Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.2. Структура как механизм, обеспечивающий воспроизводство и повторяемость социальных функций

Рассмотренные в предыдущем разделе практические способы решения социальных проблем позволяют перейти к вопросам функционирования социальной организации. Однако прежде необходимо уточнить состав функций социального управления.

Начиная с античных времен, представление о социальном управлении и его функциях неоднократно изменялось и не утвердилось вплоть до настоящего времени, что говорит о сложности изучаемого феномена.
Началом научного изучения социального управления следует, по-видимому, считать сочинение древнегреческого философа Платона (V-IV вв. до н. э.) «Государство»/ /, где он отмечал, что управление (правление) – это не просто искусство, но деятельность, которая во многом может и должна быть упорядочена. Он давал правила, советы для управления человеческими коллективами. Вслед за Платоном, его ученик Аристотель считал, что с помощью разумного управления государство может обеспечить социальное благополучие людей. В качестве основных функций управления он рассматривал законодательную, исполнительную и судебную.

Это научное направление получило название «кибернетика» от греческого слова «гибернет», означающего кормчего, губернатора, правителя, управляющего коллективом людей (по-гречески «гиберно»}.

В XVIII веке, Ампер, составлявший классификацию наук, назвал кибернетикой науку об управлении обществом. В те времена считалось, кибернет (управляющий) должен уметь примирять различные взгляды и стремления, использовать их на общее благо, создавать и направлять деятельность различных институтов так, чтобы из противоречивых стремлений рождалось единое поступательное движение. Он должен уметь наблюдать, анализировать, выжидать, лавировать, избегать прямого вмешательства – уметь извлекать пользу из естественного хода вещей (чего не хватает многим современным руководителям); с другой – он должен быть активен: любое его решение должно носить волевой характер и неукоснительно выполняться/ /.

Дальнейшее развитие кибернетики как науки об управлении обществом в период становления капитализма и идеологии гражданского
общества потеряло широкий общественный интерес и к началу XX века мало кто помнил о том, что такая наука когда-то существовала. По крайней мере, когда Норберт Винер в послевоенные годы написал свою широко известную книгу под названием «Кибернетика»/ /,положившую начало новой кибернетике, он не предполагал о существовании кибернетики XIX века.
В начале XX века основной научный интерес представляли свободная рыночная экономика и фирма как ее главный участник. Появился менеджмент как наука и искусство управления фирмами (корпорациями).

Основатели менеджмента совсем иначе отнеслись к управлению, чем их предшественники, о которых они тоже забыли. В частности, один из основоположников менеджмента Анри Файоль / / пишет: «Я предлагаю следующее определение: управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Предвидеть – означает учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать – означает строить двойной – материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться – означает заставлять персонал надлежаще работать; координировать – означает связывать, объединять, гармонизовать все действия и все усилия; контролировать – означает заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».
Как видим, указанные функции существенно отличаются от законодательной, исполнительной и судебной функций. Это отличие объясняют обычно различием объектов управления (общество и фирма). В таком случае получается, что функции управления не являются универсальными, так как зависят от вида рассматриваемой организации.
Необходимость выработки универсального представления об управлении привела многих исследователей к идее обратной связи как основе управления и второму рождению кибернетики, которая в конце 40-х и в 50-х годах претендовала на роль универсальной науке об управлении в обществе, живом организме и машине/ /.Формированию кибернетического подхода к управлению во многом способствовал системный подход (системный анализ),чрезвычайно популярный в мире в 60-70-е годы.
В конце 60-х и 70-е годы в России под влиянием идей кибернетики и системного анализа в рамках марксистско-ленинской философии появляется множество теоретических работ по социальному управлению//.

Представители этого направления исследований (В.Г. Афанасьев, Г.И. Петров, В.С. Основин, Б.М. Лазарев) понимали под социальным управлением управление обществом. При этом к функциям социального управления они относили:

- - выработку и принятие управленческих решений (Афанасьев, Петров)

- - организация (Афанасьев, Лазарев)

- - регулирование (Афанасьев, Лазарев, Основин, Петров)

- - учет и контроль (Афанасьев, Лазарев, Петров)

- - информация (сбор, обработка, хранение, анализ) (Лазарев, Петров, Основин)

- - руководство (Лазарев)

- - планирование (Лазарев, Основин, Петров)

- - прогнозирование (Лазарев, Основин, Петров)

- - моделирование (Основин)

- - подбор, расстановка и воспитание кадров (Петров)

Состав этих функций включает, с одной стороны, функции классического менеджмента (планирование, организация, регулирование, контроль, прогнозирование), а с другой – функции управления кибернетических систем (моделирование, информацию, выработку и принятие управленческих решений).

На наш взгяд, указанные выше функции безусловно могут быть отнесены к разряду функций социального управления, однако они не достаточны для управления такими сложными социальными системами, каковым является общество. Среди них, в частности, отсутствуют законодательные и правоохранительные функции, а также ряд других функций, которые связаны с выявлением и решением социальных проблем.
В конце 80-х годов в связи с переходом к рыночной экономике происходит второе пришествие менеджмента в Россию (первое состоялось в 20-е годы, когда повсеместно внедрялись так называемые школы научной организации труда (НОТ) - российский вариант системы Тейлора) и постепенное вытеснение социального управления менеджментом. Так, в настоящее время менеджмент преподается не только экономистам, но также социологам и юристам, постепенно захватывая «чужую территорию».

Менеджмент не только расширяет сферу своего влияния, но также изменяется состав его функций. Различные авторы вносили и продолжают до сих пор вносить свои коррективы в перечень классических функций, исключая или добавляя к нему новые функции (целеполагание, принятие решений, подбор персонала, мотивация, согласование, учет, анализ и др.). Фактически почти в каждой публикации по управлению содержался список управленческих функций, который хоть немного но отличался от других подобных списков.

В 90-ом году Р. Томпсон / /, проанализировавший множество публикаций на эту тему, пришел к выводу, что для современной деловой организации характерны следующие функции управления:

 

- интеграция деятельности членов организации;

- взаимодействие – формирование и поддержание контактов;

- восприятие, фильтрование и распространение информации;

- распределение ресурсов;

- предупреждение нарушений и управление текучестью кадров;

- ведение переговоров;

- проведение инноваций;

- планирование;

- контроль и направление деятельности подчиненных.

 

Как видим, перечень функций управления значительно расширился по сравнению с первоначальным. Однако, прошло совсем немного времени как опять пришлось пересматривать список функций управления в сторону его расширения. Так, многие авторы стали относить к функциям управления функции стратегического управления, управления кадрами, ресурсами, маркетингом, финансами, рисками, инновациями и др.
Таким образом, в настоящее время отсутствует единство понимания социального управления и его функций. Все зависит от позиции исследователя, его профессии и научных интересов. Наиболее заметными являются позиции классического менеджмента, системного анализа, кибернетики и правоведения.

С позиции классического менеджмента, «управление - это процесс планирования, организовывания, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цель (цели) организации»/ /.
С позиции системного анализа, управление - это наука и искусство принятия решений». Процесс управления - это последовательное осуществление выработки и принятия решений, организации выполнения принятых решений, координации хода работы по выполнению принятого решения, контроля за ходом выполнения принятого решения»/ /.
С позиции кибернетики, управление - процесс организации такого целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления, в результате которого он переходит в требуемое (желаемое) состояние / /.
С позиции правоведения, управление - это государственное правовое регулирование с помощью законов/ /.

Множественность представлений об управлении создает значительные трудности для руководителей организаций различных уровней при выборе того или иного подхода и технологии управления. В связи с этим, как свидетельствуют данные социологических опросов/ /,они мало доверяют науке об управлении, которая по меткому выражению Г. Кунца/ / все больше напоминает непроходимые «джунгли» и вынуждены руководствоваться собственным опытом и сложившимися в организации традициями управления, которые часто подводят.

Практика настоятельно требует выработки единого (универсального) представления об управлении, интегрирующим в себе известные представления. Таковым, на наш взгляд, может служить представление об управлении как виде интеллектуальной деятельности, связанной с выявлением и решением проблем социальной организации.
Исходя из такого представления следует, что любая организация осуществляет комплекс функций, связанных с выявлением (обнаружением) проблем, их распознаванием, ранжированием, сортировкой, исследованием, подготовкой решений, контролем за реализацией решений, анализ результатов решений.

Указанные функции впервые обнаружены, по-видимому, С. Янгом/ /,а затем уточнялись И. Ансофом / / и другими авторами. Они образуют единый комплекс, поэтому их часто называют функциями управления проблемами организации/ /.Следует при этом заметить, что данные авторы исходят из рационалистической (целевой) модели организации, поэтому проблемы они понимают как отклонения от целей организации, а не от социальных норм.

Исходя из рассмотренных в предыдущем разделе управленческих средств решения социальных проблем, следует, что к функциям социального управления следует отнести также функции правового регулирования, структурного регулирования, ценностного регулирования, управления инновациями, межорганизационного регулирования, а также классические функции менеджмента.

Правовое регулирование означает способность решать проблемы с помощью нормативно-правовых актов и предусматривает разработку
и введение новых нормативно-правовых актов, корректировку старых. Кроме того, правовое регулирование предусматривает законодательное закрепление или запрещение естественно сложившихся порядков.
Структурное регулирование означает способность решать проблемы с помощью создания и введения новых или закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специально созданных организаций и предусматривает разработку и внедрение новых организационных систем, изменение старых систем.
Ценностное регулирование заключается в целенаправленном изменении социальных ценностей, включая социальные нормы организации с целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает закрепление или запрещение тех или иных социальных (социокультурных) ценностей.
Управление инновациями заключается в разработке и внедрении собственных инноваций, или использовании «чужих» для решения социальных проблем. Управление инновациями предусматривает закрепление и запрещение тех или иных инноваций.

Межорганизационное регулирование означает способность решать общие проблемы путем объединения нескольких организаций на временной или постоянной основе. Межорганизационное регулирование предполагает создание договоров, союзов, ассоциаций и других видов объединений.
Примерный состав функций социального управления приведен в табл.

Функции социального управления
Функции выживания и развития Функции управления Функции управления
Функции управления проблемами Функции развития Основной деятельностью правоохранительной деятельностью
Предвидение и выявление проблем Анализ и исследование проблем Целеполагание Подготовка решений Контроль за реализацией решений Анализ выполнения решений Правовое регулирование Структурное регулирование Управление инновациями Ценностное регулирование Регулирование межорганизационных отношений Планирование Организовывание Руководство Координация Контроль за исполнительской деятельностью Прокурорский надзор Контроль Ревизия Инспекция Управление судопроизводством

 

Из таблицы видно, что с помощью управления в общем случае осуществляется два вида деятельности – основная (производственная) и деятельность, связанная с выживанием и развитием организации. Основная (производственная) деятельность осуществляется в рамках действующих структур с помощью функций и методов традиционного менеджмента. Деятельность, связанная с выживанием и развитием организации требует управления проблемами организации и управления развитием, для чего необходимы разработка и принятие управленческих решений. Наконец, поскольку управление осуществляется путем законодательного закрепления принимаемых управленческих решений, то необходимы также функции управления правоохранительной деятельностью. Таким образом, функции социального управления включают как функции традиционного менеджмента, так и функции подготовки и принятия управленческих решений, а также функции законодательного закрепления управленческих решений и контроля за их выполнением.

Конечно, приведенный в табл. состав функций, вряд ли способен разрешить все противоречия относительно понимания социального управления и его функций, которые накопились у приверженцев различных взглядов на управление, тем не менее мы надеемся, что он будет способствовать сближению позиций.

Как следует из таблицы, традиционные функции управления (функции управления исполнительской деятельностью) составляют менее половины всех функций управления, что во многом объясняет неудачные попытки управления обществом с помощью в основном функций классического менеджмента.

Многие из указанных функций (в частности, функции управления проблемами организации и функции развития) имеют скрытый (неявный, латентный) или полускрытый характер, что приводит к неадекватным представлениям. В частности, популярное представление об организации как целенаправленной системе является следствием недостаточной осознанности нетрадиционных функций управления. В результате многие руководители не видят большой разницы между управлением обществом и большой фабрикой. А разница между тем огромна – как между человеком и машиной (роботом). Если машину (фабрику) конструировал сам человек, хорошо знающий как она функционирует и что можно от нее ожидать, то общество никто не конструировал и законы его развития нам пока почти не известны, поэтому, в отличие от фабрики, целеполагание к нему может быть применимо лишь когда будут получены объективные знания о законах функционирования общества. Без таких знаний все попытки устанавливать перед обществом конкретные цели (коммунизм, развитый социализм, цивилизованная рыночная экономика) являются не более чем утопиями, вызванными искаженным представлением об обществе как большой фабрике.

Сказанное выше приводит к выводу о необходимости институционализации (научного и общественного признания) латентных и полулатентных функций управления и совершенствовании их выполнения, что позволит повысить выживаемость и управляемость организаций, т.е. их способность достигать поставленных целей.

Кроме того, необходимо также признание широкой научной общественностью такого феномена как «коллективный разум», ставшим по существу одним из основных институтов управления. То, что называют «коллектив­ным разумом» (общественным или национальным сознанием) является проявлением указанных выше латентных и полулатентных функций социального управления. Можно говорить о недостатках коллективного сознания, о необходимости его совершенствования или конструирования, но не признавать этот феномен нельзя точно также, как нельзя признавать отсутствие разума и памяти у людей, хотя нельзя конкретно указать, где они находятся.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В.1.Система как единство динамических и структурных компонентов. Функции и морфология организации | В 3. Типы структур организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.