Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2 Личность в структуре общества




Понятие «личность» характеризует индивида в аспекте его включенности в общество и культуру. В структуре личности различаются две подсистемы: отношения с внешней средой и внутренний мир личности. Совокупность связей с внешней средой представляет собой основу личности, определяющую формирование и развитие ее внутреннего мира.

На становление личности оказывают влияние не только осознанные, целенаправленные воздействия (воспитание в узком смысле слова), но и процессы стихийные, неконтролируемые. Процесс вхождения индивида в социальную среду, приспособления к ней, приобретения социального опыта, освоения социальных ролей, установок и образцов поведения, норм и ценностей, присущих данной социальной общности, обозначается термином «социализация».

Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание» (образование предполагает передачу определенной суммы знаний; воспитание предполагает систему целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых заключается в формировании у ребенка определенных личностных качеств и образцов поведения). Понятие социализации охватывает и образование, и воспитание, а также, всю совокупность стихийных воздействий, оказывающих влияние на формирование личности, на процесс включения индивидов в социальные группы.

Различаются первичная и вторичная социализация. Первичная социализация – та социализация, в которую индивид включается в детстве и когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Вторичная социализация (ресоциализация) – это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, опыта на каждом жизненном этапе. Социализация как целостный феномен может носить характер стихийного или сознательного процесса (последнее выражается в воспитании и самовоспитании личности). Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агентами первичной социализации являются люди, с которыми индивид связан тесными личными отношениями (родители, братья, сестры, другие родственники, друзья, учителя и т.д.,). Агентами вторичной социализации являются те, кто связан с индивидом формально деловыми отношениями (например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, суда и т.д.).

Поскольку на протяжении жизни индивиду приходится осваивать не одну, а множество ролей, не одну, а множество нормативно-ценностных систем, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, роли, правила поведения и т.п. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый жизненный цикл, человеку приходится переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название. Отучение от старых ролей и правил поведения, от старых ценностей и норм называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ролям и правилам поведения, новым ценностям и нормам взамен старых называется ресоциализацией.

На каждой стадии социализация осуществляется через особые институты (в качестве институтов социализации выступают: семья, школа, трудовые коллективы и др.). Наибольшее внимание обычно уделяется социализации в детстве, что предполагает, прежде всего, особую роль семьи, так как она является первым в жизни индивида социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Ранняя социализация является решающим моментом в жизни личности, во многом определяющим ее особенности и последующее участие в социальной жизни.

Благодаря социализации люди, живущие в одном обществе и принадлежащие к одной культуре, обладают некоторой суммой одинаковых черт.

Организационно-регулирующим механизмом социализации является система социальных статусов и ролей. Каждый индивид, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская кампания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, на основании чего к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как подчиненный, т.е. выступать в разных ролях. Социализация происходит в виде освоения определенных социальных ролей и достижения социального статуса. Осваивая социальные роли, индивид усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Поскольку в реальной жизни индивид включен во многие виды деятельности, вынужден исполнять разные роли, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность как раз и является тем функциональным органом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Поэтому развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Понятие социального статуса тесно связано с понятием социальной роли, которая является динамической стороной социального статуса. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.