Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Доходы бюджета




Подведомственности расходов бюджетов;

Адресности и целевого характера бюджетных средств;

Достоверности бюджета;

Прозрачности (открытости);

Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

Результативности и эффективности использования бюджетных средств;

Сбалансированности бюджета;

Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

Самостоятельности бюджетов;

Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

Единства бюджетной системы РФ;

Тема 3. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения. Как отмечалось, бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней:

* государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;

* бюджеты членов федерации (штатов — в США, провинций — в Канаде, субъектов Федерации — в России);

* местные бюджеты.

В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах — не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

Государственная бюджетная система Российской Федерации, как отмечалось ранее, состоит из бюджетов трех уровней и включает:

• первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

• второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюд­жетных фондов;

• третий уровень — местные бюджеты.

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не вхо­дят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Бюджетное устройство в Российской Федерации осно­вывается на следующих принципах бюджетной системы (ст. 28 БК):

13. единства кассы.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации образует понятие "консолидированный бюджет". Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации. Консолидированный бюджет не утверждается законодательными органами власти.

Исполнительные органы субъектов Федерации составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов субъектов Федерации должна стоять из собственных и регулирующих налоговых доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Собственные налоговые доходы — это доходы, полностью поступающие в установленных размерах в соответствующие бюджеты. По действующему законодательству к налогам субъектов Федерации (региональным) отнесены: налог на имущество предприятий; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; единый налог на вмененный доход. К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог; налог на рекламу; на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.

Регулирующие доходы — средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюд­жету сверх закрепленных доходов для покрытия его расхо­дов; зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при ут­верждении вышестоящего бюджета.

Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов.

Дотации — бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета бюджетной системы Российской Фе­дерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов нижестоящих бюджетов.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В федеральном бюджете РФ из Федерального фонда финансовой поддержки регионов предусмотрены дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ; субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завозов грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию.

Механизм межбюджетных отношений реализуется через Федеральный фонд финансовой поддер­жки субъектов Российской Федерации (ФФПР), основное предназначение которого выравнивание их бюджетной обес­печенности.

Для определения долей субъектов Федерации в Фонде финансовой поддержки предусматривается вариант доходно-расходного выравнивания. Он основывается на предоставлении финансовой помощи в зависимости от уровня среднедушевых бюджетных доходов по регионам, скорректированных с учетом объективно сложившегося удорожания расходов (ин­дексов бюджетных расходов), которые до реформирования системы бюджетных нормативов определяют исходя из про­житочного минимума по экономическим районам с выделе­нием северных территорий. Исходя из этого условия финансовая помощь регионам исчисляется в размерах, позволяющих довести душевые бюджетные доходы дотационных территорий до равного уровня, определяемого возможностями федерального бюджета.

Экономическое содержание доходов бюджета

Доходы бюджета – это экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.