Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практика

Избегая дилеммы объективизм / субъективизм ПБ концентрируется на понятии практики, которое считает проявлением диалектической связи между структурой и действием. Практики не детерминированы объективно, не являются они и продуктом свободной воли. Свой подход ПБ называет «конструктивистским структурализмом», «структуралистским конструктивизмом», или «генетическим структурализмом». Вот как он определяет генетический структурализм:

«Анализ объективных структур ¾ структур различных полей ¾ неотделим от анализа генезиса у биологических индивидов ментальных структур, которые в определенной степени оказываются продуктом инкорпорации социальных структур; а также неотделим от анализа генезиса самих этих структур: социальное пространство и занимающие его группы ¾ это продукт исторической борьбы (в которой агенты участвуют в соответствии с занимаемой ими в социальном пространстве позицией и ментальными структурами, посредством которых они понимают это пространство)».

 

* *

Определения «практики» является одной из наиболее сложных проблем в современной теории общества. Парадигма производства рождает, по крайней мере, три новые проблемы. (1) Парадигма производства слишком ограничивает понятие практики, что возникает вопрос: как деятельность в форме труда или создания продуктов относится ко всей совокупности прочих форм культурного проявления способных говорить и действовать субъектов. (2) Парадигма производства определяет понятие практики в натуралистическом смысле и может стать убедительной если исходить из образца ремесленной деятельности. (3) Парадигма производства придает понятию практики такое ясное эмпирическое значение, что возникает вопрос не теряет ли она свою убедительность вместе с трансформацией труда, о котором говорят вся чаще в эпоху глобализации.

Практика в теории практики Бурдье рассматривается (1) не к контексте ограниченной экономии (парадигмы производства), которая описывает лишь частный случай целого универсума экономий, (2) в противовес позитивистскому материализму, который пассивным образом регистрирует предметы познания и (3) в отличие от интеллектуализма, «разрешающий» мысли обладать силой объективации, упорядочивания. Преодолевая эти «не», Бурдье определяет практику как место разрыва opus operatum и modus operandi (Практический смысл, с.101)[1]. Разрыв (сиречь практика) организуется как «система устойчивых и переносимых диспозиций» ¾ габитусов (с.102), которые преобразуются в ритмичные (цезурированные) «моторные схемы и телесные автоматизмы» (с.134), имманентные длительности, т.к. разыгрывают и обыгрывают время (с.158), и подчиняются «несложной экономной логике», жертвуя строгостью ради простоты, удобства, легкости освоения и пользования (с.167-168).

В своей теории практики Бурдье обосновывает необходимость и практической теории, которая должна «идти от ergon к energeia, от предметов или действий к принципам их произведения, а точнее от конкретной аналогии или метафоры, свершившегося факта или мертвой буквы, которые рассматривает объективистская герменевтика, к аналогичной практике как переносу схем, который осуществляется габитусом на основе уже установленных эквивалентностей, облегчающих взаимозаменяемость разных реакций и позволяющих добиться своеобразного практического обобщения всех однотипных проблем, способных возникнуть в новой ситуации» (с.183).

Если немного отвлечься от сложности тезауруса и структуры определения, то Бурдье, фактически, возвращается к «классическому», древнегреческому определению практики (praxis, pragma), которая есть ни что иное как метод, способ, стиль, ритмика «имения дела» и употребления мира в мире. В этой же связи можно говорить, что древнегреческая мысль практична в своей основе. Можно вспомнить высказывание Делеза, который отмечал, что Греки понимали план имманенции, но не знали концептов; Мы же свободно оперируем концептами, но не видим их «земной» основы.

 

* *

Хотя ПБ стремиться соединить структурализм и конструктивизм, в его творчестве присутствует уклон в направлении структурализма. По мнению большинства представителей субъективистского направления, в конструктивизм ПБ не учитывает субъективность и интенциональность. Он действительно стремиться включить в свою социологию вопросы восприятия и конструирования социального мира людьми на основе их положения в социальном пространстве. Однако присутствующее в социальном пространстве восприятие и конструирование одновременно стимулируется и сдерживается структурами.

 

Ядро творчества ПБ и его попытки соединить субъективизм и объективизм заключается в его концепциях габитуса, поля / капитала, а также диалектической взаимосвязи между ними.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Субъективистского» направлений | Габитус
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.