Ю.Хабермас. Философский дискурс о модерне. Лекция V: Переплетение мифа и просвещения: Хоркхаймер и Адорно. –С.117-142
Хоркхаймер, Адорно. «Диалектика просвещения»
Странная книга. Большая ее часть состоит из записок и заметок, которые вела Гретель Адорно по ходу дискуссий Адорно и Хоркхаймера в Санта-Монике. Книга была закончена в 1944 году, а опубликована тремя годами позже в Амстердаме. Экземпляры первого издания книги распродавались почти 20 лет.
Композиция книги: текст («Понятие просвещение»), два экскурса, три приложения.
Просвещение = модерн и социология. Диалектика.
с. 21:
В научном исчислении события аннулируется тот отчет, который когда-то был дан мыслью о событии в мифах.
§ изобразить, констатировать, объяснить;
§ мифы превращаются из сообщения в учение;
§ иерархия, субординированность;
§ дисциплина и власть;
§ обозначение (знак);
§ бытие превращается в логос
См. также с. 25: Мифология сама развязала процесс бесконечного просвещения…
Миф порождает Просвещение.
с. 16:
«Программой Просвещения было расколдовывание мира. Оно стремилось разрушить мифы и свергнуть воображение посредством знания».
«…избавить людей от страха и сделать их господами».
с.17:
«Знание, являющееся силой…
«Техника есть сущность этого знания».
Знание нейтрально, демократично. Оно есть: Техника, Хозяйственная система (экономика).
с. 18:
Мир становится хаосом, а синтез ¾ спасением. Понятие ® формула. Причина ® правило.
Наука
с. 19:
То, что не желает соответствовать мерилу исчислимости и выгоды, считается Просвещением подозрительным.
Исчислимость. Выгода.
с. 22-23:
Миф превращается в просвещение, а природа ¾ во всего лишь объективность. Усиление своей власти люди оплачивают ценой отчуждения от всего того, на что их власть распространяется. Просвещение относиться к вещам точно так же, как диктатор к людям. Они известны ему в той степени, в какой он способен манипулировать ими.
Воля к знанию ® воля к власти
с. 19-20:
Любой духовный отпор, встречаемый им, лишь умножает его мощь. Просвещение ¾ тоталитарно.
Целостность мира.
План имманенции. Просвещение определяет мир как самореферентный: все есть из него и все в него возвращается.
с. 20:
Все множество мифологических фигур должно быть сведено к одному и тому же знаменателю, все они редуцируются к субъекту.
Множество ® единство. Системность. Множество постигается через Единство.
Множество в порядке Единства; история ¾ последовательность фактов; вещь ¾ материя.
Человек ® универсальный субъект; мера всех вещей.
с. 21:
Буржуазное общество управляется принципом эквивалентности. Оно делает разноименное сопоставимым тем, что редуцирует его к абстрактным величинам. То, что не поглощается числами, в конечном итоге единицей, становится для Просвещения видимостью, иллюзией; современным позитивизмом оно изгоняется в поэзию. Единство становиться главенствующим лозунгом от Парменида до Рассела. Главным остается истребление богов и качеств.
Эквивалентность как производная от редукции: лишение «богов» и «качеств» ¾ смысла.
«Отсекание несоизмеримого» (с.26)
с. 22:
§ безотносительно к каким бы то ни было различиям мир становится подвластным человеку;
§ богоподобие человека состоит в суверенитете над существованием, в его взгляде повелителя, в командовании;
§ пробуждение субъекта куплено ценой признания власти в качестве принципа всех отношений;
§ перед этими Богами устоять способен тот, кто покоряется без остатка.
Человек ® мера всех вещей, повелитель, командир.
Но это возможно только если субъект признает себя объектом власти и покоряется без остатка.
Без остатка = редукция остатка, его нейтрализация, что обеспечивает возможность эквивалентного обмена.
Редукция остатка приводит к нейтрализации случайности как энергии возможностей. Наоборот случайность «появляется» на нечто потустроннее, за пределами исчислимой жизни. Все просчитано, и нечто произошедшее ¾ инцидент.
Просвещение ликвидирует избыточность и сводит все к нехватке.
с.45:
Самость, которая после методического искоренения всех следов естественности в качестве мифологических не смеет боле быть ни телом, ни кровью, ни душой, ни даже природным Я, образуя собой, будучи сублимированной в трансцендентальный или логический субъект, средоточение разума, законодательную инстанцию действия.
Субъект – абстракция.
Субъект ¾ есть действие.
с.46:
Субъект = повелеватель
Разум = подсобное средство всеобщего экономического аппарата.
с.47:
Изгнание мышления из логики во всеуслышанье ратифицируется овеществлением человека на фабрике и бюро.
с. 40:
Просвещение тоталитарно как ни одна из систем. Неистина его корениться не в том, в чем издавна его упрекали его романтически настроенные противники, не в аналитическом методе, не в редукции к элементам, не в разрушении посредством рефлексии, но в том, что для него всякий процесс является с самого начала уже предрешенным.
Ф. Теннис: Наши расплывчатые представления о шансе и квинтэссенции являются бледными пережитками гораздо более богатого понятия ¾ понятия магической субстанции.
с. 50 – 51:
Страх утратить самость: господство и труд.
Песнь Сирен.
Г.: затыкает уши гребцам и заставляет их грести.
Т.: привязывает себя к мачте, чтобы слышать песнь сирен.
с. 53:
сегодняшняя регрессия масс.
ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ МИФА И ПРОСВЕЩЕНИЯ
с. 25-26:
Подобно тому, как мифами уже осуществляется просвещение, Просвещение с каждым своим шагом втягивается все глубже и глубже в мифологию. Оно перенимает весь материал мифов для того, чтобы их разрушить, и как их судия подпадает под чары мифов.
См. далее.
Складчатость.
Энергии просвещения и мифа постоянно меняются местами ® Хаосмос.
Повторение как способ идентификации себя ® удостоверение в качестве свободного.
Принцип имманентности (см. с. 19-20)
с. 26:
Идентичность оплачивается в первую очередь всем тем, что не способно в одно и тоже время быть идентичным самому себе.
Возможен ли позитивный ответ на вопрос «кто Я»?
В самом ответе таится ошибка. Есть только путь к идентичности.
с. 26:
Просвещение ликвидирует беззаконие прежнего неравенства, непосредственное барство, но в то же время и увековечивает его в универсальном опосредовании, в соотнесенности всякого сущего с любым иным.
с. 27:
Равенство прав в бесправии равенства
Опосредованность
Иность.
Чем активнее желание порвать с мифом, тем ближе к мифу.
с. 28:
… небеса и ад неразрывно связаны друг с другом.
с. 29:
Вопль ужаса, который вырывается при встрече с непривычным, становиться его именем. Им фиксируется трансцендентность неведомого по отношению к известному и тем самым ¾ святость ужаса.
…
Благодаря божествам язык из тавтологии становиться языком.
Понятие с самого начала было продуктом диалектического мышления, «для которого что-либо есть то, что оно есть, лишь благодаря тому, что оно становиться тем, чем оно не является.
Изначальный язык
Диалог как среда рождения языка.
с. 30:
Просвещение есть ставший радикальным мифологический страх.
с. 31:
Справедливость угасает в праве.
с. 31-35
Фигурация Языка/Слова
с.32:
Слово в науке есть Знак.
Но слово должно создать науку, чтобы потом стать в ней знаком.
с.35:
Как только в историю приходит язык, его мэтры становятся жрецами и кудесниками.
с. 39:
Диалектикой всякий образ выявляется в качестве письма
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ – ОБМЕН – ХИТРОСТЬ
с. 23-24:
Магии (мифу) присуще специфическое заместительство…
Атом расщепляется как образчик материи; кролик ¾ экземпляр.
Заместительство – универсальная взаимозаменяемость.
«Банды Нью-Йорка»:
Убийство священника и поклонение ему как таинству, которое гарантирует Силу и Власть.
Per contra: набор в армию как жертвоприношение во имя «свободы».
с. 67 – 71.
Хитрость = быть тертым битым, обогатясь.
Песнь Сирен
с. 80:
Хитроумие есть ставшее рациональным противление
Техническое обеспечение хитрости
с. 75:
Все требуют избыточных жертв: взамен жертвы.
с. 76:
«оно властвует над самим собой не для того, чтобы не совершать насилие над собой или другими, но ради примирения»
бесконечность жертв ®
1) бесконечность обмена, накопления, обновления
2) общество как бесконечность
3) ради примирения
Язык = хитрость
обман – ЯЗЫК – противление насилию
с. 24:
Мир магии все еще содержит различия, сами следы которых исчезли в форме языка…
Язык как феномен универсальной взаимозаменяемости. Язык обеспечивает связь интенций, но не родства
с. 81:
С расторжением договора посредством неукоснительного следования букве изменяется историческое местоположение языка: он начинает превращаться в обозначение
Язык = хитрость
с. 81
… цепляются за слово, что изменить дело.
Обман Полифема: Улисс = Никто.
Формализм слов.
Формализм норм. Следовать норме, чтобы изменить норму. ® Правовой кретинизм: разбирательства в суде, универсальность компромисса.
Обман одноглазого Полифема.
Одноглазость ¾ символ однозначность, прямолинейности и т.д.
с. 90:
Речь, способная обмануть физическое насилие, не в состоянии сдержать себя.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление