Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление малого бизнеса в России




 

Российское малое предпринимательство в своем становлении прошло несколько этапов.

Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Это период перехода к многоукладной экономике, появления экономических субъектов- представителей различных форм собственности (государственной, индивидуальной, арендной, кооперативной). Наиболее благоприятными для развития предпринимательства оказались 1987-1991 годы. По данным налоговых организаций в этот период было зарегистрировано 240 тысяч малых предприятий.

Множество позитивных факторов, влияющих на формирование предпринимательства, обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Это огромные льготы всех видов, в том числе за счет госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике

В этот период происходит очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивается производство дефицитных товаров широкого потребления, розничная торговля, общественное питание и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг.

В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством, процесс бурного развития кооперативного движения. На базе малых предприятий происходила автономизация малого бизнеса относительно государственного сектора и тем самым – относительно системы жесткого централизованного управления. Первыми формами автономизации были арендное и кооперативное движение. Но их развитие не могло преодолеть технической отсталости и создать инновационный климат как массовое явление, так как условия хозяйствования на государственных, арендных и коллективных малых и средних предприятиях промышленности в 1989-1992 годы не представляли собой нечто целое. Наряду с элементами, соответствующими новому экономическому механизму, они включали и элементы, отражавшие состояние распада административной системы.

И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

Существенным негативным моментом "золотого века" было то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов госпредприятий в теневую экономику. Средства, накапливаемые в малом предпринимательстве, за небольшим исключением, практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

Процедура учреждения малых предприятий на первом этапе была довольно сложной и в значительной степени зависела от решения местной администрации, что создавало питательную почву для расцвета взяточничества, а отсутствие свободного рынка оборудования, материалов толкало малые фирмы в теневую экономику.

Попытки правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность малых предприятий, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй в развитии российского малого предпринимательства, начальным рубежом которого является 1992 год.

1992 год – год шоковой терапии - характерен самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2.1 раза) и численности занятых в них. Это феноменальный факт, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой – к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до конца до сих пор.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйство увеличилось в 3.1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,.9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза). В то же время в 1992 году в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства.

С позиции последующей оценки многими экономистами, модель шоковой терапии была малоконструктивной для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Однако следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ малые предприятия продемонстрировали свои позитивные возможности. Важнейшими функциями малого предпринимательства в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживание значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной, занятости) средств к существованию. В сфере малого предпринимательства стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг.

Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсирует импортом товаров, пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но приемлемых по цене и разнообразных по ассортименту.

Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Рядом с мелкими торговыми палатками быстро стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с "челночной" торговли.

К позитивной роли торговой и посреднической деятельности малого предпринимательства этого периода следует отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей. Инициированное либерализацией цен и рядом других факторов (сдача позиций ВПК, утрата рынков стран Восточной Европы и пр.) разрушение ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыло широкое поле для деятельности малых предприятий по снабжению и сбыту продукции.

В течение 1992 года на складывающиеся позитивные процессы в малом бизнесе оказали разрушительное воздействие государственная налоговая и ценовая политика. Дело в том, что эту реакцию усилил явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70-90 % доходов малых предприятий. При этом правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу платить налоги в полной мере. Предпринимателей этим подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Закономерной реакцией на введённый правительством налоговый прессинг стал рывок малого предпринимательства в сторону торговой и посреднической деятельности, активизировался процесс приватизации в сфере торговли. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов. Препятствием для выкупа трудовыми коллективами предприятий сферы услуг оказались дефицит денежных средств у работников, отсутствие кредита, а также высокий риск банкротства. Связанный с резким падением спроса населения на услуги. Так как в первые месяцы либерализации цен произошло стремительное изменение структуры потребления- 80% доходов населения тратило на покупку продуктов питания.

Страну захлестнула волна псевдопредпринимательства. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только надежды и мечты их организаторов на достаточно абстрактную "лучшую жизнь". Люди впервые получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что в прежние времена было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Именно этим объясняется феномен бурного появлениямногочисленных частных мелких научных фирм в условиях очень быстрого свертывания какого-либо спроса на научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса, спада инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней. Психологически это явление объясняется еще и тем, что научная деятельность, личность исследователя в течение многих предшествовавших десятилетий были в состоянии явной невостребованности. Новые условия давали бывшим научным сотрудникам надежду на самостоятельный выход из того тупикового положения, в котором они находились в государственных академических, отраслевых и прочих научных учреждениях в 70-е и в 80-е годы.

Грюндерство, как показывает исторический опыт, всегда ограничено во времени. Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малых предприятий.

Если в России в 1992-1994 годах вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 году все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже возникали ситуации, когда какое-либо малое предприятие могло легко скупать дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране. Этот период характерен снижением численности малых предприятий. Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отражение в отдельных отраслях. В торговле и сфере общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10 %. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в науке и научном обслуживании произошло абсолютное сокращение числа малых предприятий (- 18,7 и – 5,6%).Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество МП в строительстве и на транспорте.

Попробуем выявить основные причины этого явления.

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне достойного, но все же аутсайдера.

К этому времени в экономике России стала прослеживаться тенденция к началу рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс слияния и поглощения предприятий и, именно, рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.

В обзорах по состоянию малого бизнеса постоянно говорится о слишком высоких налогах. Считается, что ужесточение налогообложения и процедур его регулирования после 1993 г. вызвало прекращение прироста численности малых предприятий, т.к. могло одновременно подталкивать к прекращению хозяйственной деятельности существующих предприятий и снижению темпов появления новых.

Следующей причиной снижения численности малых предприятий можно считать банковский кризис 1994-1996 гг., который совпадал с периодом стагнации малого бизнеса. Многие малые предприятия потеряли денежные средства и разорились в результате банкротства банков. Этот фактор, по-видимому, усугубил тенденцию к "умиранию" малых предприятий.

На кардинальное замедление прироста числа малых предприятий в 1994-1995 г.г. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Фактор перерегистрации и ликвидации не работающих предприятий в полной мере проявил себя в 1995 году в связи с введением в практику хозяйственной деятельности нового Гражданского кодекса (ГК). В соответствии с положением его первой части малые предприятия, имеющие форму товариществ (а это очень распространенная хозяйственная форма малых предприятий), должны переоформить свои учредительские документы, приняв другие, предусмотренные ГК хозяйственные формы. Если учесть, что даже по официальным оценкам Госкомстата РФ, более трети зарегистрированных МП либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо приостановили ее, не ликвидировавшись, то очевидно, что начавшаяся в 1995 году перерегистрация и соответственно официальная ликвидация реально не функционирующих малых предприятий должны привести к дальнейшему существенному снижению числа малых предприятий в России.

Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу – и в экономическом, и в социальном плане – такой мощный фактор увеличения МП, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 года официальная безработица оставалась на уровне 2-3 % экономически активного населения. Реальная безработица может быть на порядок выше, на что указывают альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр.

Существенным негативным моментом функционирования малых предприятий на этом этапе остается криминализация малого предпринимательства. В этой связи показателен наиболее типичный ответ на вопрос выборочных обследований руководителей малых предприятий о влиянии на их деятельность криминальных структур. Значительная часть респондентов отвечают, что они вообще ничего не знают о криминальных структурах. В сложившейся ситуации такой ответ указывает не на преодоление зависимости МП от криминальных структур, а как раз, наоборот, – на особо сильную зависимость от этих структур и даже на прямую вовлеченность в эти структуры и страх перед ними. Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию российского малого предпринимательства.

Из некоторых источников известно, что малый бизнес часто уходит в сферу теневой экономики, очевидно, чтобы избежать уплаты налогов и прочих сборов. Если это так, то можно утверждать, что рост малого предпринимательства в этот период продолжается, но в формах, не видимых Госкомстату. Подпольная деятельность - лишь одна из форм ухода от налогов, другая – создание "почтовых (абонентных) ящиков", которые регистрируются в муниципальных органах власти (становясь, таким образом, известными Госкомстату).

Излюбленная стратегия уклонения от налогов зарегистрированными фирмами – сокрытие большей части своей деятельности. Если будущие предприниматели действительно все чаще предпочитают не регистрировать свои фирмы, то это явление не статистическое, а реальное.

В 1995 году среднесписочная численность занятых в МП по сравнению с 1994 г. увеличилась на 0,8 %. Конечно, величина прироста невелика, но она подтверждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители МП высказывали мнение о необходимости увеличения численности персонала предприятий. И, что очень важно, они указывают на то, что настало время перехода от полулегальной занятости к нормальной, адекватной действующим законам.

Можно констатировать, что в 1994-1995 годы проводимая российским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабильности, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества малых предприятий, но с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой малые предприятия начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

Регистрация малых предприятий после принятия Закона о поддержке малых предприятий упростилась, смягчилось враждебное отношение местных органов власти к частному предпринимательству. Незначительный спад числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1994-1996 годах, в 1997 году практически прекратился, более того с этого года наблюдается прирост числа малых предприятий, который сохраняется до сегодняшнего дня.

Малое предпринимательство вступило в четвертый этап развития, который определил дальнейшие тенденции. Рассматриваемый этап характеризуется в целом приростом числа малых предприятий, однако, темпы прироста за последние четыре годы намного ниже, чем на первом и втором этапе развития.

Стабильный рост числа малых предприятий наблюдается в промышленности, транспорте, торговле и общественном питании, операции с недвижимым имуществом, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, культуре и искусстве. Продолжается сокращение числа малых предприятий, работающих в сфере науки и научного обслуживания, финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения. Отраслевая структура малого предпринимательства постепенно меняется - стабильно растет за последние три года доля предприятий торговли и общественного питания, а также малых предприятий в связи. Уменьшается доля строительных организаций, науки и научного обслуживания, а также предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка.

Современный этап социально-экономического развития характеризуется ситуацией, исключительно неоднозначной, характеризующейся нестабильностью экономики и законодательной базы.

Большим испытанием для экономики России вообще и для малого предпринимательства в частности стал август 1998года. По оценкам специалистов, от трети до половины малых фирм ушли с рынка в течение месяца после дефолта. Произошло резкое снижение численности занятых в этом секторе экономики. На 60-70 процентов сократился уровень зарплаты оставшихся работников. Можно сказать, что для некоторых предприятий, осуществляющих продажу (в частности продовольственных товаров) август 98 года дал шанс для накопления капиталов, т.к. они сыграли на ажиотажном спросе на продукты питания.

Последний этап характерен введением в большинстве регионов России налога с продаж, отменены льготы по НДС на многие товары и увеличен реальный размер подоходного налога. Закон, прописывающий упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса, содержит массу неточностей, и, как следствие, только 0,5 процента предпринимателей сочли выгодным перейти на новую систему. Согласно новому Налоговому кодексу многие малые предприятия отнесены к категории средних по налогообложению, т.е. реально потеряли льготы. Для малого бизнеса нужна не мнимая, а действительно упрощенная система налогообложения, базирующаяся на реальных, легко просчитываемых показателях, в первую очередь, на обороте предприятий и посильных фискальных ставках.

Серьезной проблемой четвертого этапа оставалась проблема выявление неработающих предприятий, составляющих статистический балласт. В настоящий момент решен вопрос о передаче полномочий по регистрации и учету предприятий налоговым органам.

Настоящий этап характерен отношением Правительства РФ к сфере малого предпринимательства как инноватору рыночных отношений. Разработаны Программа государственной поддержки малого бизнеса в РФ, такие программы находят свое воплощение во многих регионах РФ, в частности в Самарской области.

Уделяется преобладающее внимание вложениям в промышленную и производственную сферы, в науку и разработку новых технологий, создание инфраструктуры малого бизнеса. Наряду с сегментацией рынка наблюдается рост взаимозависимости крупных и малых фирм, развитие сотрудничества в противовес к соперничеству. Привлечение малых фирм к субподрядным работам, доводке изделий, опробованию новых технологических и управленческих подходов расширяют возможность крупных предприятий, делая промышленную структуру в целом гибкой и мобильной.

Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. По данным социологических опросов проблемы малого предпринимательства ранжируются следующим образом:

- Налоги;

- Законодательство;

- Инфляция;

- Экономическая ситуация в целом;

- Трудности получения и высокие ставки за кредит;

- Неплатежеспособность партнеров и клиентов;

- Несовершенство банковской системы;

- Политическая ситуация;

- Бюрократия;

- Трудности с арендой и недостатки площадей;

- Отрицательное отношение к предпринимателям (примеры по изменению значимости проблем на разных этапах развития малого предпринимательства)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.