КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-экономическое развитие СССР в 1965-1985 гг
Внутриполитическое развитие СССР в 1964-1985 гг. Л.И. Брежнев. ЛЕКЦИЯ № 18. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1965-1985 гг. С отстранением от власти Н. Хрущева правящую партию возглавил Л. Брежнев (1964-1982 гг.). Произошел отказ от реформ партийно-государственного управления, начатых при Хрущеве. Уже в 1964 г. прекращено деление райкомов и обкомов на промышленные и сельские, восстановлены единые территориальные парторганизации. В 1965 г. ликвидированы совнархозы и восстановлен отраслевой принцип управления экономикой; в 1966 г. из партийного устава исключены положения об обязательной сменяемости выборных партийных органов. Суть курса Брежнева выражалась термином «стабильность». На смену импульсивным, волевым и нередко непродуманным действиям пришло коллективное руководство. В Л. Брежневе партийная элита увидела лидера, способного представлять и отстаивать ее интересы. Важные государственные посты были заняты выдвиженцами Брежнева. В результате по государственным вопросам решения не принимались годами. Наметилось старение кадров: к началу 80-х годов большинству руководителей партии и государства было более 70 лет; они утратили способность реагировать на меняющуюся ситуацию в стране и на международной арене. Местные лидеры, главы союзных республик, областей, ведомств превращались в своего рода баронов, бесконтрольно распоряжавшихся бюджетом. Главным критерием их соответствия занимаемой должности являлась личная верность Генеральному секретарю. Государственный аппарат разъедала коррупция, хищение казенных средств, протекционизм. В период брежневского руководства отчетливо проявились черты ресталинизации (называемой также неосталинизмом), т.е. попытки пересмотра курса XX съезда КПСС. Прекращается критика политики культа личности, публикации на тему ГУЛАГа. Появляются публикации, литературные произведения, кинофильмы, показывающие заслуги Сталина как Верховного главнокомандующего в период Великой Отечественной войны. Прекратили работать комиссии по реабилитации жертв сталинских репрессий. Ужесточилось преследование диссидентов. Так, в 1974 г. выслан из страны А. Солженицын, а в 1980 г. отправлен в ссылку в Горький А. Сахаров.
Формируется культ личности Брежнева, достигший вершины во второй половине 70-х - начале 80-х годов. Культ Брежнева носил официальный характер, навязывался сверху. Это явление вызывало иронию в обществе. В экономической сфере брежневский курс первоначально характеризовался попытками проведения серьезных реформ. Их необходимость определялась тяжелым положением с обеспечением населения продовольствием. Тревожным симптомом было то, что по темпам внедрения многих новых технологий СССР отставал от стран Запада. В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС были провозглашены новые ориентиры аграрной политики. Их суть - ослабление контроля над колхозами: повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию; установление твердого плана государственных закупок на 5 лет; возможность реализовывать сверхплановую продукцию по ценам, увеличенным на 50%; увеличение посевных площадей под пшеницу и рожь; введение стабильных денежных окладов вместо трудодней; отмена запретов на ведение личного подсобного хозяйства; осуществление программы орошения засушливых земель, осушения заболоченных районов. Много внимания уделялось агропромышленной интеграции, которые позволяли обеспечить более тесную взаимосвязь сельского хозяйства и пищевой промышленности. Впервые на развитие сельского хозяйства выделялись крупные средства. Реформа не затрагивала основ колхозной системы, прежде всего отношений собственности, поэтому самостоятельность колхозов осталась декларированной. Средства, вложенные в сельское хозяйство, не привели к перелому в аграрном производстве. Трудности с обеспечением населения продовольствием с каждым годом возрастали, ограничивался отпуск продуктов в одни руки. В 1982 г. Пленум ЦК принял Продовольственную программу, провозгласив цель за 20 лет обеспечить товарное изобилие. Основные пути: развитие личного хозяйства и агропромышленная интеграция (создание Госагропрома). Кризис в сельском хозяйстве нарастал.
В области промышленности в 1965 г. началась реформа, вошедшая в историю по фамилии председателя Совета Министров СССР А. Косыгина. Вместо объема валовой продукции (ранее главного показателя работы предприятия) вводились такие показатели, как объем реализованной продукции, рентабельность, прибыль, отдача производственных фондов. Расширялась автономия предприятий в связи с их переводом на хозрасчет. Часть заработанных средств после выплаты установленных платежей в бюджет предприятия могли оставлять в своем распоряжении. За счет полученной прибыли шло расширение производства; создавались фонды материального стимулирования: фонд развития производства, фонд строительства жилья, объектов культурно-бытового назначения; фонд материального поощрения. Эта реформа усиливала заинтересованность предприятий и трудовых коллективов в перевыполнении плановых заданий, экономии ресурсов, повышении качества продукции. Она означала переход от административных методов управления к экономическим. Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) стала наиболее благополучной за всю советскую историю. Но результаты проведенных реформ оказались ограниченными. Причины заключались в том, что новые принципы хозяйствования встраивались в привычную схему административного управления. Хозяйственная номенклатура не была заинтересована в проведении реформ, не умела управлять иначе. Формально осуществление экономической реформы успешно продолжалось, но на практике реформа сворачивалась с декабря 1969 г.
В 70-е годы наблюдается противоречивая экономическая картина. С одной стороны, идет широкое индустриальное развитие: строятся крупнейшие предприятия (Атоммаш в Волгодонске, автозаводы в Тольятти, Набережных Челнах, Байкало-Амурская магистраль); развивается топливно-энергетический комплекс (ТЭК), в котором ведущее место заняли нефть и газ. Ведущую роль в обеспечении страны нефтью и газом играла Западная Сибирь, где были открыты их колоссальные запасы. С другой стороны, падают важнейшие экономические показатели: темпы прироста производства национального дохода, производительности труда. Возникает явление стагнации - застоя. К началу 80-х годов во многих районах страны пришлось ввести карточную систему распределения продукции. Возрастает отставание от стран Запада в области освоения достижений научно-технического прогресса. В 70-е годы на Западе происходит компьютерная революция, а в СССР, не завершившего еще индустриальную модернизацию и поставленного перед необходимостью развития постиндустриального (информационного) общества, возникает ситуация стадиального отставания. Советский Союз входит в период структурного кризиса плановой экономики, связанный с несоответствием экономической системы вызовам эпохи НТР. В середине 70-х важнейшим ресурсом поддержания стабильности были высокие цены на нефть и газ на мировом рынке. За «нефтедоллары» государство приобретало на внешнем рынке оборудование, товары широкого потребления, продовольствие, что искусственно поддерживало советскую экономику в условиях ее низкой эффективности. Приток «нефтедолларов» позволил руководству игнорировать сигналы неблагополучия в хозяйственной жизни. В середине 80-х годов цены на нефть и газ стали снижаться, что обусловило падение в одиннадцатой пятилетке национального дохода, нанесло тяжелый удар всей советской экономике. В рассматриваемый период росло благосостояние населения. Значительная часть получила отдельные квартиры, приобрела товары длительного пользования (телевизоры, холодильники). Начался массовый выпуск автомашин для граждан. Росли накопления в сберкассах. Цены на основные виды товаров и услуг, размер квартплаты оставались неизменными. Горожане обзаводилась приусадебными участками, дачами. В 1967 г. была введена 5-дневная рабочая неделя, увеличилась продолжительность отпусков. Но в социальной сфере наблюдались и негативные тенденции: происходила скрытая инфляция; дефицит товаров стал постоянным явлением; расцвел «черный рынок» товаров, где цены в несколько раз превышали государственные, шла спекуляция дефицитными товарами; возникли подпольные производства - «теневая экономика».
В 70-е годы стало ясно, что курс на «развернутое строительство коммунистического общества», провозглашенный в Программе КПСС в 1961 г., несостоятелен. Официальная идеология выдвигает концепцию развитого социализма - длительного исторического этапа, предшествующего построению коммунизма. Создание в СССР развитого социалистического общества провозгласила Конституция 1977 г. В ней СССР назывался общенародным социалистическим государством. Советы депутатов трудящихся переименовывались в Советы народных депутатов. В Конституцию была включена 6-я статья о КПСС как «руководящей и направляющей силе советского общества, ядре его политической системы», закреплявшая господство партийного аппарата. Конституция предоставляла гражданам важнейшие политические права и свободы. «Эра Брежнева» завершилась в ноябре 1982 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю. Андропов, бывший руководитель КГБ. Андропов понимал реальное положение дел в стране. Был взят курс на наведение порядка: Громкие процессы против коррупции в высших эшелонах власти. Укрепление производственной дисциплины: резко ужесточились санкции за прогулы и опоздания; на улицах и в общественных местах милиция в рабочее время проверяла документы. Таким образом, Андропов делает ставку на чисто административные меры. В годы его деятельности в официальных изданиях полностью прекращается критика сталинизма. После смерти Андропова в течение года пост Генерального секретаря занимал престарелый К. Черненко, который свернул кампанию по наведению порядка. Застой достиг своего апогея.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 15127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |