КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Частные правовые акты
Общие правовые акты. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ Лекция 7
Прежде чем перейти непосредственно к вопросам управления, необходимо сделать замечания общего характера, поясняющие ситуацию. Во-первых, в России до настоящего времени отсутствует единая и согласованная концепция рационального природопользования, существуют лишь ее фрагменты, не всегда согласованные один с другим. Концепция формируется медленно, противоречиво, в условиях непрекращающегося ведомственного перетягивания каната. Отсюда, в частности, и отсутствие ясности в вопросах управления, непрерывные реорганизации, что, как видно на примере Минприроды, ни к чему хорошему не приводит. Во-вторых, и это вполне объяснимо существующей обстановкой, нет стройной законодательной, правовой системы охраны природы и управления природопользованием. Имеющиеся в этой сфере законы бессистемны, не исходят из общего представления о путях и методах охраны, эксплуатации и воспроизводства природных ресурсов. Назрела необходимость в стройном “дереве законов” в данной сфере, после появления которого стали бы более очевидными и многие аспекты управления. Иерархия законодательных актов в области природопользования выглядит следующим образом. Конституция Российской Федерации. Комплексные законы (например, “ Закон об охране окружающей природной среды”). Законы, касающиеся нескольких видов природных ресурсов (Земельный, Лесной кодексы и др.). Комплексные указы Президента (например: “О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и устойчивому развитию"). Комплексные постановления Правительства (например: “О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды..."). Законы отраслевого применения (разрабатываемые “О рыбном хозяйстве ", “Об охоте и охотничьем хозяйстве" и др.). Отраслевые, конкретные указы Президента (например, “О заповедниках ”). Отраслевые Постановления Правительства. Положения о министерствах (ведомствах), утвержденные Правительством. Система подзаконных актов, разрабатываемая и утверждаемая в целях реализации документа более высокого ранга (например, для того, чтобы полностью задействовать Закон Российской Федерации “О животном мире ” от 1995 г. требуется около 15 постановлений и распоряжений Правительства, ведомственных нормативных актов, изменений в статьях кодексов и т.д.). В основании системы законодательных актов по природопользованию должна, как уже говорилось, находиться Конституция РФ. Ознакомление с этим важнейшим документом свидетельствует о том, что в нем отражены некоторые аспекты проблемы: статьи 8 (пп. 1 и 2), 9 (пп. 1 и 2), 36 (пп. 1-8), 42; 58; 72. Обратим внимание на следующие положения. “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории” (ст.9,п. 1). Эта формулировка имеет явные преимущества перед аналогичной статьей из прежней редакции Конституции, где Земля и ее недра объявлялись “ достоянием народов, проживающих на соответствующей территории ”. “ Природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры ” передаются в совместное ведение Российской Федерации и субъектов Федерации (статья 72, п. 1). Существенными документами правового управления природопользованием служат Указы Президента и Постановления Правительства, учитывающие текущую обстановку. Во главе системы административного управления природопользованием России находится Президент РФ, Правительство РФ, администрация субъектов РФ и “особо уполномоченные органы”, которые могут меняться в соответствии с административной конъюнктурой. До недавнего времени основным органом в этой сфере было Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприрода РФ; еще ранее – Минэкология РФ и Комитет по охране природы РФ). Оно было реорганизовано в соответствующий Комитет. 25 октября 1996 г. Правительство РФ приняло Постановление №1261 “ Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды”, которым на Комитет возлагались следующие функции: “...осуществление государственной политики в сфере охраны окружающей следы, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, межотраслевая координация и функциональное регулирование в этой сфере деятельности, а также осуществление государственной экологической экспертизы и управление государственными заповедниками и другими особо охраняемыми природными территориями, находящимися в его ведении ”. Предельная численность работников центрального аппарата Госкомэкологии установлена всего в 421 человека. В субъектах Федерации исполнение соответствующих функций возложено на территориальные органы Госкомэкологии численностью в 7 525 человек. К сфере природопользования (с исполнением некоторых природоохранных функций) в России причастны: Комитет по лесу (в его ведении находятся национальные парки), Минсельхозпрод РФ (с Департаментом охоты), Комитет по рыбному хозяйству (с системой органов рыбнадзора), Мингеологии и другие ведомства. Как уже отмечалось выше, система органов охраны природы и природопользования в России несовершенна, очередные и бесконечные реорганизации ее проводятся без четкой концепции, с использованием субъективных подходов. Не реализован бесспорный принцип – отделение производственных функций от контрольных. Ведется межведомственная борьба за право контроля за ресурсами и за квотирование их использования. Руководство не всегда обладает достаточным профессионализмом. Не учитывается имеющийся в мире передовой опыт организации охраны и использования природных ресурсов.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |