Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия на современном этапе развития 1992-2005 гг




ЛЕКЦИЯ № 19. СССР в 1985-1991 гг.

 

1. Предпосылки, содержание и итоги перестройки в экономике и политике 1985-1991 гг. М.С. Горбачев.

В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. Горбачев. 54-летний руководитель начал обновление кадров. Новый лидер в качестве главной проблемы называет отставание Советского союза от высокоразвитых стран по темпам освоения достижений научно-технического прогресса, уровню жизни и потребления. Основой экономических программ стала стратегия ускорения – наращивания темпов развития путем модернизации промышленности, в первую очередь машиностроения. Предполагалось сконцентрировать ресурсы за счет ужесточения трудовой дисциплины, повышения ответственности руководителей за хозяйственные нарушения. В мае 1985 г. в русле политики усиления дисциплины принято По­становление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Антиалкогольная кампания имела объективную основу, так как пьянство в стране достигло критических пределов, но меры по его искоренению были непродуманными и нанесли огромный урон бюджету. Другая характерная мера политики ускорения: введение госприемки в 1986 г. работники вневедомственного контроля за качеством продукции не зависели от администрации и не имели материальной заинтересованности в выполнении плана. Экономические резуль­таты политики ускорения были отрицательными: продолжалось падение темпов роста национального дохода и производитель­ности труда, дефицит госбюджета. Причины провала политики ус­корения: Падение цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке привели к сокращению поступлений в бюджет; Урон бюджету нанесла авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986г.; Новое руководство не имело продуманной программы преобразований.

Нараставшая катастрофическая ситуация в экономике заста­вила руководство искать новые решения. Выявилась необходимость глубокого реформирования всего комплекса общественных от­ношений, т.е. перестройки.

В сфере экономики попытались использовать опыт нэпа по введению элементов рыночных отношений. В 1986 г. принят Закон об индивидуальной трудовой дея­тельности, который разрешил предпринимательство в сфе­ре производства товаров народного потребления и бытово­го обслуживания. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприя­тии: предприятия переводились на хозрас­чет, имели право находить поставщиков, закупать сырье и после выполнения обязательного государственного заказа реализовывать продукцию. Трудовые коллективы получили воз­можность выбирать руководителей. В 1988 г. опубликован Закон о кооперации, расширивший возможности предпринимательства. Но кооперативы стол­кнулись с трудностями из-за сохранявшейся монополии на сырье и ресурсы, поэтому многие кооперативы занялись по­среднической деятельностью, сводившейся к скупке и пере­продаже продукции государственных предприятий. В сельском хозяйстве была разрешена аренда земли и веде­ние фермерского хозяйства, но фермерам приходилось преодолевать тяже­лые бюрократические препоны.

В процессе подготовки хозяйственной ре­формы выяснилось тяжелое финансовое положение стра­ны. Экономическое положение стра­ны стремительно ухудшалось. С 1988 г. стало сокращаться аграрное производ­ство, а с 1990 - промышленное. Резко обостри­лась проблема нехватки товаров первой необходимости. На мес­тах вводились карточки на сахар, табачные изделия, водку. В 1989 г. по стране прокатилась волна забастовок.

Правительство Н. Рыжкова в 1990 г. предложило програм­му преодоления кризиса, предусматривавшую постепен­ный переход к рынку. Но в программе предлагалось встраивать элементы рынка в сохраня­ющийся механизм государственного регулирования. Одновремен­но группа молодых экономистов под руководством Г. Явлинс­кого подготовила программу «500 дней», за этот срок предполагалось коренным образом реформировать эконо­мику, провести приватизацию, от­казаться от монополии государства на ценообразование. В итоге был принят наиболее консервативный вариант экономической по­литики. К концу 1991 г. экономи­ческая ситуация в стране стала катастрофической.

Общественно-политическое развитие СССР в 1985- 1991 гг.

Несомненным достижением политики перестройки стала гласность. Ее стимулировали события в Чернобы­ле, показавшие, что в современном обществе не существует воз­можности скрыть информацию. В 1986 г. появились первые при­знаки гласности. Главным фактором ее развития стала поддержка сверху. СМИ превратились в барометр, отражавший существующие в обще­стве настроения. В условиях гласности наметилась политическая дифференциация, что предшествовало политическому плюрализму, т.е. отражению многообразия интересов в об­ществе. В 1987 г. возобновилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Без ограни­чений издавались труды зарубежных и отечественных авторов. Эти книги помогли переосмыслить прошлое. Страну захлест­нула волна разоблачения. Стало формироваться представление, что все отрицательные явления не случайны, а являются закономер­ным продуктом функционирования сложившейся общественно-политической системы.

В 1987 г. КПСС взяла курс на демократизацию политичес­кой системы: депутаты Советов должны были избираться на аль­тернативной основе. В 1988 г. состоялась XIX партийная конфе­ренция, где Горбачев призвал к созданию правового государства, основанного на разделении властей, высказался за освобожде­ние руководящих структур КПСС от административно-хозяй­ственных функций. Главным итогом конференции стало решение о созыве Съезда народных депутатов СССР, ко­торый должен был избрать постоянно действующий Верховный Совет. Таким образом, реформа предполагала передачу реаль­ной власти Советам.

1-й Съезд народных депутатов состоялся в мае - июне 1989 г. Съезд избрал двухпа­латный Верховный Совет. На съезде выделилась группа кандидатов, получившая название Межрегиональная депутатская группа, ставшая оппозицией горбачевской перестройке (Б. Ельцин, А. Сахаров, Ю. Афанасьев, Г. Попов). На 3-м Съезде народных депутатов весной 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, Горбачева избрали первым Пре­зидентом СССР. В 1990 г. наблюдается поляризация политических сил. С одной стороны, М. Горбачев подвергается критике со сто­роны демократов, лидером которых становится Б. Ельцин, из­бранный в мае 1990 г. на 1-м Съезде народных депутатов РСФСР Председателем Верховного Совета РСФСР. С другой стороны, против курса перестройки выступают консерваторы, которые ставят Президенту СССР в вину неспособность подавить сепаратистские настроения в республи­ках, ухудшение экономического положения, падение уровня жизни населения. Горбачев стремится осуществить перемены в рамках конституционного поля, предотвратить открытый раскол общества, но ухудшение социально-экономической ситуации приводит к даль­нейшему падению его популярности. Ельцин приобретает образ последовательного и решительного сторонника демократической трансформации общества. В 1991 г. Ельцин избран Президен­том РСФСР.

Рост гласности и политической самостоятельности масс на фоне сложной экономической ситуации привел к обострению межнациональных отношений, произошли конфликты, повлек­шие за собой человеческие жертвы: 1988 г. - конфликт между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорно-Карабахской области; 1989 г. - митинг в столице Грузии Тбилиси требовал лик­видации автономий в составе республики и ее выхода из СССР; 1989-1990 гг. - межнациональные столкновения в Ферга­не, Оше, Душанбе, Сухуми. Этот фактор оказывал дополнитель­ное негативное воздействие на ход перестроечных процессов.

Одной из основных причин распада СССР было стремитель­ное ухудшение экономической ситуации. Следствием этих процессов было стремительное падение уровня жизни населе­ния. Все это вызывало обществен­ное недовольство, выражением которого стали прошедшие ле­том 1989 г. первые массовые забастовки. Второй причиной распада Союза был кризис КПСС. Происходит массовый выход из партии. Третьей причиной было усиление процесса региональ­ного дробления единой и централизованной союзной номенклатуры. В стране начинают складываться новые центры реальной власти в лице республиканских съездов народ­ных депутатов и Верховных Советов.

В марте 1990 г. декларации о суверенитете приняли Верхов­ные Советы Грузии и Эстонии, в мае - Латвии. 12 июня 1990 г. Верховный Совет РСФСР заявил о государственном суверените­те. Речь шла о стремле­нии расширить полномочия республик за счет союзного центра. В сложившихся условиях начались прямые переговоры Прези­дента СССР М.С. Горбачева с руководителями республик о зак­лючении нового Союзного договора в апреле 1991 г. Основным аргументом в пользу сохранения Союза были результаты мартовского всесоюзного референдума, на котором более 70% проголосовавших высказа­лись за сохранение СССР. В переговорах согласились участвовать пред­ставители 9 союзных республик. Они выступили против позиции Горбачева, стремившегося сохранить единое государство на основе фе­дерации.

К августу 1991 г. удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора. Согласно ему республики получали значительно больше прав, чем прежде, центр из управляющего превращался в координиру­ющий. Реально у него в руках оставались лишь вопросы оборо­ны, финансов, внутренних дел и в урезанном виде - налоговой и социальной политики. Все остальные властные полномо­чия передавались исключительно республикам. Подписание Со­юзного договора намечалось на 20 августа 1991 г.

Во время отдыха Горбачева был составлен заговор, в который вошли вице-президент Г. Янаев, министр обороны Д. Язов, глава КГБ В. Крючков, глава МВД Б. Пуго и другие. 19 августа они создают новый орган власти - Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП); объявляют, что Горбачев по состоянию здоровья вре­менно отстраняется от власти. ГКЧП приостановил деятельность поли­тических партий, выход всех газет, кроме коммунистических, запретил митинги и демонстрации. В Москву вводились войска. Таким силовым образом члены ГКЧП решили воспрепятство­вать распаду Союза.

Президент России Б. Ель­цин подписал указ, квалифицировавший действия ГКЧП как антиконституционные. Все распоряжения ГКЧП Ельцин назвал неза­конными. Общество также не поддержало политику ГКЧП: на защиту правительства и парламента России поднялись тысячи москвичей, окруживших здание Белого дома живым кольцом. Союзные республики заняли выжидательную позицию. В армии, структурах МВД и КГБ не было единодушной поддержки ГКЧП. 22 августа члены ГКЧП были арестованы, Горбачев получил возможность вернуться в Москву, но реальная власть уже принадлежала российскому ру­ководству во главе с Ельциным. Ельцин издал указ о прекращении деятельности Компартии. Другим указом предприятия и организации союзного значения, находившиеся на территории РСФСР, пере­водились под ее юрисдикцию. Российские власти взяли под кон­троль Государственный банк СССР и Внешэкономбанк.

Путч ускорил процесс обретения независимости республика­ми. В период с 21 августа по 1 сентября 1991 г. Латвия, Эстония, Украина, Молдавия, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия зая­вили о провозглашении независимости. На­чался процесс стихийного распада СССР. 8 декабря президенты Ельцин и Кравчук, а также Председатель Верховного Совета Бе­лоруссии С. Шушкевич встретились в Беловежской Пуще подписали соглашение о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря главы 11 государств (кроме Прибалтики и Грузии) подписали Декларацию об образовании СНГ. 25 декабря Горбачев сложил полномочия Президента СССР. Советский Союз закончил свое существование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.