КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура, функции и виды цен
Функция цены представляет собой ее предназначение в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием (в том числе функционирующим в сфере товарного обращения) в отдельности. В условиях рынка цены выполняют две основные функции: 1) ограничивают потребление ресурсов; 2) мотивируют производство. Кроме того, можно выделит пять важных функций, которые выполняют цены в рыночной экономике; 1) учетную; 2) стимулирующую; 3) распределительную; 4) балансирования спроса и предложения; 5) инструмента рационального размещения производства. Учетная функция связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. Следовательно, учетная функция обеспечивает эквивалентность обмена, т.е. валовой доход в коммерции при прочих равных условиях покрывает издержки обращения, а также дает прибыль в размере, позволяющем совершенствовать и развивать торгово-хозяйственную деятельность, повышать жизненный уровень работников предприятия. Стимулирующая функция заключается в том, что повышенные цены стимулируют предприятия, осуществляющие операции по доведению товаров от производителя до потребителя, к продажам прогрессивных и дефицитных видов товаров, а пониженные – к выводу из товарооборота устаревших продуктов. Распределительная функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение рационального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности, группами населения. Функция балансирования спроса и предложения проявляется через связь между двумя этими категориями. Она служит инструментом регулирования экономических процессов. Значение функции цены как инструмента рационального размещения производства возрастает по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен в различных отраслях народного хозяйства способствует переливу капитала из одной отрасли в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса. В России преобладает тенденции к активному вложению средств в сферу товарного обращения, имеющую по сравнению с производством менее длительный срок окупаемости инвестиций, что весьма важно в условиях инфляции. Функции цены связаны между собой и образуют единую систему, хотя их действие во многом взаимно перекрывается, чем объясняются трудности практического ценообразования. Состав и уровень цены в сфере товарного обращения зависит от стадии товародвижения. На пути к потребителю товар обычно проходит три стадии, на которых происходит формирование различных видов цен. Каждый последующий вид цены включает в себя в качестве составной части предыдущей. Вместе с тем в структуре каждой из них выделяется ряд обособленных элементов: себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), косвенные налги
Цены классифицируются по различным критериям: 1. По сферам товарного обращения: - оптовые цены на продукцию; - закупочные цены; - тарифы грузового и пассажирского транспорта (сфера оптовой торговли); - розничные ценны; - тарифы на платные услуги, оказываемые населению (сфера розничной торговли). Оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым реализуется продукция субъектов хозяйствования независимо от организационно-правовой формы в порядке оптового оборота. Она подразделяется на оптовые цены субъекта хозяйствования и оптовые отпускные цены промышленности. Оптовые цены предприятия – цены изготовителей продукции, по которым они продают производственную продукцию потребителям, возмещая издержки производства и реализации и получая такую прибыль, которая позволяет им решать технические, экономические и социальные задачи. Оптовая цена предприятия определяется по формуле: Цопт.пред. = ИП + П, где Цопт.пред. – оптовая цена предприятия; ИП – издержки производства; П – прибыль.
Оптовую цену предприятия можно определить расчетным путем через коэффициент рентабельности, исчисленной по себестоимости (Rс): Цопт.пред. = Сп (1 + Rc), Rc = Rпф х ОФ)/(Сп х q),
где Сп – полная себестоимость продукции; Rпф – коэффициент рентабельности производственных фондов.
Оптовая (отпускная) цена промышленности – цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым торговым организациям Она определяется по формуле: Цопт. пром. = Цопт.пред. + (Цопт.пред. х jмз) х НДС + Исо + Псо, где jмз – удельный вес материальных затрат в цене; Исо – издержки сбытовых организаций; Псо – прибыль сбытовых организаций. Оптовые (отпускные) цены промышленности тесно связаны с оптовой торговлей, оптовые цены предприятия тяготеют к производству.
Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется с/х продукция предприятиями, фирмами, населением. Закупочные цены являются договорными, они устанавливаются по соглашению сторон. Тарифы грузового и пассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Розничная цена включает оптовые (отпускные) цены промышленности, акцизы, НДС и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых предприятий и прибыли: Црозн. = Цопт.пром. + НДС + Акциз + Иото + Пто, где Иото – издержки обращения торговых организаций; Пто – прибыль торговых организаций
Розничная цена – это цена, по которой продажа ведется отдельными небольшими партиями, в розницу. 2. По способу отражения транспортных расходов выделяют: - цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие издержки на доставку до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции); расходы на остальной путь покрывает покупатель; - цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения. 3. По формам продаж выделяют: - контрактные (договорные) цены, которые устанавливаются по договоренности между продавцом и покупателем; - биржевые котировки, отражающие уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество и удаленность ль места поставки; - цена ярмарок и выставок (часто льготные); - аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные); Аукционы (публичные торги) бывают след. типов: - с повышением цены (товар продают по цене, являющейся наиболее высокой из предложенных покупателями); - вейлинговые торги (наивысшую цену предложения устанавливают на экране-циферблате, стрелки на котором имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену); - с подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с запросами других покупателей (тендер). 4. По стадиям продажи выделяют: - цены предложения (цены продавца или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен данного товара (за исключением цен аукционных и подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения служат единственным источником информации об уровне цен на рынке; - цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар; - цены реализации (сделки, продажи, покупки), которые являются фактическими, или номинальными. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем доходов общества или общим уровнем цен. 5. По степени регулирования выделяют: - жестко фиксированные цены, являющиеся основным типом цен в условиях административно-командной системы управления экономикой; - регулируемые цены, устанавливаемые государством, как правило, на продукты первой необходимости. Допускаются их изменения в определенных пределах. - свободные цены, не подверженные прямому вмешательству и формирующиеся в соответствии с конъюнктурой рынка. 6. По степени устойчивости во времени выделяют: - твердые цены, устанавливаемые при заключении договора на весь срок действия; - подвижные цены, когда зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара, устанавливаемая по оговоренному в контракте источнику; - скользящие цены, когда в договоре определяется исходная цена и оговаривается порядок внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены устанавливаются на товары, требующие длительного срока изготовления; - цены с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определение уровня цены(периодичность фиксации, ее база, сроки согласования и осуществления фиксации).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |