Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Методика работы над литературой и оформление записей

Качество исследования в значительной мере зависит от того, насколько хорошо исследователь освоил методику изучения литерату­ры.

Систематическое изучение литературы предполагает не механическое восприятие информации, а целеустремленный активный про­цесс творческого усвоения. Чтение и для образованного человека представляет не столь простое и легкое дело, как это кажется на пер­вый взгляд.

Уметь читать - это значит не пассивно принимать к сведению все, что содержится в книге, а анализировать текст, размышлять над ним, до конца понимать его смысл, критически взвешивать доводы автора. Это позволяет ученому сравнивать новые сведения с имею­щимися у него, делать для себя необходимые выводы, вычленять из произведения все полезное.

Умение анализировать логическую структуру текста, выделять и соотносить его составные элементы позволяет лучше понять и усво­ить его. В хорошем тексте смысловые части всегда, так или иначе,взаиморасположены и взаимосвязаны. Такой текст может рассматри­ваться как система мыслей, система с определенной литературной логикой. Вскрывая при чтении логическую структуру текста, т. е. вы­деляя субъекты (о чем говорится) и предикаты (что именно говорит­ся), отмечая, как соотносятся между собой субъекты и в каких отно­шениях находится каждый предикат со своим субъектом, студент определяет, из каких смысловых частей состоит текст, вскрывает связи между ними. Благодаря этому он глубже вникает в смысл текс­та, лучше понимает его как целое, как систему мыслей, легче запоми­нает, значительно упрощает себе конспектирование.

Логическая структура любой книги в самом общем виде выражена в ее оглавлении. Поэтому рекомендуется начинать изучение книги с оглавления, знакомящего с основными смысловыми связями между разделами произведения. Студенту надо самому устанавливать для себя структуру параграфов, которые у автора не вошли в оглавление. Важно не просто отмечать основные идеи текста, но и улавливать разнообразные связи между ними, а также их отношение с теми мыс­лями, в которых эти основные идеи текста раскрываются. Анализ ло­гическойструктуры текста позволяет не только выделить основные мысли и связь между ними, но и вскрыть содержащиеся в тексте скрытые (невыраженные) вопросы, побуждает читателя к поиску от­ветов на них.

При чтении литературы необходимо соблюдать следующий поря­док:

- изучать литературу, переходя от простого материала к более сложному;

- ознакомиться сначала с обшей литературой, а потом - со специальной;

- вначале уделить внимание теоретической литературе, а затем -прикладной;

- сначала читать книги, а потом - статьи;

- учитывать очередность: новые работы, далее - книжные ипериодические издания прошлых лет;

- прежде ознакомиться с первоисточниками, а затем - с комментариями или критическими статьями.

Главное внимание при подборе литературы должно быть обраще­но на монографии и журнальныенаучные статьи, т. е. на источник первичной информации. Общее представление о предмете проблемы можно почерпнуть в ряде случаев из энциклопедии, где, кроме того, дается список фундаментальной литературы по изучаемому вопросу.

В практике научных исследований используют четыре способа изучения литературных источников: внешний осмотр, беглый про­смотр содержания, сплошное чтение, тщательная проработка.

При высокой квалификацииисследователя используется скорочтение или так называемое «партитурное чтение», когда одновремен­но охватывается половина или даже вся страница текста.

Однако основной метод работы - тщательная проработка литературного источника, при котором исследователь делает выписки, кон­спектирует, составляет тезисы, производит записи собственных мне­ний на основе прочитанного и т. д. В процессе изучения надо самостоятельно систематизировать, классифицировать, сводить в таблицы имеющиеся сведения, иногда строить графики, составлять схемы. Следует отметить, что в критической проработке книги выде­ляют три фазы:

- когда книга целиком владеет читателем;

- когда читатель оспаривает мысль автора;

- когда читатель высказывает собственные мысли, отличные от авторских.

Книга лишь просматривается, когда не имеет особой научной ценности. Однако иногда беглый просмотр может заинтересовать читателя и побудить вернуться к началу книги для медленного прочтения.

Иногда заменой чтения книги может служить справка о содержа­нии на основании отзывов, рефератов, рецензий в специальных жур­налах.

Для рецептивного, сплошного чтения выбираются те авторы, мышление которых безупречно. Для этого надо читать сочинения вы­дающихся ученых, в том числе и по смежным отраслям науки.

Информационное чтение используется для ориентировки в про­блеме. Оно дает указание о новинках, деятельности тех или иных ученых, задачах, которые выдвигаются на современном этапе, появ­лении новых журналов и др.

Студенту, как начинающему исследователю, можно рекомендо­вать некоторые простейшие правила чтения литературы:

- разбивать текст на смысловые «опорные пункты»;

- соотносить содержание текста с имеющимися знаниями или разные части текста между собой;

- вызывать у себя наглядные образы;

- пересказывать текст «своими словами».

Эффективными приемами осмысления текста также являются:

- постановка себе вопросов и поиск ответов на них;

- предвосхищение плана изложения - того, о чем будет гово­риться дальше;

- мысленное возвращение к ранее прочитанному под влиянием новой мысли;

- критический анализ и оценка текста.

В целом необходимо отметить: для достижения успеха в работе над книгой нужны высокая умственная работоспособность, которая зависит от ритмичности работы, от последовательности и системности в ней, от умелого сочетания труда и отдыха.

Во многих случаях студенту необходимо не только хорошо понять текст, но и запомнить его, чтобы в нужный момент воспроизвести или применить на практике усвоенное знание. Запоминание — один из процессов памяти. Запоминание может быть механическое и смысловое, произ­вольное и непроизвольное. Механическое запоминание достигается путем многократных повторений. Но главное для исследователя — смы­словое запоминание. Суть его заключается в запоминании логичес­ких связей, существующих между теми или иными предметами. В этом случае понимание становится верным средством и критерием запоминания.

Запоминание осуществляется с помощью специальных средств и приемов. Прежде всего, надо указать на такое средство, как установ­ка. Установка (или задача), которую ставит перед собой исследова­тель, может быть на точное (дословное) запоминание, на запомина­ние своими словами (пересказ), на запоминание полное или выборочное, на запоминание последовательности в развитии собы­тий.

Существенное значение для запоминания имеет смысловой анализ текста. Он заключается в следующем: разбивка текста на смысловые части с выделениемглавных мыслей (тезисов), с которыми в нашем сознании связано основное содержание каждой части: установление связи между выделенными частями и составление плана текста.

Традиционным приемом запоминания является повторение (пассивное - повторное чтение текста, активное — пересказ текста). Повторение может быть концентрированное (сплошное, без перерывов) и распределенное (разделенное перерывами на несколько часов или дней). Считают, что распределенное повторение более продуктивно. Наконец, повторение может быть целостное (когда материал за­поминаем целиком), расчлененное на части и комбинированное. Более продуктивным является комбинированное повторение. Оно складывается из трех этапов: вначале материал читается целиком, с тем, чтобы уяснить его общий смысл и установить, из каких частей он состоит; затем каждую выделенную часть или особенно трудные из них запоминают отдельно; далее материал вновь перечитывается це­ликом с целью закрепить связи между теми частями, которые запо­минались отдельно. Чем более самостоятельный, активный и твор­ческий характер носит работа, например, по написанию диплома, тем лучше иполнее запомнится содержание того материла, с кото­рым работает студент. В работе над текстом материал усваивается особенно хорошо, если предварительно студент поставил перед собой определенные задачи: отыскать, обнаружить или отобрать нужные факты, мысли; сопоставить описываемый предмет, событие, метод работы с другим, ранее известным; установить причины и следствия; классифицировать факты; сделать самостоятельные обобщения и вы­воды и т. п.

Одновременно с этим следует напомнить, что работа с книгой требует концентрации внимания. Это достигается за счет устранения различных помех, соблюдения последовательности и равномерности в работе, разнообразия и оптимального темпа в работе над книгой. Следует исключить дурные привычки, препятствующие чтению: нетерпеливость, лень мышления и воображения, небрежное чтение или чтение «запоем», пропуски при чтении и т. д.

Необходимо также в работе над текстом учитывать типы восприятия и мышления читателя. Исследователю необходимо учитывать, что типы мышления могут быть: синтетический (когда текст воспринимается целостно), анали­тический (когда выделяются детали и подробности), описательный (когда все воспринимается, как есть), объяснительный (обращают внимание на причины и следствия).

Немаловажную роль в восприятии текста книги имеет тип памя­ти: наглядно-образный, словесно-отвлеченный и средний (промежуточный). В связи с этим необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности личности и, опираясь на ее сильные стороны, целенаправленно формировать способы, приемы и привыч­ки работы над книгой. Выработке индивидуального стиля чтения на­учных и учебных книг способствует умение анализировать текст: вы­делять в нем главное и второстепенное, то, о чем говорится, и то, что именно говорится об этом, устанавливать логические связи между смысловыми элементами текста, совершенствовать мыслительные операции.

Чтение научной и специальной литературы должно сопровождать­ся ведением записей. Это позволяет лучше понимать текст, дает возмож­ность сохранить нужные материалы для последующего использования, помогает закрепить их в памяти, способствует сокращению времени на поиск при повторном обращении к данному источнику. Записи помо­гают понять архитектонику (построение) книги, доказательства выдви­нутых в ней положений, ее логику и тем самым проникнуть в творчес­кую лабораторию автора изучаемого произведения. Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и результаты мыслительной деятельности читателя. При этом проработка книга в виде записей должна раскрывать предмет содержания книги, суждения автора и мысли читателя в связи с прочитанным.

Следует воспитывать в себе умение вести записи в любых услови­ях, обязательно конспектировать оригинальные мысли, предвидеть будущую потребность в материале, имеющемся в книге. Но записать еще не значит усвоить. Запись может быть полезной в том случае, если она основана на глубоком анализе текста.

Существует ряд рекомендации, направленных на рационализа­цию записей:

- прежде всего, лаконизм изложения и использование сокра­щений;

- наглядность и ясность записей, ведение записи только на одной стороне листа;

- сохранение связи слов за счет написания всех предлогов и недопущение сокращения нескольких слов подряд;

- деление записей на абзацы с нумерацией их цифрами (буква­ми) или подчеркиванием «опорных пунктов» текста;

- выражение текста в виде схем и таблиц, уплотнение словесных формулировок при сохранении важных мыслей;

- неполная запись отдельных частей текста в виде тезисов или заглавий и т. д.

Записи могут подразделяться на не связанные с аналитической переработкой текста и связанные. В первом случае производится библиографическое описание книги, проставляется перечень стра­ниц, подлежащих копированию или выписке, делаются пометки и выделения в тексте, используются закладки и чистые листы с надпи­сями и т. д. При аналитической переработке текста делают записи на библиографических карточках, составляют план, тезисы, конспект, словарь терминов и понятий.

Подготовку записи в конспект можно производить в следующей последовательности:

- чтение и пометка в тексте;

- осмысление;

- отбор наиболее существенного;

- выбор типа и формы записей;

- фиксация записей.

Выписки мобилизуют внимание, помогают выбрать наиболее существенное, способствует систематическому накапливанию нужных сведений по разным вопросам. В выписках, главным образом, нахо­дят отражение отдельные мысли, статистические данные, примеры и т. д. Они могут быть конкретные или справочные, дословные или свободные.

Сложным видом записи является план, назначение которого — отражение структуры и содержания текста. Для составления плана необходимо уметь выделять в тексте главные мысли, устанавливать соотношение между ними и на этой основе делить текст на части, подбирая к ним заголовки. Пункты плана и будут этими заголовками или вопросами тем, в которых студент детализирует заглавие текста, данного автором.

При составлении логического плана исследователь учится отчет­ливо различать, «о чем» и «что именно» говорится в книге, воспиты­вает способность к отвлеченному мышлению на основе ознакомле­ния с конкретным материалом книги, приобретает навыки структурного анализа произведения.

При собирании научного материала и чтении других книг попут­но происходит уточнение плана. При этом целесообразно приходящие в голову мысли, вопросы, соображения, сомнения в отношении плана заносить в отдельную тетрадь. Время от времени следует пере­сматривать все эти записи и первый вариант плана, в результате чего может появиться второй. Однако следует иметь в виду, что, не имея точного определенного плана, научный работник никогда не создаст ценной работы.

Тезисы - это основные положения (мысли), которые разъясняются, доказываются, поясняются в тексте. Они позволяют расчленить текст более детально, чем запись плана, и таким образом получить достаточно четкое представление об основной идее и главных положениях, утверждаемых автором. Тезисы обычно содержат больше информации, чем пункты плана, и позволя­ют формулировать сущность прочитанного своими словами. Тезисы располагают и соединяют между собой б стройную систему, отражая последовательность мыслей автора путем нумерации тезисов. Поэто­му для осмысления и запоминания текста запись тезисов помогает больше, чем составление плана. В большинстве случаев составляют сводный тезис, сложный по форме, на группу абзацев, объединяя не­сколько утверждений, тесно связанных между собой. В каждом запи­санном тезисе можно подчеркивать главное слово и производить со­кращение часто повторяющихся слов. Иногда имеет смысл сочетать в записи тезис с цитатой и указанием источника последней. В группе тезисов по одной книге также полезно указать их источник, записы­вая после каждого тезиса в скобках номер страницы текста, на которой составлен тезис.

В «чистом виде» тезисы формулируются в тексте диссертаций, докладов, в заключении рефератов и научных статей под заголовками: «Выводы», «Резюме» и др.

Читая литературу, исследователь нередко прибегает к выписке цитат. Выписывание из текста книг выдержек, извлечений, сведе­ний словами автора называют цитированием, а выписки - цитатами. Цитиру, надо записывать только наиболее важное и существенное в данной книге. При чтении текста или беглом просмотре выписывают то, что относится к како­му-либо определенному вопросу, предмету, теме, проблеме, чтобы все собранное затем подбирать и сопоставлять по тому или иному принципу, классифицировать в таблицах, списках, сравнительных перечнях, противопоставлениях или общих выводах, а затем эти ци­таты использовать при составлении конспекта.

При цитировании надо заботиться о буквальной точности выписок и соответствии каждой из них общему смыслу. Поэтому в отдельных абзацах следует цитировать основные, главные, логически «централь­ные» предложения, а из совокупности абзацев, посвященных изложе­нию данного предмета мысли, следует цитировать главный абзац, в ко­тором содержится формулировка утверждений основного положения. При цитировании необходимо соблюдать определенные правила:

- выбор цитат подчинять определенной цели, выписывая важ­нейшие места (мысли) при сохранении особенностей стиля;

- цитировать по возможности законченными частями текста, т. е. цельными абзацами или предложениями;

- каждую цитату заключать в кавычки. Ставят три точки (отто­чия) после вводных кавычек, если цитату выписывают из середины предложения, и в конце цитаты перед кавычками, если из предложе­ния выпущены последние слова текста;

- после каждой цитаты в скобках указывать ее источник;

- цитируя, необходимо воспроизводить в точности выделения в тексте, примененные автором (курсив, разрядку и т. д.);

- если цитаты применяют как основной способ записывания при чтении какой-либо книги, то все выписки надо объединять последовательной нумерацией или буквами алфавита, источник цитирования записывать в начале, а после каждой цитаты указывать только номер страницы, откуда она выписана;

- выписывая цитаты на отдельные карточки или листы, указы­вать источник цитаты на каждой карточке, учитывая возможность их разрозненного использования.

При изучении научных трудов возникает необходимость не толь­ко записывать основные мысли, но и само доказательство, объясне­ние и т. д. В таких случаях составляют конспект. Исследователю часто приходится составлять конспект из нескольких источников (называют сложным или тематическим). В этих случаях отбирают книгу, в которой тема изложена наиболее полно, на современном на­учном уровне, и составляют по ней подробный план с указанием страниц. Затем изучают остальные источники и дополняют пункты плана обнаруженным новым материалом. Таким образом, возникает окончательный план темы, согласно которому материал, полученный из различных источников, объединяют по пунктам. В некоторых слу­чаях, если необходимо провести сравнение данных из различных ис­точников, конспект можно составлять в виде заранее подготовленных таблиц, также возможен конспект в форме ответов на заданные во­просы. Наиболее совершенным способом записи является графичес­кий конспект. Суть его в том, что элементы конспектируемой работы располагают в виде иерархии понятий, связанных между собой.

Следует умело сокращать, конспектируемый текст. Дляэтого уплотняется словесная формулировка той или иной части текста при сохранении важных мыслей, содержащихся в ней; отдельные смы­словые части текста записываются неполно — в виде тезисов или за­главий; некоторые части текста выражаются в виде схем, таблиц и т. п.; сокращаются написания слов. Для того чтобы конспект был удобочитаемым и понятным, необходимо: не сокращать подряд не­сколько слов; при сокращении писать все предлоги и соблюдать знаки препинания (можно составить свои индивидуальный словарь условных сокращений); взять за правило делить записи на абзацы; ставить на полях условный знак при возникновении дополнительных записей.

В целом конспект должен быть:

- содержательным иемким (отражать главное в содержании текста, передавать все основные мысли в связном, целостном виде);

- по возможности кратким (после осмысления текста излагать содержание своими словами);

- правильно оформленным (обоснованно сокращать, оставлять в тетради поля, делить запись на абзацы, подразделять записи буквами или цифрами и т. д.).

Одним из видов ведения записей является словарь терминов и понятий. Это связано с необходимостью аналитической переработ­ки текста и позволяет исключить длительный поиск в справочниках и руководствах. При сложности, характерной для специальной тер­минологии, отсутствии в ней единства, частых изменениях и оби­лии всевозможных сокращений ведение словаря облегчает работу.

И в заключение следует отметить, чем определяется выбор того или иного вида записи. Прежде всего, надо учитывать цель работы. При ознакомлении с текстом можно ограничитьсятолько выписка­ми. Если надо выучить, усвоить или критически проанализировать текст, лучше прибегнуть к составлению конспекта, тезисов или плана. Если текст труден по содержанию, имеет преимущественно объяснительный характер, полностью относится к интересующей студента теме, его надо хорошо усвоить и отдать предпочтение кон­спекту.

При этом, работая над книгой, надо определиться, что именно студент должен взять из данной книги и от чего можно отказаться.

Для начинающего исследователя очень важно научиться высту­пать на научной конференции. Наиболее распространенной формой выступления является реферат.

Реферат - это сжа­тое изложение в виде устного доклада содержания какого-либо вопроса или темы на основе критического обзора информации. Хорошие образцы различных рефератов можно найти в разнообраз­ных реферативных журналах, издаваемых библиотеками, института­ми, академиями наук. В тексте реферата могут быть представлены цитаты и тезисы, рецензии, таблицы, диаграммы и т. п. как эле­менты связного пересказа на определенную тему. В реферате следу­ет точно указывать в сносках источники фактов и суждений. Разли­чают несколько видов рефератов по их тематике и целевой установке: литературный (обзорный), методический, информацион­ный, полемический и др. В основе наиболее часто встречаемой формы обзорного реферата лежат одно или несколько научных произведений, объединенных обшей тематикой. Обычно в реферате выделяют следующие части:

- введение, в котором раскрываются цель и задача сообщения;

- источники, послужившие основой изложения;

- положительные стороны и спорные положения авторов рассматриваемых трудов;

- собственный взгляд на существо дела;

- выводы и предложения.

В рефератах ставится задача сообщить слушателям определенную сумму новых знаний, связав их с уже знакомыми фактами. При этом необходимо показать, в чем заключается новизна, теоретическая и прикладная ценность научных фактов, предложенных методик и т. п.

Результаты изучения литературы и исследования практического опыта могут излагаться в научной статье. Она представляет собой самостоятельное произведение, содержащее определенную научную информацию, полученную в результате проведенных исследований. Композиция научнойстатьи основана на логическом раскрытии на­учной мысли с дозированием фактов и соединении их в определен­ную систему. План статьи имеет примерно следующую последова­тельность: заголовок; введение; основная часть; заключение.

В тексте статьи эти разделы не выделяют, а делают логические переходы в изложении вопроса. К частям статьи предъявляются следующие требования: заголовок статьи должен отражать основную идею и отвечать ее содержанию; введение обосновывает актуальность и ис­торию вопроса, ставит гипотезу исследования; основная часть статьи (кульминация) излагает сущность исследуемых явлении, приводит систему доказательств, полученных в процессе исследования; заключе­ние содержит краткие выводы и результаты проведенного исследова­ния. Научная статья по учетно-экономическим наукам должна быть насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными ичисловыми доказательствами. Ее содержание в значительной мере зависит от достоверности используемой информации, позиции и истинности сужденийавтора. Самостоятельное значение имеет информационная статья, которая обычно оперативна и актуальна, содержит сжатое конкретное изложение каких-либо фактов, событий и явлений.

От статьи отличается монография, которая характеризуется более широкой постановкой проблемы, аргументированностью и доказательностью суждений, полным и всесторонним исследованием какой-либо проблемы или темы, наличием списка использованной литературы. Архитектоника монографии резко выражена самостоятельными структурными подразделами, раскрывающими ее содержа­ние. Завершается монография заключением, где излагаются выводы, вытекающие из выполненного исследования, формулируются кон­цепции автора, указываются нерешенные проблемы. Монографичес­кое исследование рассматривается в едином логико-монологическом плане, отличается теоретической направленностью (возможна также историческая, опытно-информативная, конструктивно-поисковая), сосредоточением на изучении отдельных вопросов (проблем).

Одним из видов записывания является рецензирование, т. е. критическая оценка прочитанных исследователем книг. Рецензии (отзывы) о книгах могут быть более или менее подробными, простыми или сложными, в зависимости от того, насколько подробно приводятся в них обоснование вывода, заключения, суждения о книгах. Особое внимание в рецензии уделяется доказательной оценке, в ней не до­пускается подмена разбора пересказом содержания произведения. Следует отметить актуальность темы, привести ссылки на конкрет­ные страницы рецензируемого произведения, указывая на положи­тельные и отрицательные стороны работы. В рецензии нужно отме­тить стиль изложения, соблюдение автором ГОСТов в части оформления научного произведения и терминологии данной науки, правильность формулирования экономических категорий, обосно­ванность выводов, достоверность результатов исследования, дости­жение поставленной цели и перспективы на дальнейшее исследова­ние. Архитектоника рецензии должна включать заголовок, вводную и основную части и заключение. Составление рецензии вырабатывает умение воспринимать прочитанное в целом и определять свое отно­шение к книге на основе прочно обоснованного доказательства своих суждений.

Лучшему усвоению прочитанного способствует составление аннотации, в которой основное внимание уделяется раскрытию содержа­ния книги. Аннотация в сжатой форме обозначает все важные моменты в книге, представляющие особенный интерес для читателя, и называет вопросы, поднимаемые автором. Простую аннотацию легко составить еще до прочтения книги, достаточно только ее вни­мательного просмотра, в связной икраткой форме пересказывая ее содержание по заголовкам и подзаголовкам основных разделов книги. Перечитывание аннотаций, составленных исследователем в результате внимательного ознакомления с книгой, является хорошим средством для припоминания прочитанного. Систематически подби­раемые по определенным темам, вопросам, они могут служить источ­ником для составления обзоров литературы по тем или иным облас­тям знания. В качестве образцов для самостоятельного составления могут служить аннотации, напечатанные в журналах, информацион­ных библиографических бюллетенях, проспектах изданий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2. Организация труда и рабочего времени в процессе научного исследования | Формы интеллектуальной собственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.