Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы научного исследования

Развитие системы научных знаний, ее усовершенствование, преобразование и пополнение, а также систематизация и проверка научных результатов на практике проводится с помощью научного исследования.

Научное исследование - это процесс изучения определенного объекта (предмета или явления) с целью раскрытия закономерностей его возникновение, развития и превращение в интересах общества. Процесс научного исследования осуществляется всегда с помощью методов, которые сыграют решающую роль в познании окружающей среды.

Метод - это подход к явлениям природы и общества, путь, средство, прием теоретического исследования или практического осуществления какого-то явления или процесса. Различают общий, общенаучные и конкретно-научные методы научного исследования.

Общим методом научного исследования есть материалистическая диалектика. Она определяет сущность исследования, его отношение к исследуемому объекту.

К общенаучным методам принадлежит анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация.

Анализ - это мысленное или практическое расчленения исследуемого предмета на элементы и исследование каждого элемента отдельно как части единого целого. После того, как путем анализа отдельные элементы достаточно изучены, наступает стадия познания - синтез.

Синтез - это мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого.

Индукция (от лат. іпаисїіо) в переводе означает наведение, т.е. получение общего правила из единичных суждений, в которых отображенные единичные предметы и явления.

Например, ученый-химик, исследуя селитры (азотистокислые соли Nа, К, МН Са) обнаруживает, что натриевая, калиевая, аммиачная и кальциевая селитры хорошо растворимые в воде. Натриевая, калиевая, аммиачная, кальциевая селитры - известные селитры. Это разрешает химику сделать индуктивный вывод, что все известные селитры хорошо растворимые в воде.

Итак, при индуктивном исследовательский приеме для получения общих знаний о какой-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предметы этого класса, найти в них общие важные признаки, которые и станут основанием для знания об общем признаке, присущий данному классу предметов.

Дедукция (от лат. аеаисііо - вывод) - это такая форма мышления, когда новое положение выводит сугубо логическим путем из предыдущих положений. Итак, при дедуктивном исследовательском приеме переходят от знания более общего к конкретному.

Индукция и дедукция составляют две неразрывные стороны единого процесса познания, которые дополняют одна одну и находятся в неразрывном единстве.

Аналогия - это такой метод научного познания, с помощью которого достигается знания о предметах и явлениях, которые исследуются на основании их сходства к признакам других предметов и явлений, которые человеку более известные. При этом вывод будет тем правдоподібнішим, чем больше подобных признаков имеют сравниваемые предметы и чем эти признаки более существенные.

Несмотря на то, что аналогии дают лишь вероятные выводы, они, во время дополнительного исследования и доказательств, могут превратиться в научные теории. Так, аналогии с механизмом действия мышц, мозга, органов чувств животных и человека послужили важным эвристическим приемом многих технических изобретений: экскаватора, логических машин и т.д.

Наиболее развитой областью, в которой чаще всего применяется аналогия как метод, есть так называемая теория сходства, которое широко используется при моделировании.

Моделирование - метод научного познания, сущность которого заключается в замене при исследовании исследуемого предмета или явления, специально оборудованной аналогичной моделью, которая содержит важные черты оригинала.

Под моделью имеют на внимании объект, который в процессе эксперимента заменяет оригинал. Таким образом, вместо оригинала эксперимент проводят на модели (т.е. на другом объекте), а результаты исследования распространяют на оригинал.

Модели бывают физические и математические. Соответственно этому различают физическое и математическое моделирования. Если модель имеет с оригиналом одинаковую физическую природу, это моделирование физическое.

Физическими моделями являются пілотні установки, которые специально создаются для измерения показателей разнообразных процессов.

Математическая модель - это математическая абстракция, которая характеризует физический, биологический, экономический или любые другие процессы.В отличие от физических моделей, которые имеют физическую природу оригинала, математические модели, при их разнообразной физической природе, основываются на идентичности математического описания процессов в модели и оригинале.

Математическим моделированием является исследовательский прием сложных процессов на основе широкой физической аналогии, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями. Так, сходство математических уравнений электрического и магнитного поля разрешает изучать электрические явления с помощью магнитных и наоборот. Характерной особенностью и преимуществом метода математического моделирования есть возможность его применения к отдельным частям исследуемой сложной системы, а также возможность количественно исследовать явления, которые тяжело подвергаются изучению на физических моделях.

Моделирование - это один из главных методов научного исследования, который разрешает ускорить технологический прогресс, сократить сроки освоения новых процессов. Этот метод применяется при изучении технологических процессов, режимов работы аппаратов, машин и целых предприятий, определении комплексного показателя качества продукции а также для управления предприятиями и т.д.

Абстрагирование - метод научного познания, которое заключается в мысленном выделении отдельных признаков и свойств конкретного объекта, предмета или явления, которые интересуют исследователя и в мысленном выделении их из множества других признаков, свойств, связей и сторон этого предмета.

В познании большое значение имеет умение абстрагировать общие, наиболее важные признаки и свойства предмета или явления объективного мира. Это особенно важно для определения понятия, когда нужно выделить важные признаки предмета или целого класса предметов.

Например, для того чтобы определить понятие "ионизирующее излучение", недостаточно сказать, что это - поток заряженных а-, р- и v - частиц. Необходимо выделить, абстрагировать важные признаки: биологическое действие, влияние на радиоэлектронные устройства, вредность и т.п.. Результат абстрагирования называют абстракцией.

Абстрагирование в процессе научного познания тесно связано с конкретизацией. Раскрыв с помощью абстрагирования конкретную закономерность развития исследуемого предмета или явления, исследователь снова возвращается от абстрактного до конкретного.

Конкретное является результатом научного исследования, отражением объективной реальности в системе понятий и реальной взаимосвязи признаков и свойств предмета или явления.

Рассмотренные методы используются на теоретическом и эмпирическом уровнях исследования. На теоретическому равные исследования используют такие общенаучные методы, как: формализация, принятие гипотезы и создание теории.

Формализация - это метод изучения разнообразных объектов, суть которого заключается в том, что основные положения процессов и явлений подаются в виде формул и специальной символики. Применение символов и других знаковых систем разрешает установить закономерности между исследуемыми фактами.

Гипотеза - научно обоснованное предположение, достоверность которого в данный момент еще не доказана.

Теория - наиболее высокая форма обобщения и систематизации знаний. Под теорией понимают взаимозависимую систему знаний, которая обобщает опыт, который отбивает объективные закономерности развития. В отличие от гипотезы теория опирается на результаты наблюдений, экспериментов, практику, т.е. имеет объективное обоснование.

Гипотезы необходимые для объяснения прежде неизвестных явлений действительности, разнообразных форм связи между ними, с целью их дальнейшего использования в практической деятельности людей, а также для ответа на запросы внутреннего развития самого теоретического познания. Гипотеза как форма развития научного знания характеризуется прежде всего стремлением на основе обобщения уже имеющихся знаний выйти за его границы, т.е. сформулировать новые положения, истинность которых еще не доказана. Она непрерывно совершенствуется и подвергается дальнейшей разработке.

Гипотеза, которая согласовывает с множеством разнообразных наблюдений, становится теорией. Например, теория атомного строения материи была длительное время гипотезой. Подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в достоверное знание, в теорию атомного строения материи.

Теория делает более ясным наше понимание явлений природы, разрешает предусматривать новые факты и припускать новые связи между явлениями. Теорию с оттенком большей надежности и уверенности называют законом.

Конкретно-научные исследовательский приемы. К ним принадлежат специфические методы конкретных наук - химических, физических, биологических, археологических, математических и т.д.

Любой метод той или другой конкретной науки относится главным образом к той сфере действительности, для исследования которой он был разработан. Он может более или менее широко применяться и в других областях знания.

Например, физические и химические методы применяются в биологии на том основании, что объекты биологического исследования содержат разные физические и химические формы движения материи. При этом метод, характерный для одной области знания, применяется в других областях уже как подчиненный.

Конкретно-научные методы различаются между собой за степенью своей общности и широтой использования в познании.

Например, специальные методы, которые применяются в механических исследованиях, могут и не применяться в других областях знания, тогда как физические и химические методы применяются более широко в биологии, археологии, астрономии, антропологии и т.п..

Нередко бывает, что целый комплекс конкретно-научных методов используется для исследования одного и того же объекта. Так, в молекулярной биологии применяются одновременно методы физики, химии, математики и кибернетики в их единстве.

Задача студента и любого начинающего исследователя заключается в том, чтобы научиться правильно использовать разные исследовательский приемы.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наука как система знаний | Лекция №2. 1. Научные и научно-педагогические кадры:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.