Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые факторы размещения хозяйства




Необходимо оговориться, что в современной науке нет единого толкования понятия «факторы размещения». Одни ученые определяют факторы размещения промышленности как важнейшие ресур сы и условия, необходимые для выпуска продукции и отличающиеся существенной территориальной дифференциацией (как по их нали­чию, так и по экономическим показателям). Другие — определяют факторы размещения как территориально дифференцированные при­родные, экономические и социальные условия производства. Тре­тьи — предлагают понимать под факторами лишь свойства самого про­изводства, определяющие причинную зависимость его размещения от определенных условий. Условия размещения — это, согласно их взглядам, изменения от места к месту среды, необходимой для дан­ного производства.

О. Витковский полагает, что принципиальное значение имеет разделение всех «факторов размещения» на две группы:

1) природные, обусловливающие зависимость географии про­мышленности от природных условий и ресурсов; к числу их относят совокупность природных особенностей и ресурсов; влияние этой группы факторов на размещение мировой промышленности проис­ходит через их воздействие на издержки производства и, следователь­но, на размеры прибыли;

2) общественные, в основе которых лежат законы общественно­го развития общества; сюда могут быть отнесены такие факторы про­изводства, как труд, капитал, НТП, а также государственное регули­рование, международная экономическая интеграцию, деятельность ТНК и др.

Есть и другая классификация факторов размещений. Так, Н. Али­сов считает, что отдельные элементы понятия «факторы», взаимодей­ствуя и влияя друг на друга, выполняют свои строго определенные функции в сложном, но едином процессе размещения производства. Поэтому он предлагает разделять факторы на три группы:

1) технико-экономические факторы;

2) географические условия;

3) социально-экономические предпосылки, предваряющие воз­никновение и развитие промышленного производства.

Ряд других ученых также внес весомый вклад в теоретическое обоснование географического размещения производств.

Так, В. Кристаллер разработал теорию о размещении системы населенных пунктов. Согласно этой теории, территория разбивается на правильные шестиугольники, являющиеся зоной сбыта продук­ции центрального города, куда население приезжает за покупками. Такая организация позволяет минимизировать транспортные затра­ты покупателей, при этом центральные места сбыта продукции име­ют определенную иерархию.

Теория А. Смита и Д. Рикардо содержит международное терри­ториальное разделение труда на основе торговли. Они разработали теорию абсолютных и относительных преимуществ, которыми обла­дает страна в отношении производства того или иного товара.

Основные положения теории Э. Хекшера и Б. Олина сводятся к следующему: во-первых, ввоз и вывоз товаров может заменяться перемещением факторов производства; во-вторых, в международной торговле должна осуществляться тенденция к выравниванию фактор­ных цен; в-третьих, страны должны вывозить продукты использова­ния избыточных факторов производства и ввозить продукты исполь­зования дефицитных для них факторов производства.

В. Леонтьев установил, что для выбора оптимального размеще­ния хозяйства необходимо учитывать не только прямые, но и косвен­ные затраты. Свою цель он реализовал на основе метода межотрасле­вого баланса, который отражал равенство между наличием ресурсов и их использованием в различных отраслях.

В основе теории «полюсов роста» Ф. Перру лежит положение о ведущей роли в структуре экономики лидирующих отраслей. Ареа­лы, где размещаются лидирующие отрасли, становятся центрами при­тяжения факторов производства.

Теория больших циклов Н. Кондратьева отражает динамику раз­вития мирового хозяйства во временном разрезе. Длинные волны — это эндогенные факторы, влияющие на размещение хозяйства.

Тот факт, что понятие «факторы размещения» трактуется раз­личными представителями науки по-разному, на наш взгляд, связано главным образом с тем, что само это понятие неоднозначно и имеет неоднородную связь со многими сферами мировой промышленнос­ти. Так, в автомобилестроении под факторами размещения, по наше­му мнению, следует понимать совокупность экономических условий, необходимых для оптимального размещения производств, создания научно-исследовательской базы для производства, организации сбыта.

Основной принцип хозяйственной деятельности предприятия заключается в том, чтобы создавать максимум продукта (а следова­тельно, и получать максимально возможную прибыль) при минималь­ных затратах на его производство. Достижение цели минимизации издержек и максимизации прибыли зависит от местоположения пред­приятия. От правильности выбора места зависит очень многое:

1) сумеет ли предприниматель найти покупателей и сколько — от этого зависит объем производства;

2) во сколько ему обойдется стоимость сырья и материалов, от­куда их подвозить, сколько будет стоить их доставка;

3) сможет ли он продавать продукцию на месте или ее надо бу­дет вывозить в другие районы и как далеко;

4) есть ли в предполагаемом месте организации предприятия достаточно ресурсов (топливно-энергетических, сырьевых, людских и др.), которые могут быть использованы для производства продук­ции, и т.д.

Очевидно, что для прибыльного производства различных видов продукции требуются разные условия. Например, для изготовления одного вида продукции необходимо большое количество электроэнер­гии и квалифицированной рабочей силы, для другого — большое ко­личество металла, для третьего — сельскохозяйственного сырья и т.д. Отсюда следует, что выбор места строительства предприятия (неза­висимо, к какому сектору хозяйства оно относится) определяется по меньшей мере двумя важнейшими составляющими. Во-первых, осо­бенностями производства того или иного вида продукции, ее пред­назначенностью (для кого она производится) и технико-экономиче­скими характеристиками (капитале-, трудо-, материалоемкость и т.д.). Во-вторых, условиями территории, на которой предполагается раз­местить объект, — ее свойствами и особенностями. Понятно, что для предприятия, производящего пищевые товары, требуются иные ус­ловия, чем для предприятия, которое производит автомобили или ткани.

Если суммировать все условия, предпосылки, причины, побуж­дающие предпринимателей возводить предприятия на той или иной территории, обозначив их как факторы, влияющие на размещение, то среди них можно выделить следующие.

1. Экономико-географическое положение (страны, региона, рай­она). Экономико-географическое положение (ЭГП) — это положе­ние данной территории относительно других территорий с точки зре­ния ведения хозяйственной деятельности. Оно характеризуется расположением данной местности по отношению к путям сообщения, рынкам сбыта, источникам сырья и т.д. Страна, территория, местность может занимать: а) центральное положение; б) глубинное положение (называемое также периферийным); в) приморское положение; г) соседское положение (тесно примыкать к другим территориям).

Экономико-географическое положение представляет собой сложную систему, в которую входит ряд взаимосвязанных компонен­тов. Главные из них следующие:

— транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортной сети;

— промышленно-географическое — положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз;

— агрогеографическое — положение относительно продоволь­ственных баз и основных центров потребления сельскохозяйствен­ной продукции;

— рыночное (или сбыто-географическое) — положение относи­тельно рынков сбыта продукции;

— демографическое (или демогеографическое) — положение относительно концентрации населения, трудовых ресурсов и науч­но-технических кадров;

— рекреационно-географическое — положение относительно мест отдыха и туризма.

Понятие «экономико-географическое положение» введено в гео­графическую науку Н.Н. Баранским. Оно широко используется в гео­графии не только для оценки места стран на мировой карте, но и для определения отношения любого географического объекта (город, рай­он и т.д.) к другим объектам расположения вне его.

В свою очередь, возможности ЭГП во многом определяются транспортно-географическим положением страны. Российская импе­рия и СССР имели четыре основных выхода в Мировой океан: 1) балтийский, «прорубленный» Петром I в XVIII в. (Петербург, пор­ты Прибалтики); 2) черноморский; 3) северный; 4) тихоокеанский. С распадом СССР, образованием независимых государств возмож­ности России для самостоятельного выхода к морским торговым пу­тям резко сужаются на первых двух выходах — к балтийскому и чер­номорскому.

В основе экономико-географического положения во многих слу­чаях лежат совершенно определенные физико-географические момен­ты. Вместе с тем ясно, во-первых, что эта физико-географическая обстановка, составляющая базу для экономико-географического по­ложения, создает только возможности, а вопрос об их использовании остается открытым, и, во-вторых, что в разные исторические эпохи одно и то же физико-географическое положение может быть исполь­зовано весьма различно и иметь совершенно разные значения.

Экономико-географическое положение имеет крупнейшее мето­дологическое значение. Место, занимаемое любым ареалом, — стра­на, район или город — в системе географического разделения труда в большой мере определяется экономико-географическим положени­ем. Поскольку ЭГП в значительной мере определяет связи данного ареала в системе географического разделения труда, оно не может не влиять и на экономическое районирование территории.

2. Наделенность территории различными видами природных ресурсов — полезными ископаемыми, лесными, водными и другими, близость или удаленность от этих ресурсов.

3. Возможность и удобство подвоза сырья, вывоза готовой про­дукции, стоимость транспортировки имеет весьма важное значение, так как расходы на перевозку могут быть очень высоки.

4. Наличие потребительского спроса (рынков сбыта). Этот фак­тор особо важен для производства скоропортящейся продукции или малотранспортабельной (которую невыгодно перевозить). Благода­ря усовершенствованию средств транспорта в последние годы влия­ние этого фактора ослабло.

5. Наличие дешевой рабочей силы, обладающей нужной квали­фикацией и образованием.

6. Территориальная концентрация (агломерация) — концентра­ция хозяйственных объектов и населения в определенных районах, центрах, узлах — позволяет налаживать контакты с другими предпри­ятиями, экономить на транспортных расходах.

7. Степень развития инфраструктуры — наличие комплекса от­раслей хозяйства (учреждений и предприятий), обслуживающих про­мышленное и сельскохозяйственное производство (шоссейные доро­ги, каналы, порты, складские помещения, энергетическое хозяйство, связь, учреждения образования, здравоохранения, научные учреж­дения и т.п.). Инфраструктура подразделяется на производственную и непроизводственную (социальную). Последняя включает систему подготовки трудовых кадров, сеть школьных и высших учебных заведений, наличие учреждений здравоохранения, медицинских работников и др.

8. Близость центров науки и образования, поскольку наукоемкие производства тяготеют к научным центрам, выполняющим НИОКР (Силиконовая долина в штате Калифорния (США), где находится Стэнфордский университет, долина р. Изар на юге Германии и др.). На базе соединения производства с научными исследованиями воз­никают технополисы — города, в которых наука и промышленность связаны в неразрывное целое и представляют единый конгломерат.

9. Влияние данного вида производства на окружающую среду. Этот фактор оказывает лимитирующее воздействие на создание того или иного производства и его развитие в том или ином районе, если оно может нанести ощутимый вред окружающей среде.

10. Экономическая политика государства, ограничивающая или стимулирующая хозяйственную деятельность в конкретных районах (формами такой политики является региональная и промышленная политика).

11. Стратегия ТНК, которые могут создавать предприятия, сами по себе не приносящие большой прибыли, но благодаря производ­ству какого-либо продукта обеспечивающие корпорации увеличение общей прибыли.

12. Научно-техническая революция, под влиянием которой дей­ствие того или иного фактора может быть усилено или ослаблено.

При принятии решения о размещении предприятия в том или ином районе учитывается обычно несколько факторов, причем влия­ние того или иного фактора может быть разным — сильным, ней­тральным или слабым — в зависимости от технико-экономических ха­рактеристик производимого продукта. Действие каждого фактора проявляется через ценовые показатели — сколько стоит закупка сы­рья, его подвоз, оплата труда, строительные работы, устройство очи­стных сооружений, какую цену можно установить на продаваемую продукцию, осуществляется на основе сопоставления затрат и ожи­даемой прибыли.

Учитывая, что размещение хозяйственных объектов зависит от технико-экономических характеристик продукции предприятия и условий местности (сказывающихся на соотношении «затраты— прибыль» для данного вида продукции), можно сделать некоторые выводы о пространственной ориентации отдельных отраслей и пред­приятий промышленности.

1. Отрасли, характеризующиеся высокой материалоемкостъю (черная металлургия, производство тяжелых цветных металлов, тяжелое машиностроение, производство соды, цемента, гипса, строй­материалов), обычно размещаются вблизи источников сырья (и воды). Это отрасли, затраты на сырье в которых составляют от 20 до 80% себестоимости продукции, а удельный вес сырья в несколько раз пре­вышает вес готовой продукции.

2. Отрасли, производящие продукцию, требующую больших за­трат топлива и энергии (35—60% в себестоимости продукции) (энер­гоемкие отрасли), тяготеют к источникам дешевой энергии. К ним относятся: производство смол и пластмасс, химических волокон и син­тетического каучука, выплавка алюминия, магния, производство ни­келя.

3. Отрасли, требующие больших затрат труда (трудоемкие от­расли). Они отличаются повышенной долей заработной платы в се­бестоимости продукции, незначительными по весу расходами сырья, топлива и сравнительно небольшим объемом готовой продукций в расчете на одного работника. К ним относятся радиотехника, приборостроение, станкостроение, переработка пластмасс, текстильная трикотажная, швейная, обувная и др. Такие отрасли обычно развиваются в районах, обладающими большими ресурсами рабочей силы.

4. Отрасли, производящие потребительские товары, т.е. ориентирующиеся на потребителя. Затраты по доставке сырья и топлива в этих отраслях меньше расходов по вывозу готовой продукции в от­даленные места потребления (при одной и той же дальности перевоз­ки), удельные расходы сырья, топлива и электроэнергии невелики. Эти отрасли тяготеют к близлежащим местам потребления готовой продукции (города, скопления поселков). К ним относятся хлебопе­карная, кондитерская, сахарорафинадная, мебельная отрасли про­мышленности, а также нефтеперерабатывающая, резинотехническая, кирпичная, производство железобетонных изделий, сельскохозяй­ственное машиностроение.

5. Добывающие отрасли промышленности. Их размещение зависит от природных факторов (размеры промышленных запасов глубина и характер залегания полезных ископаемых, качество при­родных ресурсов), а также от возможностей вывоза продукции. Они размещаются обычно с таким расчетом, чтобы затраты на добычу и транспортировку их продукции были минимальными.

Приведенное объяснение размещения отраслей производства является лишь самым общим. На практике решению о возведении предприятия в данной местности предшествует проведение много­численных исследований и расчетов — технико-экономических, ба­лансовых и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.