Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №17. Особенности умственного труда

Монотонность работы как один из отрицательных факторов производства

Монотонный труд — это вид трудовой деятельности, при которой человек на протяжении всей рабочей смены выполняет одну и ту же операцию, продолжительность которой не превышает 30 с.

Чем меньше продолжительность операции, чем меньше элементов в операции, тем выше степень монотонии, тем выраженнее ее негативное влияние на состояние человека. В современном производстве дробление труда на отдельные операции привело к появлению огромной армии работников, занятых монотонным трудом. Монотонный труд отрицательно влияет на человека тем, что однообразные операции как бы вызывают «долбление» одних и тех же структур организма — нейронов, мышц, сухожилий. В процессе монотонного труда развивается сонливость, скука, которая порой бывает трудно преодолима. Конвейерное производство, на котором особенно проявляется монотония, вызывает гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки — болезни, которые развиваются при стрессовых воздействиях. Очевидно, что монотония является мощным стрессовым фактором.

При организации труда на конвейерных линиях важным является борьба с монотонней. В частности с этой целью технологический процесс организуется таким образом, чтобы любая операция была «богатой» по содержанию, требовала от исполнителя усилий и даже творческого процесса. Итак, необходимо, чтобы каждая операция длилась не менее 30 с и содержала как минимум 5—6 элементов.

Функциональная музыка, производственная гимнастика, частые макропаузы (по 5—10 минут), рациональная организация рабочего места — вот тот неполный перечень меропри­ятий, который часто используется для борьбы с монотонней на конвейерных линиях.

Умственный труд — это выполнение работы, связанной с приемом и переработкой информации, что требует активного функционирования сенсорного аппарата, а также струк­тур мозга, обеспечивающих такие психические процессы как внимание, память, мышление, эмоции.

Классификация умственного труда.

1. Операторский труд — группы профессий, связанных с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами.

2. Управленческий труд — это руководители учреждений, предприятий, подразделений, учителя и преподаватели. Для данной категории умственного труда характерен большой объем информации, требуемый для постоянного использования, дефицит времени, ответст­венность за принятие решения.

3. Творческий труд — требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, особых условий, высокую интенсивность внимания, большой объем памяти, напряженность мышления.

4. Труд медицинских работников — характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением, контактом с людьми, большим объемом памяти, личной ответственностью.

5. Труд учащихся и студентов — он требует напряжения памяти, внимания (особенно, концентрации и устойчивости внимания), восприятия и характеризуется наличием стрессо­вых ситуаций — экзаменов и зачетов.

Заболеваемость при умственной деятельности. Если умственный труд организован правильно, нет эмоциогенных факторов, то он не оказывает отрицательного влияния на организм человека. А его позитивные плоды благотворно влияют на здоровье. Так, труд конст­рукторов не имеет больших эмоциональных срывов, напряжения, поэтому у конструкторов уровень сердечно-сосудистых заболеваний не превышает 8%, в то время как у телефонис­ток, которым приходится иметь дело с дефицитом времени при обработке информации, этот уровень достигает 16%. Особенно эмоционально напряженным является труд руково­дящих работников. Среди них 40—50% имеют гипертоническую болезнь или ишемическую болезнь сердца.

Факторы риска сердечно-сосудистой патологии у людей умственного труда — это повышенная нервно-эмоциональная напряженность, гипокинезия, избыточная масса тела, куре­ние, наследственная предрасположенность.

Механизмы умственной деятельности. Главным образом это психическая активность. Она протекает с участием нейронов многих отделов мозга — коры, подкорковых образований лимбической системы. При умственной деятельности функционируют одновременно оба полушария мозга. При любой умственной деятельности происходит генерализованная активация мозга и одновременно повышается локальная активность, зависимая от вида психического процесса (перцептивная, моторная, вербальная, мнестическая). Например, при вербальных функциях активируются одни структуры мозга, что отражается на ЭЭГ, а при решении задач — другие. Особую роль в умственной деятельности играют лобные доли. Эмоциям принадлежит роль организатора целенаправленной умственной деятельности.

От чего же при умственной деятельности возникает нервно-эмоциональная напряженность? Это объясняется тем, что объем информации, которую необходимо обработать моз­гу, близок или превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. При этом часто требуется различе­ние близких по значению сигналов и выполнение тонких процессов мышления. К эмоцио­нальному напряжению приводит ответственность работы. В целом, при умственной работе обычно имеет место сочетание эмоциональных факторов и напряжения психической дея­тельности. Поэтому говорят о нервно-эмоциональном напряжении.

ЭЭГ-исследования показывают, что при умственной деятельности альфа-ритм изменя­ется — уменьшается его амплитуда, уменьшается индекс альфа-комплексов. При перегруз­ках, при выполнении сложных психических процессов на ЭЭГ появляется медленный ритм, или тета-ритм (4—7 Гц), что расценивается как признак эмоционального напряжения.

Большое значение для обеспечения умственной деятельности имеет активность симпато-адреналовой системы и гипоталамо-гипофизарно-адреналокортикальной оси. Чем выше степень нервно-эмоционального напряжения, тем выше активность этих структур (стресс-реализующих систем). Непродолжительное повышение нервно-эмоционального напряже­ния, вероятно, играет положительную роль в деятельности ЦНС, так как возрастает интен­сивность обмена веществ в ЦНС, увеличивается скорость переработки информации. Одна­ко при значительном нервно-эмоциональном напряжении существенно меняется деятель­ность сердечно-сосудистой системы — происходит рост систолического и минутного объема сердца, возрастает артериальное давление, учащается пульс. В стрессовых ситуациях, например, на экзамене, еще в большей степени происходит активация симпатической нерв­ной системы.

О наличии эмоционального напряжения при умственной деятельности свидетельствует величина артериального давления. Например, у операторов железной дороги при обнару­жении аварии артериальное давление тут же возрастает до 160/100 мм рт, ст. и удерживает­ся на этом уровне на протяжении всей оставшейся смены. Наиболее ярко существование эмоционального компонента в работе отражает величина среднединамического артериаль­ного давления (диастолическое +1/3 пульсового давления) — она возрастает сразу же после эмоционального напряжения.

При значительном эмоциональном напряжении меняется ЭКГ: например, происходит уменьшение зубца Т, что указывает на снижение интенсивности коронарного кровотока. Так, при аварийных ситуациях в метрополитене у машиниста число сердечных сокращений достигает 150 ударов в минуту, а на ЭКГ появляются типичные признаки коронарной недо­статочности. В.С. Фомин (1970) для оценки эмоционального компонента предложил ис­пользовать вагосимпатический индекс — это отношение амплитуды р/Т: при повышении тонуса симпатической нервной системы, вызванного эмоциональным напряжением, индекс возрастает, а при повышении тонуса вагуса, наоборот, он снижается. Этот индекс лучше отражает ситуацию, чем частота сердечных сокращений.

При умственной деятельности происходит перераспределение мозгового кровотока, он становится интенсивнее в регионах, принимающих непосредственное участие в деятельно­сти. В целом, интенсивность кровотока при умственной деятельности возрастает, особенно в левом полушарии.

А постоянное высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое сопровождает умственный труд, приводит к патологии.

Особенности утомления при умственной деятельности. Утомление проявляется прежде всего снижением функциональных возможностей ЦНС, что отражается на ЭЭГ. Повышается тонус парасимпатической нервной системы (вероятно, как способ защиты от чрезмерного стрессового воздействия) — об этом свидетельствует снижение кожно-гальванического рефлекса, снижение артериального давления, снижение вагосимпатического индекса р/Т, урежение пульса. При наличии эмоциогенных факторов все изменения в организме имеют более выраженный характер.

Еще раз отметим, что все сдвиги, которые наблюдаются при умственной деятельности, в основном возникают из-за наличия эмоционального напряжения. Чем выше этот компо­нент, тем глубже изменения в процессе умственной деятельности.

По мнению Фомина В.С. (1979), утомление при умственной деятельности, скорее всего, обусловлено снижением активирующего влияния ретикулярной формации на кору и под­корковую область. Доказательством этому служат данные об использовании аминазина — это вещество блокирует восходящее влияние ретикулярной формации и при этом возника­ет состояние, которое сопровождается теми же изменениями, что и при умственном утом­лении, в том числе и вызванными переменой психического состояния.

Оптимизация трудового процесса при умственной деятельности. Для умственной деятельности характерно то, что и после работы она может продолжаться и иногда бывает трудно остановить ее. А. И. Герцен говорил, мысль нельзя сложить, как руки. Для того, чтобы остановить мыслительный процесс, необходимо переключение. С этой точки зрения осо­бенно эффективно переключение с умственной деятельности на физическую. При органи­зации умственной деятельности все исследователи ссылаются на 5 пунктов, которые выдви­нул еще в 1911 г. Н.Е. Введенский.

1. В работу нужно входить постепенно. 2. Должен быть определенный ритм работы, так как ритмичная работа способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления. 3. Необ­ходимо придерживаться обычной последовательности в деятельности. Это предполагает регулярную, организованную и плановую работу. 4. Необходимо установить правильное чередова­ние труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физи­ческими упражнениями. 5. Высокая работоспособность сохраняется при постоянной и система­тической деятельности, при которой укрепляется навык.

Таблица 5.

Классификация переутомления и её признаки

Признак Начинающееся переутомление Легкое переутомление Выраженное переутомление Тяжелое переутомление
Снижение трудоспособности Мало выраженное Выражено заметно Выражено достаточно Выражено резко
Компенсация волевыми усили­ями снижения трудоспособности Не требуется Полная компен­сация Неполная компенсация Незначительная компенсация
Эмоциональные сдвиги Временное сни­жение интереса к работе Временами не­устойчивое настроение Раздражительность Угнетение, рез­кая раздражительность
Расстройство сна Трудно засы­пать или просы­паться Трудно засыпать или просыпаться Сонливость днем Бессонница
Снижение умст­венной работо­способности Нет Трудно сосредо­точиться Временами забывчивость Заметное ослаб­ление внимания
Лечение Упорядочить отдых, занятия физкультурой. Очередной отпуск и отдых Срочный очере­дной отпуск, ор­ганизованный отдых Лечение в стацио­наре или в поликлинике

Переутомление при умственной деятельности. Доказано, что напряженная умственна деятельность без достаточного отдыха между рабочими днями приводит к появлению перс напряжения. Оно проявляется, прежде всего, в повышении артериального давления, рост периферического сопротивления, изменении мозгового кровотока и экскреции катехоламинов (ночное снижение продукции этих гормонов при переутомлении отсутствует). Неко­торые признаки переутомления отражены в таблице (Платонов К. К., 1962).

Особенности трудовой деятельности студентов

Заболеваемость студентов. Первое место в структуре заболеваний студентов занимает гипертоническая болезнь. У студентов технических вузов она обнаруживается в 8—9%, у медиков — в 1%. 2-е место занимают гипотонические состояния. Затем идут такие заболе­вания как хронические и острые тонзиллиты (примерно у 3,3—5,7% студентов), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. У старшекурсников язвенная болезнь встре­чается чаще. Так, у первокурсников г. Челябинска на 1000 студентов она встречается в 2-х случаях, у студентов 3-го курса — в 4-х. Выражена распространенность близорукости: на­пример, в Челябинске она выявлена у 31% студентов, причем на старших курсах процент близорукости выше, чем у первокурсников.

Режим труда и отдыха. Реально студенты работают по 12 часов ежедневно. До 30% студентов вынуждены затрачивать на учебный процесс и ночное время. Следовательно, даже в неэкзаменационный период 1/4—1/3 студентов недосыпают. До 30% студентов не имеют свободного времени. Все это указывает на то, что у студентов имеется большая нагрузка, а их режим труда и отдыха явно нерационален. В последние годы, однако, сделана попытка регламентировать работу студентов, уменьшить продолжительность академической работы в студенческой аудитории. Но реально затраты времени не уменьшились.

По данным литературы, лишь 6—10% студентов соблюдают режим питания, остальные
либо не завтракают, либо принимают пищу в различные часы, либо вынуждены поздно принимать ужин Р пище студента преобладает жирная и углеводная пища, мало белка, особенно животного происхождения.

До 30% студентов медицинских вузов мало бывают на свежем воздухе. Около 83% суточного времени студенты находятся в состоянии относительной неподвижности. Процент студентов, регулярно занимающихся спортом, не превышает 23%.

Установлено, что даже в течение 1 часа в аудитории накапливается углекислый газ (его содержание возрастает в 3—4 раза в непроветриваемой аудитории), температура воздуха возрастает на 3—5°, а влажность увеличивается на 3—4%. К концу учебного дня во многих плохо проветриваемых помещениях температура воздуха достигает 26°, относительная влажность — 80%, а уровень СО2 превышает предельно допустимые концентрации.

Изменения в организме студентов в период семестровых занятий и экзамена. Установле­но, что к концу рабочего дня у студентов снижается уровень внимания, уменьшается объем памяти, замедляется частота сердечных сокращений, снижается уровень артериального давления, увеличивается латентное время зрительно-моторной реакции, ослабляется дифференцировочное торможение. Все это указывает на развитие утомления (снижение тонуса симпатической нервной системы). Особенно заметны эти сдвиги во второй половине рабо­чей недели. Согласно данным ЭЭГ, к концу дня у студентов снижаются показатели общей мозговой активности, происходит смещение фокуса возбуждения из лево-передних отделов мозга иправозадние отделы и уменьшается степень межполушарных и лобно-затылочных асимметрий.

У первокурсников медицинских вузов к концу рабочего дня показатели работоспособности в среднем снижаются на 24%, у студентов 4-го курса — на 18%, а у 5- и 6-курсников не отмечено изменений (данные 1970 г.). Судя по результатам исследования крови, наибо­лее утомительной для студента является самостоятельная работа, на втором месте — прак­тическое занятие и меньше всего сдвигов наблюдается на лекции.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Агаджанян, Н.А. Физиология человека: учебник (курс лекций)/Н.А. Агаджанян, Л.З. Телль, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова. - С-Петербург: СОТИС, 1998. – 526 с..

2. Алексеева, Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах земли: курс лекций/ Т.И. Алексеева. – М.: МНЭПУ, 1998. – 279 с.

3. Физиологические основы здоровья человека/под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб. – Архангельск: Издательский центр Северного государственного медицинского университета, 2001. – 728 с.

4. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник для вузов. 2-е изд., испр./Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта: Наука, 2002.- 416 с.

5. Савченков, Ю.И. Нормальная физиология человека: учебное пособие/Ю.И. Савченков. – Ростов н/Д: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – 448 с.

6. Коробкин, В.И. Экология: учебник для вузов/ В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 602 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ЛЕКЦИЯ №1......................................................................................................................................4

ЛЕКЦИЯ №2......................................................................................................................................8

ЛЕКЦИЯ №3....................................................................................................................................16

ЛЕКЦИЯ №4....................................................................................................................................19

ЛЕКЦИЯ №5....................................................................................................................................25

ЛЕКЦИЯ №6....................................................................................................................................29

ЛЕКЦИЯ №7....................................................................................................................................33

ЛЕКЦИЯ №8....................................................................................................................................37

ЛЕКЦИЯ №9....................................................................................................................................44

ЛЕКЦИЯ №10..................................................................................................................................47

ЛЕКЦИЯ №11..................................................................................................................................51

ЛЕКЦИЯ №12..................................................................................................................................53

ЛЕКЦИЯ №13..................................................................................................................................57

ЛЕКЦИЯ №14..................................................................................................................................61

ЛЕКЦИЯ №15..................................................................................................................................63

ЛЕКЦИЯ №16..................................................................................................................................68

ЛЕКЦИЯ №17..................................................................................................................................75

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................................................79

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эргономика. Рабочее место. Рабочее место. Рабочие позы. Их влияние на работоспособность и здоровье человека | По дисциплине
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.