КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Так некогда изрёк древнегреческий драматург Софокл
Человек их всех чудесней. Много есть чудес на свете Введение Человеческая деятельность и человеческая природа Формирование личности и ее потребности Природа и сущность человека С ним трудно не согласиться. Ведь человек уже много веков находится в центре внимания мыслителей и ученых, художников и писателей, а процесс его постижения все еще продолжается. Ученые с читают, что организм человека – результат нескольких миллионов лет эволюции. Богословы утверждают, что человеческий род – творение Бога. Как бы там ни было, за время своего пребывания на Земле человек оставляет после себя колоссальные разрушения и вместе с тем способен созидать почти невероятные вещи. Его творческий потенциал огромен. А тело человека, несмотря на всю незащищенность и хрупкость, таит неисчерпаемые ресурсы. Люди могут долго обходиться без пищи и воды, быстро приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Невероятные возможности сокрыты и в психике человека. Память может за несколько секунд запечатлеть огромное количество информации. Человек находится в центре внимания антропологов, археологов, биологов, генетиков, анатомов, физиологов и др. специалистов. Благодаря их исследованиям накоплен громадный объем знаний и фактов. Утверждение различных научных дисциплин трудно сравнивать, поскольку в основе них лежит разный образ человека. Возьмем, к примеру, психологию. Создатели этой науки исходили из того, что у человека есть психика, то есть сфера влечений, вожделений, разных неосознанных побуждений. Меньше всего психолог видит перед собой разумного человека. Он прежде всего делает допущение, что человек – существо волящее и чувствующее. Совсем иначе воспринимает человека экономика. Она предполагает, что человек прежде всего находится в здравом уме, экономисты делают допущение, что человек способен на понимание собственной выгоды. В 20-х годах нашего столетия в Германии сложилось новое философское направление, представленное такими мыслителями, как М. Шелер, А. Гелен. Они вслед за Кантом назвали себя философскими антропологами. Шелер был поражен, как много разноречивых суждений о человеке накопилось в философии и науке. «Человек есть нечто настолько обширное, многообразное, что все известные его определения вряд ли могут считаться удачными». Однако именно в 20 в. началось интенсивное накопление фактов. Изучая биологическую природу человека, фил. антропологи натолкнулись на множество неожиданных открытий, которые определяют философское сознание нашего столетия. Генетически человек мало чем отличается от приматов, + культура, цивилизация. Философские антропологи 20 столетия установили – что человек обладает открытой природой, не угадаешь, каким он может оказаться в процессе самостановления. Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время… Ф.М. Достоевский 1.Природа и сущность человека (обзор подходов к изучению человека в истории философии и проблема взаимодействия соц. и биолог. в человеке) В истории философии проблема человека ключевая. Многие древнегреческие мыслители пытались определить, что же такое человек? Демокрит, известный своей преданностью науке (ночами он запирался в гробнице, чтобы ему не мешали размышлять), полагал, что «Человек – животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость». Если у животных главное тело, то у человека- душевный склад: именно он определяет, счастлив кто-то или несчастлив. Согласны? С именем Сократа человек был признан существом, которое интересно само по себе. Чем же исключителен человек? Конечно разумом, пониманием, отвечал Сократ. В своей жизни человек опирается на сознание, а не только на инстинкты. И постепенно в европейской философии складывается образ человека разумного. Платон обратился к мифу об андрогинах –двуполых существах, будто бы живших когда-то на Земле. Боги уговорили Зевса разделить каждого из них на две части. Так появились люди. В своем диалоге «Пир» Платон, воспроизведя этот миф, придал ему ф/с звучание, объясняя как возникла любовь. Когда-то мужчина и женщина представляли одно целое. После того как Зевс разделил их, тоска по утраченному единству заставляет две половинки искать друг друга. Иногда они встречаются в надежде снова срастись. Тайна любви, считал Платон, в тоске по вечности и единству. Томительное чувство питается стремлением преодолеть «расколотость» чел. существования. Другой случай: Платон собрал однажды своих последователей и сказал: «Человек принадлежит к роду животных, к виду двуногих. Он двуногое без перьев.» Согласны? Киник Диоген, прославившись тем, что ходил с фонарем и кричал: «Где человек» схватил цыпленка, ощипал и бросил птицу в круг: «Вот, Платон, твой человек!» Ученый энциклопедист Аристотель определил человека как «политическое животное» имея в виду способность людей жить в сообществе. Общение с другими людьми является естественной потребностью человека. Это, полагал Аристотель, позволяет говорить об уникальности человека в ряду других живых существ. Давайте вспомним:Как рассматривали человека в разные исторические эпохи?
Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как «малый мир», микрокосмос. Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой. В средневековой философии главное размежевание проходит не столько между телом и душой человека, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком». Природа человека понимается как трехчастная: тело – душа – дух. Духовность человека состоит в его совести, совести с Богом, реализуется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви. Развитая в средневековой философии позиция находит свое продолжение в православной, католической и протестантских концепциях человека, т.е. в рамках основных вероисповеданий христианства. Как известно, господствующая христианская церковь раскололась в 1054 году на восточную (православную) и западную (католическую). В XVII веке из западной церкви выделилась протестантская. В нашу задачу не входит описание тех многочисленных отличий, которые характерны для различных христианских антропологий. Отметим лишь самое главное. Философский стиль православия восходит к Платону и Плотину, в нем много интуитивно-чувственного, подчеркивания единства истины, красоты и добра, без установления в этом триединстве Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа, каких-либо приоритетов. Философский стиль католицизма восходит к Аристотелю, Августину и Фоме Аквинскому. По сравнению с православием здесь больше рационального, человек понимается как субъект воли. Философский стиль протестантизма основывается, по преимуществу, на нововременной философии с ее выделением личного начала. С позиций православия Бог существует, ибо он существует, позиция протестантизма другая: Бог существует потому, что без него человеку плохо. «Во что веришь, то и имеешь», - говорил основатель протестантизма М. Лютер. В Новое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности. Ясное содержание души – это сознание. Такова позиция Декарта. Кант привносит в эту концепцию много нового, но и он ставит в конечном счете превыше других познавательные способности, каковых у него три – рассудок, способность суждения, разум. В Новое же время наряду с только что рассмотренной концепцией «хомо сапиенс» (человек разумный) господствующие высоты завоевывает концепция «хомо фабер» (человек деятельный). Главное в человеке – это реализация способности к действию. Либо просто утверждается, что суть каждого отдельного человека состоит в его действиях, либо это действие, как у Маркса, понимается в общественном смысле. Главное в обществе – труд (деятельность), а отдельный человек есть «атом» общества, в котором «пересекаются» всеобщественные отношения. Современная философия ХХв. рассматривает человека в разных аспектах и связях: Русская религиозная философия ищет духовный идеал и механизмы совершенствования нравственных качеств человека; Соловьев :Человек – существо свободное и бессмертное, он призван соединить все части мира в единое и гармоничное целое. Жизнь каждого человека есть творчество, свободное движение к добру. Все личные и общественные проблемы разрешаются при стремлении к совершенству и добру. Центральной темой философии Н.А.Бердяева является человек, его свобода и творчество. Люди должны создавать новое в мире, тем самым мы защищаем себя от власти времени и Зла. Но всеобщее воскресение достигается не в технике, не в революциях, а в сотворении высоких нравственных, духовных, эстетических идеалов Ø Ницшеанство предлагает образ сверхчеловека как существа выше общественных норм и морали; Ø Экзистенционализм ищет место человека в современном техногенном мире, где он постоянно должен бороться с машинами за выживание; Ø Фрейдизм и психоанализ уделяют пристальное внимание глубинным бессознательным мотивам, которые определяют каждый поступок и мысль человека. Сущность человека (биологическое и социальное) Человек – не простое существо, хотя и разумное. Он – живая система, неразрывное единство телесного и духовного, он – биопсихосоциальное существо. В этой системе соединены несколько уровней, характеризующих различные стороны нашего существования: Схема
Под биологическим в человеке принято понимать анатомию тела, строение и работу нервной системы и головного мозга, особый генофонд (сумма наследственной информации). Биологическое образует природные силы человека как живого существа, оно влияет на продолжение рода, развитие заболеваний, продолжительность жизни, определяет индивидуальный набор психологических и мыслительных способностей. Все эти силы передаются от родителей при рождении и дают человеку саму возможность существования в мире. Под социальным философия понимает способности мыслить абстрактными категориями и практически действовать. К социальным качествам можно причислить отношение человека к обществу, его гражданская позиция. Всё это в единстве составляет социальные силы человека, они обретаются им в обществе через культуру, воспитание, через научение приёмам практической деятельности. Говоря о биосоциальной проблеме, нужно иметь в виду следующее. В XX веке биологическое начало в человеке очень быстро изменяется под активным воздействием социальных, технологических и экологических факторов. Эти изменения чаще всего неблагоприятные. Например, уменьшение физических нагрузок ведёт к ослаблению или атрофии ряда важных функций организма и органов. Современный образ жизни способствует росту стрессов, появлению психосоматических заболеваний. Поэтому можно говорить о том, что происходит разрушение биосферного (природного) человека, уменьшаются его шансы на естественное выживание. Природное в человеке (наличие полноценного мозга, здоровье) – необходимое условие для развития в нём социальных качеств. Человек, чтобы оставаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основу существования. Необходимо сохранить генофонд, мозг, анатомию и физиологию на должном уровне. Биосоциальная проблема изучает соотношение и взаимодействие социального и биологического, приобретённого и унаследованного в человеке. Сложность задачи заключается в том, чтобы совместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние гармоничного согласия. Биологическое и социальное в человеке взаимосвязаны. Характеристики биологического строения (развитый мозг, прямохождение) позволили сформироваться чисто человеческим социальным качествам. Как биологический вид человечество едино, но по социальным признакам существует множество различий: по языку и традициям, по уровню исторического развития, по материальным показателям и др.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |