КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В структуру сознания входят также определенные отношения
Обеспечение целеполагающей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий. Закрепление в сознание различий субъекта и объекта. Только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию — способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. Таким образом, в его структуре обнаруживаются все познавательные процессы. Структура сознания (А.В. Петровский). Сознание — высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей. Условия возникновения сознания: коллективная трудовая деятельность, разделение труда и формирование познания, искусства, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Каждая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется и их сознание. В данный исторический момент развитие сознания людей осуществляется ускоренными темпами, вызванными техническим, научным и культурным прогрессом. Сознание характеризуется: 1. активностью; Активность обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью по ее достижению. 2. направленностью на предмет; Сознанию присуща интенциональность (лат. intentio — стремление), т.е. направленность на какой-либо предмет. Сознание — это всегда сознание чего-либо. 3.способностью к рефлексии (самонаблюдению);. Рефлексия (лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, осознание самого сознания. (Само сознание пытается ответить на вопрос: а что есть сознание?). 4. мотивационно-ценностным характером; Оно всегда мотивированно, преследует какие-то жизненные ценности, что внутренне обусловлено потребностями организма или личности. 5. различной степенью ясности (ясное сознание, измененное состояние сознания, туннельное сознание). Сознание индивида всегда находится в динамике и предстает на разных уровнях ясности. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обуславливают наличие у человека такого феномена, как сознание. В целом можно выделить три пласта сознания человека: 1. отношение к себе; 2. отношение к другим людям; 3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция). Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: 1. эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям ("Если мне помогают, то – хорошие люди"); 2. группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший"); 3. просоциальный уровень ("Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть". "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой"); 4. эстохолический уровень – уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку"). Явления действительности отражаются сознанием индивида интенционально (от лат. intentio – стремление) – пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике данного человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с комплексом других, сопровождаются, как писал У. Джемс, "психологическими обертонами", вставляются в оправу других известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры. Все это позволяет говорить о едином потоке сознания, который становится основой поведенческой системы индивида: все поведенческие акты человека имеют личностную обусловленность. Сознание шире, чем мышление. Оно является целостным, интегрированным отражением внешнего мира, включающим в себя все формы психической деятельности: и формы чувственного отражения мира (ощущение, восприятие, представление), и рациональное познание (обобщенно-теоретическое отражение мира), и эмоционально-волевую сферу психической саморегуляции. Бехтерев выделил ступени, уровни формирования сознания в онтогенезе (индивидуальном развитии): · на исходном уровне, в младенчестве, когда еще отсутствуют ясные представления, сознание проявляется в неясном чувствовании индивидом своего существования; · на следующем уровне возникают первые самопредставления – представления о "Я" как о субъекте и "не-Я" как об объекте. На этом фундаменте начинает формироваться самосознание личности; · далее расширяются представления о внешнем мире, совершенствуются ориентационные механизмы. Наиболее сложная форма сознания, по Бехтереву, – нравственные, религиозные и правовые представления, которые составляют интимное ядро личности, определяющее ее волевую саморегуляцию. Высшая ступень формирования сознания – "то состояние внутреннего мира, когда человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или другие из бывших прежде в его сознании представлений, с другой – может давать отчет о происходящих в его сознании явлениях, о смене одних представлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нем самом психические процессы".
В результате действия психических механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.
4. Самосознание – высший уровень развития сознания, основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Функции самосознания: 1. Самопознание, самооценка. 2. Самоизменение, самосовершенствование. 3.Поиск смысла жизни. Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности. В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях. Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве механизма контроля за своим поведением. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает Четыре компонента (по В. С. Мерлину): · сознание отличия себя от остального мира; · сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности; · сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; · социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. Критерии самосознания: 1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2. осознание своей активности – "Я управляю собой"; 3. осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество");
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |