Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономическое развитие СССР в 1965-1985 гг




Внутриполитическое развитие СССР в 1964-1985 гг. Л.И. Брежнев.

ЛЕКЦИЯ № 18. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1965-1985 гг.

С отстранением от власти Н. Хрущева правящую партию воз­главил Л. Брежнев (1964-1982 гг.). Произошел отказ от реформ партийно-государственного управления, начатых при Хру­щеве. Уже в 1964 г. прекращено деление райкомов и обкомов на промышленные и сельские, восстановлены единые территори­альные парторганизации. В 1965 г. ликвидированы совнархо­зы и восстановлен отраслевой принцип управления экономикой; в 1966 г. из партийного устава исключены положения об обяза­тельной сменяемости выборных партийных органов. Суть курса Брежнева выражалась термином «стабильность». На смену импульсивным, волевым и нередко непродуманным действиям пришло коллективное руководство. В Л. Брежневе партийная элита увидела лидера, способного представлять и отстаивать ее инте­ресы. Важные государственные посты были заняты выдвижен­цами Брежнева.

В результате по государственным вопро­сам решения не принимались годами. Наметилось старение кад­ров: к началу 80-х годов большинству руководителей партии и государства было более 70 лет; они утратили способность реаги­ровать на меняющуюся ситуацию в стране и на международной арене. Местные лидеры, главы союзных республик, областей, ведомств превращались в своего рода баронов, бесконтрольно распоряжавшихся бюджетом. Главным критерием их соответ­ствия занимаемой должности являлась личная верность Гене­ральному секретарю. Государственный аппарат разъедала кор­рупция, хищение казенных средств, протекционизм.

В период брежневского руководства отчетливо проявились черты ресталинизации (называемой также неосталинизмом), т.е. попытки пересмотра курса XX съезда КПСС. Прекращается критика политики культа личности, публика­ции на тему ГУЛАГа. Появляются публикации, литературные произведения, кино­фильмы, показывающие заслуги Сталина как Верховного главнокомандующего в период Великой Отечественной войны. Прекратили работать комиссии по реабилитации жертв ста­линских репрессий. Ужесточилось преследование диссидентов. Так, в 1974 г. выслан из страны А. Солженицын, а в 1980 г. отправлен в ссылку в Горький А. Сахаров.

Формируется культ личности Брежнева, достигший верши­ны во второй половине 70-х - начале 80-х годов. Культ Брежнева носил официальный ха­рактер, навязывался сверху. Это явление вызывало иронию в обществе.

В экономической сфере брежневский курс первоначально ха­рактеризовался попытками проведения серьезных реформ. Их необходимость определялась тяжелым положением с обеспече­нием населения продовольствием. Тревожным симптомом было то, что по темпам внедрения многих новых технологий СССР от­ставал от стран Запада.

В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС были провозглашены новые ориентиры аграрной политики. Их суть - ослабление кон­троля над колхозами: повышение закупочных цен на сельскохозяйственную про­дукцию; установление твердого плана государственных закупок на 5 лет; возможность реализовывать сверхплановую продукцию по ценам, увеличенным на 50%; увеличение посевных площадей под пшеницу и рожь; введение стабильных денежных окладов вместо трудодней; отмена запретов на ведение личного подсобного хозяйства; осуществление программы орошения засушливых земель, осушения заболоченных районов.

Много внимания уделялось агропромышленной интеграции, которые позволяли обеспечить более тесную взаимосвязь сельского хозяйства и пи­щевой промышленности. Впервые на развитие сельского хозяйства выделялись крупные средства. Реформа не затрагивала основ колхозной системы, прежде всего отношений собственности, поэтому самостоятельность кол­хозов осталась декларированной. Средства, вложенные в сельс­кое хозяйство, не привели к перелому в аграрном производстве. Трудности с обеспечением населения продовольствием с каж­дым годом возрастали, ограничивался отпуск продуктов в одни руки. В 1982 г. Пленум ЦК принял Продовольственную програм­му, провозгласив цель за 20 лет обеспечить товарное изобилие. Основные пути: развитие личного хозяйства и агропромышлен­ная интеграция (создание Госагропрома). Кризис в сельском хозяйстве нарастал.

В области промышленности в 1965 г. началась реформа, во­шедшая в историю по фамилии председателя Совета Министров СССР А. Косыгина. Вместо объема валовой продукции (ранее главного показа­теля работы предприятия) вводились такие показатели, как объем реализованной продукции, рентабельность, прибыль, отдача производственных фондов. Расширялась автономия предприятий в связи с их перево­дом на хозрасчет. Часть заработанных средств после вып­латы установленных платежей в бюджет предприятия мог­ли оставлять в своем распоряжении. За счет полученной при­были шло расширение производства; создавались фонды материального стимулирования: фонд развития производ­ства, фонд строительства жилья, объектов культурно-быто­вого назначения; фонд материального поощрения. Эта реформа усиливала заинтересованность предприятий и трудовых коллективов в перевыполнении плановых заданий, эко­номии ресурсов, повышении качества продукции. Она означала переход от административных методов управления к экономи­ческим. Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) стала наиболее бла­гополучной за всю советскую историю.

Но результаты проведенных реформ оказались ограничен­ными. Причины заключались в том, что новые принципы хозяйствования встраивались в привычную схему администра­тивного управления. Хозяйственная номенклатура не была за­интересована в проведении реформ, не умела управлять иначе. Формально осуществление экономической реформы успешно про­должалось, но на практике реформа сворачивалась с декабря 1969 г.

В 70-е годы наблюдается противоречивая экономическая картина. С одной стороны, идет широкое индустриальное развитие: строятся крупнейшие предприятия (Атоммаш в Волгодонске, ав­тозаводы в Тольятти, Набережных Челнах, Байкало-Амурская магистраль); развивается топливно-энергетический комплекс (ТЭК), в котором ведущее место заняли нефть и газ. Ведущую роль в обеспечении страны нефтью и газом играла Западная Си­бирь, где были открыты их колос­сальные запасы. С другой стороны, падают важнейшие эконо­мические показатели: темпы прироста производства националь­ного дохода, производительности труда. Возникает явление стаг­нации - застоя. К началу 80-х годов во многих районах страны пришлось ввести карточную систему распределения продукции. Возрастает отставание от стран Запада в области освоения дости­жений научно-технического прогресса. В 70-е годы на Западе про­исходит компьютерная революция, а в СССР, не завершившего еще индустриальную модернизацию и поставленного перед не­обходимостью развития постиндустриального (информационно­го) общества, возникает ситуация стадиального отставания. Со­ветский Союз входит в период структурного кризиса плановой экономики, связанный с несоответствием экономической систе­мы вызовам эпохи НТР.

В середине 70-х важнейшим ресурсом поддержания стабиль­ности были высокие цены на нефть и газ на мировом рынке. За «нефтедоллары» государство приобретало на внешнем рынке обо­рудование, товары широкого потребления, продовольствие, что искусственно поддерживало советскую экономику в условиях ее низкой эффективности. Приток «нефтедолларов» позволил руководству игнорировать сигналы неблагополучия в хозяйственной жизни. В середине 80-х годов цены на нефть и газ стали снижаться, что обусловило па­дение в одиннадцатой пятилетке национального дохода, нанесло тяжелый удар всей советской экономике.

В рассматриваемый период росло благосостояние населения. Значительная часть получила отдельные квартиры, приобрела товары длительного пользования (телевизоры, холодильники). Начался массовый выпуск автомашин для граждан. Росли накопления в сберкассах. Цены на основные виды товаров и ус­луг, размер квартплаты оставались неизменными. Горожане об­заводилась приусадебными участками, дачами. В 1967 г. была введена 5-дневная рабочая неделя, увеличилась продолжитель­ность отпусков. Но в социальной сфере наблюдались и негативные тенденции: происходила скрытая инфляция; дефицит товаров стал постоянным явлением; расцвел «черный рынок» товаров, где цены в несколько раз превышали государственные, шла спекуляция дефицитны­ми товарами; возникли подпольные производства - «теневая экономика».

В 70-е годы стало ясно, что курс на «развернутое строитель­ство коммунистического общества», провозглашенный в Программе КПСС в 1961 г., несостоятелен. Официальная идеология выдвигает концепцию разви­того социализма - длительного исторического этапа, предше­ствующего построению коммунизма. Создание в СССР развито­го социалистического общества провозгласила Конституция 1977 г. В ней СССР назывался общенародным социалистичес­ким государством. Советы депутатов трудящихся переименовывались в Советы народных депутатов. В Конституцию была включена 6-я статья о КПСС как «руководящей и направляющей силе советского общества, ядре его политической системы», закреплявшая господство партийного аппарата. Конституция предоставляла гражданам важнейшие политические права и свободы.

«Эра Брежнева» завершилась в ноябре 1982 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю. Анд­ропов, бывший руководитель КГБ. Андропов понимал реальное положение дел в стране. Был взят курс на наведение порядка: Громкие процессы против коррупции в высших эшелонах власти. Укрепление производственной дисциплины: резко ужесто­чились санкции за прогулы и опоздания; на улицах и в об­щественных местах милиция в рабочее время проверяла до­кументы. Таким образом, Андропов делает ставку на чисто админист­ративные меры. В годы его деятельности в официальных изда­ниях полностью прекращается критика сталинизма. После смерти Андропова в течение года пост Генерального секретаря занимал престарелый К. Черненко, который свернул кампанию по наведению порядка. Застой достиг своего апогея.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 15127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.