Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Организация труда и рабочего времени в процессе научного исследования

В период обучения в высшей школе студенты должны получить общее представление о важнейших механизмах умственной деятель­ности и рациональном использовании времени. Исследования пока­зывают, что наибольшие трудности у студентов вызывает неумение рационально распределять свое время (65% опрошенных). Из общего числа 73,9% составляют девушки. Учащиеся отмечают у себя отсутст­вие навыков самообразования и организации деятельности. Подчер­кивается также отсутствие или недостаточность навыков самостоя­тельной работы с книгой: 24,8% - медленный темп восприятия информации, 19,8% - затруднения при ориентировании в печатном материале. Активность, творческая деятельность, научно органи­зованный труд являются важнейшими условиями овладения своим временем, сохранения работоспособности.

Научиться чувствовать время, учитывать его, пользоваться им рационально, обеспечивать последовательность и системность в работе помогает режим. В основу режима дня положен биологический закон ритма, цикличности физиологических процессов. Идея же рацио­нального режима дня заключается в том, чтобы сопрягать природные пики работоспособности человека с теми нагрузками, которые мы за­даем себе сами. Не ломать ритм, а работать в такт с ним - первей­шая заповедь режима.

В течение дня работоспособность изменяется. Наиболее плодотворным с точки зрения времени работоспособности является так на­зываемый утренний пояс (с 6 до 15 часов), причем максимальная работоспособность находится на середине утреннего пояса (с 6 до 13 часов). Различаются еще два пояса работоспособности: послеобе­денный (с 16 до 19 часов) и вечерний (с 20 до 24 часов).

Степень внимания и эффективность запоминания изменяются в сторону уменьшения и замедления к концу каждого пояса. Поэтому самый трудный для понимания материал следует изучать в начале каждого пояса (лучше всего утреннего), после хорошего отдыха.

Наличием фаз работоспособности следует руководствоваться и при распределении работы по дням недели: понедельник и втор­ник - дни «врабатывания» (пониженная работоспособность); среда и четверг - самые продуктивные дни для серьезной умственной ра­боты; в пятницу работоспособность студентов снижается; суббота - наиболее неблагоприятный для умственной деятельности день (ра­ботоспособность студентов падает в сравнении с максимальной на 40%) (65).

При проведении научной работы следует учитывать, что в начале каждого процесса умственного труда имеется так называемый период врабатываемости. Именно в этот момент следует просмотреть, вспомнить, что было сделано раньше. При этом чем более прочные связи и ассоциации были установлены в предыдущие периоды усвое­ния, чем больше развита привычка к систематическому умственному труду, тем короче период врабатываемости, тем скорее наступает вто­рой период работы, наиболее продуктивный, - «рабочая установка», т. е. время наиболее глубокого и результативного проникновения в суть выполняемой работы.

«Рабочая установка» с точки зрения работоспособности - наибо­лее ценное время. Поэтому следует принимать все меры, чтобы оно было по возможности более продолжительным. Основным препятст­вием этому служат отвлекающие, рассеивающие факторы: шум, раз­говоры, движение посторонних лиц, неумение работающего долго концентрировать внимание на нужных предметах, материалах и т. д. Поэтому очень важно научиться работать при любых условиях, тогда при благоприятных работать будет совсем легко.

Работоспособность человека зависит от степени тренированности, привычки к труду, физиологической основой которых является ус­ловный рефлекс на время. Поэтому, приступая к работе, следует точно определить задание и цель работы, а также приблизительно время, срок, в который она должна быть выполнена.

Для выработки «рефлекса на время» необходимо систематически работать, так как только система в работе может дать максимум продуктивности. Не следует ждать, когда появится желание работать и придет вдохновение.

Большую роль в повышении продуктивности умственного труда играет привычка к месту работы, рабочая обстановка.

Постоянное рабочее место, благодаря повторным занятиям, проч­но ассоциируется с трудом, вызывает соответствующее настроение. Привычная обстановка не отвлекает внимания и быстро настраивает на рабочий лад.

Человеческому организму свойственна периодичность функций, поэтому, чтобы иметь возможность систематически напряженно ра­ботать, человек должен чередовать виды труда и отдых. Труд, выпол­ненный в сверхурочном порядке, весьма невысокого качества и ведет к уменьшению работоспособности в ближайшие периоды времени. Чтобы этого не произошло, следует руководствоваться следующими правилами: нельзя долго работать без перерыва, так как беспрерыв­ная работа снижает интерес к ней, ведет к сильному переутомлению; перерывы следует делать через каждые 1 -1,5 часа работы на 10- 15 минут, а после 3-4 часов отдых должен быть более продолжитель­ным - 0,5-1 час.

Умственный труд почти полностью исключает физические на­грузки, поэтому недостающий физический труд следует заменить физкультурой и спортом.

Здоровье и хорошее самочувствие являются необходимыми усло­виями продуктивной умственной работы. Физкультура и спорт - хо­рошие помощники в этом деле. Исследования работоспособности студентов восьми вузов г. Москвы показали, что при среднем ее уровне успеваемости 89,25% у студентов-спортсменов она была 91,9%.

В процессе организации труда не следует недооценивать элемен­тов творчества на всех стадиях научной работы: чтения, сбора, вос­приятия, освоения, систематизации, оформления. Показателями го­товности студентов к научной деятельности являются: последователь­ное развитие профессиональной избирательной памяти; воспитание обостренной наблюдательности; наличие высокоразвитого воображе­ния. Без творческого воображения, без фантазии нельзя вести науч­ное исследование.

Силу и значение воображения в научном творчестве подтвержда­ют многочисленные открытия в различных областях науки и техни­ки. Подсчитано, что из 108 фантастических идей Жюля Верна оши­бочными оказались только 10, а из 86 прогнозов Герберта Уэллса оказались верными 77, Александр Беляев на 50% прогностических фантазий допустил только 3 ошибки.

Совокупность названных выше задатков к научным исследовани­ям позволяет студенту выработать способность к самостоятельности суждений и выводов. Только умение студентов самостоятельно и доказательно прийти к определенному выводу в результате всесторон­него анализа явления окончательно характеризует уровень его спо­собности как будущего научного работника.

Важным принципом организации научного труда является плановость. Она обеспечивает эффективное использование времени, дисциплинирует, нацеливает на организованный и системный труд, облегчает контроль за ходом выполнения работ. Значение плана состоит в указании тех материалов, которые должны быть собраны, тех путей, которыми придется пользоваться при сборе материалов.

Удачно составленный план наполовину решает успех исследова­ния, тогда как любая ошибка губительно отражается на ходе работы.

При составлении плана полезно ознакомиться с планами аналогичных исследований. Необходимо иметь архив планов иаккуратно хра­нить все материалы, связанные с его выработкой.

Плановость воплощается в разнообразных формах: в предварительных и текущих планах, в программах, графиках планирования эксперимента и др. При планировании процесс научного исследова­ния расчленяется на этапы с указанием сроков начала и окончания работ. Чем шире круг вопросов исследования, тем детальней должен быть план.

В процессе исследования могут составляться различные виды планов: перспективные, календарные, написания научной работы, проведения эксперимента.

План содержит в схематическом виде основные и вспомогатель­ные проблемы, ориентировочно по каждой теме определяет объем будущей работы в листах, а также количество схем, таблиц и гра­фиков.

В процессе исследования такой план уточняется, детализируется, а иногда подвергается существенным изменениям. В связи с тем, что бухгалтерский учет, контроль и экономический анализ носят при­кладной характер, может составляться план эксперимента. В нем предусматривается методика и последовательность эксперимента, место, объем, сроки и условия проведения работы.

Важным принципом организации научного труда является самоорганизация. Выработка организованности способствует закреплению приобретенных знаний, позволяет экономить время и энергию.

Для самоорганизации необходимо соблюдение системы в работе, т.е. выработка ритма работы - рациональное чередование тяжелой иболее легкой.

Уделять внимание при самоорганизации следует также последовательности и системности в работе, которые предполагают наличие плана с указанием объема и сроков работы, подготовку необходимого материала, соблюдение строгой последовательности этапов работы, контроль за ее ходом.

Важным элементом самоорганизации является самоограничение, которое выражается в конкретизации темы исследования, сборе ма­териала, литературном оформлении работы.

Начинающему исследователю необходимо развивать в себе способности к точному учету времени и вырабатывать привычку к систематической работе изо дня в день. Отсутствие порядка и нерациональное использование времени - злейшие враги научной работы.

Специалисты по научной организации труда считают, что для сбережения времени необходимо придерживаться следующих правил:

- точно определять свою цель;

- сосредоточиваться на главном;

- придумывать себе стимулы;

- устанавливать твердые сроки окончания работы;

- уметь быть решительным и в необходимых случаях говорить «нет»;

- приобрести привычку к записям предстоящих дел, возникших мыслей;

- уметь слушать, не упускать мелочей в подготовке к работе, избегать шаблонного мышления;

- приступать к делу сразу же, используя время полностью, сле­дить за тем, на что тратите свободное время, воспитывать уважение к своему времени;

- чередовать виды занятий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Психологические аспекты научного творчества и методы его интенсификации. Методы научного исследования | Тема 3. Методика работы над литературой и оформление записей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.