В кругообороте имущества предприятия выделяют три взаимосвязанных процесса:
процесс снабжения (заготовления) материальными ценностями;
процесс производства продукции, работ, услуг;
процесс реализации продукции, работ, услуг.
При этом два из них - снабжение и реализация происходят в сфере обращения, и один в сфере производства (рис. 1).
Рис. 1 Кругооборот имущественного комплекса коммерческой организации При этом, коммерческая организация осуществляя свою деятельность выступает и в роли покупателя и в роли продавца. В этом случае у организации согласно российского законодательства возникают обязательства перед бюджетом. Это обуславливает тот факт, что отражение хозяйственных операций в учете процесса снабжения и в учете процесса реализации неразрывно связано с налогом на добавленную стоимость (НДС). Поэтому перед рассмотрением вопросов по формированию бухгалтерской информации основных хозяйственных процессов необходимо ознакомиться с налоговой системой РФ в целом и в частности с НДС.
2.2.1. Понятие о НДС и его связь с учетом основных хозяйственных процессов
Движение средств предприятия в хозяйственных процессах - заготовления, производства и реализации, неразрывно связано с расчетом сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет и внебюджетные фонды. Существуют два вида налогов – прямые и косвенные. Прямые налоги (тем или иным способом) уменьшают прибыль хозяйствующего субъекта: налоги, включаемые в затраты на производство; налоги, взимаемые с прибыли (дохода). Косвенные налоги перекладываются на покупателя, т.е. включаются в отпускные цены прямым дополнением к ним: налог на добавленную стоимость, акцизы. Для учета расчетов хозяйствующего субъекта с бюджетом по налогам Планом счетов предусмотрен синтетический счет 68 “Расчет с бюджетом”, аналитический учет ведется на субсчетах, открываемых в разрезе видов налогов. Что касается методики расчета сумм налогов и порядка отражения их в учете, то это зависит от механизма действия конкретного налога, устанавливаемого законодательными актами РФ. Из всех налогов наибольшую сложность по отражению его в бухгалтерском учете представляет налог на добавленную стоимость (НДС). Добавленная стоимость – это стоимость создаваемая хозяйствующим субъектом в виде прибавления собственных расходов и затрат к стоимости использованных материальных ценностей, работ и услуг, закупленных у поставщиков. Налоговая ставка НДС установлена в следующих размерах: - по продовольственным товарам (кроме деликатесных), детским товарам определенного ассортимента – 10 %; - лекарства по определенному перечню – 0 %; - все остальное – 20 %. Рассмотрим создание стоимости и возникновение обязательств перед бюджетом по НДС на примере производства изделий из дерева (см. схему 1). Пусть Лесхоз занимается заготовкой древесины, при этом создается стоимость этой древесины – 100 руб. При продаже древесины Лесозаводу на созданную стоимость Лесхоз обязан начислить НДС (20 %). Реализовывать древесину Лесхоз будет за 120 руб., из которых 20 руб. будет перечислено (уплачено) в бюджет. Таким образом, как видно из схемы 1, Лесхоз хотя и платит налог, но за счет покупателя Лесозавода. Лесозавод, занимаясь производством пиломатериалов из древесины, создал свою стоимость - 200 руб. При продаже пиломатериалов Лесозавод на созданную стоимость также обязан начислить НДС (20 %). Реализовать пиломатериалы Лесозавод будет за – 360 руб. (100 + 20 + 200 + 40), при этом НДС в цене составит 60 руб. (20 + 40), но Лесозавод перечислит в бюджет НДС в сумме 40 руб., т.к. 20 руб. уже перечислил Лесхоз. Мебельная фабрика при изготовлении дверей создала свою стоимость – 1000 руб. При продаже двери Магазину на созданную стоимость Мебельная фабрика обязана начислить НДС (20 %) и реализовываться дверь будет за 1560 руб. (300 + 60 + 1000 + 200). НДС в цене двери составит 260 руб., но перечислено в бюджет будет только 200 руб., т.к. 60 руб. уже перечислено предыдущими создателями стоимости – Лесхозом– 20 руб. и Лесозаводом – 40 руб.) (см. схему 1). Магазин, неся издержки по реализации двери в виде зарплаты продавцам и других затрат, создал свою стоимость в сумме 50 руб. При продаже двери Магазин на созданную стоимость начислит НДС (20 %) в сумме 10 руб. Таким образом, Магазин продаст дверь по цене 1620 руб. (1560 + 50 + 10) и перечислит в бюджет 10 руб. (см. схему 1). Вывод: Всеми участниками этой цепочки по изготовлению двери было заплачено в бюджет: Лесхоз (А)- 20 руб. Лесозавод (Б)- 40 руб. Мебельная фабрика (С)- 200 руб. Магазин (Д)- 10 руб. ------------- Всего: 270 руб. В бюджет перечислен НДС в сумме ровно такой, какая попала в продажную цену двери при приобретении ее покупателем в магазине (100 + 20 + 200 + 40 + 1000 + 200 + 50 + 10) = 1620 руб. Как видно из схемы 1, источником оплаты НДС в бюджет у предприятий А, Б, С и Д будет покупатель в магазине или тот, кто будет последним в этой цепочке. Уяснив механизм формирования информации об определении и перечисление сумм НДС в бюджет, рассмотрим порядок отражения сумм НДС на счетах бухгалтерского учета. Как видно из схемы 1, при закупке материальных ценностей, у поставщиков оплачивается одновременно и НДС по ним. После того, как предприятие произведет из этих материальных ценностей продукцию и реализует ее (отгрузит покупателям), то оно обязано с отпускной цены начислить сумму НДС в бюджет. Но в бюджет должна перечисляться не начисленная сумма, а разница между начисленной суммой и уплаченной суммой НДС поставщику. Так в нашем примере Лесозавод, приобретая древесину за 120 руб., в том числе НДС 20 руб., при реализации пиломатериала Мебельной фабрике его стоимость (300 руб.) будет складываться из стоимости древесины 100 руб. и вновь созданной стоимости 200 руб. При реализации пиломатериала будет начислен НДС в сумме 60 руб. (300 х 20 %). Но в бюджет Мебельная фабрика должна перечислить не 60 руб., а 40 руб., т.к. 20 руб. было оплачено при закупке древесины. Таким образом, начисленную для уплаты в бюджет сумму НДС уменьшают на сумму НДС, уплаченную поставщику. Чтобы учесть эту уже уплаченную долю, хозяйствующий субъект (лесозавод) при приобретении (покупке) материальных ценностей (древесины) должен отразить сумму оплаченного НДС (20 руб.) в специально предусмотренном для этого в Плане счетов счет 19 “НДС по приобретенным материальным ценностям”, который имеет следующую структуру:
Сдо на начало - сумма НДС по еще неоплаченным поставщику счетам за материалы, товары, услуги, работы Сумма НДС по акцептованным счетам поставщиков материалов, товаров, работ, услуг в течение отчетного периода Сдо на конец - сумма НДС по неоплаченным счетам поставщиком материалов, товаров, услуг, работ
Сумма НДС по оплаченным счетам поставщиков материалов, товаров, работ, услуг, взятые в зачет на уменьшение задолженности перед бюджетом
Для отражения обязательств перед бюджетом в Плане счетов предусмотрен счет 68 “Расчеты с бюджетом” субсчет “НДС” структура которого представлена ниже.
Сумма НДС по оплаченным счетам поставщиков материалов, товаров, работ, услуг, взятые в зачет на уменьшение задолженности перед бюджетом. Сумма перечисленного НДС в бюджет
Сдо на начало - сумма задолженности перед бюджетом по НДС на начало отчетного периода Сумма начисленного НДС за отчетный период Сдо - сумма задолженности перед бюджетом на конец отчетного периода
По кредиту отражают увеличение задолженности перед бюджетом, а по дебету уменьшение задолженности. Поэтому Лесозавод (Б) начисленную НДС в сумме 60 руб. отразит по кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом”, но эта задолженность перед бюджетом должна быть уменьшена на уплаченную сумму НДС при приобретении древесины - 20 руб. После оплаты счета Лесозаводом за древесину, сумма НДС отраженная по дебету счета 19 “НДС по приобретенным материальным ценностям” - 20 руб., с одной стороны, списывает с этого счета, т.е. кредит счета 19. С другой стороны, эта сумма должна быть взята в зачет, т.е. должна быть отражена в учете так, чтобы уменьшить сумму задолженности перед бюджетом. Следовательно, бухгалтерская запись будет иметь вид: Д счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “НДС”20 (-) К счета 19 “НДС по приобретенным материальным ценностям”20 (-) Приведенный перечень хозяйственных операций по определению суммы задолженности перед бюджетом по НДС представим на счетах в схеме 1:
Фрагмент схемы 1
Задолженность перед бюджетом составит в нашем примере 40 руб. Перечисления НДС производятся ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца, на что будет сделана следующая бухгалтерская запись: Д счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “НДС”40 (-) К счета 51 “Расчетный счет”40 (-) За несвоевременность перечисления взыскивается пеня в размере 0,3 % в день от суммы платежа. Следует отметить, что сумма НДС в стоимости товара составляет приблизительно 16,67 %. Поэтому для определения абсолютной суммы НДС достаточно цену умножить на этот процент. Порядок отражения сумм НДС на счетах бухгалтерского учета каждым участником цепочки изготовления двери показан на схеме 2.
2.2.2. Формирование бухгалтерской информации по процессу снабжения
Процесс снабжения (заготовления) представляет собой комплекс хозяйственных операций по обеспечению хозяйствующего субъекта (предприятия) предметами труда (сырьем, материалами, покупными полуфабрикатами, топливом и др.). Предметы труда поступают на склады предприятий, учреждений и организаций прежде всего от поставщиков, с которыми заключается договор поставок. Хозяйствующий субъект (предприятие), получив от поставщика счет - платежное требование за отгруженные ему товарно-материальные ценности акцептует его, т.е. дает согласие на оплату или отказывается от акцепта (от оплаты). Отгруженные товарно-материальные ценности, как правило, доставляются до склада за счет покупателя - появляются транспортные расходы. На складе необходимо эти материальные ценности разгрузить, организовать их хранение, т.е. возникают расходы по содержанию складского хозяйства (транспортные расходы + заготовительно-складские расходы = ТЗР). Все эти расходы увеличивают стоимость материалов. Таким образом, в процессе снабжения можно выделить хозяйственные операции отражающие: затраты по покупке; затраты по доставке; затраты по хранению и списание материальных ценностей. При этом списывать необходимо по фактическим затратам, что обуславливает следующие расчеты: - определение фактической себестоимости поступивших материальных ценностей; - определение фактической цены конкретного вида материальных ценностей. Для отражения процесса заготовления в Плане счетов бухгалтерского учета наличие движения материальных ценностей предусмотрено отражать, в зависимости от принятой учетной политикой предприятия, оценки на следующих счетах: - счет 10 “Материалы” с субсчетами; - счет 12 “МБП”; - счет 15 “Заготовление и приобретение материалов”; - счет 16 “Отклонение в стоимости материалов”; - счет 19 “НДС по приобретенным материальным ценностям”; - счет 60 “Расчеты с поставщиками”. При этом существует два варианта отражения хозяйственных операций по снабжению - с использованием счета 15 и без него: Вариант с использованием счета 15 Первая операция. Акцептован счет-фактура за полученные материалы: а) ткань “Турист” 2000 п.м. по 17 руб. за п.м. - 34 000 руб. б) ткань “Курточная” 1500 п.м. по 12 руб. за п.м. - 18 000 руб. ИТОГО: 52 000 руб. Железнодорожный тариф, оплаченный поставщику за счет предприятия-покупателя- 4 000 руб. ВСЕГО: 56 000 руб. НДС 20 %- 11 200 руб. ВСЕГО по счету: 67 200 руб. Поскольку акцепт означает согласие на оплату, следовательно у предприятия-покупателя возникает задолженность на всю сумму, указанную в счете-фактуре, т.е. кредитуется счет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, а дебетуется счет 15 “Заготовление и приобретение материалов” и счет 19 “НДС по приобретенным материальным ценностям” поскольку поступившие материалы еще не оплачены. Таким образом, по первой хозяйственной операции будет сделана следующая бухгалтерская проводка: Д счета 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей” 56 000 (+) Д счета 19 “НДС по приобретенным материальным ценностям” 11 200 (+) К счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” 67 200 (+) Вторая операция. Доставка материалов со станции железной дороги до склада предприятия-покупателя осуществлена собственным автотранспортом (самовывоз). При этом расходы составили - 3000 руб. (бензин). Эти издержки представляют собой ТЗР. Они должны быть включены (прибавлены) в стоимость доставленного материала. Поэтому эту сумму следует отнести в дебет счета 15 “Заготовление и приобретение материалов”, где будет исчислена фактическая себестоимость заготовления. Поскольку доставка осуществлена собственным транспортом, необходимо списать услуги со вспомогательного производства, каким является автохозяйство. Таким образом, по второй хозяйственной операции будет сделана следующая бухгалтерская проводка: Д счета 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей”3 000 (+) К счета 23 “Вспомогательное производство (автохозяйство)”3 000 (-) Третья операция. Оприходованы на склад поступившие от поставщика материалы по договорным ценам (без НДС) на сумму 52 000 руб. По этой операции списывается со счета 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей” договорная (фактурная) стоимость принятых к оплате названных в первой операции материалов в дебет счета 10 “Материалы”: Д счета 10 “Материалы” 52 000 (+) К счета 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей” 52 000 (-) Четвертая операция. Определяется сумма отклонений. Эта сумма есть разница между итогом по дебету (59 000) и кредиту (52 000). В нашем примере эта сумма равна - 7 000 руб. и должна быть списана (отнесена) в дебет счета 16 “Отклонение в стоимости материалов”: Д счета 16 “Отклонение в стоимости материалов” 7 000 (+) К счета 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей” 7 000 (-) Этой бухгалтерской записью счет 15 “Заготовление и приобретение материалов” закрывается. Пятая операция. Перечислена с расчетного счета сумма в погашение кредиторской задолженности поставщику (56 000 + 11 200). На данную сумму надо показать списание денежных средств с расчетного счета и списание (уменьшение) задолженности. Д счет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” 67 200 (-) К счет 51 “Расчетный счет” 67 200 (-) Справка. После оплаты счета-фактуры НДС в сумме 11 200 руб. списывается на счет 68 “Расчеты с бюджетом”. Приведенный перечень хозяйственных операций по учету процесса заготовления материалов можно представить в виде следующей учетной модели:
После отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций процесса заготовления по дебету счета 10 “Материалы” будет учтена покупная (договорная) цена поставщика в сумме 52 000 руб. В дебете счета 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей” будет сформирована фактическая стоимость - 59 000 руб. (покупная стоимость + ТЗР). Таким образом, рассмотренная корреспонденция счетов по приобретению (заготовлению) предметов труда дает ответ на вопрос, сколько приобретено материальных ценностей, какова их фактическая стоимость физического объема. Однако, этой информации недостаточно для принятия управленческих решений менеджеров. Необходима информация о фактической стоимости отдельных наименований материалов, а ТЗР относится ко всему объему заготовленных материалов. Для исчисления стоимости отдельных наименований следует исчислить (установить) средний процент ТЗР по отношению к договорной цене. В нашем примере сумма ТЗР - 7 000 руб. (операция 4). Договорная цена заготовленных материалов - 52 000 руб. Удельный вес ТЗР составит:
В абсолютной сумме ТЗР между отдельными наименованиями материалов будут распределены следующим образом: На ткань “Турист”:
На ткань “Курточная”:
Фактическая стоимость приобретенных материалов составит: Ткани “Турист” 38 567 руб. (34 000 + 4 567); Ткань “Курточная” 20 423 руб. (18 000 + 2 423). Калькуляция себестоимости заготовленных материалов будет иметь следующий вид:
Калькуляция себестоимости заготовленных материалов
Статьи затрат
Ткань “Турист”
Ткань “Курточная”
на все кол-во 2 000 п.м.
на 1 п.м.
на все кол-во 1 500 п.м.
на 1 п.м.
1. Покупная (договорная) стоимость 2. ТЗР ИТОГО фактическая себестоимость:
34 000 4 567 38 567
17 - 00 2 - 28 19 - 28
18 000 2 423 20 423
12 - 00 1 - 62 13 - 62
Вариант без использования счета 15
При этом варианте на счете 10 “Материалы” отражается учетная цена приобретенных ценностей. Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) учитываются на субсчете “ТЗР”, открываемому к счету 10 “Материалы” или на счете 16 “Отклонение в стоимости материалов” (выбор счета или субсчета зависит от учетной политики предприятия). Фактическая себестоимость приобретенных предметов труда в этом случае будет складываться из суммы оборотов по дебету счета 10 “Материалы” и субсчета “ТЗР” или счета 16 “Отклонение в стоимости материалов”. В нашем примере по этому варианту будет использован счет 16 под названием “Отклонения от учетных цен. Первая операция. Акцептован счет поставщика за полученные материальные ценности: - по учетной цене 50 000 - отклонения от учетной цены 2 000 - железнодорожный тариф 4 000 - НДС 11 200 Итого: 67 200 По этой хозяйственной операции будет сделана следующая проводка: Д счета 10 “Материалы” 50 000 (+) Д счета 16 “Отклонения от учетных цен” 2 000 (+) Д счета 16 “Отклонения от учетных цен” 4 000 (+) Д счета 19 “НДС по приобретенным материальным ценностям” 11 200 (+) К счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” 67 200 (+) Вторая операция. Расходы по доставке материалов собственным автотранспортом до склада предприятия – 3 000. Эти расходы представляют собой ТЗР и при этом варианте учета отражаются на счете 16 “Отклонения от учетных цен”. С другой стороны, поскольку доставка осуществлена собственным транспортом, необходимо списать услуги вспомогательного производства. Поэтому бухгалтерская проводка будет иметь вид: Д счета 16 “Отклонения от учетных цен” 3 000 руб. К счета 23 “Вспомогательные производства” 3 000 руб. Третья операция. Списаны материалы на производство по учетной цене на сумму – 50 000. Д счета 20 “Основное производство” 50 000 руб. К счета 10 “Материалы” 50 000 руб. Четвертая операция. Списана сумма отклонений от учетных цен – 9 000. Отклонения, накопленные на счете 16 “Отклонения от учетных цен” (2 000 + 4 000 + 3 000)” списываются в дебет счетов по учету затрат на производство (счет 20), пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам. В нашем примере все поступившие материалы были израсходованы на изготовление продукции, поэтому всю сумму отклонений необходимо списать следующей бухгалтерской проводкой: Д счета 20 “Основное производство” 9 000 руб. К счета 16 “Отклонения от учетных цен” 9 000 руб. Пятая операция. Перечислены денежные средства поставщику за материалы – 67 200. Д счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” 67 200 руб. К счета 51 “Расчетный счет” 67 200 руб. Шестая операция. Списана сумма НДС по оплаченному счету - 11 200. Д счета 68 “Расчеты с бюджетом” 11 200 руб. К счета 19 “НДС по приобретенным ценностям” 11 200 руб. Приведенный перечень хозяйственных операций по учету процесса заготовления материалов можно представить в виде следующей учетной модели:
2.2.3. Формирование бухгалтерской информации по процессу производства
Процесс производства представляет собой комплекс хозяйственных операций по превращению предметов труда в готовую продукцию и по созданию новой стоимости. Осуществляя процесс создания новой стоимости хозяйствующий субъект (промышленное, сельскохозяйственное, торговое предприятие, строительная организация, фермер, физическое лицо) несет расходы в виде затрат сырья, материалов, топлива, энергии, оплаты труда, отчислений в фонды социальной защиты, износа основных средств, прочих денежных расходов. Из всего выше перечисленного и складывается себестоимость изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Согласно установленных правил отражения производственных затрат хозяйствующий субъект не все затраты имеет право включать в себестоимость производимой продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Часть расходов ограничено определенным лимитом, а часть вообще нельзя включать в себестоимость, а покрывать за счет других источников. Например: такие расходы как штрафы, пени, неустойки покрываются за счет финансовых результатов. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, регулируется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) утвержденных 05.08.92 г. с последующими изменениями и дополнениями. Для учета процесса производства в Плане счетов предусмотрены счета: 20, 25, 26, 28, 31, 89. Счет 20 “Основное производство” относится к группе калькуляционных и по структуре является активным, однако имеет отличительную особенность по определению остатка, который свидетельствует о наличии незавершенного производства (НП). Сальдо по этому счету как конечное, так и начальное не определяется по правилам активного счета, а дается. Рассчитывается по этому счету кредитовый оборот, который означает стоимость готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Счет 25 “Общепроизводственные расходы” и счет 26 “Общехозяйственные расходы” относятся к группе собирательно-распределительных счетов. На счете 25 “Общепроизводственные расходы” учитываются расходы по обслуживанию основного производства, к которым относятся расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (заработная плата рабочих, обслуживающих машины и оборудование, отчисления с их зарплаты, стоимость двигательной энергии, смазочных, обтирочных материалов, МБП и др.), износ основных средств производственного назначения, оплата труда управленческого персонала цехов, отчисления с этой оплаты, хозяйственные расходы (отопление, освещение, содержание помещений), непроизводительные потери (оплата простоев) и др. На счете 26 “Общехозяйственные расходы” могут быть отражены административно-управленческие расходы (оплата труда и отчисления на социальное обеспечение с этой оплаты работникам аппарата управления, командировочные, канцелярские, почтово-телеграфные расходы), общехозяйственные расходы (износ основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендная плата за помещения общехозяйственного назначения), сборы и отчисления (налоги), непроизводительные расходы (потери от простоев по внешним причинам, недостачи и порчи материальных ценностей и др.).
Структура собирательно-распределительного счета
Сальдо - н е т Сумма начисления износа основных средств общехозяйственного назначения. Сумма начисленной зарплаты аппарату управления. Сумма материальных ценностей использованных на содержание зданий общехозяйственного назначения. Сумма ежемесячных списаний расходов будущих периодов. Сумма оплаченных услуг полученных со стороны (освещение, отопление и т.д.). Сумма расходов на командировки и т.д. согласно инструкции. Об.- Сумма расходов за отчетный период Сальдо- нет
Списанная сумма расходов на продукцию основного производства (выполненные работы, оказанные услуги) и распределенная между подразделениями хозяйствующего субъекта и видами продукции (выполненных работ, оказанных услуг)
Об. - Списанная сумма расходов за отчетный период
При этом задача учета затрат на производство состоит не только в том, чтобы предоставить управляющей системе информацию и обеспечить контроль за совокупностью всех затрат на производство, но и в том, чтобы получить информацию и обеспечить контроль за формированием себестоимости единицы каждого вида выпущенной продукции. Для решения этой задачи в развитие счета 20 “Основное производство” открываются аналитические счета по каждому виду выпускаемой продукции. В настоящее время существуют два варианта организации учета процесса производства: по полной производственной себестоимости и по сокращенной производственной себестоимости.
Учет процесса производства по полной себестоимости. Учет процесса производства по этому варианту основан на классификации затрат по способу включения их в себестоимость отдельных видов продукции (прямые и косвенные). Первая операция: Отпущены со склада и израсходованы материалы (краска): - на изготовление изделия А 16 000 - на изготовление изделия Б 7 000 - на содержание и эксплуатацию оборудование 9 000 - на общехозяйственные нужды 5000 ИТОГО: 37 000 Экономическая сущность данной операции заключается в потреблении материалов. Для отражения этой операции необходимо использовать основной активный счет 10 “Материалы”. Поскольку хозяйственная операция вызывает уменьшение материалов на складе, то их общую сумму необходимо отразить по кредиту счета 10 “Материалы”. С другой стороны стоимость отпущенных со склада материалов является издержками хозяйствующего субъекта, связанных с изготовлением продукции. Отпуск материалов на содержание и эксплуатацию оборудования, общецеховые и общехозяйственные нужды есть расходы по обслуживанию и управлению производством и включаются в стоимость продукции косвенным путем, через собирательно-распределительные счета. Поэтому они отражаются по дебету счета 25 “Общепроизводственные расходы” и 26 “Общехозяйственные расходы”. Таким образом, по первой хозяйственной операции будут сделаны следующие бухгалтерские записи (проводки): Д счета 20 “Основное производство” - изделие А 16 000 (+) Д счета 20 “Основное производство” - изделие Б 7 000 (+) Д счета 25 “Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования” 9 000 (+) Д счета 26 “Общехозяйственные расходы” 5 000 (+) К счета 10 “Материалы” 37 000 (-) В синтетическом учете:
В аналитическом учете:
Вторая операция. Начислена заработная плата персоналу хозяйствующего субъекта: - рабочим за изготовление продукции А 75 000 - рабочим за изготовление продукции В 45 000 - рабочим за обслуживание оборудования 60 000 - управленческому персоналу 35 000 ИТОГО: 215 000 Приведенные суммы начисленной зарплаты следует отнести в дебет тех же счетов, что были задействованы при списании материалов, т.к. зарплата как прямым так и косвенным путем попадает в стоимость продукции. В то же время у предприятия возникают обязательства перед своим персоналом на сумму начисленной зарплаты. Это кредиторская задолженность рассматривается как источник. Для отражения этой задолженности используется счет 70 “Расчеты по оплате труда”. Это является, как правило, пассивный и увеличение кредиторской задолженности в связи с начислением зарплаты необходимо отражать по кредиту данного счета. Таким образом, по второй хозяйственной операции будет сделана следующая запись: Д счета 20 - А “Основное производство” 75 000 (+) Д счета 20 - Б “Основное производство” 45 000 (+) Д счета 25 “Общепроизводственные расходы” 60 000 (+) Д счета 26 “Общехозяйственные расходы” 35 000 (+) К счета 70 “Расчеты по оплате труда с персоналом” 215 000 (+) В синтетическом учете:
В аналитическом учете:
Третья операция. Произведены отчисления органам социальной защиты (38,5 %) и отнесены: - на изготовление продукции А 28 885 - на изготовление продукции Б 17 325 - на содержание и эксплуатацию оборудования 23 100 - на общехозяйственные расходы 13 475 ИТОГО: 82 775 Предприятие как работодатель обязано по российским законам производить отчисления в фонды социального страхования и обеспечения. Источником страхования взносов, перечисляемых предприятием, являются его издержки производства, т.е. суммы отчислений должны включаться в стоимость производимой продукции (работ, услуг). При этом норматив отчислений установлен Правительством РФ по отношению к начисленной персоналу оплате труда в следующих размерах: - социальное страхование 5,4 % - пенсионный фонд 28 % - медицинское страхование 3,6 % - фонд занятости 1,5 % ИТОГО: 38,5 % Т.е. чтобы рассчитать сумму отчислений в фонды соц. защиты необходимо знать % отчислений и сумму оплаты персоналу. В связи с этим эти расчеты приурочены по времени к периоду начисления зарплаты персоналу. Поскольку эти отчисления - часть текущих расходов предприятия и поэтому должны быть отнесены на увеличение затрат на производство, т.е. в дебет счетов 20 “Основное производство” и 26 “Общехозяйственные расходы”, с другой стороны, у предприятия возникает кредиторская задолженность. Увеличение ее надо показать по кредиту (как правило) пассивного счета 69 “Расчеты по соц. страхованию и обеспечению”. Таким образом, третья хозяйственная операция отражена следующей записью: Д счета 20 - А “Основное производство” 28 875 (+) Д счета 20 - Б “Основное производство” 17 325 (+) Д счета 25 “Общепроизводственные расходы” 23 100 (+) Д счета 26 “Общехозяйственные расходы” 13 475 (+) К счета 69 “Расчеты с органами соц. защиты” 82 775 (+) В синтетическом учете:
В аналитическом учете:
Четвертая операция. Начислен износ за отчетный период в соответствии с установленным (принятым учетной политикой предприятия) порядком: - по оборудованию цеха 12 000 - по основным средствам хозяйственного назначения 800 ИТОГО: 12 800 Как известно, износ (амортизация) представляет собой сумму износившейся части основных средств, которая включается в издержки производства, т.е. в стоимость производимой продукции (работ, услуг) и в дальнейшем возмещается в сумме выручки от реализации этой продукции. Сумму износа определенную по определенным правилам, отражают на (контр - активном) регулирующем пассивном счете 02 “Износ основных средств”, которая при составлении отчетности нужна для определения остаточной стоимости основных средств. С другой стороны, сумма износа должна быть включена в производимую продукцию как правило, косвенным путем. Таким образом, эта хозяйственная операция будет отражена следующей бухгалтерской записью: Д счета 25 “Общепроизводственные расходы” 12 000 (+) Д счета 26 “Общехозяйственные расходы” 800 (+) К счета 02 “ Износ основных средств” 12 800 (+) В синтетическом учете:
В аналитическом учете:
Пятая операция. На основании акцепта счета фактуры “Сарэнерго” списывается стоимость потребленной электроэнергии: - на содержание и эксплуатацию оборудования 15 000 - на нужды общехозяйственного назначения 7 000 ИТОГО: 22 000 Расход электроэнергии цехов и других служб - это затраты связанные также с изготовлением продукции, но не прямо, а косвенно. Поэтому сумму за потребленную электроэнергию необходимо отразить на собирательно-распределительных счетах (счет 25 “Общепроизводственные расходы” и счет 26 “Общехозяйственные расходы”). С другой стороны счета только акцептованы (акцепт согласие на оплату), следовательно, у хозяйствующего субъекта возникает кредиторская задолженность перед поставщиком - “Сарэнерго”. Бухгалтерская проводка по этой операции будет иметь следующий вид: Д счета 25 “Общепроизводственные расходы” 15 000 (+) Д счета 26 “Общехозяйственные расходы” 7 000 (+) К счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” 22 000 (+) В синтетическом учете:
В аналитическом учете:
Шестая операция. По окончании отчетного периода списываются расходы по содержанию и эксплуатации оборудования. Сумма этих расходов в течение отчетного периода была отражена по дебету счета 25 “Общепроизводственные расходы”:
В связи с тем, что эти расходы собирательно-распределительного характера, они относятся на себестоимость продукции А и Б косвенным путем через установленную базу распределения. В нашем примере в качестве такой базы взята основная зарплата производственных рабочих. Поэтому на конкретные виды продукции общепроизводственные расходы будут списаны в следующих суммах:
База распределения (зарплата)
Сумма общепроизводственных расходов (Д счета 25)
А
75 000
74 437
Б
45 000
44 663
ИТОГО:
120 000
119 100
Таким образом, в аналитическом учете на продукцию А будет отнесено - 74 437 общепроизводственных расходов, а на продукцию Б - 44 663. В синтетическом учете общая сумма этих расходов будет отражена следующей бухгалтерской записью: Д счета 20 “Основное производство” 119 100 руб. (+) К счета 25 “Общепроизводственные расходы” 119 100 руб. (-) После данной хозяйственной операции счет 25 “Общепроизводственные расходы будет закрыт:
В синтетическом учете:
В аналитическом учете:
Д счета 20 “А” К
Д счета 20 “Б” К
1) 16 000 2) 75 000 3) 28 875 6) 74 437
1) 7 000 2) 45 000 3) 17 325 6) 44 663
Седьмая операция. По окончании отчетного периода списываются общехозяйственные расходы. Сумма этих расходов в течение отчетного периода была собрана по дебету счета 26 “Общехозяйственные расходы”.
Эти расходы также собирательно-распределительного характера и включаются в стоимость производимой продукции (изд. А и Б) косвенным путем через установленную базу распределения. Базой распределения этих расходов, как правило, является основная зарплата производственных рабочих на конкретные виды продукции, общехозяйственные расходы будут списаны в следующих суммах:
База распределения (зарплата)
Сумма общехозяйственных расходов
А
75 000
38 297
Б
45 000
22 978
ИТОГО:
120 000
61 275
В аналитическим учете на продукцию А будет отнесено 38 297 руб. общехозяйственных расходов, а на продукцию Б – 22 978 руб. В синтетическом учете общая сумма этих расходов будет отражена следующей бухгалтерской записью: Д счета 20 “Основное производство” 61 275 руб. (+) К счета 26 “Общехозяйственные расходы” 61 275 руб. (-) После разности суммы этой хозяйственной операции счет 26 “Общехозяйственные расходы” будет закрыт. В синтетическом учете:
В аналитическом учете:
Д сч. 20 “А” К
Д сч. 20 “Б” К
1) 16 000 2) 75 000 3) 28 875 6) 74 437 7) 38 297
1) 7 000 2) 45 000 3) 17 325 6) 44 663 7) 22 978
Восьмая операция. Выпущена из производства и сдана на склад готовая продукция - изделия А - 7 штук, при условии, что затраты на начало периода (НП) и на конец отчетного периода по этому изделию составили:
Статьи
на начало
на конец
Материалы
9 615
9 810
Зарплата
10 000
5 000
Отчисления
ИТОГО:
20 000
15 000
Для определения стоимости выпущенной продукции необходимо прежде всего собрать все затраты (и прямые и косвенные) по видам изделий:
С на нач. - нет 1) 7 000 2) 45 000 3) 17 325 6) 44 663 7) 22 978 об. 136 966 С кон. 136 966
об. - нет
В нашем примере имеется готовая продукция только по изделию А. По изделию Б еще идет процесс производства, следовательно все затраты - прямые и косвенные, собранные по этому субсчету (20-Б) останутся на конец отчетного периода в незавершенном производстве (С кон.-136 966). Что же касается изделия А, то поскольку имеется выпуск из производства этого изделия, необходимо определить сумму затрат, приходящихся на готовую продукцию (7 штук). Зная сумму затрат, оставшихся в незаконченной продукции (15 000), можно найти сумму затрат, относящихся к готовой продукции простым арифметическим действием (см. структуру счета 20 “Основное производство”): 20 000 + 232 609 - 15 000 = 237 609 Таким образом, по восьмой хозяйственной операции будет сделана следующая бухгалтерская запись: Д счет 40 “Готовая продукция” 237 609 руб. (+) К счет 20 “Основное производство” 237 609 руб. (-) В синтетическом учете:
В аналитическом учете:
Рассмотренные хозяйственные операции в самом общем виде представляют порядок формирования текущих издержек, связанных с изготовлением изделия А и Б. На основании аналитических данных счета 20 – А и сведений о незавершенном производстве (из операции 8) составим калькуляцию по изделию А.
Калькуляция себестоимости продукции А
Кол-во 7 штук
№ п/п
Статьи затрат
Сумма затрат
на весь выпуск
на единицу продукции
Материалы (9 615 + 16 000 – 9 810)
15 805
2 258
Зарплата (10 000 + 75 000 – 5 000)
80 000
11 428
Отчисления на соц. страхование (385 + 28 875 – 190)
29 070
4 153
Общепроизводственные расходы (счет 25)
74 437
10 634
Общехозяйственные расходы (счет 26)
38 297
5 471
Производственная себестоимость
237 609
33 944
Таким образом, учет затрат на производство по полной себестоимости может быть подразделен на три этапа. Первый – прямые затраты на производство отражаются непосредственно на дебет счета 20 “Основное производство” и открытых в его развитие аналитического счета; косвенные затраты в зависимости от их назначения предварительно отражаются в дебете счетов 25 и 26. Второй – по истечении отчетного периода косвенные расходы по заранее установленному способу распределяются между отдельными видами продукции. Они могут распределяться пропорционально выпущенной продукции, прямым затратам труда, прямым затратам материалов и т.д. Третий – доля косвенных расходов, найденная расчетным путем, записывается в дебет соответствующих аналитических счетов, после чего их общая сумма записывается в дебет счета 20 “Основное производство” и в кредит соответствующих счетов для учета косвенных расходов. Исходя из выше изложенного порядок отражения затрат по полной себестоимости на счетах бухгалтерского учета может быть представлен в виде следующей схемы №?
Общая схема учета процесса производства
Примечание: Взаимосвязь показанная на схеме по операции 1 аналогично проводится и по другим операциям списания элементов затрат (сплошная линия). Списание косвенных затрат показано по операции 6 (пунктирная линия).
Учет процесса производства (по сокращенной себестоимости) с использованием счета 37 “Выпуск продукции”
Первая операция. Отпущены со склада и израсходованы материалы по плановой себестоимости (твердой учетной цене): - на изготовление изделия А 20 000 - на изготовление изделия Б 42 000 ВСЕГО: 62 000 - на содержание оборудования 10 000 - на общепроизводственные нужды 6 000 - на общехозяйственные нужды 8 000 ВСЕГО: 86 000 Экономическая сущность данной операции состоит в потреблении материалов. Отражении сумм по этой операции осуществляется в том же порядке, как показано в первом варианте отражения затрат. Д счета 20 – А “Основное производство” 20 000 (+) Д счета 20 – Б “Основное производство” 42 000 (+) Д счета 25/1 “Расходы на содержание оборудования” 10 000 (+) Д счета 25/2 “Общепроизводственные расходы” 6 000 (+) Д счета 26 “Общехозяйственные расходы” 8 000 (+) К счета 10 “Материалы” 86 000 (-) В синтетическом учете
В аналитическом учете
Вторая операция. Списываются в затраты на производство отклонения от твердых учетных цен (плановой себестоимости) относящиеся к стоимости потребленных материалов, при условии, что сумма отклонения за отчетный месяц по субсчету 10/1 “Отклонение в стоимости материалов” (или субсчет “ТЗР”) с учетом начального остатка составила 2 900 руб. Стоимость материалов по твердым учетным ценам (плановой себестоимости) по счету 10 “Материалы” соответственно – 108 000 руб. Рассчитаем средний процент отклонений: 2 900 – х 108 000 – 100 %
Следовательно, общая сумма отклонений, которая должна быть включена в издержки производства за отчетный период составит: 86 000 х 2, 685 % ----------------------- = 2 309 100 % Общую сумму отклонений необходимо путем расчетов разделить по твердым учетным ценам, а именно: Эту общую сумму отклонений необходимо списать, предварительно рассчитав суммы: а) на изделие А 537 руб. (20 000 х 2,685: 100) б) на изделие В 1 128 руб. (42 000 х 2,685: 100) в) на содержание оборудования 268 руб. (10 000 х 2,685: 100) г) на производственные нужды 161 руб. (6 000 х 2,685: 100) д) на общехозяйственные нужды 215 руб. (8 000 х 2,685: 100) Таким образом, списание сумм отклонений, относящихся к стоимости потребленных материалов по твердым учетным ценам получит на счетах бухгалтерского учета следующее отражение: Д счета 20 – А “Основное производство” 537 (+) Д счета 20 – Б “Основное производство” 1 128 (+) Д счета 25/1 “Расходы на содержание оборудования” 268 (+) Д счета 25/2 “Общепроизводственные расходы” 161 (+) Д счета 26 “Общехозяйственные расходы” 215 (+) К счета 16 “Отклонения от учетных цен” 2 309 (-) В синтетическом учете:
В аналитическом учете:
Третья операция. Начислена зарплата персоналу фирмы за отчетный период: - рабочим за изготовление продукции А 118 000 - рабочим за изготовление продукции Б 120 000 - персоналу, обслуживающему оборудование 15 000 - обслуживающему и управленческому персоналу цеха 16 000 - управленческому персоналу фирмы 18 000 ВСЕГО: 287 000 Экономическая сущность этой операции и порядок отражения на счетах подробно изложен при описании аналогичной операции на стр. Д счета 20 – А “Основное производство” 118 000 (+) Д счета 20 – Б “Основное производство” 120 000 (+) Д счета 25/1 “Расходы на содержание оборудования” 15 000 (+) Д счета 25/2 “Общепроизводственные расходы” 16 000 (+) Д счета 26 “Общехозяйственные расходы” 18 000 (+) К счета 70 “Расчеты по оплате труда” 287 000 (+) В синтетическом учете:
В аналитическом учете:
Четвертая операция. На сумму начисленной зарплаты произведены отчисления в фонды социальной защиты: ПФ, ФСС, ФМС и ФЗ.
- в ПФ – процент отчислений 28 %: 1) 118 000 х 28: 100 = 33 040 2) 120 000 х 28: 100 = 33 600 3) 15 000 х 28: 100 = 4 200 4) 16 000 х 28: 100 = 4 480 5) 18 000 х 28: 100 = 5 040 ВСЕГО: 80 360 - Фонд социального страхования 5,4 %: 1) 118 000 х 5,4: 100 = 6 372 2) 120 000 х 5,4: 100 = 6 480 3) 15 000 х 5,4: 100 = 810 4) 16 000 х 5,4: 100 = 864 5) 18 000 х 5,4: 100 = 972 ВСЕГО: 15 498
- в Фонд медицинского страхования 3,6 %: 1) 118 000 х 3,6: 100 = 4 248 2) 120 000 х 3,6: 100 = 4 320 3) 15 000 х 3,6: 100 = 540 4) 16 000 х 3,6: 100 = 576 5) 18 000 х 3,6: 100 = 648 ВСЕГО: 10 332 - в Фонд занятости 1,5 %: 1) 118 000 х 1,5: 100 = 1 770 2) 120 000 х 1,5: 100 = 1 800 3) 15 000 х 1,5: 100 = 225 4) 16 000 х 1,5: 100 = 240 5) 18 000 х 1,5: 100 = 270 ВСЕГО: 4 305
По всем фондам защиты сумма составила – 110 495 руб. Экономическое содержание этой операции подробно разъяснено выше, где сказано, что страховые взносы включаются в издержки и должны быть включены в стоимость производимой продукции. С другой стороны у фирмы возникает задолженность перед организациями социальной защиты, в частности: - в ПФ – 80 360 - в ФСС – 15 498 - в ФМС – 10 332 - в ФЗ – 4 305 ИТОГО: 110 495 Для отражения этой задолженности, в Плане счетов предусмотрен счет 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”. Следовательно, бухгалтерская запись по четвертой операции будет иметь следующий вид: Д счета 20 – А “Основное производство” 45 430 (+) Д счета 20 – Б “Основное производство” 46 200 (+) Д счета 25/1 “Расходы по содержанию оборудования” 5 775 (+) Д счета 25/2 “Общепроизводственные расходы” 6 160 (+) Д счета 26 “Общехозяйственные расходы” 6 930 (+) К счета 69 “Расчеты по соц. страхованию” 110 495 (+) В синтетическом учете:
В аналитическом учете:
Пятая операция. Начислен износ основных средств в соответствии с установленными нормами: а) производственному оборудованию – 4 500 б) основным средствам общецехового назначения – 3 000 в) основным средствам общехозяйственного назначения – 3 500 ИТОГО: 11 000 Экономическое содержание этой хозяйственной операции подробно пояснено выше. Особенность в этой операции состоит в использовании субсчетов к счету 25 “Общепроизводственные расходы”. Д счета 25/1 “Расходы по содержанию оборудования” 4 500 (+) Д счета 25/2 “Общепроизводственные расходы” 3 000 (+) Д счета 26 “Общехозяйственные расходы” 3 500 (+) К счета 02 “Износ основных средств” 11 000 (+) В синтетическом учете:
В аналитическом учете:
Шестая операция. Принята к учету задолженность за потребленную энергию: а) производственным оборудованием 5 000 б) на общецеховые нужды 4 500 в) на нужды общехозяйственного назначения 4 000 ИТОГО: 13 500 Особенность в отражении этой хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета заключается в том, что эти расходы являются косвенными, а для их отражения используют собирательно-распределительные счета: Д счета 25/1 “Расходы по содержанию оборудования” 5 000 (+) Д счета 25/2 “Общепроизводственные расходы” 4 500 (+) Д счета 26 “Общехозяйственные расходы” 4 000 (+) К счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” 13 500 (+) В синтетическом учете:
В аналитическом учете:
Седьмая операция. Определяется сумма и списываются расходы по содержанию и эксплуатации оборудования. Сумма тих расходов в течение отчетного периода была отражена по дебету счета 25/1 “Расходы по содержанию оборудования”.
В связи с тем, что эти расходы собирательно-распределительного характера, они попадают в стоимость изд. А и Б косвенным путем через установленную учетной политикой фирмы базу распределения. В нашем примере базой распределения являются нормативные ставки на содержание оборудования, которые с учетом фактического выпуска составили: - на изделие А - 18 000 - на изделие Б - 24 000 ИТОГО: 42 000 Сопоставляя фактические расходы по содержанию оборудования (оборот по счету 25/1 “Расходы по содержанию оборудования”) с нормативным расходом, определим сумму отклонений. В нашем примере имеет место экономия и равна: 1 457 руб. (42 000 – 40 543), что составляет 3,5 % (1 457 х 100 %: 42 000). Отсюда на конкретные виды продукции фактическая сумма этих расходов будет списана в следующих суммах: - на изделие А - 17 370 (18 000 х 96,5) - на изделие Б - 23 173 (24 000 х 96,5) ИТОГО: 40 543 Таким образом, в синтетическом учете общая сумма расходов по содержанию оборудования будет отражена следующей бухгалтерской записью: Д счета 20 “Основное производство” и по К счета 25/1 “Расходы по содержанию оборудования”. Д счета 20 “Основное производство” 40 543 руб. (+) К счета 25/1 “Расходы по содержанию оборудования” 40 543 руб. (-) В синтетическом учете:
После седьмой операции счет 25/1 “Расходы по содержанию оборудования” закрывается. В аналитическом учете:
Восьмая операция. Определяются и списываются общехозяйственные расходы. Сумма этих расходов в течение отчетного периода (месяца) отражается по Д счета 25/2 “Общепроизводственные расходы”.
Эти расходы по аналогии с расходами на содержание и эксплуатацию, являются собирательно-распределительными. Следовательно, они также подлежат включению с стоимость изд. А и Б косвенным путем через установленную базу распределения. Наиболее распространенной базой их распределения является основная зарплата производственных рабочих (см. операцию 3). Расчет сумм, относимых на конкретные изделия можно произвести в таблице следующей формы:
Наименование изделия
База распределения
Сумма общепроизводственных расходов
А
118 000
17 760 (х1)
Б
120 000
18 061 (х2)
ИТОГО:
238 000
35 821
Пояснение расчета:
В синтетическом учете общая сумма указанных расходов (35 821) будет отражена следующей бухгалтерской записью (проводкой): Д счета 20 “Основное производство” 35 821 руб. (+) К счета 25/2 “Общепроизводственные расходы” 35 821 руб. (-) В синтетическом учете:
После восьмой операции счет 25/2 “Общепроизводственные расходы” закрывается. В аналитическом учете:
Девятая операция. Определяются и списываются общехозяйственные расходы. Сумма этих расходов в течение отчетного периода (месяца) отражается по дебету счета 26 “Общехозяйственные расходы”.
При применении варианта сокращенной себестоимости условно – постоянные расходы, какими являются общехозяйственные расходы списывают не в дебет счета 20 “Основное производство”, а в дебет счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”. При этой методике учета исчисляют неполную или усеченную производственную себестоимость. Примечание: С 1996 г. общехозяйственные расходы могут списываться (если это предусмотрено учетной политикой организации) непосредственно в дебет счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.
Периодическими (единовременными, их еще называют отложенными) затратами считаются те, которые осуществляются реже, чем один раз в месяц и они, как правило, относятся к ряду последующих месяцев. Это затраты на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, ремонтными работами и др. Десятая операция. Выпущена из производства в течение месяца и оприходована на склад готовая продукция по плановой цеховой себестоимости: Изделие А 220 956 Изделие Б 248 511 ИТОГО:469 467 Поскольку в нашем примере учетной политикой фирмы предусматривается порядок учета выпуска готовой продукции с использованием счета 37 “Выпуск продукции (работ, услуг)”, то по этой хозяйственной операции будет сделана следующая бухгалтерская запись (проводка): Д счета 40 “Готовая продукция” 469 467 руб. (+) К счета 37 “Выпуск продукции” 469 467 руб. Одиннадцатая операция. В конце отчетного периода отражена на счете 37 фактическая цеховая производственная себестоимость выпущенной из производства и сданной на склад продукции:
Двенадцатая операция. В конце отчетного периода выявлена сумма отклонений фактической производственной себестоимости от плановой. Сумма отклонений определяется путем сопоставления сумм отраженных по дебету этого счета (фактическая производственная себестоимость) с суммами, отраженными по кредиту (плановая производственная себестоимость). В нашем примере эта сумма равна 192 (469959 – 469467) – перерасход. На сумму перерасхода в бухгалтерском учете делается следующая запись: Д счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг) 192 руб. К счета 37 “Выпуск продукции (работ, услуг) 192 руб. После этой операции счет 37 “Выпуск продукции (работ, услуг) закрывается.
2.2.4. Формирование бухгалтерской информации по процессу реализации
В настоящее время моментом реализации (т.е. когда продукция будет считаться реализованной) является факт ее отгрузки (сдачи) подтвержденный выпиской счета-фактуры покупателю на отгруженную готовую продукцию, выполненные работ, оказанные услуги по договорным ценам. Таким образом, процесс реализации продукции (работ, услуг) является завершающим в кругообороте хозяйственных средств. Задача бух. учета состоит в предоставлении информации: о фактических издержках производства и реализации конкретных наименований продукции (работ, услуг); об объеме (о сумме) выручки от реализации, поскольку этот показатель (необходим) служит для определения сумм налоговых платежей в бюджет (налог на пользователей дорог, содержание ЖКХ); информация о прибыли (убытках). При этом прибыль (убыток) исчисляется как разность между отпускной (договорной стоимостью реализованной продукции и полной ее фактической себестоимостью. Полная себестоимость реализованной продукции представляет собой производственную себестоимость и расходы по ее реализации. Рассмотрим на примере учет процесса реализации: Первая операция. Отгрузили со склада покупателям продукцию по фактической себестоимости – 50 000 руб. Эта хозяйственная операция вызывает уменьшение продукции на складе, учет которой ведется по счету 40 “Готовая продукция”. С другой стороны эта сумма отражается по счету 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” для последующего определения финансового результата. Следовательно, бухгалтерская запись будет иметь следующий вид: Д счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг) 50 000 руб. К счета 40 “Готовая продукция” 50 000 руб. (-) Вторая операция. Выписан счет – фактура покупателю на отгруженную продукцию: - по договорным ценам 55 600 руб. - НДС 11 120 руб. ИТОГО к оплате 66 720 руб. Данная отгрузка формирует, с одной стороны, объем реализации предприятия, с другой – размер дебиторской задолженности покупателя. Следовательно, используется счет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” и счет 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”. Формирование объема реализации осуществляется по кредиту этого счета. Дебиторская задолженность после отгрузки увеличивается, а это увеличение задолженности отражается по дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”: Д счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” 66 720 руб. (+) К счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” 66 720 руб. Третья операция. Отражается в учете сумма НДС по реализованной продукции. Эта сумма уменьшает объем реализации при одновременном увеличении обязательств перед бюджетом: Д счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” 11 120 руб. К счета 68 “Расчеты с бюджетом” 11 120 руб. (+) Четвертая операция. Предприятие приняло к оплате счет о расходах транспортной организации за отгрузку продукции покупателям в сумме 1 000 руб. Эти расходы являются коммерческими и отражаются на собирательно - распределительном счете 43 “Коммерческие расходы”. В то же время у предприятия возникли обязательства перед транспортной организацией. Т.е. появилась кредиторская задолженность: Д счета 43 “Коммерческие расходы” 1 000 руб. (+) К счета 60 “Расчеты с покупателями и поставщиками и подрядчиками” 1 000 руб. (+) Пятая операция. Списаны коммерческие расходы относящиеся к реализованной продукции – 1 000 руб. Д счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” 1 000 руб. К счета 43 “Коммерческие расходы” 1 000 руб. (-) После данной хозяйственной операции по Д счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” будет сформирована полная себестоимость реализованной продукции, которая показывает издержки предприятия по реализации продукции:
После отражения пятой операции на счете 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” путем сопоставления сумм отраженных по Д-ту и К-ту этого счета выявляется (определяется) финансовый результат, т.е. прибыль или убыток от реализации продукции. В нашем примере получится прибыль: 66 720 – (50 000 + 11 120 + 1 000) = 4 600 руб. Шестая операция. Определен финансовый результат сумме 4 600 руб. – прибыль, что отражается следующей бухгалтерской записью: Д счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” 4 600 руб. К счета 80 “Прибыли и убытки” 4 600 руб. После разноски по счетам суммы шестой хозяйственной операции счет 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” будет закрыт:
Седьмая операция. Согласно выписки банка оплачен счет покупателем за отгруженную ему продукцию в сумме 66 720 руб. Эта операция свидетельствует об уменьшении (погашении) дебиторской задолженности с одной стороны, а с другой – об увеличение денег на расчетном счете: Д счета 51 “Расчетный счет” 66 720 руб. (+) К счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” 66 720 руб. (-) В синтетическом учете:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление