Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Колорадо-Спрингс - 08.05.1979, Мюнхен)




Толкот Парсонс

 

Получил образование в Амхертском колледже, Лондонской школе экономики, Гейдельбергском ун-те. С 1927г. преподавал в Гарварде. Избирался президентом Американской соц. ассоциации - 1949г..

Создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии. В его задачу входило построение аналитической аналитико-дедуктивной теоретической системы, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии.

На первом этапе П., отталкиваясь от работ В., Д., П. и М., стремился выявить общие элементы, которые свидетельствовали о кризисе утилитаристских и позитивистских интерпретаций человеческого бытия в обществе. На основе этого анализа П. пришел к выводу о понимании человеческого действия как самоорганизующейся системы, специфика которой состоит (1) в символичности, т.е. наличии таких символических механзмов регуляции как язык, ценности; (2) в нормативности, т.е. в зависимости индивидуальных действий от общепринятых норм и ценностей; (3) в валютнаристичности, т.е. в известной иррациональности и независимости от условий Среды и в то же время от субъективных определений ситуации.

“К созданию общей теории действия”. Исходные понятия: актор/деятель, ситуация, ориентация актора на ситуацию.

Субъект действия (индивид либо коллектив) способен:

вычленять из окружающей Среды отдельные объекты, различать их и классифицировать по месту и свойствам - когнитивная ориентация;

различать в ситуации объекты, имеющие для него положительное или отрицательное значение с т. зр. удовлетворения его потребностей - катектическая ориентация;

среди познавательно и катектически оцененных объектых субъект производит дальнейший отбор и сравнительную оценку в плане первоочередности удовлетворения потребностей - оценочная ориентация.

Кроме того, ориентация на ситуацию предполагает временное измерение, т.е. связаны с представлением субъекта о возможных последствиях изменения ситуации в случае того или иного действия. Это представление лежит в основе телеологичности действий субъекта - постановке цели и ее достижения.

Исследуется также ситуация взаимодействия социальных субъектов, связанных между собой системой взаимных ожиданий в том смысле, что их действия ориентированы на ожидания партнера. Вследствие этого к когнитивной, катектической и оценочной ориентации, образующих структуру “потребительских диспозиций” деятеля или его мотивационную структуру, добавляется ценностная ориентация как область независящих от конкретного деятеля “внешних символов”, регулирующих образ действия всех деятелей, принадлежащих одному культурному полю.

Подобная аналитическая процедура позволило П. развести и разграничить относительно автономные подсистемы действия личность и культуру., а также показать (1) несостоятельность представлений о полностью независимой, спонтанной личности, (2) так и жестко культурной запраграммированности индивида. С др. стороны, П. различает целостность психологической структуры личности и аналитически вычленяемой из этой структуры абстрактного комплекса ролей. На основе таких аналитических дистиляций П. составляет формализованную модель системы действия, включающюю культурнюю, социальную, личностную и органическую подсистему, находящиеся в отношениях взаимообмена.

Другим важным достижением аналитической теории действия П. является определение переменных стандартов ценностных конфигураций. “Эталонные переменные - дихотомии, одну из которых должен выбрать актор, прежде чем значение ситуации станет для него определенным, и, следовательно, прежде, чем он сможет действовать с учетом этой ситуации”.

Эталонные переменные:

аффективность - аффективная нейтральность / удовлетворение импульма - дисциплина (имеет ли место оценивание);

ориентация на себя - ориентация на коллектиа (уровень наличия моральных эталонов оценивания);

универсализм - партикуляризм (относительное преобладание катектических и познавательных эталонов);

аскрипция - достижение (подход к объектам как комплексам качеств и деятельностей);

специфичность диффузность (сфера значимости объекта).

В 50-е годы теория П. обогащается системными представлениями, подчеркнутыми гл. обр. в биологии. В рамках этих представлений П. формулирует инвариантный набор функциональных проблем, решение которых обязательно, если система действия действительно сохраняет свои границы / если система стремиться к стабильности:

адаптация системы к внешним объектам;

целедостижения (получение от внешних объектов с помощью инструментальных процессов удовлетворения или консумации);

интеграции (поддержание бесконфликтного, “гармонического” отношения междуэлементами системы);

воспроизводства структуры и снятия напряженности (сохранение интернализованных и институциональных нормативных предписаний и обеспечения следования им).

Между этими проблемами и способами ориентации, описываемыми с помощью эталонных переменных, была установлена (аналитически) связь в том смысле, что каждая из проблем соответствует определенным комбинациям переменных. С другой стороны, оказалось возможным анализировать системы действий людого уровня в терминах функциональных подсистем, специализированных на решении одной из названных проблем.

На уровне самой общей системы человеческого действия …

личность оказывается специализированной на выполнении функции целедостижения;

социальная система обеспечивает интеграцию действий множенства индивидов;

культура содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценности, верования, знания - смыслы, реализуемые в действии, а также символические средства, обеспечивающие коммуникацию этих смыслов, сообщая действию, таким образом, упорядоченный характер и освобождая его от внутренних противоречий;

организм обеспечивает функцию адаптации, т.е. дает системе действия физические и энергетические ресурсы для взаимодействия со средой.

На уровне социальной системы

функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема;

функцию целедостижения - политическая;

ф-цию интеграции - правовые институты и обычаи;

ф-цию воспроизводства структуры - система верований, мораль и органы социализации (семья, ин-ты образования).

Поскольку каждая из подсистем рассматривается как специализированная на выполнении одной из функций, результаты деятельности каждой подсистемы могут интерпретироваться как вход в более широкую подсистему и, соответственно, каждая подсистема зависит от результатов деятельности остальных подсистем.

В сложных системах взаимообмен осуществляется не прямо, а опосредованно - с помощью символических посредников (медиумов). К числу таких медиумов П. относит

на общем уровне системы действия - язык;

во взаимообмене личности и организма - удовольствие;

между культурой и социальной системой - эмоции;

на уровне социальной системы - деньги, власть, влияние, ценностные приверженности.

В работах 60-х годов П. обратился к проблеме эволюции общества, положив в основу своей доктрины идею дифференциации.

П. отстаивает представление о всеобщем направленном развитии общества в сторону повышения “обобщенной адаптивной способности” в результате социальной дифференциации и усложнения социальной организации.

П. различает “примитивные”, “промежуточные” и “современные” общества. Развитие происходит путем последовательного развертывания эволюционных универсалий. Это 10 свойств или процессов, последовательно возникающих в ходе развития и усложнения любых обществ, систем независимо от их культурной специфики и разнообразия внешних условий:

1 - система коммуникации;

2 - система родства;

3 - религии;

4 - технология;

Данные универсалии присутствуют во всех социальных системах. Дальнейшее развитие связано с появление новых организационных комплексов.

5 - социальная стратификация;

6 - культурная легитимация стратификационной общности, осмысление ее как единства;

7 - бюрократия;

8 - деньги и рыночный комплекс;

9 - система обобщенных безличных норм;

10 - система демократических объединений.

Четыре последние универсалии определяют специфику “современного” общества. Отсутствие одного из этих свойств блокирует дальнейшее развитие. Для социальной системы характерны неравномерность “действий” универсалий, что ведет к напряженности системы, эволюционным задержкам и искривлениям.

Своими эволюционистскими построениями П. завершил создание общей теории социальной системы и в 70-е годы сосредоточился на анализе взаимообмена соц. системы с подсистемами мироздания и “конечных смыслов бытия”/”телическая подсистема.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.