Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достижение нового знания

Мышление носит личностный характер. Особенностью мышления выступает эмоционально-волевой характер (мотивы, цели, досада, радость и т.д.)

 

В философии существует понятие БЫТИЕ, которое обозначает существование чего-либо. Формами бытия выступают:

1. Бытие процессов природы и вещей, произведенных человеком (вторая природа).

2. Бытие человека. Первичная предпосылка – жизнь. Не зря, право человека на жизнь – основа законодательства всех стран и народов.

Но, человек, в отличие от животного, не подчиняется слепо законам тела. Он способен контролировать и регулировать свои потребности. Бытие человека рассматривается как индивидуальное (жизнь от рождения до смерти), так и личностное (включенность в культуру социума).

3. Духовное бытие, то есть внутренний мир человека: сознание, результат его духовной деятельности.

4. Социальное бытие (отношение человека к природе, к самому себе).

 

Бытие человека тесно связано с его потребностями.

Потребность – состояния индивида, которое возникают, когда он испытывает нужду в объектах, необходимых для его существования и развития. Выделяются следующие виды потребностей:

- биологические или физиологические (пища, самосохранение, продолжение рода, температурная среда и др.);

- экзистенциальные (безопасность, комфорт, уверенность в завтрашнем дне);

- социальные (труд, познание, общение, престиж, самореализация и др.);

- духовные (творчество, самоуважение).

Социальные и духовные потребности являются вторичными и формируются социумом.

Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге "Мотивация и Личность".

 

Выделяют потребности подлинные (разумные) и мнимые (ложные). Удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной и полезной деятельности, мнимых – ведет к деградации личности.

В результате осознания потребности формируется интерес, т.е. целенаправленное отношение человека к потребности.

Интересы можно классифицировать по носителю (индивидуальные, групповые, всеобщие) и по направленности (экономические, социальные, духовные и т.д.)

Интерес – важнейший побудитель к деятельности.

Нельзя путать интерес и склонность. Склонность - расположение к чему-либо, отличающееся постоянностью. Интерес направлен на предмет, а склонность – на действие.

Например: интерес к музыке не всегда приведет человека в музыкальную школу, он вполне может оставаться слушателем, а вот склонность сделает вероятным успешные занятия музыкой.

Для реализации интереса и склонности необходимо учитывать способности человека.

Способности – психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Способности бывают общие (интеллектуальные) и специальные.

Уровни способностей:

Задатки – врожденные физиологические особенности (например, сильнее среднего развит зрительный анализатор мозга)

Одаренность – интегральный уровень развития специальных способностей (художественная одаренность)

Талант – это совокупность способностей, развивающаяся в результате деятельности, позволяющая получить особый, уникальный продукт деятельности.

Гениальность – высшая степень развития способностей, возможность создание качественно нового творения.

Деятельность – это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.

Деятельность является главной составляющей жизни человека, который именно в процессе деятельности формируется и самореализуется.

Особенности:

1. Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды обитания человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, меняя образ жизни.

2. Целеполагание. Сознательная постановка цели, связанная со способностью анализировать ситуацию.

3. Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека.

 

Будучи одним из аспектов бытия, деятельность воспроизводит социальные связи.

Структура деятельности:

  1. Субъект (человек, коллектив, общество)
  2. Объект (предмет, процесс, внутреннее состояние)
  3. Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направление деятельности (потребности, интересы, убеждения и т.д.)
  4. Цель – осознанный образ результата, на достижение которого направлено действие.
  5. Средства и методы.
  6. Процесс (действия)
  7. Результат

 

Деятельность состоит из действий – процесса, направленного на реализацию цели.

Виды действий (по М. Веберу):

1. Целенаправленные (рационально-поставленная и продуманная цель)

2. Ценностнорациональные (действия по убеждению)

3. Аффективные (эмоциональные)

4. Традиционные (автоматическая реакция на привычный раздражитель).

Становление личности человека происходит в процессе деятельности. Источником развития выступают противоречия между потребностью утвердить себя в обществе и активностью в решении групповых задач. Вследствие разрешения этих противоречий человек проходит через три основных этапа становления личности:

  1. Адаптация (освоение действующих в обществе норм, овладение основными формами деятельности).
  2. Индивидуализация (поиск способов и средств обозначения свой индивидуальности).
  3. Интеграция (одобрение обществом индивидуальных особенностей личности)

Классификация деятельности:

 

Важнейшие виды деятельности:

Игра – форма деятельности в условных обстоятельствах. Функции игры значительны: воссоздание и усвоение общественного опыта, познание и усвоение предметной деятельности, развитие интеллекта, эмоций, нравственности. Человек играет в игры на протяжении всей своей жизни, меняются лишь место, роль игры и сам ее характер.

Особенность игровой деятельности в том, что она не нацелена на материальный результат.

 

Учение -приобретение знаний, навыков, умений. Выступает в организованной, неорганизованной форме и в самообразовании.

Труд – социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата. В процессе труда люди общаются между собой, обмениваются способами деятельности, что способствует их социализации.

Трудовая деятельность характеризуется:

- использованием и изготовлением орудий труда;

- целеполаганием;

- совместным характером деятельности;

- направленностью на преобразование человеческого мира.

Творчество – деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.

Успех деятельности человека в той или иной области жизни определяется тем, насколько развиты у него способности – организаторские, педагогические, технические, художественные и др.

.

Общение – это вид деятельности, в результате которого человек взаимодействует с другими людьми, обменивается с ними навыками, умениями, опытом, информацией и удовлетворяет потребности человека в контактах с другими людьми.

Уровни общения:

1. Взаимовосприятие (Коммуникация) (Процесс передачи, уточнения, формирования информации, при котором каждый участник выступает в качестве субъекта общения.) Эффективный обмен информацией возможен, если коммуникатор (тот, кто направляет информацию) и реципиент (принимающий) обладают одной системой кодирования информации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Человек как биосоциальное существо | Смысл жизни человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.