КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Методика работы над литературой и оформление записей
Качество исследования в значительной мере зависит от того, насколько хорошо исследователь освоил методику изучения литературы. Систематическое изучение литературы предполагает не механическое восприятие информации, а целеустремленный активный процесс творческого усвоения. Чтение и для образованного человека представляет не столь простое и легкое дело, как это кажется на первый взгляд. Уметь читать - это значит не пассивно принимать к сведению все, что содержится в книге, а анализировать текст, размышлять над ним, до конца понимать его смысл, критически взвешивать доводы автора. Это позволяет ученому сравнивать новые сведения с имеющимися у него, делать для себя необходимые выводы, вычленять из произведения все полезное. Умение анализировать логическую структуру текста, выделять и соотносить его составные элементы позволяет лучше понять и усвоить его. В хорошем тексте смысловые части всегда, так или иначе,взаиморасположены и взаимосвязаны. Такой текст может рассматриваться как система мыслей, система с определенной литературной логикой. Вскрывая при чтении логическую структуру текста, т. е. выделяя субъекты (о чем говорится) и предикаты (что именно говорится), отмечая, как соотносятся между собой субъекты и в каких отношениях находится каждый предикат со своим субъектом, студент определяет, из каких смысловых частей состоит текст, вскрывает связи между ними. Благодаря этому он глубже вникает в смысл текста, лучше понимает его как целое, как систему мыслей, легче запоминает, значительно упрощает себе конспектирование. Логическая структура любой книги в самом общем виде выражена в ее оглавлении. Поэтому рекомендуется начинать изучение книги с оглавления, знакомящего с основными смысловыми связями между разделами произведения. Студенту надо самому устанавливать для себя структуру параграфов, которые у автора не вошли в оглавление. Важно не просто отмечать основные идеи текста, но и улавливать разнообразные связи между ними, а также их отношение с теми мыслями, в которых эти основные идеи текста раскрываются. Анализ логическойструктуры текста позволяет не только выделить основные мысли и связь между ними, но и вскрыть содержащиеся в тексте скрытые (невыраженные) вопросы, побуждает читателя к поиску ответов на них. При чтении литературы необходимо соблюдать следующий порядок: - изучать литературу, переходя от простого материала к более сложному; - ознакомиться сначала с обшей литературой, а потом - со специальной; - вначале уделить внимание теоретической литературе, а затем -прикладной; - сначала читать книги, а потом - статьи; - учитывать очередность: новые работы, далее - книжные ипериодические издания прошлых лет; - прежде ознакомиться с первоисточниками, а затем - с комментариями или критическими статьями. Главное внимание при подборе литературы должно быть обращено на монографии и журнальныенаучные статьи, т. е. на источник первичной информации. Общее представление о предмете проблемы можно почерпнуть в ряде случаев из энциклопедии, где, кроме того, дается список фундаментальной литературы по изучаемому вопросу. В практике научных исследований используют четыре способа изучения литературных источников: внешний осмотр, беглый просмотр содержания, сплошное чтение, тщательная проработка. При высокой квалификацииисследователя используется скорочтение или так называемое «партитурное чтение», когда одновременно охватывается половина или даже вся страница текста. Однако основной метод работы - тщательная проработка литературного источника, при котором исследователь делает выписки, конспектирует, составляет тезисы, производит записи собственных мнений на основе прочитанного и т. д. В процессе изучения надо самостоятельно систематизировать, классифицировать, сводить в таблицы имеющиеся сведения, иногда строить графики, составлять схемы. Следует отметить, что в критической проработке книги выделяют три фазы: - когда книга целиком владеет читателем; - когда читатель оспаривает мысль автора; - когда читатель высказывает собственные мысли, отличные от авторских. Книга лишь просматривается, когда не имеет особой научной ценности. Однако иногда беглый просмотр может заинтересовать читателя и побудить вернуться к началу книги для медленного прочтения. Иногда заменой чтения книги может служить справка о содержании на основании отзывов, рефератов, рецензий в специальных журналах. Для рецептивного, сплошного чтения выбираются те авторы, мышление которых безупречно. Для этого надо читать сочинения выдающихся ученых, в том числе и по смежным отраслям науки. Информационное чтение используется для ориентировки в проблеме. Оно дает указание о новинках, деятельности тех или иных ученых, задачах, которые выдвигаются на современном этапе, появлении новых журналов и др. Студенту, как начинающему исследователю, можно рекомендовать некоторые простейшие правила чтения литературы: - разбивать текст на смысловые «опорные пункты»; - соотносить содержание текста с имеющимися знаниями или разные части текста между собой; - вызывать у себя наглядные образы; - пересказывать текст «своими словами». Эффективными приемами осмысления текста также являются: - постановка себе вопросов и поиск ответов на них; - предвосхищение плана изложения - того, о чем будет говориться дальше; - мысленное возвращение к ранее прочитанному под влиянием новой мысли; - критический анализ и оценка текста. В целом необходимо отметить: для достижения успеха в работе над книгой нужны высокая умственная работоспособность, которая зависит от ритмичности работы, от последовательности и системности в ней, от умелого сочетания труда и отдыха. Во многих случаях студенту необходимо не только хорошо понять текст, но и запомнить его, чтобы в нужный момент воспроизвести или применить на практике усвоенное знание. Запоминание — один из процессов памяти. Запоминание может быть механическое и смысловое, произвольное и непроизвольное. Механическое запоминание достигается путем многократных повторений. Но главное для исследователя — смысловое запоминание. Суть его заключается в запоминании логических связей, существующих между теми или иными предметами. В этом случае понимание становится верным средством и критерием запоминания. Запоминание осуществляется с помощью специальных средств и приемов. Прежде всего, надо указать на такое средство, как установка. Установка (или задача), которую ставит перед собой исследователь, может быть на точное (дословное) запоминание, на запоминание своими словами (пересказ), на запоминание полное или выборочное, на запоминание последовательности в развитии событий. Существенное значение для запоминания имеет смысловой анализ текста. Он заключается в следующем: разбивка текста на смысловые части с выделениемглавных мыслей (тезисов), с которыми в нашем сознании связано основное содержание каждой части: установление связи между выделенными частями и составление плана текста. Традиционным приемом запоминания является повторение (пассивное - повторное чтение текста, активное — пересказ текста). Повторение может быть концентрированное (сплошное, без перерывов) и распределенное (разделенное перерывами на несколько часов или дней). Считают, что распределенное повторение более продуктивно. Наконец, повторение может быть целостное (когда материал запоминаем целиком), расчлененное на части и комбинированное. Более продуктивным является комбинированное повторение. Оно складывается из трех этапов: вначале материал читается целиком, с тем, чтобы уяснить его общий смысл и установить, из каких частей он состоит; затем каждую выделенную часть или особенно трудные из них запоминают отдельно; далее материал вновь перечитывается целиком с целью закрепить связи между теми частями, которые запоминались отдельно. Чем более самостоятельный, активный и творческий характер носит работа, например, по написанию диплома, тем лучше иполнее запомнится содержание того материла, с которым работает студент. В работе над текстом материал усваивается особенно хорошо, если предварительно студент поставил перед собой определенные задачи: отыскать, обнаружить или отобрать нужные факты, мысли; сопоставить описываемый предмет, событие, метод работы с другим, ранее известным; установить причины и следствия; классифицировать факты; сделать самостоятельные обобщения и выводы и т. п. Одновременно с этим следует напомнить, что работа с книгой требует концентрации внимания. Это достигается за счет устранения различных помех, соблюдения последовательности и равномерности в работе, разнообразия и оптимального темпа в работе над книгой. Следует исключить дурные привычки, препятствующие чтению: нетерпеливость, лень мышления и воображения, небрежное чтение или чтение «запоем», пропуски при чтении и т. д. Необходимо также в работе над текстом учитывать типы восприятия и мышления читателя. Исследователю необходимо учитывать, что типы мышления могут быть: синтетический (когда текст воспринимается целостно), аналитический (когда выделяются детали и подробности), описательный (когда все воспринимается, как есть), объяснительный (обращают внимание на причины и следствия). Немаловажную роль в восприятии текста книги имеет тип памяти: наглядно-образный, словесно-отвлеченный и средний (промежуточный). В связи с этим необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности личности и, опираясь на ее сильные стороны, целенаправленно формировать способы, приемы и привычки работы над книгой. Выработке индивидуального стиля чтения научных и учебных книг способствует умение анализировать текст: выделять в нем главное и второстепенное, то, о чем говорится, и то, что именно говорится об этом, устанавливать логические связи между смысловыми элементами текста, совершенствовать мыслительные операции. Чтение научной и специальной литературы должно сопровождаться ведением записей. Это позволяет лучше понимать текст, дает возможность сохранить нужные материалы для последующего использования, помогает закрепить их в памяти, способствует сокращению времени на поиск при повторном обращении к данному источнику. Записи помогают понять архитектонику (построение) книги, доказательства выдвинутых в ней положений, ее логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора изучаемого произведения. Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и результаты мыслительной деятельности читателя. При этом проработка книга в виде записей должна раскрывать предмет содержания книги, суждения автора и мысли читателя в связи с прочитанным. Следует воспитывать в себе умение вести записи в любых условиях, обязательно конспектировать оригинальные мысли, предвидеть будущую потребность в материале, имеющемся в книге. Но записать еще не значит усвоить. Запись может быть полезной в том случае, если она основана на глубоком анализе текста. Существует ряд рекомендации, направленных на рационализацию записей: - прежде всего, лаконизм изложения и использование сокращений; - наглядность и ясность записей, ведение записи только на одной стороне листа; - сохранение связи слов за счет написания всех предлогов и недопущение сокращения нескольких слов подряд; - деление записей на абзацы с нумерацией их цифрами (буквами) или подчеркиванием «опорных пунктов» текста; - выражение текста в виде схем и таблиц, уплотнение словесных формулировок при сохранении важных мыслей; - неполная запись отдельных частей текста в виде тезисов или заглавий и т. д. Записи могут подразделяться на не связанные с аналитической переработкой текста и связанные. В первом случае производится библиографическое описание книги, проставляется перечень страниц, подлежащих копированию или выписке, делаются пометки и выделения в тексте, используются закладки и чистые листы с надписями и т. д. При аналитической переработке текста делают записи на библиографических карточках, составляют план, тезисы, конспект, словарь терминов и понятий. Подготовку записи в конспект можно производить в следующей последовательности: - чтение и пометка в тексте; - осмысление; - отбор наиболее существенного; - выбор типа и формы записей; - фиксация записей. Выписки мобилизуют внимание, помогают выбрать наиболее существенное, способствует систематическому накапливанию нужных сведений по разным вопросам. В выписках, главным образом, находят отражение отдельные мысли, статистические данные, примеры и т. д. Они могут быть конкретные или справочные, дословные или свободные. Сложным видом записи является план, назначение которого — отражение структуры и содержания текста. Для составления плана необходимо уметь выделять в тексте главные мысли, устанавливать соотношение между ними и на этой основе делить текст на части, подбирая к ним заголовки. Пункты плана и будут этими заголовками или вопросами тем, в которых студент детализирует заглавие текста, данного автором. При составлении логического плана исследователь учится отчетливо различать, «о чем» и «что именно» говорится в книге, воспитывает способность к отвлеченному мышлению на основе ознакомления с конкретным материалом книги, приобретает навыки структурного анализа произведения. При собирании научного материала и чтении других книг попутно происходит уточнение плана. При этом целесообразно приходящие в голову мысли, вопросы, соображения, сомнения в отношении плана заносить в отдельную тетрадь. Время от времени следует пересматривать все эти записи и первый вариант плана, в результате чего может появиться второй. Однако следует иметь в виду, что, не имея точного определенного плана, научный работник никогда не создаст ценной работы. Тезисы - это основные положения (мысли), которые разъясняются, доказываются, поясняются в тексте. Они позволяют расчленить текст более детально, чем запись плана, и таким образом получить достаточно четкое представление об основной идее и главных положениях, утверждаемых автором. Тезисы обычно содержат больше информации, чем пункты плана, и позволяют формулировать сущность прочитанного своими словами. Тезисы располагают и соединяют между собой б стройную систему, отражая последовательность мыслей автора путем нумерации тезисов. Поэтому для осмысления и запоминания текста запись тезисов помогает больше, чем составление плана. В большинстве случаев составляют сводный тезис, сложный по форме, на группу абзацев, объединяя несколько утверждений, тесно связанных между собой. В каждом записанном тезисе можно подчеркивать главное слово и производить сокращение часто повторяющихся слов. Иногда имеет смысл сочетать в записи тезис с цитатой и указанием источника последней. В группе тезисов по одной книге также полезно указать их источник, записывая после каждого тезиса в скобках номер страницы текста, на которой составлен тезис. В «чистом виде» тезисы формулируются в тексте диссертаций, докладов, в заключении рефератов и научных статей под заголовками: «Выводы», «Резюме» и др. Читая литературу, исследователь нередко прибегает к выписке цитат. Выписывание из текста книг выдержек, извлечений, сведений словами автора называют цитированием, а выписки - цитатами. Цитиру, надо записывать только наиболее важное и существенное в данной книге. При чтении текста или беглом просмотре выписывают то, что относится к какому-либо определенному вопросу, предмету, теме, проблеме, чтобы все собранное затем подбирать и сопоставлять по тому или иному принципу, классифицировать в таблицах, списках, сравнительных перечнях, противопоставлениях или общих выводах, а затем эти цитаты использовать при составлении конспекта. При цитировании надо заботиться о буквальной точности выписок и соответствии каждой из них общему смыслу. Поэтому в отдельных абзацах следует цитировать основные, главные, логически «центральные» предложения, а из совокупности абзацев, посвященных изложению данного предмета мысли, следует цитировать главный абзац, в котором содержится формулировка утверждений основного положения. При цитировании необходимо соблюдать определенные правила: - выбор цитат подчинять определенной цели, выписывая важнейшие места (мысли) при сохранении особенностей стиля; - цитировать по возможности законченными частями текста, т. е. цельными абзацами или предложениями; - каждую цитату заключать в кавычки. Ставят три точки (отточия) после вводных кавычек, если цитату выписывают из середины предложения, и в конце цитаты перед кавычками, если из предложения выпущены последние слова текста; - после каждой цитаты в скобках указывать ее источник; - цитируя, необходимо воспроизводить в точности выделения в тексте, примененные автором (курсив, разрядку и т. д.); - если цитаты применяют как основной способ записывания при чтении какой-либо книги, то все выписки надо объединять последовательной нумерацией или буквами алфавита, источник цитирования записывать в начале, а после каждой цитаты указывать только номер страницы, откуда она выписана; - выписывая цитаты на отдельные карточки или листы, указывать источник цитаты на каждой карточке, учитывая возможность их разрозненного использования. При изучении научных трудов возникает необходимость не только записывать основные мысли, но и само доказательство, объяснение и т. д. В таких случаях составляют конспект. Исследователю часто приходится составлять конспект из нескольких источников (называют сложным или тематическим). В этих случаях отбирают книгу, в которой тема изложена наиболее полно, на современном научном уровне, и составляют по ней подробный план с указанием страниц. Затем изучают остальные источники и дополняют пункты плана обнаруженным новым материалом. Таким образом, возникает окончательный план темы, согласно которому материал, полученный из различных источников, объединяют по пунктам. В некоторых случаях, если необходимо провести сравнение данных из различных источников, конспект можно составлять в виде заранее подготовленных таблиц, также возможен конспект в форме ответов на заданные вопросы. Наиболее совершенным способом записи является графический конспект. Суть его в том, что элементы конспектируемой работы располагают в виде иерархии понятий, связанных между собой. Следует умело сокращать, конспектируемый текст. Дляэтого уплотняется словесная формулировка той или иной части текста при сохранении важных мыслей, содержащихся в ней; отдельные смысловые части текста записываются неполно — в виде тезисов или заглавий; некоторые части текста выражаются в виде схем, таблиц и т. п.; сокращаются написания слов. Для того чтобы конспект был удобочитаемым и понятным, необходимо: не сокращать подряд несколько слов; при сокращении писать все предлоги и соблюдать знаки препинания (можно составить свои индивидуальный словарь условных сокращений); взять за правило делить записи на абзацы; ставить на полях условный знак при возникновении дополнительных записей. В целом конспект должен быть: - содержательным иемким (отражать главное в содержании текста, передавать все основные мысли в связном, целостном виде); - по возможности кратким (после осмысления текста излагать содержание своими словами); - правильно оформленным (обоснованно сокращать, оставлять в тетради поля, делить запись на абзацы, подразделять записи буквами или цифрами и т. д.). Одним из видов ведения записей является словарь терминов и понятий. Это связано с необходимостью аналитической переработки текста и позволяет исключить длительный поиск в справочниках и руководствах. При сложности, характерной для специальной терминологии, отсутствии в ней единства, частых изменениях и обилии всевозможных сокращений ведение словаря облегчает работу. И в заключение следует отметить, чем определяется выбор того или иного вида записи. Прежде всего, надо учитывать цель работы. При ознакомлении с текстом можно ограничитьсятолько выписками. Если надо выучить, усвоить или критически проанализировать текст, лучше прибегнуть к составлению конспекта, тезисов или плана. Если текст труден по содержанию, имеет преимущественно объяснительный характер, полностью относится к интересующей студента теме, его надо хорошо усвоить и отдать предпочтение конспекту. При этом, работая над книгой, надо определиться, что именно студент должен взять из данной книги и от чего можно отказаться. Для начинающего исследователя очень важно научиться выступать на научной конференции. Наиболее распространенной формой выступления является реферат. Реферат - это сжатое изложение в виде устного доклада содержания какого-либо вопроса или темы на основе критического обзора информации. Хорошие образцы различных рефератов можно найти в разнообразных реферативных журналах, издаваемых библиотеками, институтами, академиями наук. В тексте реферата могут быть представлены цитаты и тезисы, рецензии, таблицы, диаграммы и т. п. как элементы связного пересказа на определенную тему. В реферате следует точно указывать в сносках источники фактов и суждений. Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевой установке: литературный (обзорный), методический, информационный, полемический и др. В основе наиболее часто встречаемой формы обзорного реферата лежат одно или несколько научных произведений, объединенных обшей тематикой. Обычно в реферате выделяют следующие части: - введение, в котором раскрываются цель и задача сообщения; - источники, послужившие основой изложения; - положительные стороны и спорные положения авторов рассматриваемых трудов; - собственный взгляд на существо дела; - выводы и предложения. В рефератах ставится задача сообщить слушателям определенную сумму новых знаний, связав их с уже знакомыми фактами. При этом необходимо показать, в чем заключается новизна, теоретическая и прикладная ценность научных фактов, предложенных методик и т. п. Результаты изучения литературы и исследования практического опыта могут излагаться в научной статье. Она представляет собой самостоятельное произведение, содержащее определенную научную информацию, полученную в результате проведенных исследований. Композиция научнойстатьи основана на логическом раскрытии научной мысли с дозированием фактов и соединении их в определенную систему. План статьи имеет примерно следующую последовательность: заголовок; введение; основная часть; заключение. В тексте статьи эти разделы не выделяют, а делают логические переходы в изложении вопроса. К частям статьи предъявляются следующие требования: заголовок статьи должен отражать основную идею и отвечать ее содержанию; введение обосновывает актуальность и историю вопроса, ставит гипотезу исследования; основная часть статьи (кульминация) излагает сущность исследуемых явлении, приводит систему доказательств, полученных в процессе исследования; заключение содержит краткие выводы и результаты проведенного исследования. Научная статья по учетно-экономическим наукам должна быть насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными ичисловыми доказательствами. Ее содержание в значительной мере зависит от достоверности используемой информации, позиции и истинности сужденийавтора. Самостоятельное значение имеет информационная статья, которая обычно оперативна и актуальна, содержит сжатое конкретное изложение каких-либо фактов, событий и явлений. От статьи отличается монография, которая характеризуется более широкой постановкой проблемы, аргументированностью и доказательностью суждений, полным и всесторонним исследованием какой-либо проблемы или темы, наличием списка использованной литературы. Архитектоника монографии резко выражена самостоятельными структурными подразделами, раскрывающими ее содержание. Завершается монография заключением, где излагаются выводы, вытекающие из выполненного исследования, формулируются концепции автора, указываются нерешенные проблемы. Монографическое исследование рассматривается в едином логико-монологическом плане, отличается теоретической направленностью (возможна также историческая, опытно-информативная, конструктивно-поисковая), сосредоточением на изучении отдельных вопросов (проблем). Одним из видов записывания является рецензирование, т. е. критическая оценка прочитанных исследователем книг. Рецензии (отзывы) о книгах могут быть более или менее подробными, простыми или сложными, в зависимости от того, насколько подробно приводятся в них обоснование вывода, заключения, суждения о книгах. Особое внимание в рецензии уделяется доказательной оценке, в ней не допускается подмена разбора пересказом содержания произведения. Следует отметить актуальность темы, привести ссылки на конкретные страницы рецензируемого произведения, указывая на положительные и отрицательные стороны работы. В рецензии нужно отметить стиль изложения, соблюдение автором ГОСТов в части оформления научного произведения и терминологии данной науки, правильность формулирования экономических категорий, обоснованность выводов, достоверность результатов исследования, достижение поставленной цели и перспективы на дальнейшее исследование. Архитектоника рецензии должна включать заголовок, вводную и основную части и заключение. Составление рецензии вырабатывает умение воспринимать прочитанное в целом и определять свое отношение к книге на основе прочно обоснованного доказательства своих суждений. Лучшему усвоению прочитанного способствует составление аннотации, в которой основное внимание уделяется раскрытию содержания книги. Аннотация в сжатой форме обозначает все важные моменты в книге, представляющие особенный интерес для читателя, и называет вопросы, поднимаемые автором. Простую аннотацию легко составить еще до прочтения книги, достаточно только ее внимательного просмотра, в связной икраткой форме пересказывая ее содержание по заголовкам и подзаголовкам основных разделов книги. Перечитывание аннотаций, составленных исследователем в результате внимательного ознакомления с книгой, является хорошим средством для припоминания прочитанного. Систематически подбираемые по определенным темам, вопросам, они могут служить источником для составления обзоров литературы по тем или иным областям знания. В качестве образцов для самостоятельного составления могут служить аннотации, напечатанные в журналах, информационных библиографических бюллетенях, проспектах изданий.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |