лица о произведенных расходах на счетах бухгалтер­ского учета делается запись:

Д-т 10 «Материалы», 26 «Общехозяйственные расхо­ды»» 44 «Расходы на

продажу» и др.

К-т71 «Расчёты с подотчетными лицами».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.