Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука как область творческой и инженерной деятельности




I Структура научного знания и общие модели развития науки

1 Наука как область творческой и инженерной деятельности, как производительная сила общества, её задачи в развитии страны.

 

 

 

Инженерная и научная деятельность являются различными сферами практики. Первая из них является духовной деятельностью в сфере материального производства и функционируют в его рамках на основе науки и опыта самого материального производства. Вторая отделяется от сферы материального производства и начинает выполнять функцию выработки знаний об окружающем мире.

Безусловно, исторически первой возникла техническая деятельность. Выделившись из животного мира люди вступили в историю полуживотными, грубыми, бессильными перед могуществом природы. Они еще не осознают все возможности своей жизнедеятельности. Человек обеспечивал себе питанием при помощи животнообразных, инстинктивных форм труда. Но постепенно люди начинают все более активно противостоять природе, вырабатывают первые технические приемы изменения природы, переработки ее веществ. "В слабости первых людей, и, одновременно, в их силе, проявляемой в подчинении природы и овладения ею при помощи орудий труда, которых лишены животные, не исключая и обезьян, заключалась одна из специфических форм противоречий, толкавших древних людей вперед".

Каждый новый трудовой акт будил мысль человека, ставил перед ним вопрос о том, что и как надо сделать. Создание орудий труда требовало мысленного сохранения свойств в таких сочетаниях, которых нет в природных предметах. Он брал, к примеру, палку, камень и лиану и сооружал из них молот. Это обеспечивало движение образов в отрыве от их конкретной ситуации действия с предметом, идеальной деятельности субъекта, появление эмпирических знаний.

В эмпирический период развития техники люди использовали те законы природы, которые они открывали не в ходе теоретического познания действительности, а в ходе практической деятельности методом проб и ошибок. Эти законы гораздо позже были познаны наукой.

Первобытный человек в процессе обработки каменных орудий неосознанно использовал закон параллелограмма сил. Поднимая и перемещая тяжести он использовал законы рычагов первого и второго рода. В гончарном круге он стихийно использовал выравнивающий эффект маховика, а в первобытном вертикальном ткацком станке - силу тяжести, не зная законов тяготения. Он находил эти закономерности эмпирическим путем, аккумуляцией производственного опыта

Появление эмпирических знаний, их пополнение и обработка постепенно приводила к зачатков научных знаний. Изготовление и употребление ручных орудий труда заложили основы механики и физики, практические знания о животных и растениях - биологии, определение времени начала полевых работ и ориентации на местности - астрономии, необходимость измерения земельных участков, воды, зерна, построек - математики.

Таким образом начала инженерной и научной деятельности уходят в далекое прошлое человечества. Однако эти две сферы умственного труда в их современном понимании возникают гораздо позже. Правда, наука как деятельность по производству систематических знаний зарождается еще в древнем мире в условиях рабовладельческого общества. Именно тогда возникает возможность появления выводного знания, выделения абстрактно общего из конкретного. Именно тогда часть общества получает время, свободное от материального производства и появляются люди науки, которые начинают заниматься только выработкой знания, практическая в том числе и инженерная ценность которого отрицалась.

В эпоху Возрождения из сферы технической деятельности начинает выделяться ее особый вид - инженерная деятельность ориентирующаяся не только на производственный опыт, но и на использование научных знаний. Великий Леонардо да Винчи во фрагменте "О заблуждении тех, кто пользуется практикой без науки" писал: "Те, кто влюбляется в практику без науки, подобны кормчим, выходящим в плавание без руля и компаса... Практика всегда должна быть построена на хорошей теории".

Появление профессии инженера, который встал между ученым и непосредственным агентом производства, разрешило противоречие между универсальным характером деятельности ученого и той его опытно - конструкторской функцией, которая возникла на машинной ступени развития производства. Опытно - конструкторская функция становится функцией инженера. Однако в деятельности инженеров и ученых с начала 19 века развивается тесное сотрудничество, что ведет к взаимному обогащению и науки и производства. Техника машинного производства в силу своей сложности не могла дальше развиваться без науки, предполагала научную деятельность. Начинается массовое изучение уже установившихся промышленных процессов - паровой машины, металлургических процессов и т. д. Это становится могучей питательной средой для бурного развития естествознания. Вместе с тем, крупные научные открытия (электричество, успехи в химии) в дальнейшем вызвали к жизни новые технические устройства и даже новые отрасли промышленности телеграф, производство синтетических красителей и др.). Научные открытия получают простор для своего промышленного применения к процессу которого подключаются инженеры.

В середине и особенно в конце 19 века постепенно развивается профессионализация труда инженеров и ученых. К концу века инженеры и ученые представляли собой уже гораздо более изолированные профессиональные корпорации. Именно в это время английский историк науки У. Уэвелл ввел в оборот термин "ученый" для обозначения специалистов, занимающихся научной деятельностью. В последней четверти 19 века появляются научные лаборатории с профессиональными учеными в них. Параллельно этому оформляется и профессиональная коорпорация инженеров. В силу дальнейшего разделения общественного труда контакт в деятельности ученых и инженеров был утерян.

Чем дальше от непосредственных практических задач стояли результаты научной деятельности, тем впоследствии они имели большее значение для инженерии.

В силу того, что научные исследования, их методы, ход и эффективность ныне в большой степени определяются их технической оснащенностью, в сфере науки работают инженеры-исследователи, без участия которых подчас невозможны те эксперименты, которые проводятся в современной науке. На грани научной и инженерной деятельности сформировалась генетическая инженерия, ставящая своей задачей искусственное создание генов, что приводит к получению новых сортов растений и видов животных. Здесь руками инженеров-исследователей проводятся эксперименты по генетическому манипулированию на уровне клетки, например, их гибридизация.

Инженеры-исследователи работают не только в научной, но и в производственной сфере. В этом случае предметом их внимания становится содержание технического объекта. Они стремятся найти закон или оптимальный способ взаимодействия сил природы с целью из использования в процессе создания технического объекта. К примеру, инженер-исследователь исходя из функционального назначения данного технического устройства и отвлекаясь от его конструкторских характеристик создает схему этого устройства обращая внимание на содержание, принцип его действия и отвечая на вопрос: как и почему будет работать данный технический объект.

Чем ближе техническая идея к своей материальной реализации тем большую значимость приобретает инженерная деятельность. Именно на последней ступени движения науки к производству - на стадии разработки отчетливо проявляется сращивание познавательной деятельности ученых и преобразовательной деятельности инженеров. Поэтому инженерное использование знаний представляет собой неотъемлемое звено цикла научно-исследовательского процесса. Инженер превращается в человека, который занимается наукой, осмысливает ее достижения, имея ввиду возможности их практического применения, использует науку для целесообразного преобразования действительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.