Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 13-14. Пути оптимизации отношений человека и природы




 

Пути устойчивого развития – использование вторичных ресурсов – экологически чистые технологии – природоохранное законодательство

 

Природа Земли еди­на: не имеет границ – государственных, национальных или поли­тических. Поэтому ухудшение экологической ситуации в одной стране неизбежно ухудшает среду обитания в других регионах. Земля – наш общий дом. Все человечество переживает сейчас ре­шающий момент в своей истории. Мир столкнулся с парадоксаль­ным эффектом – с угрозой нищеты, голода, болезней, оскудения экологических систем на фоне небывалого технического и научного прогресса. Люди, наконец, стали осознавать, что здоровое общество и развитая экономика не возможны при ухудшении состояния ок­ружающей среды.

Все глобальные экологические проблемы и пути их решения об­суждались на Встрече на высшем уровне по проблемам планеты Земля в 1992 г. в Рио-де-Жанейро во время Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Главный вывод форума: экономи­ческое развитие не может остановиться, но оно должно пойти по иному пути, перестав активно разрушать окружающую среду. По­вестка дня на XXI век – обозначить путь к устойчивому развитию, основные принципы для выработки деловой и государственной по­литики в этой области. Основы такого подхода были заложены еще в 1972 г. на первой Всемирной встрече – Стокгольмской конферен­ции по окружающей человека среде. В 1983 г. была создана Всемир­ная комиссия по окружающей среде и развитию.

Перед человечеством стоит сложная задача – научиться решать проблемы окружающей среды и экономического развития в комп­лексе и согласованно, удовлетворять основные нужды людей, повы­шать уровень жизни и в то же время защищать и сохранять эколо­гические системы. Добиться такого устойчивого развития можно, только соединив усилия всех стран и народов.

Принципы устойчивого развития, выработанные на конфе­ренции в Рио-де-Жанейро, включают следующие основные идеи:

– право человека на здоровую и плодотворную жизнь в гармо­нии с природой;

– несовместимость развития и вреда окружающей среде, необходимость учета интересов не только нынешних, но и будущих поко­лений;

– недопустимость нанесения ущерба окружающей среде за пре­делами государства;

– разработка каждым государством такого законодательства, ко­торое гарантировало бы ограничение и ликвидацию нежизнеспособ­ных моделей производства и потребления; развитие производства только при обеспечении охраны окружающей среды от его воздейст­вий; объективную оценку экологических последствий предприни­маемых действий и ответственность за загрязнение окружающей среды; поощрение участия населения в решении экологических проблем и предоставление широкого доступа к экологической ин­формации; уведомление других государств о стихийных бедствиях или деятельности, которые могут иметь вредные трансграничные последствия; уважение международного права, укрепление мира.

Декларация по окружающей среде и развитию, принятая Конфе­ренцией ООН, особо подчеркивает, что устойчивое развитие требу­ет глубокого научного понимания проблем, обеспечения просвеще­ния и образования по вопросам развития и сохранения окружаю­щей среды, подготовки компетентных кадров. Как один из важней­ших путей достижения устойчивого развития Декларация отмечает изменение структуры потребления. В это понятие входят направ­ления и способы экономического роста при одновременном умень­шении расхода энергии и сырья, а также отходов, т.е. увеличение эффективности производства; применение в этих целях ценовых стимулов и рыночных механизмов.

Главный принцип организации любого производства, исходя из этих положений, должен заключаться в его построении по типу биогеохимических циклов миграции веществ и энергии в биосфере. С этой целью первостепенное внимание должно уделяться созда­нию экологически чистых технологий, внедрению таких процес­сов, которые превращали бы отходы в ресурсы.

Использование вторичных ресурсов (отходов) – одно из наибо­лее перспективных направлений ресурсосбережения, один из ре­альных и прогрессивных способов одновременного решения эколо­гических и экономических проблем. В развитых странах накоплен опыт применения таких технологий. Производство алюминия, на­пример, с использованием вторичного сырья по сравнению с произ­водством на базе первичных ресурсов может дать экономию 90-97 %энергии, уменьшение выбросов в атмосферу зольных веществ – до 95 % (В. И. Соколов, 1990). В целях повторного использова­ния алюминия в США разработаны специальные автоматы-сборщики для сбора использованных алюминиевых банок, за счет чего удовлетворяются наполовину нужды этого вида производства. Удельный вес использования в производстве вторичного сырья в США составляет для меди, цинка и свинца около 50 %, для никеля, сурьмы и серебра – около 1/3. Нидерланды занимают среди стран Западной Европы первое место по эффективности вторичного ис­пользования стекла (48 %), Германия – второе (33 % ). Значитель­на доля вторичного сырья в производстве бумаги (45 % – в США, 43 % – в Германии). В Германии создана специальная фирма, за­нимающаяся проблемами сбора, обработки и вторичного использо­вания пластмассовых отходов, а также с 1990 г. действует специ­альное предписание об отходах упаковочных материалов. Сбор и использование стекольного боя позволили произвести по 15 буты­лок в расчете на каждого жителя в год во Франции. Очень больших успехов в рециклизации строительных и потребительских товаров добилась Япония (степень утилизации отходов достигла 60 % ) (А. Н. Лебедева, О. Л. Лаврик, 1993). В Швеции созданы специаль­ные законы, регламентирующие весь комплекс мер по сбору, обра­ботке, вторичному использованию и удалению отходов, система мо­рального и материального поощрения фирм, предприятий и населе­ния, участвующих в решении этих проблем.

Однако решить проблемы охраны окружающей среды только пу­тем сбора и вторичной переработки отходов невозможно. На первом месте должна стоять такая организация промышленности, при ко­торой сводилось бы к минимуму само производство отходов, осо­бенно опасных, и тем самым устранялась бы необходимость их сбо­ра, переработки и обезвреживания. Но такой подход к технической политике, ориентированный на ресурсосбережение, на безотходные технологии, требует дополнительных капиталовложений. Так, если в США в 1986 г. на охрану окружающей среды потрачено 65 млрд долларов, то в нашей стране – лишь 9,5 млрд (а федеральный эко­логический фонд, создаваемый за счет отчислений, составил в 1993 г. всего около 3,5 млрд рублей). В 1995 г. общая сумма затрат на проведение природоохранных мероприятий в России составила 6403,6 млрд рублей, что в долларовом эквиваленте на 60 % мень­ше, чем в 1992 г. Опыт США (В.И. Соколов, 1990) показывает, что на внедерние малоотходных технологий нужно тратить не менее 20-25 %всех капиталовложений, направляемых на развитие про­изводства. В условиях рынка преимущество имеют те предпринима­тели, которые занимаются внедрением новых технологий, создани­ем экологически чистых продуктов. В числе таких технологий, при­меняемых в Российской Федерации, можно отметить улавливание газов и их адсорбцию, замену мартеновских печей электропечами, применение способов химического извлечения металлов из руд (Новолипецкий, Новооскольский, Новокузнецкий, Нижнетагиль­ский металлургические комбинаты), использование шлаков для из­готовления строительных материалов и удобрений, для получения цветных металлов и др. Примерами организации малоотходных производств могут служить также Пикалевский и Волховский гли­ноземные заводы, производящие глинозем, соду, поташ, цемент (РФ), Первомайское объединение "Химпром" (Украина), произво­дящее хлор и каустик, пластмассы, химические средства защиты растений, синтетические моющие средства и др. (В.А. Зайцев 1990).

Известно, что производство и потребление энергии являются ис­точниками самых серьезных экологических проблем, и дальнейшее их увеличение с помощью существующих источников практически исключается. И не только потому, что на Земле иссякают запасы традиционных невозобновляемых видов топлива (нефти, угля, га­за), но и потому, что производимый энергетическими комплексами выброс парниковых газов создает опасность глобального потепле­ния. Более безопасным для Земли стало бы освоение возобновляе­мых и альтернативных источников энергии. К их числу относятся солнечная, ветровая, геотермальная энергия, энергия морских при­ливов, биотопливо жидкое (спирты) и газообразное (биогаз, синте­тический газ). США являются пионером в области освоения таких видов энергии, крупнейшим производителем, например, солнечных коллекторов, из них 85 % – солнечные батареи, используемые для обогрева зданий. Как многообещающие оцениваются результаты применения фотоэлементов в качестве источников небольшой мощ­ности. В общемировом масштабе производство энергии с использо­ванием солнечной еще незначительно. В некоторых странах отдает­ся предпочтение такому далеко не экологически чистому виду энер­гетики, как использование дровяных отходов: стоимость получен­ной с их помощью электроэнергии на 20 % ниже по сравнению с ис­пользованием угля. Быстро растет применение ветряных турбин. В США их количество с 1981 по 1987 г. возросло со 150 до 16 800, а мощность – в 200 раз. Использование энергии Мирового океана включает энергию волн, перепадов солености, источников геотер­мальных вод на морском дне. В общей сложности за счет альтерна­тивных источников энергии уже сегодня человечество получает до 21 % всей производимой энергии, в будущем же они заслуживают более высокой степени приоритета. Тем не менее осваиваются эти источники медленно, и поэтому очень большое значение сохраняют в энергетике ресурсосберегающие меры и методы обезвреживания выбросов. Остаются важными такие направления, как рациональ­ное использование воды, внедрение систем оборотного водоснабже­ния, очистка сточных вод.

Значительный вклад в решение проблем ресуроосбережения вно­сит внедрение биотехнологий. С их помощью сегодня перерабаты­ваются отходы животноводства (с использованием синезеленых во­дорослей и образованием белковой биомассы и биогаза), произво­дятся расщепление целлюлозы, очистка вод, извлечение и накопле­ние с помощью микроорганизмов металлов (железа, цинка, меди, кобальта, урана, золота и др.), извлечение серы из угля. Следует, однако, при этом учитывать не только преимущества, но и риск, связанный с применением биотехнологий (попадание используе­мых микроорганизмов в среду обитания человека, вызываемые ими болезни). В этих целях необходимо разработать вакцины и методы предотвращения распространения болезней и ядов, усилить сопро­тивляемость сельскохозяйственных культур и животных.

Вместе с тем осуществление всех этих сложных процессов пере­ориентации производства на экологически безопасные технологии, сокращение опасных отходов, сбережение природных ресуроов не­возможно без создания в каждой стране системы природоохранных мер и разработки природоохранного права. Опыт человечества по­казывает, что попытки решить проблемы охраны природы, опира­ясь только на моральные принципы, бесперопективны. Уровень раз­вития общественного сознания недостаточен для того, чтобы обой­тись без системы правового и экономического регулирования, ре­гламентирования деятельности человека по отношению к природе.

Экологическое (или природоохранное, или природоохранитель­ное) право – это совокупность правовых норм, свод юридических положений по основам сохранения природных ресурсов и сред жиз­ни. Ведущими в природоохранном праве разных стран являются следующие направления:

– защита естественной природной среды (консервативная охра­на, заповедная охрана);

– рациональное использование природных ресурсов;

– борьба с загрязнениями среды, охрана экологического равно­весия;

– ответственность за нарушения, за деформацию среды.

Основная особенность экологического права по сравнению с дру­гими его видами заключается в его комплексности. Оно имеет це­лый ряд разделов, входящих в состав других видов права: земельно­го, горного, лесного, воздушного, а также специальные разделы, ха­рактерные именно для природоохранения.

Так, экологическое право осуществляет регламентацию отно­шений в следующих областях:

– право собственности на природные объекты (земля, леса, не­дра и др.);

– право природопользования в целом и по видам природных ресуроов (землей, минеральными ресурсами, водой, лесами и другими растительными объектами; животным миром; атмосферным возду­хом; ценными природными объектами и комплексами);

– экологические правовые требования к государственным, обще­ственным, частным предприятиям и учреждениям, организациям гражданам в целях рационального природопользования, сохране­ния благоприятных условий, устранения опасных воздействий;

– специальные процедуры экологического управления и контро­ля (мониторинг окружающей среды; учет природных ресурсов и их использования; правила ведения соответствующих кадастров; эко­логическая экспертиза объектов и др.);

– специальные условия и требования, касающиеся ответствен­ности за экологические правонарушения (признаки правонаруше­ний, методы определения экологического вреда и др.);

– права и обязанности граждан в вопросах природопользования и охраны природы.

Экологическое право реализуется через положения Конститу­ции, законодательство и управление.

Конституционные положения в любой современной стране ос­нованы на главных международных принципах охраны природы. В Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 г., также имеются положения, отражающие эти принципы охраны природы. В ст. 9 указано: "Земля и другие природные ресурсы ис­пользуются и охраняются как основа жизни и деятельности наро­дов, проживающих на соответствующей территории... они могут на­ходиться в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности". Ст. 42 провозглашает, что каждый человек "имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, принесенного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Конституция РФ закрепляет главные направления в разграничении компетенции в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности федеральных ор­ганов и субъектов Федерации.

Природоохранное законодательство включает свод законов, со­ответствующих данной области, и комплекс подзаконных актов, обеспечивающих реализацию законов. Слабым местом отечественного природоохранного законодательства всегда был разрыв между провозглашением права и реализацией права, т.е. выполнением за­конов. С точки зрения принятия разумных законов наша страна не отставала от других развитых стран, даже во многом опережала их. Так, в нашей стране – одной из первых, если не в первой – еще в 1960 г. был принят единый комплексный "Закон об охране природы" (в Японии такой закон появился в 1967 г., в США и Швеции – в 1969 г., во Франции – в 1976 г., а в Канаде – только в 1988 г.). Принятию этого закона предшествовал ряд отраслевых постановле­ний: "О земле", "О лесах", "Об охране памятников природы", "О лесных местностях общегосударственного значения", "Об охране недр", "Об охране вод" и др. Закон 1960 г. содержал принципиально важные положения:

– провозглашал, что охране подлежат все природные богатства;

– предписывал планирующим, проектирующим и хозяйствен­ным органам учитывать взаимосвязь природной среды и эксплуати­руемой техники, чтобы не оказывать вредного воздействия на окру­жающую среду;

– требовал регулярного выделения ассигнований для охраны и улучшения качества природной среды;

– предусматривал участие общественности в охране природы.

За период с 1968 по 1980 г. был принят и ряд других важных за­конов, в том числе "Закон об охране атмосферного воздуха" (1980 г.), "Закон об охране и использовании животного мира" (1980 г.).

Изменения форм государственного устройства, форм собственно­сти потребовали издания нового закона, и 19 декабря 1991 г. был принят Закон "Об охране окружающей природной среды в Россий­ской Федерации". Основные принципиальные положения перешли в новый закон из закона 1960 г. Однако имеется и ряд отличий.

Закон 1991 г. ориентирован на рыночные отношения. В нем впер­вые в истории нашей страны предусмотрен экономический меха­низм контроля за соблюдением природоохранного законодательст­ва, определена компетенция органов управления в области охраны природной среды. Впервые в число объектов охраны выделен озоно­вый слой атмосферы, отнесены к особо охраняемым объектам ку­рортные и лечебно-оздоровительные зоны, зеленые зоны вокруг го­родов и поселков, установлена система экологического контроля в виде государственной службы наблюдения за осуществлением при­родоохранной деятельности (возлагается на Государственный, реги­ональные и областные комитеты охраны природы и природных ре­сурсов); производственного экологического контроля (возлагается на службы предприятий); общественного экологического контроля (возлагается на профсоюзы, трудовые коллективы, общественные формирования).

Впервые в законе появился раздел о государственной экологиче­ской экспертизе как форме государственного контроля, осуществ­ляемой на принципах обязательности, научной обоснованности и законности, независимости и вневедомственности, широкой гласно­сти и привлечения общественности. Государственная экологическая экспертиза в России создана в июне 1988 г. Установлена обязатель­ность экспертизы во всех случаях проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, размещения предприятий, строек, проведения гидромелиоративных работ, создания энергети­ческих объектов, объектов с использованием радиоактивных мате­риалов или создающих вибрацию, магнитные поля, химические ве­щества, объектов оборонного профиля. Это очень важный раздел закона, дающий возможность осуществления экологического конт­роля за производством еще на уровне разработки проекта и позже на уровне ввода в эксплуатацию.

В Законе "Об охране окружающей природной среды в Российской Федерации" впервые имеется отдельная статья о чрезвычайных экологических ситуациях, дано определение зон чрезвычайной эко­логической ситуации и экологического бедствия.

Раздел об ответственности за экологические правонарушения также введен в закон 1991 г. впервые, хотя разработка этого на­ правления начата задолго до принятия закона. К 1990 и 1991 гг. бы­ ли приняты постановления Совета Министров РСФСР об установ­лении платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в природ­ную среду. На территории Воронежской области реализации этих постановлений предшествовала большая подготовительная работа в виде инвентаризации источников выбросов, установления их предельных размеров, создания экологических паспортов предприятий. Ответственность за нарушение природного законодательства установлена законом в формах дисциплинарной, материальной (штрафы) и уголовной.

В Закон введен специальный раздел "Экологическое воспитание и образование, научные исследования", в котором устанавливается обязательность всеобщего, комплексного, непрерывного экологиче­ского образования: начиная с дошкольных детских учреждений, включая средние общеобразовательные и специальные, высшие учебные заведения и постдипломную подготовку специалистов. За­кон устанавливает (ст. 75) обязательность экологической подготов­ки и переподготовки для всех руководителей и специалистов администрации, предприятий и учреждений и необходимость учета та­кой подготовки при зачислении на должность, аттестации и переат­тестации.

Законом установлены также обязанности и права граждан в об­ласти охраны окружающей среды.

Таким образом, в законе 1991 г. учтены многие направления природоохранной деятельности, которые раньше не были отражены в законодательстве.

Следующим важнейшим направлением правовой охраны приро­ды в нашей стране должна стать разработка подзаконных актов и обеспечение их выполнения. Еще при подготовке закона 1991 г., а также в порядке выполнения его предписаний был проведен ряд преобразований и принят ряд документов, направленных на конк­ретизацию деятельности по охране природы. К числу таких доку­ментов можно отнести: "О неотложных мерах по обеспечению ради­ационной безопасности на территори России", "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный выловом или уничтожением рыбы", "О совершенствовании управ­ления лесами", "О лицензировании информации о недрах", "Об ут­верждении положения о государственном комитете по экологии и природопользованию", "Об утверждении положения о Государст­венной экологической экспертизе" (1992 г.). В 1993 г. (27 октября) Указом Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы" земельные участки и все, что связано с ними, отнесены к недвижимости и все земельные отношения пере­даны в ведение гражданского законодательства. В декабре 1993 г. приняты дополнительные Указы "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель" и "О приведении зе­мельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ". Важному направлению охраны окружающей среды посвящены Указ Президента РФ от 21 апреля 1993 г., запрещающий ввод в РФ радиоактивных отходов из других государств, кроме стран СНГ, и Постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. о прекраще­нии захоронения твердых радиоактивных отходов в морях. С целью повышения эффективности работ по сохранению и улучшению со­стояния природной среды в ноябре 1993 г. было принято Постанов­ление Правительства РФ "О создании единой государственной сис­темы экологического мониторинга".

В Российской Федерации разработана Концепция создания госу­дарственной системы охраны окружающей среды от отходов произ­водства и потребления, предусматривающая разработку нормативно-методической документации, касающейся вопросов учета и контроля, организации мониторинга отходов, учета мало- и безотход­ных технологий, экологической экспертизы, экологического стра­хования и исключения вредных последствий воздействия отхода на окружающую среду (см.: Зеленый мир. 1994. № 28). В стадии со­гласования и доработки находится специальный закон "Об отходах производства и потребления", разрабатываются проекты докумен­тов "Перечень отходов", "Классификатор отходов", "Положение о государственном регистре мест захоронения опасных отходов", "По­ложение о текущем контроле за движением опасных отходов". Раз­рабатываются предложения к порядку налогообложения предприя­тий – производителей отходов и штрафных санкций (см.: Зеленый мир. 1994. № 30).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 4.02.94 г. "О государственной стратегии Российской Федерации по охране ок­ружающей среды и обеспечению устойчивого развития" начата раз­работка Концепции перехода страны к устойчивому развитию. Важнейшим средством реализации экологической политики госу­дарства явились федеральные целевые и межгосударотвенные про­граммы. В 1995 г. осуществлялось выполнение 20 таких программ. Среди них – "Охрана территорий Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний лю­дей, животных и растений, а также токсичных веществ", "Сниже­ние уровней облучения населения и производственного персонала от природных радиоактивных источников на 1994-1996 годы" ("Радон"), "Развитие особо охраняемого эколого-курортного регио­на Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод" и др. Часть программ направлена на экологическое оздоровление круп­ных промышленных центров (Красноярского края, Кузбасского территориально-промышленного комплекса, Калининградской об­ласти и др.) и природных регионов (Волжского бассейна, Балтий­ского моря, природного комплекса Онежского, Ладожского озер и Невской губы, Каспийского моря и др.). Для решения проблем эко­логической безопасности в 1995 г. разработан и выполняется ряд целевых программ по кардинальным вопросам снижения воздейст­вия на окружающую среду антропогенных факторов различного ха­рактера ("Защита окружающей природной среды и населения от ди­оксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996–1997 годы", "Обращение с радиоактивными отходами и отработанными ядерны­ми материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 го­ды").

В апреле 1995 г. Правительством Российской Федерации утверж­ден План мероприятий по ускорению подготовки России к выполнению международных обязательств в области химического разору­жения.

В 1995 г. состоялся Всероссийский съезд по охране природы. На основе его рекомендаций разработаны Планы действия Правитель­ства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1995-1996 и 1996-1997 гг.

Развитие природоохранного законодательства в 1995 г. шло в на­правлении определения и уточнения экологической политики госу­дарства, его экологических функций, разграничения компетенции в этой области между федеральными органами и органами власти субъектов Федерации. Были приняты федеральные законы "Об эко­логической экспертизе", "Об особо охраняемых природных террито­риях", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "О недрах", "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О животном мире", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера"и др.

В 1995 г. начата разработка программы "Экологическое образова­ние населения России", охватывающая все уровни образования. За­кон "Об охране окружающей природной среды в Российской Феде­рации", несмотря на ряд прогрессивных направлений и положений, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Поэтому обсуждает­ся проект нового Федерального природоохранного закона. Тем не менее, применение действующего закона позволило, например, в 1995 г. подвергнуть экологическому контролю более 250 000 пред­приятий РФ, установить, что на 150 000 из них были допущены превышения размеров выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Около 45 тыс. нарушителей привлечено к ответственности за нару­шение законодательства.

К сожалению, далеко не во всех случаях нарушений законода­тельства удалось определить меру ответственности. Поэтому в 1995 г. внесены изменения в Гражданский кодекс РФ и готовится проект закона о внесении дополнений об экологических правонару­шениях в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях.

Обеспечение правовых норм в области охраны природы невоз­можно без участия каждой страны в международных программах, в деятельности международных организаций. Такие взаимоотноше­ния имеют более чем полуторавековую историю. Еще в 1839 г. была подписана первая конвенция, регулировавшая морской промысел, между Францией и Великобританией ("О ловле устриц"), в 1897 г. – вторая конвенция – между Россией, США и Японией ("Об охране морских котиков"). Более 70 международных договоров и кон­венций существует по регулированию рыболовства и китобойного промысла, ряд из них с участием нашей страны. Важное значение имеет Конвенция по ограничению торговли редкими видами живот­ных и растений, подписанная 80 странами. В настоящее время Рос­сийская Федерация участвует в выполнении некоторых многосто­ронних соглашений (например, в конвенциях "О сокращении трансграничных переносов сульфатной серы", "Об охране озонового слоя Земли", 1989 г.). В 1986 г. были приняты конвенции "Об опера­тивном оповещении о ядерной аварии", "О помощи в случае ядер­ной аварии или радиационной ситуации". В 1995–1996 гг. Россия участвовала в более чем 20 международных договорах. Наиболее значительными из них являются Конвенция о биологическом раз­нообразии, Конвенция об охране всемирного и природного насле­дия, Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевоз­кой опасных отходов и их удалением. Двустороннее сотрудничество по различным вопросам охраны окружающей природной среды свя­зывает Российскую Федерацию с рядом стран (Великобритания, Германия, Дания, Индия, Канада, Китай, Нидерланды, Норвегия, Республика Корея, США, Финляндия, Франция, Швеция и др.).

Российская Федерация принимала и принимает участие в осуще­ствлении главнейших международных экологических программ ("Международная экологическая программа", "Человек и биосфе­ра", 1973 г.), осуществляемых под эгидой таких органов ООН, как ЮНЕСКО (Международный союз охраны природы и природных ре­сурсов), ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная органи­зация ООН), ЮНЕП (Программа по окружающей человека среде), ВМО (Всемирная организация мониторинга), ВОЗ (Всемирная ор­ганизация здравоохранения), НКДАР (Научный комитет по дейст­вию атомной радиации) и др. По инициативе МСОП, например, с 1968 г. издаются международные Красные книги, включающие описания редких животных и растений, нуждающихся в охране. В нашей стране первая Красная книга издана в 1974 г. Одним из важ­нейших направлений сотрудничества с 1995 г. стало участие в об­щеевропейском процессе "Окружающая среда для Европы". Разви­ваются также контакты с Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) (см.: Зеленый мир, 1996. № 24–29).

Все международные программы направлены на сохранение и улучшение окружающей человека среды в интересах нынешнего и будущих поколений людей. Поэтому невозможно изучать экологию человека без изучения проблем охраны природы. Хорошее состояние здоровья людей зависит не только от социального, экономиче­ского и духовного развития, но и в значительной степени от здо­ровья окружающей среды.


[1] Холистический (от др.-греч. ὅλος, «целый, цельный») – целостный, всесторонний, интегративный.

[2] Нитраты – соли азотной кислоты, содержат однозарядный анион NO3−. Устаревшее название – селитры.

[3] Нитриты – соли азотистой кислоты HNO2. Применяются в производстве азокрасителей, в медицине.

[4] Алкалоиды – большая группа азотсодержащих органических соединений. Многие алкалоиды обладают выраженной физиологической активностью, большая часть имеет растительное происхождение, реже обнаруживаются в грибах и животных. Многие алкалоиды сильно ядовиты, нередко они имеют горький вкус. Предполагается, что таким образом естественный отбор защитил животных от вырабатываемых растениями алкалоидов, в свою очередь обеспечивших защиту растения от поедания животными. В растениях алкалоиды могут откладываться в листьях, коре, корнях, семенах. Некоторые из этих ядовитых алкалоидов обладают в малых дозах теми или иными ценными фармакологическими свойствами, делающими возможным их медицинское применение. Примерами алкалоидов, нашедших применение в медицине в виде чистых веществ, являются морфин, кокаин, кофеин, кодеин, хинин, стрихнин, атропин, теин, теобромин, валерин и др.

[5] Бензо́л (C6H6) – органическое химическое соединение, бесцветная, жидкость с приятным сладковатым запахом. Ароматический углеводород. Бензол входит в состав бензина, широко применяется в промышленности, является исходным сырьём для производства лекарств, пластмасс, синтетической резины, красителей. Токсичен, канцероген.

[6] Фено́л (оксибензол, устар. карболовая кислота) C6H5OH – бесцветные игольчатые кристаллы, розовеющие на воздухе из-за окисления. Обладают специфическим запахом гуаши. Фенол ядовит. Вызывает нарушение функций нервной системы. Пыль, пары и раствор фенола раздражают слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, кожу.

[7] Формалин – водный раствор, содержащий 37-40 % формальдегида и 6-15 % метилового спирта. Формалин предотвращает разложение и способствует долгому хранению, поэтому используется при бальзамировании органических веществ, органов, организмов. Формалин свёртывает белки, поэтому он применяется для дубления желатина при производстве кинофотоплёнки, для консервации биологических материалов, а также как антисептик.

[8] Токсоплазма – вид паразитических протистов, основным носителем которых являются кошки, но которые могут переноситься и множеством других теплокровных животных, в том числе и людьми. Токсоплазмоз, болезнь, вызываемая токсоплазмой, обычно проходит легко. Однако для внутриутробного плода, в случае если мать заразилась токсоплазмозом во время беременности, а также для человека или кошки с пониженным иммунитетом, эта болезнь может иметь серьёзные последствия, вплоть до летального исхода.

[9] Надпо́чечники – парные эндокринные железы позвоночных животных и человека. У человека расположенны в непосредственной близости к верхнему полюсу каждой почки. Играют важную роль в регуляции обмена веществ и в адаптации организма к неблагоприятным условиям (реакция на стрессовые условия). Надпочечники состоят из двух структур – коркового вещества и мозгового вещества, которые регулируются нервной системой. Мозговое вещество служит основным источником катехоламиновых гормонов в организме – адреналина и норадреналина

[10] Феноти́п – (от греческого слова phaino – являю, обнаруживаю) cовокупность характеристик, присущих индивиду на определённой стадии развития. Фенотип формируется на основе генотипа, опосредованного рядом внешнесредовых факторов. Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков организма, приобретённых в результате онтогенеза (индивидуального развития)

[11] Мейоз (или редукционное деление клетки) – деление ядра эукариотической клетки с уменьшением числа хромосом в два раза.

[12] Липи́ды (от греч. λίπος, lípos — жир) — жирные кислоты




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.