План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
1. Основные средства и другие вложения Основные средства Износ основных средств Долгосрочно арендуемые основные средства Нематериальные активы Амортизация нематериальных активов Долгосрочные финансовые вложения Долгосрочные ценные бумаги Капитальные вложения
2. Производственные запасы
Материалы Животные на выращивании и откорме Малоценные и быстроизна- шивающиеся предметы (МБП) Износ МБП Переоценка материальных ценностей Заготовление и приобретение материалов Отклонение в стоимости материалов НДС по приобретенным ценностям
3. Затраты на производство Основное производство Полуфабрикаты собственного производства Общепроизводственные расходы Общехозяйственные расходы Брак в производстве Обслуживающие производства и хозяйства Некапитальные работы Расходы будущих периодов Выполненные этапы по незавершенным работам Выпуск продукции (работ, услуг)
4. Готовая продукция товары и реализация Готовая продукция Товары Торговая наценка Коммерческие расходы Издержки обращения Товары отгруженные Реализация продукции (работ, услуг) Реализация и прочее выбытие основных средств Реализация прочих активов
5. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения Касса Расчетный счет Валютный счет Специальные счета в банках Денежные документы Переводы в пути Краткосрочные финансовые вложения
6. Расчеты Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты по авансам выданным Расчеты с покупателями и заказчиками Расчеты по претензиям Расчеты по авансам полученным Расчеты по имущественному и личному страхованию Расчеты по внебюджетным платежам Расчеты с бюджетом Расчеты по социальному страхованию и обеспечению Расчеты с персоналом по оплате труда Расчеты с подотчетными лицами Расчеты с персоналом по прочим операциям
Расчеты с учредителями Расчеты с разными дебиторами и кредиторами Расчеты с дочерними (зависимыми) организациями Внутрихозяйственные расчеты
7. Финансовые результаты и использование прибыли Прибыли и убытки Использование прибыли Оценочные резервы Доходы будущих периодов Недостачи и потери от порчи ценностей
8. Капитал и резервы Уставный капитал Резервный капитал Добавочный капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Резервы предстоящих расходов и платежей
9. Займы и финансирование Краткосрочные займы Долгосрочные займы Целевые финансирования и поступления Краткосрочные кредиты банков Долгосрочные кредиты банков Кредиты банков для работников
ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА 001 - Арендованные основные средства 002- Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 003 - Материалы, принятые в переработку 004 - Товары, принятые на комиссию 005 - Оборудование, принятое для монтажа 006 - Бланки строгой отчетности 007 - Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов 008 - Обеспечения обязательств и платежей полученные 009 - Обеспечения обязательств и платежей выданные 014 - Износ жилищного фонда 015- Износ объектов внешнего благоустройства и др. 021 -Основные средства, сданные в аренду
62 63
67 68
79
80 81 82 83
85 86 87
94 95
В страховых организациях, в связи со спецификой их хозяйственной деятельности, которая направлена на защиту имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет уплачиваемых страховых взносов, используется свой План счетов, утвержденный в 1992 году. Этот План также как и вышеописанный, имеет 9 разделов, 5 из которых называется одинаково. Кроме того, большая часть счетов в обоих планах с одинаковыми названиями, шифрами и экономическим содержанием. Однако имеются и существенные различия, обусловленные формированием страховых резервов и их размещением с целью получения прибыли, а также запретом на занятие производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью. Поэтому в Плане счетов страховых организаций отсутствуют счета, некоторые используются для производственной и торгово-коммерческой деятельности и введены счета для отражения хозяйственных операций, присущих только страховым организациям. Следует отметить, что на предприятиях с иностранными инвестициями применяется План счетов бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности предприятия, при этом бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, действующих на территории РФ, ведется по специализированному Плану счетов бухгалтерского учета коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности внешнеэкономических организаций. Этот план счетов также содержит девять разделов:
Основные средства и другие долгосрочные вложения.
Материальные запасы.
Затраты по экспорту и импорту работ и услуг.
Готовая продукция, товары и реализация.
Денежные средства.
Расчеты.
Финансовые результаты и использование прибыли.
Капитал и резервы.
Кредиты и финансирование. Забалансовые счета.
Особенность этого плана счетов состоит том, что здесь используются субсчета первого и второго порядка. Это позволяет обособленно отражать информацию о внешнеэкономической деятельности хозяйствующего субъекта. Например, счет 20 “Основное производство” имеет субсчет первого порядка - 201 “Затраты по экспорту работ и услуг”; 202 “Затраты по подрядному строительству за границей”; 203 “Затраты по импорту работ и услуг”. В свою очередь, к субсчетам первого порядка открывают субсчета второго порядка. Так, в нашем примере к субсчету 201 “Затраты по экспорту работ и услуг” предусмотрены следующие субсчета: 2011 ”Затраты по оказанию технического содействия”; 2012 ”Затраты по продаже лицензий НОУ-ХАУ”; 2014 ”Затраты по переработке экспортных товаров”. Все учреждения и организации непроизводственной сферы (школы, высшие учебные заведения, больницы и другие, стоящие на бюджете организации) осуществляют бухгалтерский учет по Плану счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов учреждений и организаций, состоящих на бюджете. Этот План счетов, служащий основой организации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении, состоит из разделов, которые объединяют счета первого порядка (синтетические) и счета второго порядка (субсчета), являющиеся подразделением счетов первого порядка. Содержание разделов плана счетов соответствует экономической группировке имущества, его источников и процессов. Каждому синтетическому счету (счету первого порядка) присвоен двузначный номер(условное числовое обозначение), а каждому субсчету (второго порядка) - трехзначный номер. Например, счет первого порядка - 20 ”Расходы по бюджету”, а счет 203 ”Расходы по бюджету на капитальные вложения” - счет второго порядка. Другой пример - счет 28 ”Реализация продукции, изделий и выполненных работ” является счетом первого порядка, а его субсчета - 282 “Реализация научно-исследовательских работ по договорам” - счетами второго порядка. План счетов бюджетных организаций состоит из 12 разделов:
Основные средства.
Материальные запасы.
МБП.
Затраты на производство и другие цели.
Денежные средства.
Внутриведомственные расчеты по финансированию.
Расчеты.
Расходы.
Финансирование.
Фонды и средства целевого назначения.
Реализация продукции.
Доходы.
Забалансовые счета, которые имеют двузначное обозначение. Например: счет 05 “Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов”.
1.3.4. Классификация счетов бухгалтерского учета
Большое количество счетов бухгалтерского учета, используемых в практике предпринимательской деятельности коммерческих организаций различных форм собственности и видов деятельности требует их упорядочения и определенной систематизации. Данная цель достигается путем классификации счетов по разным признакам. Классификация счетов представляет собой совокупность правил распределения счетов бухгалтерского учета на группы и подгруппы в соответствии с установленными признаками сходства или различия. Научно – обоснованная классификация счетов бухгалтерского учета обеспечивает понимание содержания счетов, их свойств и особенностей, правильное применение их в практической работе. В этой связи важное значение имеет классификация счетов по назначению и структуре. Классификация счетов по назначению и структуре дает ответ на вопросы: для чего нужны те или иные счета; каково их строение (структура), что отражать по дебету счета, что - по кредиту, как считать оборот, как обрабатывать счет, когда и куда списывать суммы с определенных счетов. Таким образом, классификация счетов по назначению и структуре преследует цель выяснить особенности счетов и установить счета с одинаковым назначением и строением (структурой). В соответствии с перечисленными требованиями счета в этой классификации подразделяют на два блока (см. схему 1). 1. Счета имущества и их источников; 2. Счета хозяйственных процессов и их результатов. В свою очередь счета каждого блока объединяются в отдельные группы и подгруппы. Так счета первого блока подразделяются на две группы: основные и регулирующие. Основные счета применяются для осуществления контроля за материальной обеспеченностью хозяйствующего субъекта, состоянием обязательств. Все счета данной группы при наличии остатка представлены в балансе. К ним относятся счета, учитывающие имущество и источники его образования. Поскольку по порядку отражения в этих счетах начального сальдо, разноске сумм хозяйственных операций и определения конечного сальдо они различаются, поэтому внутри основные счета объединены в следующие группы: материально-вещественные или инвентарные счета; денежные счета; фондовые счета; расчетные счета. Имущественно - денежные счета к которым относят счета 10, 12, 40, 50, 51 и др., являются активными и имеют следующую структуру:
Структура инвентарных и денежных (имущественно-денежных) счетов
Сальдо (СН) -сумма по учитываемому виду имущества на начало отчетного периода Суммы по хозяйственным операциям, вызывающие увеличение по учитываемому на этом счете виду имущества
+
Оборот (ОД)- итог сумм хозяйственных операций, отражающих по дебету счета Сальдо (СК) - сумма по учитываемому виду имущества на конец отчетного периода (СК = СН + ОД - ОК )
Суммы по хозяйственным операциям, вызывающие уменьшение учитываемого на этом счете виду имущества
-
Оборот (ОК)- итог сумм хозяйственных операций, отраженных по кредиту счета
Схема 1.Классификация счетов по назначению и структуре
Фондовые счета, к которым относят счет 85, 86, 87 и др., являются пассивными, имеют следующую структуру:
Структура фондовых счетов
Суммы по хозяйственным операциям, вызывающим уменьшение учитываемого на этом счете виду фонда Оборот (ОД) - итог сумм хозяйственных операций, отраженных по дебету счета
Сальдо (СН) -сумма по учитываемому фонду на начало месяца Суммы по хозяйственным операциям, вызывающие увеличение учитываемого фонда Оборот (ОК) - итог сумм хозяйственных операций, отраженных по кредиту счета Сальдо (СК) - сумма по учитываемому фонду на конец отчетного периода
(СК = СН + ОК - ОД )
Расчетные счета, к которым относятся счета 60, 61, 62, 69, 70, 71 и др., предназначены для отражения состояния и изменения задолженностей, которая в свою очередь может быть дебиторской (когда должны нам) и кредиторской (когда должны мы). При этом в зависимости от вида задолженности счета расчетов по структуре могут быть активными, пассивными, активно-пассивными и пассивно-активными. Активные счета этой группы отражают состояние и изменения дебиторской задолженности. К таким счетам относят, например, счет 61 “Расчеты по авансам выданным”. Пассивные счета этой группы отражают состояние и изменения кредиторской задолженности. Например, счет 64 “Расчеты по авансам полученным”. Активно-пассивныесчета - это когда счет на начало отчетного периода отражает состояние дебиторской задолженности, на конец отчетного периода эти счета могут иметь или дебетовое или кредитовое сальдо в зависимости от сумм оборотов, показывающих увеличение и уменьшение дебиторской задолженности. Например, на начало периода по счету 71 “Расчеты с подотчетными лицами” имела место дебиторская задолженность в сумме 1 500 руб. Подотчетным лицом был представлен утвержденный руководителем авансовый отчет в сумме 1 700 руб. В результате на счете 71 получается кредиторская задолженность в сумме 200 руб. Пассивно-активные счета - это когда счет на начало отчетного периода отражает состояние кредиторской задолженности, на конец отчетного периода может иметь или дебетовое сальдо или кредитовое в зависимости от состояния сумм оборотов по дебету и кредиту, показывающих соответственно уменьшение и увеличение кредиторской задолженности. Например, на начало периода по счету 60 “Расчеты с поставщиками” имела место кредиторская задолженность в сумме - 5 000 руб. Кредиторская задолженность увеличилась в течении отчетного периода в результате поступления материалов на сумму 16000 руб., с другой стороны, в результате предоплаты за поступившие материалы в сумме 25 000 руб., состояние задолженности изменилось. Она стала дебиторской в сумме 4 000 рублей. Таким образом, в зависимости от состояния начального сальдо и состояния оборотов расчетные счета имеют несколько вариантов их построения: - при начальном дебетовом сальдо:
Структура активно-пассивного счета
Сальдо - сумма дебиторской задолженности Суммы по хозяйственным операциям, вызывающих увеличение дебиторской задолженности
Суммы по хозяйственным операциям, вызывающих уменьшение дебиторской задолженности
Оборот - итог сумм хозяйственных операций по дебету Сальдо - сумма дебиторской задолженности на конец отчетного периода /сумма начального сальдо + сумма дебетового оборота - сумма оборота по кредиту/
Оборот - итог сумм хозяйственных операций по кредиту Сальдо - сумма кредиторской задолженности на конец отчетного периода /сумма оборота по кредиту - сумма начального дебетового сальдо - сумма по оборота по дебету/
- при начальном кредитовом сальдо:
Структура пассивно-активного счета
Суммы по хозяйственным операциям, вызывающих уменьшение кредиторской задолженности
Сальдо - сумма кредиторской задол- женности на начало отчетного периода Суммы по хозяйственным операциям, вызывающих увеличение кредиторской задолженности
Оборот - итог сумм хозяйственных операций по дебету Сальдо - сумма дебиторской задол- женности на конец отчетного периода /сумма оборота по дебету - сумма начального кредитового сальдо - сумма оборота по кредиту/
Оборот - итог сумм хозяйственных операций по кредиту Сальдо - сумма кредиторской задол- женности на конец отчетного периода /сумма начального кредитового сальдо + сумма кредитового оборота - сумма оборота по дебету/
Регулирующие счета предназначены для корректировки, уточнения оценки отдельных видов имущества и источников. Эти счета самостоятельного значения не имеют, а лишь изменяют или дополняют суммы в других счетах. Они применяются в учете параллельно с основным счетом и подразделяются на контрарные и дополняющие. Внутри контрарных, те из них, которые уточняют оценку некоторых видов имущества (счета 02, 05, 13) являются контр-активными и имеют следующую структуру:
Структура контр-активного счета
Оборот - уменьшение суммы, подлежащей вычету из показателей активного счета
Сальдо - сумма уменьшающая дебетовый отставок регулируемого активного счета Оборот - увеличение суммы, подлежащей вычету из показателей основного активного счета Сальдо - сумма уменьшающая дебетовый остаток регулируемого активного счета
Рассмотрим на условном примере взаимосвязь контрактивного счета 02 “Износ основных средств” с его основным счетом 01 “Основные средства”. Допустим по счету 01 ”Основные средства” отражена первоначальная стоимость нового компьютера (10 000 руб.). По истечении месяца был начислен износ по норме 12% за год в сумме 100 рублей (10 000 х 12%: 12 мес.). Записи на счетах будут представлены следующим образом:
С помощью суммы начисленного износа корректируется оценка основных средств, т.е. определяется их остаточная стоимость. В нашем примере она равна 9 900 руб. (10 000 - 100). Следовательно остаточная стоимость основных средств, как дополнительный показатель определяется с помощью контр - активного счета 02 “Износ основных средств”. При этом дополнительный показатель, характеризующий реальную оценку конкретного вида имущества, исчисляется как разница между суммой начального остатка основного активного счета и суммой остатка контр-активного счета. Полученный результат (9 900) при составлении баланса будет записан по статье “Основные средства”, тем самым подтверждая принцип реальности оценки имущества. Контрарные счета, которые уточняют оценку некоторых видов источников являются контр-пассивными. Поскольку в настоящее время в эту подгруппу можно отнести только один счет 81 “Использование прибыли”, который корректирует счет 80 “Прибыли и убытки” по платежам в бюджет, то структуру контр-пассивного счета рассмотрим на примере счет 81:
Структура регулирующего контр-пассивного счета
Сальдо на начало года - НЕТ. Суммы хозяйственных операций по использованию прибыли - платежи в бюджет. Оборот - итог сумм хозяйственных операций по платежам в бюджет за отчетный период. Сальдо текущего отчетного периода - сумма начисления в бюджет с начала года до нового отчетного периода. Сальдо на конец года - НЕТ.
Оборот - сумма корректировки прибыли за отчетный год - итог сумм хозяйственных операций по платежам в бюджет за год
Примечание: Сальдо по счета 81 возникает в текущем году с момента начисления первого платежа в бюджет и нарастает в течение года. В конце года итоговая сумма платежей в бюджет списывается в дебет счета 80, для корректировки суммы прибыли. Дополняющие - это счета, которые увеличивают оценку объекта и имеют прямую связь с основными счетами. Если основной счет активный, то и дополнительный к нему счет тоже будет активным и наооборот. Например, счет 85 “Уставный капитал”, на котором отражается размер уставного капитала, на момент образования хозяйствующего субъекта, является пассивным. На счете 87 “Добавочный капитал” отражается изменение собственного имущества. При этом уставный капитал вместе с добавочным составляют собственный капитал хозяйствующего субъекта. Таким образом, счет 87 “Добавочный капитал” увеличивает оценку объекта основного пассивного счета 85 “Уставный капитал”. Следовательно, он является регулирующим дополняющим пассивным счетом. Операционные счета - это счета, связанные с учетом хозяйственных процессов, т.е. на них отражаются и обобщаются данные хозяйственных операций, раскрывающие содержание процессов заготовления, производства и реализации. Внутри этой группы они объединены с учетом особенностей построения счета в следующие подгруппы: распределительные, калькуляционные и сопоставляющие. Распределительные счета служат для обобщения и контроля отдельных видов издержек предприятия и распределения их по отчетным периодам, центрам ответственности и носителям затрат. Эти счета подразделяются на собирательно-распределительные и бюджетно-распределительные или распределительные по периодам. Собирательно-распределительные счета предназначены для отражения (сбора) расходов, которые нельзя отнести непосредственно (прямо) на конкретный вид продукции. Например, если в цехе выпускается три вида продукции, то возникает вопрос в какой из трех видов включать сумму по оплате счета за электроэнергию, за отопление, освещение и др. аналогичные суммы. Поэтому такие расходы группируются на специальных счетах и затем по определенным правилам распределяются между видами продукции, т.е. включается в затраты по производству продукции не прямо, а косвенно. К таким счетам относятся: счет 25 “Общепроизводственные расходы”, счет 26 “Общехозяйственные расходы”, счет 43 “Коммерческие расходы”. При этом на счете 25 учитываются расходы по обслуживанию основного производства, к которым относятся расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (заработная плата вспомогательных рабочих, отчисления с их зарплаты, стоимость двигательной энергии, смазочных, обтирочных материалов, МБП и др.), износ основных средств производственного назначения, оплата труда управленческого персонала цехов, отчисления с этой оплаты, хозяйственные расходы (отопление, освещение, содержание помещений), непроизводительные потери и др. На счете 26 могут быть отражены административно-управленческие расходы (оплата труда и отчисления на социальное обеспечение с этой оплаты работникам управления, командировочные, канцелярские, почтово-телеграфные расходы), общехозяйственные расходы (износ основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендная плата за помещения общехозяйственного назначения), сборы и отчисления (налоги), непроизводительные расходы (потери от простоев по внешним причинам, недостачи и порчи материальных ценностей и др.). На счете 43 “Коммерческие расходы” обобщается информация о затратах, связанных с реализацией (сбытом) продукции. В частности, на этом счете могут быть отражены расходы на тару и упаковку готовой продукции, на доставку продукции до станции отправления, на погрузку в транспортные средства, комиссионные сборы, рекламные расходы и др. Рассмотрим структуру собирательно-распределительных счетов на примере счета 26 “Общехозяйственные расходы”.
Структура собирательно-распределительного счета
Сальдо - нет Сумма начисления износа основных средств общехозяйственного назначения. Сумма начисленной зарплаты аппарату управления. Сумма материальных ценностей использованных на содержание зданий общехозяйственного назначения. Сумма ежемесячных списаний расходов будущих периодов. Сумма оплаченных услуг полученных со стороны (освещение, отопление и т.д.). Сумма расходов на командировки и т.д. согласно инструкции. Об.- Сумма расходов за отчетный период Сальдо- нет
Списанная сумма расходов на продукцию основного производства (выполненные работы, оказанные услуги) и распределенная между подразделениями хозяйствующего субъекта и видами продукции (выполненных работ, оказанных услуг)
Об. - Списанная сумма расходов за отчетный период
Как видно из структуры счета этой подгруппы используются для отражения расходов определенного целевого назначения, подлежащие распределению в этом же отчетном периоде. Таким образом эти счета не имеют сальдо, по дебету в текущем отчетном периоде собираются расходы, по кредиту в конце отчетного периода списываются и распределяются между калькуляционными объектами пропорционально установленной (принятой в учетной политике предприятия) базе. При этом наиболее распространенными базами распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов между видами продукции (работами, услугами) являются основная зарплата производственных рабочих и прямые затраты. Для списания этих расходов составляются специальные расчеты их распределения. Рассмотрим порядок распределения на примере общехозяйственных расходов. Допустим за отчетный период (месяц) сумма по дебету счета 26 “Общехозяйственные расходы” составила 90 859 руб. Предприятие выпускает три вида изделий, за изготовление изделия А начислено основным рабочим 50 000 руб., за изделие Б - 62 500, за изделие В - 1 500 руб. Порядок определения сумм общехозяйственных расходов, приходящихся на каждый вид продукции представлен в таблице.
Таблица
Распределение общехозяйственных расходов
Виды продукции
База распределения - основной заработной плата рабочих
Процент общехо- зяйственных расходов
Сумма общехозяйственных расходов
А
50 000
39850 (50000 х 79,7:100)
Б
62 500
90859 Х 100: 114000 = 79,7%
49813 (62500 Х 79,7: 100)
В
1 500
1196 (1500 Х 79,7: 100)
ИТОГО
114 000
Что касается распределения коммерческих расходов, то часть из них включается в себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем. Это прежде всего расходы на упаковку и транспортировку. При невозможности такого отнесения они могут распределяться между отдельными видами отгруженной продукции, исходя из их веса, объема, производственной себестоимости. Бюджетно-распределительные счета обеспечивают обоснованное распределение расходов между отчетными периодами. Использование этих счетов предусматривает отнесение фактов хозяйственной жизни к тому отчетному периоду, в котором они имели место. Независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, обусловленных этими хозяйственными операциями. Это означает, что расходы и доходы признаются в учете не по тому отчетному периоду, в котором они возникли, а по отчетному периоду, к которому эти расходы и доходы относятся. В группу бюджетно-распределительных счетов входит счет 31 “Расходы будущих периодов” и счет 89 “Резерв предстоящих расходов и платежей”. На этих счетах аккумулируются доходы или расходы для последующего распределения по периодам, а также образуются резервы для осуществления расходов в будущем или по мере их возникновения. Они используются для правильного определения себестоимости и прибыли в отдельных отчетных периодах и имеют следующую структуру:
Структура бюджетно-распределительных счетов
Сальдона начало года - сумма расходов произведенных в отчетном или предыдущих периодах, но не списанных в связи с ненаступлением времени к которому они относятся. Суммы хозяйственных операций, вызывающие увеличение расходов, относящихся к будущим отчетным периодам. Оборот - сумма расходов, произведенных в отчетном периоде за счет будущих. Сальдона конец года - сумма несписанных расходов в связи с не наступлением времени, к которому они относятся
Суммы хозяйственных операций, вызывающие уменьшение расходов будущих периодов в связи со списанием части этих расходов, приходящихся на отчетный период. Оборот - итог суммы списания доли расходов, приходящихся на отчетный период.
По дебету счета 31 “Расходы будущих периодов” формируются затраты единовременного характера, произведенные хозяйствующем субъектом в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Это расходы по подписки на газеты и журналы следующего календарного периода, арендная плата, уплаченная вперед и др. аналогичные расходы. По кредиту этого счета равными долями ежемесячно списываются суммы этих расходов на счетах производственных затрат, начиная со времени к которому они относятся. Например, в ноябре месяце текущего года (1998 г.) оплачено с расчетного счета за подписку на газеты и журналы для экономических служб на I полугодие (1999 г.) - 6 000 руб. Сумма этой хозяйственной операции отражается по дебету счета 31 “Расходы будущих периодов” и будет числится на нем до января следующего года. С января (1999 г.) начнется списание суммы в размере 1/6 от суммы подписки на счета производственных затрат:
Таким образом, использование счета 31 “Расходы будущих периодов” позволяет включать единовременные расходы в себестоимость продукции (работ, услуг) в доле, относящейся к отчетному периоду. Второй счет этой группы счет 89 “Резерв предстоящих расходов и платежей” также необходим для регулирования себестоимости продукции (работ, услуг), но в этом случае предстоящие расходы и платежи планируются и под них заранее создают резервы. Так, например, в начале года запланировали провести ремонт станка в сентябре. По предварительным расчетам на этот ремонт необходимо 16 000 руб. С января месяца предприятие начнет создавать резерв, т.е. ежемесячно включать в себестоимость продукции 2 000 руб. (1/8 от запланированной суммы). Учет созданных резервов ведется на пассивном счете 89 “Резерв предстоящих расходов и платежей”, который имеет следующую структуру:
Структура бюджетно-распределительных счетов
Суммы по хозяйственным операциям, вызывающие уменьшение (целевого) резерва, в связи с его использованием на покрытие осуществленных расходов и платежей по которым был образован резерв. Оборот - итог суммы фактического использования резервов в отчетном периоде или сумма фактических расходов и платежей в отчетном периоде, на которые ранее был образован резерв.
Сальдо -сумма неиспользованного резерва на начало отчетного периода. Суммы по хозяйственным операциям, вызывающие увеличение резервов на предстоящие расходы и платежи. Оборот - итог суммы созданного согласно учетной политики резерва по предстоящим расходам и платежам в отчетном периоде. Сальдо- сумма неиспользованного резерва на конец отчетного периода.
Этот счет содержит сведения о наличии движения средств, зарезервированных в соответствии с действующими нормативными документами в целях равномерного включения в себестоимость продукции (работ, услуг) следующих расходов и платежей: - предстоящей оплаты отпусков рабочих, включая отчисления на социальные страхования и обеспечения с указанных сумм; - предстоящих издержек (расходов) по ремонту основных средств; - производственных затрат по подготовительным работам в сезонных отраслях промышленности. Формирование резервов на указанные цели осуществляется ежемесячно по установленному проценту от соответствующей базы, которой может быть зарплата рабочих при создании резервов на оплату отпусков. Например, в Приказе об учетной политике предприятия установили плановый процент отчислений в резерв на оплату отпусков в размере 8%. Ежемесячный расчет производится в следующем порядке: 1. Фактически начисленная зарплата - 200 000 2. Отчисления на социальное страхование и обеспечение - 75 000 3. Выплаты пособий по временной нетрудоспособности - 5 000 4. Отчисления в резерв на оплату отпусков: (200 000 + 75 000 + 5 000) х 8 % = 22 400
Использование суммы начисленного резерва будет отражаться по дебету счета 89 “Резервы предстоящих расходов и платежей” при начислении оплаты за отпуск рабочим. Калькуляционные счета предназначены для сбора затрат и определения себестоимости, произведенной продукции, выполненных строительных, ремонтных и других работ, оказанных услуг. Себестоимость продукции определяют по каждому ее виду, поэтому учет затрат на определенный вид продукции ведут отдельно на аналитических счетах. По структуре калькуляционные счета являются активными, однако имеют отличительную особенность по определению остатка, который свидетельствует о наличии незавершенного производства (НП). Сальдо по этому счету как конечное, так и начальное не определяется по правилам активного счета, а дается. Рассчитывается по этому счету кредитовый оборот, который означает стоимость готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Структура калькуляционного счета
Сальдона начало- НП(сумма фактических затрат прошлых периодов в незаконченной производством продукции). Суммы прямых расходов отражаемые в течении отчетного периода: материалы; зарплата; отчисления в органы социальной защиты Суммы косвенных - общепроизводственных и общехозяйственных расходов, присоединяемых в конце отчетного периода. Сальдона конец- НП(сумма фактических затрат прошлых и отчетного периодов в незаконченной производством продукции; которая определяется по данным инвентаризации)
Сумма списания фактической себестоимости (СФ) законченных производством продукции, работ услуг которая определяется расчетным путем:
СФ = НП на начало +
+ Затраты - НП на конец -
- Отходы
Сопоставляющие счета предназначены для выявления финансовых результатов путем отражения одного и того же объекта в двух оценках. К таким счетам относят: счет 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”, счет 47 “Реализация и прочие выбытие основных средств”, счет 48 “Реализация прочих активов”. Особенность этих счетов заключается в том, что их структура не увязывается со схемой построения ни активных, ни пассивных счетов. Поэтому порядок заполнения этих счетов необходимо заучить в виде следующего правила: по дебету сопоставляющих счетов отражают расходы по реализации и прочему выбытию имущества, по кредиту - доходы от этой реализации и путем сопоставления сумм, отраженных по дебету и кредиту выявляется результат от произведенных хозяйственных операций. Рассмотрим структуру сопоставляющих счетов на примере счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”:
Структура сопоставляющего счета
Фактическая себестоимость отгруженной продукции сданных работ услуг. Коммерческие расходы по отгруженной продукции. Сумма НДС на отгруженную продукцию. Прибыль
Сумма предъявленного к оплате платежа за отгруженную продукцию, сданные работы услуги по договорным ценам или Сумма зачисленная банком (предоплата) или полученная наличными за отгруженную продукцию выполненные работы, сданные услуги Убыток
Например. Выпущена из производства продукция, фактическая производственная себестоимость которой составила 1700 руб. Эта продукция отгружена покупателю: - по договорной цене 2 000 руб.; - НДС 400 руб. Итого к оплате: 2 400 руб.
Записи на счетах будут представлены следующим образом:
Как видно из разноски сумм по счетам на счете 46 аккумулируются данные для определения финансового результата. В нашем примере получена прибыль в сумме 300 руб., которая определена путем сопоставления суммы отраженной по дебету (1 700 + 400) с суммой отраженной по кредиту (2 400). Финансово-результатные счета представлены счетом 80 “Прибыли и убытки”. Финансово-результатный счет имеет следующую структуру:
Структура финансово-результатного счета
В течении отчетного года
Убытки от реализации продукции, работ, услуг, выбытия основных средств и прочих активов. Списание отрицательных курсовых разниц. Списание судебных издержек и арбитражных сборов. Штрафы, пени, неустойки, признанные предприятием к уплате. Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году. Убытки в виде некомпенсируемых потерь от стихийных бедствий и др. форс - мажорных обстоятельств. Затраты по аннулированным производственным заказам.
Прибыль от реализации продукции, услуг и выбытия основных средств и прочих активов. Положительные курсовые разницы. Штрафы, пени, неустойки полученные. Доходы полученные от долевого участия в др. предприятиях и организациях, дивиденды по акциям от обращения облигаций и др. ценных бумаг. Доходы в виде арендной платы. Суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности и т.п.
По окончании года
Списание использованной в течение года прибыли по платежам в бюджет Списание нераспределенной прибыли отчетного года.
Списание непокрытого убытка отчетного года.
Этот счет объединяет в себе широкий спектр хозяйственных операций, оказывающих влияние на финансовые результаты экономического субъекта. На начало и конец года по этому счету нет сальдо. Однако оно имеет место в текущем году и может быть как дебетовом (что означает убыток), так и кредитовым (что означает прибыль). При этом прибыль образуется когда сумма оборота по кредиту данного счета превышает сумму по дебету. В обратном случае имеет место убыток. В конце года при наличии прибыли из нее исключаются суммы платежей в бюджет, отраженные по регулирующему счету 81 “Использование прибыли”. По оставшейся сумме прибыли принимается решение о ее использовании. В случае принятия решения о распределении прибыли счет 80 “Прибыли и убытки” закрывается. Если прибыль не распределяется, то ее остаток переносится на счет 88 “Нераспределенная прибыль”. Забалансовые счета предназначены для отражения и обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении, условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Забалансовые счета (внебалансовые счета) - счета бухгалтерского учета, сальдо которых не входит в баланс. На забалансовых счетах учет ведется по простой системе без применения двойной записи. Счета этой группы подразделяются на: Депозитно-имущественные, которые отражают ценности не принадлежащие хозяйственному субъекту, но находящиеся в его пользовании или распоряжении. Это счета: счет 001 “Арендованные основные средства”, счет 002 “Товарно-материальные ценности на ответственном хранении”, счет 003 “Материалы, принятые на переработку”, счет 004 “Товары, принятые на комиссию”, счет 005 “Оборудование, принятое для монтажа”. Контрольные счета - предназначены для контроля за отдельными хозяйственным операциями, которые не отражаются в системе балансовых счетов. К ним относятся счета: 006 “Бланки строгой отчетности”, 015 “Износ объектов внешнего благоустройства”. Условных прав и обязательств - служат для получения информации о выполнении хозяйственных договоров. К ним относятся счета: 007 “Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов”, 008 “Обеспечения обязательств и платежей полученные “, 009 “Обеспечения обязательств и платежей выданные”.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление