Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональное, чувственное представление о себе




Моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект");

2. осознание своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я");

3. познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект");

Таким образом, самосознание включает в себя:

· самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

· самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Мы можем сделать ряд выводов: Во-первых, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность. В результате эволюции природы нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания — высшего уровня психического разви­тия, присущего только человеку. Во-вторых, развитие психики ребенка во многом повторяет закономерности общественно-исторического развития человека. Приведенная характеристика ста­дий развития психики ребенка является иллюстрацией того, как в процессе разви­тия благодаря разнообразным формам деятельности, в том числе манипулирова­нию предметами на ранних этапах развития и детским играм, происходит форми­рование сознания будущего члена человеческого общества. В-третьих, возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и раз­вития сознания являются соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.

 

Механизмы психологической защиты

Когда у нас имеется ощущение сильных, но прямо противопо­ложных стремлений (мотиваций), мы испытываем внутренний кон­фликт. Психологическая защита — это те механизмы, которые ста­билизируют наше состояние, сохраняют наше представление о самих себе. Таким образом, это такие действия нашего сознания, при которых оно отторгает или изменяет неблагоприятную ин­формацию о себе или о других.

Впервые защитные механизмы были выявлены З.Фрейдом, а изучены и описаны его дочерью А.Фрейд1. Опираясь на учение своего отца, А.Фрейд, в отличие от традиционного психоанали­за, создала проникнутое верой в силу человеческой личности новое теоретическое направление в психологии — "Эго-психологию". А.Фрейд выделяет следующие защитные механизмы: отрицание, вытеснение, проекцию, интроекцию, регрессию, формирование реакции, изоляцию, уничтожение, борьбу "я" с самим собой, обращение и сублимацию.

Остановимся на некоторых наиболее "работающих" психоло­гических механизмах защиты.

Вытеснение — это такой механизм, в результате действия кото­рого неприемлемые для человека мысли, воспоминания или пе­реживания как бы "изгоняются" из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п.

Замещение связано с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект. Так, например, агрессия по отношению к начальству иногда вымещается на членах семьи работника. Имеется и другой тип замещения, когда одни чувства заменяются на прямо противопо­ложные (например, безответная любовь может превратиться в ненависть, сексуальная потребность может вылиться в агрессию, насилие). В телерепортажах о футбольных матчах мы часто видим, как нападающий, не попавший в ворога, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом происходит разрядка накопившейся энергии.

Идентификация защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, при­сущие другому лицу. Идентификация имеет и позитивный момент, так как с помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами. Каж­дому из нас как читателю и зрителю знакомо сопереживание ге­рою. Но идентификация осуществляется и по отношению к реаль­ному партнеру по общению, по совместным делам, переживани­ям. В практике воспитания замечено, что в семье сын идентифи­цирует себя с отцом, а дочь — с матерью. В трудовых отношениях молодой специалист находит для себя пример, образец для под­ражания, т.е. определенного человека, на которого он может ори­ентироваться, стремясь овладеть профессиональным мастерством.

Отрицание определяется как процесс устранения, игнориро­вания травмирующих восприятий внешней реальности. В житей­ском смысле данный механизм известен нам как "позиция страу­са", который прячет голову в песок, продолжая оставаться в опас­ной для себя ситуации. Первой реакцией пациента, узнавшего от врача о своем серьезном заболевании, будет следующая: "Не верю, не может быть!" Это и есть основная формула механизма отрица­ния. Ее варианты: "Опасности нет, не вижу!"; "Ничего не слышу, ничего не вижу...".

Проекция — это чаще всего неосознаваемый механизм, посред­ством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личнос­ти, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира. Собственные жела­ния, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (про­ецирует) на другое лицо. Нам известно, что скупой, как правило, видит в других людях прежде всего жадность, скаредность, а аг­рессивная личность всех вокруг считает жестокими. На основе дей­ствия данного механизма психологами-практиками разработаны и применяются проективные тесты.

Рационализация защитный механизм, имеющий своей функ­цией маскировку, сокрытие от сознания самого субъекта истин­ных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного досто­инства, самоуважения. Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. При действии этого механизма происходит блокировка осозна­ния тех мотивов, которые выступают как социально неприемле­мые или неодобряемые. Человек после каких-то действий, поступ­ков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается по­нять их и рационально объяснить, приписывая им более прием­лемые, более благородные мотивы. Подобные попытки могут вос­приниматься как оправдание перед другими или перед самим со­бой своей несостоятельности. Переживая психическую травму, человек защищает себя тем, что переоценивает или обесценивает значимость травмирующего фактора в сторону его снижения. Вспом­ним хорошо известную басню Эзопа в переложении И.А.Крылова "Лиса и виноград". Не сумев достать вкусных плодов, Лиса успо­каивает себя тем, что виноград-то зелен.

Реактивные образования. Это очень интересный и знакомый многим из житейской практики механизм. Суть его состоит в транс­формации травмирующего мотива в свою противоположность. Иногда неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо транс­формируется в отношениях с этим человеком в особую предупре­дительность, подчеркнутую вежливость. И наоборот симпатия, может быть, даже любовное увлечение демонстрируются как не­приязнь, нарочитое игнорирование и даже бестактность. Так, пси­хологически грамотные педагоги и родители в агрессивном пре­следовании мальчиком-подростком своей одноклассницы "про­читывают" чувство влюбленности, расценивают (и это справед­ливо в большинстве случаев, каждый может вспомнить нечто по­добное) его как характерный для подростков ритуал ухаживания.

Регрессия — психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весь­ма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским ти­пам поведения, которые на той стадии были успешными. Регрес­сия — это возврат личности от высших форм поведения к низшим. Таким образом взрослый человек в сложных условиях стремится избежать внутренней тревоги, потерять чувство самоуважения. Часто регрессию оценивают как негативный для личности механизм (на­пример, инфантильность). Инфантильность (лат. infantilis — младенческий, детский) в психологии понимается как особенность психического склада личности, при которой обнаруживаются чер­ты, свойственные более раннему возрасту, такие, как эмоцио­нальная неустойчивость, незрелость суждений, капризность, подчиняемость, несамостоятельность.

Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выразить посредством социально приемлемых мыслей или действий. Так, например, энергия и активность подростка может быть сублимирована в социально одобряемой деятельности в спорте.

Имеются и другие механизмы психологической защиты чело­века. Они применяются для формирования адекватной самооценки и самосовершенствования личности. Однако не следует думать, что они нужны только специалистам-психотерапевтам, их актив­но используют и педагоги, они неосознанно применяются почти каждым человеком. Знание механизмов психологической защиты поможет нам работать со своим сознанием, понимать их проявле­ния в поведении и сознании других людей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.