КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Россия на современном этапе развития 1992-2005 гг
ЛЕКЦИЯ № 19. СССР в 1985-1991 гг.
1. Предпосылки, содержание и итоги перестройки в экономике и политике 1985-1991 гг. М.С. Горбачев. В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. Горбачев. 54-летний руководитель начал обновление кадров. Новый лидер в качестве главной проблемы называет отставание Советского союза от высокоразвитых стран по темпам освоения достижений научно-технического прогресса, уровню жизни и потребления. Основой экономических программ стала стратегия ускорения – наращивания темпов развития путем модернизации промышленности, в первую очередь машиностроения. Предполагалось сконцентрировать ресурсы за счет ужесточения трудовой дисциплины, повышения ответственности руководителей за хозяйственные нарушения. В мае 1985 г. в русле политики усиления дисциплины принято Постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Антиалкогольная кампания имела объективную основу, так как пьянство в стране достигло критических пределов, но меры по его искоренению были непродуманными и нанесли огромный урон бюджету. Другая характерная мера политики ускорения: введение госприемки в 1986 г. работники вневедомственного контроля за качеством продукции не зависели от администрации и не имели материальной заинтересованности в выполнении плана. Экономические результаты политики ускорения были отрицательными: продолжалось падение темпов роста национального дохода и производительности труда, дефицит госбюджета. Причины провала политики ускорения: Падение цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке привели к сокращению поступлений в бюджет; Урон бюджету нанесла авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986г.; Новое руководство не имело продуманной программы преобразований. Нараставшая катастрофическая ситуация в экономике заставила руководство искать новые решения. Выявилась необходимость глубокого реформирования всего комплекса общественных отношений, т.е. перестройки. В сфере экономики попытались использовать опыт нэпа по введению элементов рыночных отношений. В 1986 г. принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности, который разрешил предпринимательство в сфере производства товаров народного потребления и бытового обслуживания. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии: предприятия переводились на хозрасчет, имели право находить поставщиков, закупать сырье и после выполнения обязательного государственного заказа реализовывать продукцию. Трудовые коллективы получили возможность выбирать руководителей. В 1988 г. опубликован Закон о кооперации, расширивший возможности предпринимательства. Но кооперативы столкнулись с трудностями из-за сохранявшейся монополии на сырье и ресурсы, поэтому многие кооперативы занялись посреднической деятельностью, сводившейся к скупке и перепродаже продукции государственных предприятий. В сельском хозяйстве была разрешена аренда земли и ведение фермерского хозяйства, но фермерам приходилось преодолевать тяжелые бюрократические препоны. В процессе подготовки хозяйственной реформы выяснилось тяжелое финансовое положение страны. Экономическое положение страны стремительно ухудшалось. С 1988 г. стало сокращаться аграрное производство, а с 1990 - промышленное. Резко обострилась проблема нехватки товаров первой необходимости. На местах вводились карточки на сахар, табачные изделия, водку. В 1989 г. по стране прокатилась волна забастовок. Правительство Н. Рыжкова в 1990 г. предложило программу преодоления кризиса, предусматривавшую постепенный переход к рынку. Но в программе предлагалось встраивать элементы рынка в сохраняющийся механизм государственного регулирования. Одновременно группа молодых экономистов под руководством Г. Явлинского подготовила программу «500 дней», за этот срок предполагалось коренным образом реформировать экономику, провести приватизацию, отказаться от монополии государства на ценообразование. В итоге был принят наиболее консервативный вариант экономической политики. К концу 1991 г. экономическая ситуация в стране стала катастрофической. Общественно-политическое развитие СССР в 1985- 1991 гг. Несомненным достижением политики перестройки стала гласность. Ее стимулировали события в Чернобыле, показавшие, что в современном обществе не существует возможности скрыть информацию. В 1986 г. появились первые признаки гласности. Главным фактором ее развития стала поддержка сверху. СМИ превратились в барометр, отражавший существующие в обществе настроения. В условиях гласности наметилась политическая дифференциация, что предшествовало политическому плюрализму, т.е. отражению многообразия интересов в обществе. В 1987 г. возобновилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Без ограничений издавались труды зарубежных и отечественных авторов. Эти книги помогли переосмыслить прошлое. Страну захлестнула волна разоблачения. Стало формироваться представление, что все отрицательные явления не случайны, а являются закономерным продуктом функционирования сложившейся общественно-политической системы. В 1987 г. КПСС взяла курс на демократизацию политической системы: депутаты Советов должны были избираться на альтернативной основе. В 1988 г. состоялась XIX партийная конференция, где Горбачев призвал к созданию правового государства, основанного на разделении властей, высказался за освобождение руководящих структур КПСС от административно-хозяйственных функций. Главным итогом конференции стало решение о созыве Съезда народных депутатов СССР, который должен был избрать постоянно действующий Верховный Совет. Таким образом, реформа предполагала передачу реальной власти Советам. 1-й Съезд народных депутатов состоялся в мае - июне 1989 г. Съезд избрал двухпалатный Верховный Совет. На съезде выделилась группа кандидатов, получившая название Межрегиональная депутатская группа, ставшая оппозицией горбачевской перестройке (Б. Ельцин, А. Сахаров, Ю. Афанасьев, Г. Попов). На 3-м Съезде народных депутатов весной 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, Горбачева избрали первым Президентом СССР. В 1990 г. наблюдается поляризация политических сил. С одной стороны, М. Горбачев подвергается критике со стороны демократов, лидером которых становится Б. Ельцин, избранный в мае 1990 г. на 1-м Съезде народных депутатов РСФСР Председателем Верховного Совета РСФСР. С другой стороны, против курса перестройки выступают консерваторы, которые ставят Президенту СССР в вину неспособность подавить сепаратистские настроения в республиках, ухудшение экономического положения, падение уровня жизни населения. Горбачев стремится осуществить перемены в рамках конституционного поля, предотвратить открытый раскол общества, но ухудшение социально-экономической ситуации приводит к дальнейшему падению его популярности. Ельцин приобретает образ последовательного и решительного сторонника демократической трансформации общества. В 1991 г. Ельцин избран Президентом РСФСР. Рост гласности и политической самостоятельности масс на фоне сложной экономической ситуации привел к обострению межнациональных отношений, произошли конфликты, повлекшие за собой человеческие жертвы: 1988 г. - конфликт между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорно-Карабахской области; 1989 г. - митинг в столице Грузии Тбилиси требовал ликвидации автономий в составе республики и ее выхода из СССР; 1989-1990 гг. - межнациональные столкновения в Фергане, Оше, Душанбе, Сухуми. Этот фактор оказывал дополнительное негативное воздействие на ход перестроечных процессов. Одной из основных причин распада СССР было стремительное ухудшение экономической ситуации. Следствием этих процессов было стремительное падение уровня жизни населения. Все это вызывало общественное недовольство, выражением которого стали прошедшие летом 1989 г. первые массовые забастовки. Второй причиной распада Союза был кризис КПСС. Происходит массовый выход из партии. Третьей причиной было усиление процесса регионального дробления единой и централизованной союзной номенклатуры. В стране начинают складываться новые центры реальной власти в лице республиканских съездов народных депутатов и Верховных Советов. В марте 1990 г. декларации о суверенитете приняли Верховные Советы Грузии и Эстонии, в мае - Латвии. 12 июня 1990 г. Верховный Совет РСФСР заявил о государственном суверенитете. Речь шла о стремлении расширить полномочия республик за счет союзного центра. В сложившихся условиях начались прямые переговоры Президента СССР М.С. Горбачева с руководителями республик о заключении нового Союзного договора в апреле 1991 г. Основным аргументом в пользу сохранения Союза были результаты мартовского всесоюзного референдума, на котором более 70% проголосовавших высказались за сохранение СССР. В переговорах согласились участвовать представители 9 союзных республик. Они выступили против позиции Горбачева, стремившегося сохранить единое государство на основе федерации. К августу 1991 г. удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора. Согласно ему республики получали значительно больше прав, чем прежде, центр из управляющего превращался в координирующий. Реально у него в руках оставались лишь вопросы обороны, финансов, внутренних дел и в урезанном виде - налоговой и социальной политики. Все остальные властные полномочия передавались исключительно республикам. Подписание Союзного договора намечалось на 20 августа 1991 г. Во время отдыха Горбачева был составлен заговор, в который вошли вице-президент Г. Янаев, министр обороны Д. Язов, глава КГБ В. Крючков, глава МВД Б. Пуго и другие. 19 августа они создают новый орган власти - Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП); объявляют, что Горбачев по состоянию здоровья временно отстраняется от власти. ГКЧП приостановил деятельность политических партий, выход всех газет, кроме коммунистических, запретил митинги и демонстрации. В Москву вводились войска. Таким силовым образом члены ГКЧП решили воспрепятствовать распаду Союза. Президент России Б. Ельцин подписал указ, квалифицировавший действия ГКЧП как антиконституционные. Все распоряжения ГКЧП Ельцин назвал незаконными. Общество также не поддержало политику ГКЧП: на защиту правительства и парламента России поднялись тысячи москвичей, окруживших здание Белого дома живым кольцом. Союзные республики заняли выжидательную позицию. В армии, структурах МВД и КГБ не было единодушной поддержки ГКЧП. 22 августа члены ГКЧП были арестованы, Горбачев получил возможность вернуться в Москву, но реальная власть уже принадлежала российскому руководству во главе с Ельциным. Ельцин издал указ о прекращении деятельности Компартии. Другим указом предприятия и организации союзного значения, находившиеся на территории РСФСР, переводились под ее юрисдикцию. Российские власти взяли под контроль Государственный банк СССР и Внешэкономбанк. Путч ускорил процесс обретения независимости республиками. В период с 21 августа по 1 сентября 1991 г. Латвия, Эстония, Украина, Молдавия, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия заявили о провозглашении независимости. Начался процесс стихийного распада СССР. 8 декабря президенты Ельцин и Кравчук, а также Председатель Верховного Совета Белоруссии С. Шушкевич встретились в Беловежской Пуще подписали соглашение о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря главы 11 государств (кроме Прибалтики и Грузии) подписали Декларацию об образовании СНГ. 25 декабря Горбачев сложил полномочия Президента СССР. Советский Союз закончил свое существование.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |