Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие инвентаризации и ее виды

Пример

На балансе организации имеется деревообрабатывающий станок, первоначальная стоимость которого – 100 000 руб. Сума амортизации данного станка – 50 000 руб.

По состоянию на 1 января станок был переоценен: первоначальная стоимость – на сумму 60 000 руб., амортизация – на сумму 25 000 руб.

В бухгалтерском учета организации указанные операции надо отразить следующими записями:

 

Дт 01 Кт 83 160 000 руб. – увеличена стоимость станка;

Дт 83 Кт 02 75 000 руб. – доначислена сумма амортизации.

 

Таим образом, в результате переоценки добавочный капитал будет увеличен на 85 000 руб. (160 000 руб. – 75 000 руб.).

 

 

10. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечить достоверность данных учета и отчетности.

Правила проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете определяются следующими нормативными документами:

1) Законом «О бухгалтерском учете»;

2) Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;

3) Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Формы первичных документов по учету результатов инвентаризации и указания по их заполнению утверждены Постановлением Госкомстата РФ.

В зависимости от материально-вещественной формы имущества и обязательств различают два вида проверок: натуральную и документальную. Натуральная (вещественная) проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера, а также состояния путем оценки морального и физического износа, потребительских свойств и качеств. При документальной проверке наличие в организации имущественных прав и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.

Основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия и состояния имущества и обязательств;

- сопоставление фактического наличия имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 12 (п. 2) Закона «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ.

Помимо указанных случаев инвентаризация может проводиться по распоряжению руководителя организации с целью обеспечения дополнительного контроля за сохранностью отдельных видов имущества. Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации.

 

Проведение инвентаризации в организации возлагается на постоянно действующую и рабочие инвентаризационные комиссии. Постоянно действующая инвентаризационная комиссия создается в организации независимо от объема работ, за ней закрепляются контрольно-организационные функции при проведении инвентаризации. При малом объеме работ, связанных с проведением инвентаризации имущества и обязательств, на эту комиссию, как правило, возлагается обязанность по непосредственному проведению инвентаризации. В крупных организациях при значительном объеме работ для непосредственного проведения инвентаризации по каждому участку учета имущества и обязательств могут быть созданы рабочие инвентаризационные комиссии.

Персональный состав постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий должен быть утвержден приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации. Для утверждения рабочих инвентаризационных комиссий для каждого конкретного случая проведения инвентаризации предусмотрена типовая форма ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации». Состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии с указанием возлагаемых на нее функций, рекомендуется утверждать в начале года приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации. Приложением к данному приказу может быть утверждаемый руководителем план проведения инвентаризаций с инструкциями по их проведению. Приказ об утверждении постоянно действующей инвентаризационной комиссии может быть составлен по форме, аналогичной форме ИНВ-22.

В состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии целесообразно включить представителей руководящего состава организации на уровне заместителей руководителя организации, главного бухгалтера, начальников структурных подразделений организации.

В состав рабочих инвентаризационных комиссий рекомендуется включать представителей администрации организации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т.д.), а также представителей службы внутреннего аудита (при наличии таковой) и сотрудников независимых аудиторских организаций, проводящих аудиторскую проверку данной организации.

Порядок проведения инвентаризации определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в соответствии с п. 1.3 которых инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете. Таким образом, инвентаризации подлежит имущество, принадлежащее:

- организации на правах собственности, находящееся в организации;

- организации на правах собственности, находящееся у арендатора;

- другим организациям (арендодателям) на правах собственности, но находящееся в данной организации в качестве арендованного;

- другим организациям на правах собственности, но находящееся в данной организации на ответственном хранении;.-;.

- другим организациям, но находящееся в данной организации по договорам на оказание услуг.

Весь процесс проведения инвентаризации можно разделить на пять этапов:

1) подготовительный;

2) этап проверки;

3) таксировочный;

4) сравнительно-аналитический;

5) заключительный.

На подготовительном этапе материально-ответственные лица передают инвентариза­ционной комиссии приходные и расходные документы по отчетам (реестрам), которые служат основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации. Полнота передачи первичных документов подтверждается расписками указанных лиц. На этом же этапе следует предусмотреть порядок получения подтверждений учетных данных у контрагентов - поставщиков, покупателей, банков.

Натуральная и документальная проверки фактического наличия имущества и обязательств проводятся комиссией коллегиально. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Основными формами первичной документации для учета результатов инвентаризации являются инвентаризационные описи и акты инвентаризации.

Инвентаризационные описи и акты инвентаризации могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной техники, так и ручным способом. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях (актах) по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи (акта) указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог их количества в натуральных показателях, записанных на данной странице. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей (актов) путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

В конце описи (акта) материально-ответственные лица должны расписаться, подтверждая факт проведения проверки в их присутствии, а также отсутствие претензий к членам комиссии и принятие перечисленного в описи (акте) имущества на ответственное хранение. Описи (акты) также подписывают все члены инвентаризационной комиссии.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи (акты).

Таксировочный этап заключается во внесении в описи (акты) денежных оценок имущества и обязательств по данным первичных учетных документов и по данным бухгалтерского учета.

На сравнительно-аналитическом этапе инвентаризации сравнивают фактическое наличие имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета. Выявленные расхождения фиксируются в сличительных ведомостях или актах инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины расхождений фактического наличия имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета, обнаруженных при инвентаризации, и внести на рассмотрение руководителю организации предложения об их регулировании.

Никаких конкретных рекомендаций по оформлению выводов и решений инвентаризационных комиссий в действующих в настоящее время нормативных актах нет. Единственное упоминание о документе, который оформляется инвентаризационной комиссией, содержится в Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в соответствии с п. 5.3 которого «на разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально-ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц».

На заключительном этапе инвентаризации, ознакомившись с выводами и предложениями инвентаризационной комиссии, руководитель издает распорядительный документ, которым утверждается предложенный инвентаризационной комиссией порядок регулирования выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета.

Необходимость издания соответствующего распорядительного документа обусловлена следующими положениями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств:

- «предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации»;

- «окончательное решение о зачете недостач излишками по пересортице принимает руководитель организации»;

- «убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства и обращения».

Так как подсчет сумм расхождений между данными о фактическом наличии ценностей и данными бухгалтерского учета, подлежащих регулированию, возможен только после того, как будет осуществлен зачет недостач ценностей излишками по пересортице, решение руководителя о проведении взаимного зачета излишков и недостач в результате пересортицы может быть оформлено отдельным распорядительным документом.

Однако не исключен вариант, когда в одном распорядительном документе найдут отражение распоряжения руководителя, касающиеся и проведения зачета по пересортице, и отнесения на расходы по обычным видам деятельности недостачи имущества и его порчи в пределах норм естественной убыли, а также о порядке регулирования инвентаризационных разниц (принятии к учету имущества, оказавшегося в излишке, отнесении недостач имущества на виновных лиц и взыскании с них сумм материального ущерба, принятии юридической службой мер по взысканию сумм материального ущерба с виновных лиц в судебном порядке и т.д.).

По окончании проведения инвентаризации заполняется Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма ИНВ-26). Она является сводным обобщающим документом, в котором отражаются результаты проведенной инвентаризации. Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, подписывается всеми членами постоянно действующей инвентаризационной комиссии.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности
проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий
и материально-ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском балансе.

Результаты документальных проверок, проводимых в рамках инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете путем дополнительных записей, если какая-либо операция не была отражена в бухгалтерском учете на основании имеющихся первичных документов, или путем исправления (методом «красного сторно») необоснованно произведенных записей.

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете результатов натуральных (вещественных) проверок, проводимых в ходе инвентаризации материальных ценностей: оприходование (принятие к учету) имущества, оказавшегося в излишке, и списание с учета имущества, недостача которого выявлена в ходе инвентаризации.

Согласно ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» и п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, излишек имущества, выявленный в процессе инвентаризации, приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответ­ствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации. Указанные доходы относятся к внереализационным доходам организации, которые учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 1 «Прочие доходы»). При этом «рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов» (п. 10.3 ПБУ 9/99). Аналогично может определяться рыночная стоимость ценностей, оказавшихся в излишке по результатам инвентаризации.

Причиной излишка одного вида имущества и недостачи другого могут стать ошибки кладовщиков или других работников, ответственных за получение, хранение, выдачу в производство или сторонним лицам материальных ценностей, в случае, если эти два вида имущества имеют сходные характеристики (наименование, форма, внешний вид и т.д.). Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. При этом о допущенной пересортице материально-ответственные лица должны предоставить подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматри­ваются как недостачи сверх норм убыли и списываются на финансовые результаты организации. На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально-ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей ниже стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на финансовые результаты деятельности организации.

Под недостачей понимается фактическое отсутствие объектов основных средств, материалов
и другого имущества, числящегося на балансе организации по данным бухгалтерского учета,
выбытие которого документально не подтверждено.

Частным случаем недостачи является хищение, под которым в соответствии с УК РФ понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. При этом по факту самого хищения должно быть возбуждено уголовное дело.

Под порчей материальных ценностей понимается такое повреждение объектов основных средств, материалов и другого имущества, в результате которого они не могут использоваться по своему первоначальному назначению. Порча бывает двух видов: окончательная, когда поврежденный объект не пригоден к дальнейшему использованию и восстановлению не подлежит, и частичная, когда поврежденный объект может быть использован в дальнейшем при условии его восстановления. В рамках данного раздела не рассматривается порядок отражения в бухгалтерском учете потерь от частичной порчи материальных ценностей.

Для обобщения информации о наличии сумм недостач, хищений и потерь от порчи материальных ценностей, произошедших не в результате чрезвычайных ситуаций, согласно Плану счетов предназначен счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» проводятся:

• по недостающим или полностью испорченным ТМЦ- их фактическая себестоимость;

• по недостающим или полностью испорченным основным средствам - их остаточная стоимость (первоначальная стоимость за минусом суммы начисленной амортизации).

По недостачам и порче ценностей записи производятся по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счетов учета названных ценностей.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» и п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, недостачи и потери от порчи материальных ценностей могут списываться:

• в пределах норм естественной убыли - на издержки производства или обращения;

• сверх норм естественной убыли-за счет виновных лиц;

• в случае, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, - на финансовые результаты деятельности организации.

Недостачи и потери от порчи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли отражаются по дебету счетов учета затрат.

Списание недостач и потерь от порчи материальных ценностей на виновных лиц -работников организации тесно связано с понятием материальной ответственности.

Материальная ответственность работников организации - это ответственность, которая наступает за имущественный ущерб, причиненный организации по вине работника, и применяется в порядке, установленном трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 246 ТК РФ ущерб, причиненный организации работником, при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисленным исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени этого имущества.

Если с виновных лиц взыскивается стоимость недостающих или похищенных ценностей по ценам, превышающим их балансовую стоимость, то разница между стоимостью недостающих ценностей, зачисленной на счет 73 «Расчет с персоналом по прочим операциям (субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»), и их стоимостью, отраженной на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», относится в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»). По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы указанная разница списывается со счета 98.4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 1 «Прочие доходы»).

При отсутствии виновных лиц недостачи и потери от порчи материальных ценностей списываются на финансовые результаты деятельности организации (счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»).

Недостачи и потери от порчи материальных ценностей могут произойти и в результате чрезвычайных обстоятельств. В данном случае они будут относиться к чрезвычайным расходам организации. Порядок списания недостач и потерь от порчи материальных ценностей в результате чрезвычайных обстоятельств отличается от общего порядка отражения в бухгалтерском учете недостач и потерь от порчи материальных ценностей. Отличие заключается в том, что эти недостачи и потери списываются в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» непосредственно с кредита счетов учета соответствующего имущества, т.е. без использования счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учет добавочного капитала | Тема 11. Бухгалтерская отчетность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.