Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Психологические аспекты научного творчества и методы его интенсификации. Методы научного исследования

Итог.

- Молодцы ребята. Вы очень хорошо

танцевали. Снеговику очень понравилось, он доволен вами.

 

 

При подготовке студентов к самостоятельным научным исследованиям важное значение имеют вопросы научного творчества. Известно, что природа научного творчества - в извечной пытливости человеческого ума, подстегиваемой потребностями производства.

Знания о творчестве лежат внутри и на стыке многих наук, в том числе философии, логики, психологии, науковедения, кибернетики, информатики. У каждой из них есть свой объект исследования, объект видения и методы разработки проблем активизации творчес­кого поиска. В психологии творчества наиболее разработаны разде­лы, посвященные творческим способностям, качествам творческой личности, творческому климату.

Творческие способности человека могут быть условно разделены на две группы, связанные соответственно со склонностью (темпера­ментом) и собственно умственными способностями. Характеристика последней представляет собой интерес для молодого исследователя.

Способность к новому взгляду - это умение увидеть непривычное и, наоборот, известное в новом.

Имеет значение способность к свертыванию информации, т. е. к замене нескольких понятий одним обобщающим, цепи рассуждений в одну мысленную операцию. Умение распознавать сходные образы в целом, не обращая внимания на индивидуальные отличия, - одно из важных свойств творческой личности.

Гибкость мышления - это способность мысленно легко и быстро переходить от одних явлений к другим, далеким по содержанию, что особенно важно при выборе гипотез.

Боковое мышление - способность к широкому распределению внимания, в том числе мышлению «около» проблемы.

Немаловажное значение имеют также и такие умственные спо­собности, как цельность восприятия, способность к доработке замыслов, готовность памяти зафиксировать, а затем вовремя выдать нужную информацию, легкость генерирования идей, способность к переносу опыта, оценке, предвидению.

С точки зрения некоторых авторов, бесчисленные умственные и физические качества, присущие ученому, могут быть квалифицирова­ны по шести важнейшим категориям:

1) энтузиазм и настойчивость, оригинальность;

2) независимость мышления, воображение, интуиция, одарен­ность;

3) интеллект: логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированию;

4) этика: честность перед самим собой;

5) контакт с природой: наблюдательность, технические навыки;

6) контакт с людьми: понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовать группы, убеждать других и прислушиваться к их аргументам.

Осуществляя научное творчество, исследователь должен иметь оптимальную стратегию творчества, ее цель и направлять их на достижение своей воли.

Воля - это умение целенаправленно, разумно, терпеливо и рационально преодолевать препятствия, находя и реализуя оптимальные варианты решений в самых разных ситуациях. Творческие силы ума остаются бесплодными при отсутствии энтузиазма и силы воли. Уп­равлять своими желаниями может человек, обладающий эмоциональ­но-волевым усилием, умеющий заставлять себя работать, сконцент­рировав внимание и мысли на определенном деле.

Наиболее часто приходится преодолевать присущие человеку внутренние барьеры, мешающие творческому процессу: силу привы­чки и инерцию мышления, пассивность и лень, узкий практицизм, влияние авторитетов, страх перед неудачей, неприятие, даже боязнь критики или, наоборот, слишком высокая самокритичность.

Но у творческого человека обычно таких барьеров меньше, а те, которые есть, помогают преодолеть специфические качества лич­ности. Творческая личность, как правило, обладает более высоким интеллектом, умением сосредоточить и долго удерживать внимание на одном вопросе, готовность к риску при принятии решения, вос­приимчивость.

Для творческой личности характерны стремление к самоутверждению, увлеченность работой, отрешенность от других проблем, взыскательность и стремление во всем дойти до сути.

В процессе выполнения научных исследований у студентов формируются такие психологические качества человеческой личности, как внимание, наблюдательность, творческое воображение, способ­ность к умозаключениям, любовь к труду.

В процессе обучения у любого студента возникает комплексное развитие задатков к научным исследованиям: памяти, наблюдатель­ности, воображения, самостоятельности суждений и выводов.

Важнейшим компонентом из перечисленных является память. К памяти (образной, эмоциональной, логической) нужно относиться как к инструменту, за которым следует непрерывно ухаживать. Па­мять необходимо все время развивать путем повторения, использова­ния метода логического, ассоциативного запоминания. Развитие профессиональной, избирательной памяти в отличие от общей всегда связано с характером научных интересов и подготовки исследовате­ля. Избирательность памяти есть признак умственных усилий чело­века по целеустремленному овладению определенной областью зна­ний. И чем эти усилия систематичнее, спланированнее, тем более они направлены на достижение поставленной цели, тем успешнее идет развитие памяти.

Не менее существенным элементом для начинающего исследовате­ля является наблюдательность. Ее развитие заключается в обостренной способности замечать и акцентировать внимание на всех, даже на пер­вый взгляд незначительных, сторонах изучаемых процессов и явлений. Без организации внимания ко всем без исключения сторонам исследу­емого процесса легко проглядеть даже самые заметные явления. Имен­но искусство видеть, умение скрупулезно анализировать и сопостав­лять замеченные явления без скороспелых выводов отличает настойчивость исследователей. Подобно памяти, острота наблюдатель­ности достигается тренировкой, совершенствованием внимания к тем сторонам рассматриваемых явлений, которые составляют для исследо­вателя предмет его научных интересов и поисков.

Важным качеством исследователя является способность к сосредоточению мысли на главном предмете. А главный элемент сосредоточе­ния - внимание. Неумение сосредоточить свое внимание в данный момент на решающем, на главном - беда многих начинающих исследователей.

Также для исследователя необходимо присутствие фантазии, которая в науке играет столь же важную роль, что и в искусстве. По значимости фантазия не уступает кропотливому труду над собранным мате­риалом. Без фантазии научная работа превращается в нагромождение фактов и умозаключений, пустых и зачастую бесплодных. Но в гармоничном сочетании научного исследования и научной фантазии лежит залог движения науки вперед. Исполнению предшествует мысль, точному расчету - фантазия.

Неотъемлемым качеством научного работника является неутоми­мое трудолюбие, непреклонное упорство в разрешении намеченных задач. Необходимо вырабатывать в себе выдержку, огромное напря­жение сил и терпеливость при выполнении любой научной работы, поскольку на многих этапах исследования возможны мелкие неудачи.

Все названные компоненты позволяют сформировать у исследователя способность к самостоятельности суждений и выводов, а сочета­ние зоркости в поисках проблем, гибкости интеллекта, легкости гене­рирования идей и возможности к отдельному ассоциированию проявляет себя как нестандартность мышления. Однако этого недостаточно, необходимо эффективное воздействие на сам ход творческого процесса. Оно осуществляется через систему эвристических и ассоциа­тивных методов. Принято считать, что таких методов более 30, перечни их опубликованы. Практика творческого опыта показала, что целесо­образно применять далеко не все из них, а лишь некоторый минимум базовых методов: матрица идей, мозговой штурм, метод ассоциаций, метод вживания в роль, синектика, морфологический анализ, диаграм­ма идей, коллективного блокнота и ряд других.

Рассмотрим некоторые из них. Главная цель метода мозгового штурма - получить за короткий промежуток времени как можно больше предложений по требующей решения проблеме. Мозговой штурм - это легкий и чрезвычайно быстрый способ коллективного поиска разнообразных идей. При этом формируется группа (опти­мально 6—8 чел.) ученых (коллег) с аналитическим складом ума (ге­нераторов идей), которые вносят разнообразные идеи. Обычно 10— 15% из них оказываются весьма ценными. Процесс мозгового штурма, возбуждая умственную деятельность генераторов, способст­вует рождению новых идей.

Синектика - метод, своеобразно развивающий мозговой штурм. По данной методике поиск ведет группа не случайно объединенных, как при мозговом штурме, а специально подобранных и подготовлен­ных людей-синекторов, имеющих обычно разные специальности. При синектическом поиске, в отличие от мозгового штурма, разрешена критика вносимых предложений, что не исключает глубокого взаимо­понимания участников группы. В процессе обсуждения синекторы ис­пользуют обширный арсенал аналогий для усиления генерации идей.

Под аналогией понимают сходство каких-либо отдельных свойств или признаков, элементов, характеристик объектов, в целом значи­тельно отличающихся друг от друга. Аналогия может быть четырех видов: прямая, представляющая собой любую аналогию из области природы, экономики, права и т. п.; личная (эмпатия), в процессе ис­пользования которой делается попытка отождествить себя с объек­том, вжиться в его образ; символическая, заключающаяся в поиске символического краткого описания объекта или задачи; фантастичес­кая, предлагающая описать задачу в понятиях и терминах сказок, ле­генд и мифов.

Полученные идеи связывают с заданной проблемой и на этой ос­нове ведут поиск возможных решений. Наиболее ценную, по мнению привлеченных экспертов, идею максимально развивают и конкрети­зируют. Однако если нужное решение не найдено, вновь концентри­руются на проблеме, а поиск снова повторяют.

Метод коллективного блокнота позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом первичного творческого коллектива (группы) с последующим коллективным развитием идеи и оценкой решений. Для этого всем членам группы выдают блокнот с описанием сущности задачи,необходимыми данными и списком литературы. В течение заданного времени каждый член группы записывает в блок­нот возникшие идеи и предложения о направлении поиска иконкрет­ных решениях. Затем руководитель группы собирает все блокноты и анализирует внесенные в них записи. Обобщенные им результаты рассматриваются всей группой, а наиболее интересные идеи развиваются. Одним из общих достоинств методов активизации творчества явля­ется их универсальность и легкость усвоения. К недостаткам этих ме­тодов следует отнести то, что они не повышают уровня искорости при­нимаемых решений. В связи с этим в условиях рыночных отношений применяют более интенсивные методы творчества, обеспечивающие разрешение возникающих противоречий. Все они основываются на трех принципах: систематизация перебора вариантов; включение в процесс поиска решений ассоциативного мышления; организация коллективной концентрированной, непрерывной творческой работы.

Для лучшего стимулирования мышления начинающему исследователю рекомендуется создавать благоприятствующие факторы за счет ясной формулировки своих вопросов, правильного направления своих мыслей, обсуждения идей с другими людьми, стимулирования мыслительных ассоциаций.

Дальнейшее развитие методологии творчества идет в направлении создания системы методов поиска. Например, функционально-стои­мостный анализ (ФСА) можно рассматривать как «метод системного исследования объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на повышение эффективности использования материальных и трудо­вых ресурсов».

Обеспечивает интенсификацию научного творчества использо­вание компьютеров. Это происходит по двум основным направлени­ям: автоматизация информационного обеспечения поиска и выпол­нения экономических расчетов; развитие методов принятия экономических решении с применением ЭВМ. Наличие ЭВМ с их колоссальной возможностью перебора вариантов позволяет активно использовать в основах автоматизации метод проб и ошибок.

Для интенсивной технологии творчества также необходимо соблюдение следующих принципов: деление процесса поиска на этапы и выдерживание характерной именно для данного метода последовательности их выполнения; соответствие выбираемого метода специ­фике задачи ивозможностям ведущего поиск человека; взаимодополнение и рациональное сочетание методов.

Наряду с этим в современной технологии творчества наблюдают­ся противоположные тенденции к оправданному усложнению и необходимому упрощению творчества, специализации методов для обеспечения отдельных этапов поиска и наоборот, универсализация методических комплексов типа ФСА.

Для того чтобы достичь определенных творческих результатов и интенсифицировать творчество исследователя, необходима жизнен­ная стратегия развития личности, которая основывается на следую­щем комплекте качеств:

1) наличие достойной цели, общественно полезной, значитель­ной, новой. Цели могут быть разнообразными: весьма важными и многоплановыми или не очень сложными, традиционными, но но­выми для конкретной личности;

2) наличиекомплексных планов имер контроля за ихвыполне­нием. Планы должны быть реальными, а контроль регулярным. Не­которые ученые рекомендуют разрабатывать следующие разделы плана или самостоятельные планы: накопление знаний, формирование резервов здоровья, план основной работы, перечень самозада­ний, мер по преодолению недостатков. Текущие планы можно запи­сывать в еженедельник или на карточки, однако каждый должен найти свои формы планирования, облегчающие достижение цели;

3) высокая работоспособность при выполнении намеченного. Она определяется состоянием здоровья, тренированностью, уровнем двигательной активности;

4) владение методическим инструментарием, определяющим технику творческой работы. При этом необходимо не просто знать мето­ды, но и мастерски владеть приемами творческого мышления и орга­низации дела;

5) способность вести борьбу, так называемое умение держать удар. Это качество может выражаться в отсутствии критики недостат­ков при незнании способов их устранения; убежденности в ценности предлагаемой идеи, условий для ее осуществления; в познании само­го себя и противников собственных идей и т. д.;

6) результативность выполняемой работы, о чем, прежде всего, судят по промежуточным результатам. Их отсутствие должно побуж­дать к проверке и уточнению выбранной цели, принятых планов, ис­пользуемых методов.

В итоге следует отметить, что жизненная стратегия вырабатывается и развивается самоорганизацией и самовоспитанием человека. А ин­тенсивную технологию творчества можно получить при сочетании его методических приемов и рациональной организации.

 

Рис.2. Организационная модель формирования технологии научного творчества

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основная часть. Сели красиво, ручки дружат, ножки | Тема 2. Организация труда и рабочего времени в процессе научного исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.