Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9 Организационная культура

1.Понятие организационной культуры фирмы.

2. Организационная культура как система, ее элементы.

3. Доминирующая и субкультура.

4. Сильная и слабая оргкльтура.

5.Управление оргкультурой.

6. Кросснациональный аспект рассмотрения оргкультуры.

7.Модели национальных деловых культур (Клукона-Стродбека, Хофстеде, Хэмпдэна-Тернера—Тромпенаарса, Лефевра)

При раскрытии данной темы нам с вами важно выяснить - каким образом культура влияет на эффективность организации. Также – если вы обратили внимание на весь материал, который мы уже прошли и изучили, то каждая тема направлена на поиск эффективности организации как системы. И для этого мы уже рассмотрели множество аспектов. Важным из них является организационная культура. Она относится к внутренним переменным организации (вспомните, какие еще внутренние переменные мы называли, это было затронуто в теме «Внутренняя среда организации»). При этом, ОК называют особенной внутренней переменной – базисом организации. Это означает, что ОК формирует (либо влияет) на другие внутренние переменные (попробуйте обозначить взаимосвязь культуры и целей организации, культуры и др. внутренних переменных фирмы).

Научно-теоретическое осмысление культуры имеет сравнительно недолгую историю. Понятие «культура» употребляется в его современ­ном значении менее четырех веков. Существуют многочисленные трактовки организационной (корпоративной) культуры, которые являются неоднозначными.

По мнению американского социолога Э. Шайна, «организацион­ная культура есть набор приемов и правил решения проблемы внеш­ней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправ­давших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоя­щем. Эти правила и приемы представляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и при­нятия решений. Члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные».

Французский социолог Н. Деметр предложил более категоричное определение культуры предприятия как систе­мы представлений, символов, ценностей и образцов поведения, раз­деляемой всеми его членами и создающей образ коллективного «мы».

Немало интересных и продуктивных определений было дано рос­сийскими учеными. Организационная культура (ОК) — это:

1) набор наиболее важных предположений, принимаемых членами: организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих ориентиры поведения и действий, которые передаются индивидам через «символические» средства духовного и мате­риального внутриорганизационного окружения (О. С. Виханский, Б. И. Наумов);

2) система общепринятых в организации культурно-этических,
моральных и других постулатов в отношении целей, дела и общения,
которые отличают данную организацию от других (А. И. Кочеткова);

3) совокупность связей, поддерживающая организационные отношения людей и основанная на формальных и неформальных правилах
и нормах деятельности (Э. А. Смирнов);

3) система норм, правил и ценностей, регламентирующая отношения между членами организации (Рогожин С. В., Рогожи­на Т. В.).

Таким образом, можно обобщить - организационная культура (ОК) — это «душа» предпри­ятия.

Давайте обозначим обобщенное определение организационной культуры, которым мы будем пользоваться:

Организационная культура — это философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания и нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются её членами. Это - система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами организации.

Организационная культура определяет социальную политику организации, доминирующие в ней моральные и другие ценности, принятый кодекс поведения, стандарты качества выпускаемой продукции или услуг, отношение к труду и инновациям, социально-психологической климат организации. ОК формируется как часть управленческой культуры.

Функции организационной культуры (общие и специфические)

К общим относятся функции регулирования и воспроизводства. Функции регулирования обеспечивают адаптивно-приспособительные (внешние) и интегративные (внутренние) задачи деятельности организации. Специфика адаптации проявляется в процессах приведения организации в состояние динамического равновесия с внешней средой. При этом внутриорганизационная интегрированность управленческих процессов во многом влияет на успешность адаптации. Функции воспроизводства выполняют в организации, с одной стороны, репродуктивные, стандартизирующие и сохраняющие задачи, а с другой — творческие, развивающие и инновационные.

К специфическим относятся:

охранная функция — культура служит своеобразным барье­ром для возникновения нежелательных тенденций и отрицатель­ных ценностей, характерных для внешней среды;

интегрирующая функция — прививая определенную систе­му ценностей, синтезирующую интересы всех уровней организа­ции, организационная культура создает ощущение идентичности интересов индивидуумов и отдельных групп;

регулирующая функция — организационная культура включает неформальные, неписаные правила, которые указывают на то, как люди должны вести себя в процессе работы;

функция субститута (субститут – это замещение) формальных отношений;

образовательная, воспитательная, развивающая функция (формирование организационного поведения у сотрудников);

• функция управления качеством;

функция адаптации хозяйственной организации к нуждам общества;

функция легитимации организационной деятельности.

Также - в общем смысле необходимо выделить три функции организационной культуры:

Во-первых, организационная культура позволяет работни­кам идентифицировать себя как некое целостное образова­ние, отличное от других аналогичных образований (орга­низаций). Она делает возможным достижение общих целей и задач на основе единых и общепризнанных принципов деятельности.

Во-вторых, организационная культура образует между ра­ботниками своеобразные мостики, цепочки взаимопонимания: единые взгляды и интересы. Именно в рамках организа­ционной культуры формируется чувство причастности к общему делу.

В-третьих, организационная культура определяет для всех работников ценности и правила поведения в организации. Эти правила предписывают, что соответствует принятым в: той или иной организации нормам. Они объясняют, что до­пустимо, а что нет.

Организационная культура связана с широкой концептуальной базой, включающей убеждения людей, их взаимоотношения между собой и с внешней средой. В организации, характеризующейся благоприятным морально-психологическим климатом, сотрудники могут считать, что руководитель действительно доверяет им. Успех такой организации кроется в отношении руководства к сотрудникам. Сегодня в коллективах важны такие ценности как самоопределение, коллективизм, ориентация на потребности клиентов, раскрытие личности, компетенция, творчество.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структурная гибкость | Организационная культура как система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.