Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука как система знаний

Лекция №1

„НАУКА, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ.”

Основная литература из курса:

1. Грищенко И.М., Григоренко О.М., Борисейко В.А. Основы научных исследований.- К.: КНТЕУ,2001.-185 с.

2. Шейко В.М., Кушнаренко Н.М. Организация и методика научно-исследовательской работы - К.: Знание-Пресс, 2003.-295 с.

План:

1. Наука, как система знаний.

2. Основные логические понятия.

3. Методы научного исследования.

 

Наука - это система знаний объективных законов природы, общества и мышление, которые развивается непрерывно. Эта система знаний осваивается человеком с помощью соответствующих методов познания и выражается в точных понятиях, истинность которых проверяется и приходится общественной практикой.

Наука как определена система знаний, имеет довольно сложную структуру. С увеличением, углублением знаний она разветвляется на области. По современной классификацией различают 19 областей наук: физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведческие, архитектурные, психологические. Перечисленные области наук подразделяются на группы, которых в наше время свыше 500. Так, в области физико-математические науки предусмотрены 40 специальностей, в области технических наук - 221, биологических - 24, исторических • 15 и т.д. Технические науки состоят из 26 групп, среди которых группа наук с названием "Пищевая технология и инженерия" представлена такими специальностями:

• Технология хлебопекарных, макаронных и кондитерских продуктов.

• Технология зерновых, бобовых, крупяных продуктов и комбикормов.

• Сохранение зерна (елеваторно-складське хозяйство) и других сельскохозяйственных продуктов.

• Технология мясных, молочных и рыбных продуктов.

• Технология сахара и сахаристых веществ.

• Технология жиров, эфирных масел, парфюмерных и косметических продуктов. И

• Технология продуктов брожения и безалкогольных напитков.

• Технология виноградных и плодово-ягодных напитков и вин.

• Технология чаю, табака и табачных изделий.

• Технология витаминных, ферментных и белковых препаратов.

• Техническая микробиология.

• Процессы и аппараты пищевых производств.

• Технология консервированных пищевых продуктов.

• Холодильная технология пищевых продуктов.

• Товароведение пищевых продуктов.

• Технология продуктов питания.

• Промышленное рыболовство.

Вследствие взаимопроникновения самостоятельных наук происходит непрерывный процесс возникновения новых наук. Так, сравнительно недавно возникли бионика, биофизика, биогеохимия, генная инженерия, физико-химическая механика и др.

Традиционным есть разделение наук на фундаментальные и прикладные. Провести четкую границу между ними невозможно, поэтому принято считать, что фундаментальные науки занимаются преимущественно изучением явлений природы, а прикладные - внедрением полученных знаний в практику для удовлетворения нужд человека.

Научный поиск фундаментального характера, направленный на повышение уровня научных знаний и на открытие новых законов природы, связанный с новыми оригинальными идеями. Приступая к исследовательской работе фундаментального характера, невозможно точно предусмотреть ее продолжительность, поэтому фундаментальные поисковые исследования очень сложные, нуждаются в большой и продолжительной подготовке. Такие исследования, как наблюдение за солнечным затемнением, изучением деятельности вулканов, гейзеров, притоков и отливов, цунами и т.п., иногда осуществляют специальные экспедиционные группы ученых.

Результаты фундаментальных исследований является толчком для проведения исследовательских работ. Например, проведение фундаментальных исследований в области молекулярная биология связана с расширением знаний о сущности явлений жизни, с осознанием законов наследственности, пониманием процесса старения, которое в будущем разрешит решить исключительно важные проблемы медицины и сельского хозяйства.

В условиях современной научно-технической революции прикладные научные исследования и внедрения их результатов в промышленное производство не менее важные, чем фундаментальные. Впереди может оказаться не та страна, которая первая сделает новое научное открытие, а и, что сможет лучше организовать его быстрое внедрение на практике.

Цель науки - познание законов развития природы и общества и влияние на природу с помощью приобретенных знаний для получения полезных обществу результатов.

Основные логические понятия. Научные знания представляют собой стройную систему взаимозависимых понятий, которые отображают закономерный процесс развития природы и общества.

Понятие - это высшая форма мысли, которая отображает предметы и явления материального мира в их общих и конкретных признаках. Примером научных понятий могут быть такие сроки, как: "масса", "энергия", "атом" и т.п.. Среди научных понятий используются также и те, которые не встречаются в материальном мире: "точка", "плоскость", "объем", "абсолютно твердое тело", "идеальный газ" и т.п..

Понятие являются основными звеньями, с помощью которых создается система научного знания. С помощью понятий, которые отображают общий и важный признаки предметов, человек сознает суть вещей и явлений. Любая наука представляет четкую систему понятий, в которой все понятия связывают одно из одним путем суждений и умозаключений (выводов).

Суждение - это такая форма мышления, с помощью которой соединят понятие, утверждая или возражая наличие у предметов и явлений каких-то свойств. Путем сопоставления нескольких понятий мы судим о самых предметах и явлениях.

Умозаключением (выводом) называется такая форма мышления, когда с одного или нескольких суждений, которые отображают связь и отношение предметов объективного мира, выводит новое суждение, в котором содержится новое знание о предметах или явлениях. Примером может быть простая логическая операция:

Все продукты питания имеют пищевую ценность. Хлеб - продукт питания. Итак, хлеб имеет определенную пищевую ценность.

Соединение двух суждений ("все продукты питания имеют пищевую ценность" и "хлеб - продукт питания"), которые отображают одну из закономерностей объективного мира, дало возможность получить новое знание ("хлеб имеет определенную пищевую ценность"). Таким образом, с помощью вывода синтезируется новое знание, которое выводит из предыдущих суждений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Курс лекций. Основи наукових досліджень.Навчальний посібник / Цехмістрова Г.С | Методы научного исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.