Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ю.Хабермас. Философский дискурс о модерне. Лекция V: Переплетение мифа и просвещения: Хоркхаймер и Адорно. –С.117-142


 

Хоркхаймер, Адорно. «Диалектика просвещения»

 

Странная книга. Большая ее часть состоит из записок и заметок, которые вела Гретель Адорно по ходу дискуссий Адорно и Хоркхаймера в Санта-Монике. Книга была закончена в 1944 году, а опубликована тремя годами позже в Амстердаме. Экземпляры первого издания книги распродавались почти 20 лет.

Композиция книги: текст («Понятие просвещение»), два экскурса, три приложения.

Просвещение = модерн и социология. Диалектика.

 

с. 21: В научном исчислении события аннулируется тот отчет, который когда-то был дан мыслью о событии в мифах. § изобразить, констатировать, объяснить; § мифы превращаются из сообщения в учение; § иерархия, субординированность; § дисциплина и власть; § обозначение (знак); § бытие превращается в логос   См. также с. 25: Мифология сама развязала процесс бесконечного просвещения… Миф порождает Просвещение.
с. 16: «Программой Просвещения было расколдовывание мира. Оно стремилось разрушить мифы и свергнуть воображение посредством знания». «…избавить людей от страха и сделать их господами».  
с.17: «Знание, являющееся силой… «Техника есть сущность этого знания». Знание нейтрально, демократично. Оно есть: Техника, Хозяйственная система (экономика).
с. 18: Мир становится хаосом, а синтез ¾ спасением. Понятие ® формула. Причина ® правило. Наука
с. 19: То, что не желает соответствовать мерилу исчислимости и выгоды, считается Просвещением подозрительным. Исчислимость. Выгода.
с. 22-23: Миф превращается в просвещение, а природа ¾ во всего лишь объективность. Усиление своей власти люди оплачивают ценой отчуждения от всего того, на что их власть распространяется. Просвещение относиться к вещам точно так же, как диктатор к людям. Они известны ему в той степени, в какой он способен манипулировать ими. Воля к знанию ® воля к власти

 

с. 19-20: Любой духовный отпор, встречаемый им, лишь умножает его мощь. Просвещение ¾ тоталитарно. Целостность мира. План имманенции. Просвещение определяет мир как самореферентный: все есть из него и все в него возвращается.
с. 20: Все множество мифологических фигур должно быть сведено к одному и тому же знаменателю, все они редуцируются к субъекту. Множество ® единство. Системность. Множество постигается через Единство. Множество в порядке Единства; история ¾ последовательность фактов; вещь ¾ материя. Человек ® универсальный субъект; мера всех вещей.
с. 21: Буржуазное общество управляется принципом эквивалентности. Оно делает разноименное сопоставимым тем, что редуцирует его к абстрактным величинам. То, что не поглощается числами, в конечном итоге единицей, становится для Просвещения видимостью, иллюзией; современным позитивизмом оно изгоняется в поэзию. Единство становиться главенствующим лозунгом от Парменида до Рассела. Главным остается истребление богов и качеств. Эквивалентность как производная от редукции: лишение «богов» и «качеств» ¾ смысла.     «Отсекание несоизмеримого» (с.26)  
с. 22: § безотносительно к каким бы то ни было различиям мир становится подвластным человеку; § богоподобие человека состоит в суверенитете над существованием, в его взгляде повелителя, в командовании; § пробуждение субъекта куплено ценой признания власти в качестве принципа всех отношений; § перед этими Богами устоять способен тот, кто покоряется без остатка. Человек ® мера всех вещей, повелитель, командир. Но это возможно только если субъект признает себя объектом власти и покоряется без остатка.   Без остатка = редукция остатка, его нейтрализация, что обеспечивает возможность эквивалентного обмена.   Редукция остатка приводит к нейтрализации случайности как энергии возможностей. Наоборот случайность «появляется» на нечто потустроннее, за пределами исчислимой жизни. Все просчитано, и нечто произошедшее ¾ инцидент.   Просвещение ликвидирует избыточность и сводит все к нехватке.

 

с.45: Самость, которая после методического искоренения всех следов естественности в качестве мифологических не смеет боле быть ни телом, ни кровью, ни душой, ни даже природным Я, образуя собой, будучи сублимированной в трансцендентальный или логический субъект, средоточение разума, законодательную инстанцию действия. Субъект – абстракция.   Субъект ¾ есть действие.
с.46: Субъект = повелеватель   Разум = подсобное средство всеобщего экономического аппарата.
с.47: Изгнание мышления из логики во всеуслышанье ратифицируется овеществлением человека на фабрике и бюро.  
с. 40: Просвещение тоталитарно как ни одна из систем. Неистина его корениться не в том, в чем издавна его упрекали его романтически настроенные противники, не в аналитическом методе, не в редукции к элементам, не в разрушении посредством рефлексии, но в том, что для него всякий процесс является с самого начала уже предрешенным.   Ф. Теннис: Наши расплывчатые представления о шансе и квинтэссенции являются бледными пережитками гораздо более богатого понятия ¾ понятия магической субстанции.
с. 50 – 51: Страх утратить самость: господство и труд. Песнь Сирен. Г.: затыкает уши гребцам и заставляет их грести. Т.: привязывает себя к мачте, чтобы слышать песнь сирен.
с. 53: сегодняшняя регрессия масс.

 


 

ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ МИФА И ПРОСВЕЩЕНИЯ  
с. 25-26: Подобно тому, как мифами уже осуществляется просвещение, Просвещение с каждым своим шагом втягивается все глубже и глубже в мифологию. Оно перенимает весь материал мифов для того, чтобы их разрушить, и как их судия подпадает под чары мифов.   См. далее.   Складчатость. Энергии просвещения и мифа постоянно меняются местами ® Хаосмос.     Повторение как способ идентификации себя ® удостоверение в качестве свободного.   Принцип имманентности (см. с. 19-20)
с. 26: Идентичность оплачивается в первую очередь всем тем, что не способно в одно и тоже время быть идентичным самому себе. Возможен ли позитивный ответ на вопрос «кто Я»? В самом ответе таится ошибка. Есть только путь к идентичности.
с. 26: Просвещение ликвидирует беззаконие прежнего неравенства, непосредственное барство, но в то же время и увековечивает его в универсальном опосредовании, в соотнесенности всякого сущего с любым иным. с. 27: Равенство прав в бесправии равенства Опосредованность   Иность.   Чем активнее желание порвать с мифом, тем ближе к мифу.
с. 28: … небеса и ад неразрывно связаны друг с другом.  
с. 29: Вопль ужаса, который вырывается при встрече с непривычным, становиться его именем. Им фиксируется трансцендентность неведомого по отношению к известному и тем самым ¾ святость ужаса. … Благодаря божествам язык из тавтологии становиться языком.   Понятие с самого начала было продуктом диалектического мышления, «для которого что-либо есть то, что оно есть, лишь благодаря тому, что оно становиться тем, чем оно не является. Изначальный язык   Диалог как среда рождения языка.
с. 30: Просвещение есть ставший радикальным мифологический страх. с. 31: Справедливость угасает в праве.  
с. 31-35 Фигурация Языка/Слова
с.32: Слово в науке есть Знак. Но слово должно создать науку, чтобы потом стать в ней знаком.
с.35: Как только в историю приходит язык, его мэтры становятся жрецами и кудесниками.  
с. 39: Диалектикой всякий образ выявляется в качестве письма  

 

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ – ОБМЕН – ХИТРОСТЬ  
с. 23-24: Магии (мифу) присуще специфическое заместительство…   Атом расщепляется как образчик материи; кролик ¾ экземпляр. Заместительство – универсальная взаимозаменяемость.   «Банды Нью-Йорка»: Убийство священника и поклонение ему как таинству, которое гарантирует Силу и Власть. Per contra: набор в армию как жертвоприношение во имя «свободы».
с. 67 – 71. Хитрость = быть тертым битым, обогатясь.
Песнь Сирен с. 80: Хитроумие есть ставшее рациональным противление Техническое обеспечение хитрости
с. 75: Все требуют избыточных жертв: взамен жертвы.   с. 76: «оно властвует над самим собой не для того, чтобы не совершать насилие над собой или другими, но ради примирения» бесконечность жертв ® 1) бесконечность обмена, накопления, обновления 2) общество как бесконечность 3) ради примирения

 

Язык = хитрость обман – ЯЗЫК – противление насилию
с. 24: Мир магии все еще содержит различия, сами следы которых исчезли в форме языка… Язык как феномен универсальной взаимозаменяемости. Язык обеспечивает связь интенций, но не родства
с. 81: С расторжением договора посредством неукоснительного следования букве изменяется историческое местоположение языка: он начинает превращаться в обозначение   Язык = хитрость
с. 81 … цепляются за слово, что изменить дело.   Обман Полифема: Улисс = Никто. Формализм слов. Формализм норм. Следовать норме, чтобы изменить норму. ® Правовой кретинизм: разбирательства в суде, универсальность компромисса.   Обман одноглазого Полифема. Одноглазость ¾ символ однозначность, прямолинейности и т.д.
с. 90: Речь, способная обмануть физическое насилие, не в состоянии сдержать себя.  

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Франкфуртская школа и социальная практика | Введение Джабира ибн ‘Али аль-Марри
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.