Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмиль Дюркгейм

 

Биографические данные. 15 апреля 1858 г. – рождение ЭД в г. Эпиналь в семье раввина. Учиться в коллеже родного города и, заканчивая его, становиться лауреатом общего конкурса. После чего ЭД едет в Париж в Лицей Людовика Великого для подготовки к конкурсному экзамену в Высшую Нормальную школу. В пансионе Жоффре ЭД знакомится к Жаном Жоресом. В 1879 году ЭД поступает в ВНШ и слушает лекции Фустеля де Куланжа и де Бурту.. В 1882 году сдает экзамены на звание преподавателя философии и тогда же назначается преподавателем в Санс и Сен-Кантен. 1885-86 ¾ берет годовой отпуск для занятий общественными науками сначала в Париже, а зетем в Германии у Вундта. В 1886-87 гг. по возвращению из путешествия по Германии публикует «Философском обозрении» три статьи «Новые исследования в области общественной науки», «Состояние положительной науки о морали в Германии», «Философия в немецких университетах». В 1887 году на назначению министра становиться профессором педагогики и социологии на филологическом фак-те в ун-те в Бордо. Его курс по социологии был первым во французских ун-тах. В 1891 году читает курс лекций для подготовки кандидатов на получение звания преподавателя философии с целью совместного изучения предшественников социологии ¾ Аристотеля, Монтескьё, Конта. 1893 год ¾ заметка о дефиниции социализма в «Философском обозрении». Защита докторской диссертации «О разделении общественного труда» вместе диссертацией по латыни «Вклад Монтескьё в становление общественной науки». 1895 год ¾ «Метод социологии». 1896 год ¾ на базе курса ЭД создается кафедра социологии. Основывается «Социологический ежегодник». В нем публикуются статьи «Запрет кровосмешения и его истоки» и «Определение религиозных феноменов». 1897 г. ¾ «Самоубийство». 1900 ¾ «О тотемизме» (статья в «СЕ»). Борец за светское образование ЭД возмущен делом Дрейфуса. Все больше и больше занимается религиозной проблематикой. 1902 ¾ приглашен внештатным сотрудником на кафедру педагогики в Сорбону. 1906 ¾ включен в штат сотрудников кафедры педагогики филологического фак-та Парижского ун-та. Преподает там одновременно педагогику и социологию. Делает сообщение во Французском философском обществе на тему: «Детерминация морального факта». 1909 ¾ читает в Коледж де Франс «Выдающиеся педагогические учения во Франции начиная с 18в.». 1911 г. ¾ выступление на философском конгрессе в Болоньи на тему: «Ценностные и реальные суждения». 1911 ¾ «Элементарные формы религиозной жизни». 1913 ¾ его кафедра получает название «Кафедра социологии Сорбонны». «Религиозная проблема и двойственная природа человека» ¾ сообщение во Фр. философском обществе. 1916 год ¾ ЭД теряет единственного сына на Солоникском фронте. Публикует две книги: «Германия превыше всего. Немецкий менталитет и война». «Кто хотел войны? Об истоках войны по дипломатическим документам». 1917 год, 15 ноября ¾ смерть в Париже.

 

Основополагающий принцип социологии ЭД ¾ социологизм. Можно выделить два аспекта в понимании дюркгеймовского социологизма: онтологический и методологический.

 

Онтологическая сторона «социологизма» базируется на нескольких постулатах:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива, основательна и реальна, как и другие виды реальности, а потому развивается по своим определенным законам.

2. Общество ¾ реальность особого рода, а потому не сводима к другим ее видам. ЭД постоянно подчеркивает факт автономности социальной реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. Дихотомия «индивидуальное – коллективное / социальное» «светское – священное» связана с концепцией человека в ЭД. Всякая общая социология базируется на философской антропологии. Человек ¾ двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют т борются две сущности: социальная и индивидуальная.

3. В указанных дихотомических парах те стороны, которые воплощают социальную реальность господствуют над другими: коллективное / социальное над индивидуальным; священное над светским. Социальные факты выступают двумя характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидуальным и принудительной силой по отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно ¾ реальный объект всех религиозных и гражданских культов. Оно представляет собой богатую и более реальную реальность, чем индивид. Оно доминирует над ним и создает его, является источником всех высших ценностей. ЭД признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов. Но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

Такая позиция обозначена в истории социологии как «социальный реализм».

 

Методологический аспект тесно связан с его онтологическим.

1. Поскольку общество часть природы, постольку наука об обществе ¾ социология ¾ подобна наукам о природе в отношении методологии: ее познавательная цель исследование устойчивых причинно-следственных связей в социологии и закономерностей. ЭД настаивает на необходимости применения в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Отсюда множество биологических и физических аналогий и понятий в его работах. Основной принцип его методологии выражен в словах: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи». Исследованию должны подвергаться не понятия о реальности а сама реальность; из социологии необходимо устранить все вненаучные понятия. Методологический монизм ЭД резко контрастировал с дуалистически трактовками научной методологии немецкой мысли: объяснение-понимание (Дильтей), номотетический-идеографический (Виндельбанд), генерализирующий-индивидуализирующий (Риккерт) методы, различия наук о культуре и естественных наук. Во Франции господствовала позитивистская методология и представление о единстве научного знания.

2. Из признания специфики социальной реальности вытекает автономность социологии, ее несводимость к какой-либо другой науке. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

3. Социологизм ЭД выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку социальная реальность ¾ высшая реальность, то социологический способ объяснения провозглашается единственно верным. ® «Социологический империализм». Социология мыслилась ЭД не просто как самостоятельная наука наряду с другими социальными науками, но как система, корпус социальных наук. В результате социологизм предстает не только как социологическая концепция, но как философское учение. Отсюда и двойственность отношения ЭД к философии. С одной стороны, он настаивал на независимости социологического метода от философии, с другой ¾ по собственному признанию, всегда оставался философом. Своему ученику и последователю Ж. Дави он писал: Отойдя от философии, я стремлюсь к тому, чтобы к ней вернуться, вернее, я все время возвращался к ней самой природой вопросов, с которыми сталкивался на своем пути».

 

Антипсихологизм ЭД выражался в признании ценности социальнопсихологических исследований.

 

Под влиянием трудностей методологического характера и критики со стороны других направлений ЭД со временем смягчал ригоризм своих первоначальных социологических и антипсихологинских формулировок. Некоторые исследователи отмечают эволюцию его идей в сторону большей спиритуализации. Однако более адекватным объяснением движения мысли ЭД кажется другое. ЭД осознал недостаточность механистического объяснения социальных фактов (их внешний и принудительный характер) и начал использовать такие понятия как «чувство долга», «морального авторитета», как символы, которые выступают посредниками между человеком и обществом. Эта смена понятийных приоритетов выражает осознание ЭД того факта, что социальные нормы влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их интериоризации; внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов; действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительной силой, но желательностью для индивида. Отсюда рост интереса ЭД к ценностной проблематики.

 

Предмет социологии ¾ социальные факты. Социология ¾ наука об институтах, их генезисе и функционировании».


 

«О разделении общественного труда» (1893г.)

Текст докторской диссертации ЭД. Содержание книги ¾ общая теория социальных систем и их развития. Основная цель работы: доказать, что РОТ обеспечивает социальную солидарность, или выполняет нравственную функцию. За этой заявленной формулировкой цели скрывается другая, более значительная, цель: доказать, что РОТ ¾ это фактор, который создает и воссоздает единство общества, в котором традиционные верования утратили былую веру и привлекательность.

Суть теории ОРТ:

В архаических (сегментарных) обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в коллективном сознании ¾ механическая солидарность. В развитых (организованных) социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене ¾ органическая солидарность; коллективное сознание в ОргС не исчезает, но становиться более общим, неопределенным и действует в более ограниченной сфере. Следует подчеркнуть, что ЭД стремиться строить свою теорию на определенной эмпирической базе, в качестве которой выступают некоторые древние и современные нравственно-правовые системы.

В работе эволюционистский подход сочетается со структурно функциональным. Классификация ЭД социальных структур (сегментарных и организованных обществ) и рассмотрение сложных обществ как сочетания простых основана на эволюционистском представлении о последовательной смене во времени одних социальных видов другими. Но уже в этой работе ЭД говорит не столько о плоском эволюционизме, сколько о сложности и многообразии путей социальной эволюции. В этом же контексте он говорит не об обществе, но об обществах.

Деление на М и О солидарности носит аналитический характер. ЭД признает сохранение элементов МС при господстве ОС. Вообще эти категории выступают преимущественно как «идеальные типы» (МВ).

Социальная функция понимается как соотношение между явление или процессом и определенной потребностью социальной системы. Исследование социальных функций ¾ главная познавательная цель социологии для ЭД. ЭД создал один из первых вариантов структурного функционализма в социологии.

Аномия ¾ состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.

 

 


 

Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами общества (по С. Люксу).

 

  Механическая солидарность Органическая солидарность
Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах) Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)
1. Морфологическая (структурная) основа Сегментарный тип (вначале на клановой, затем на территориальной основе) Организованный тип (слияние рынков и рост городов)
Слабая взаимозависимость (относительно слабые социальные связи) Сильная взаимозависимость
Относительно малый объем населения Относительно большой объем населения
Низкая материальная и моральная плотность Высокая материальная и моральная плотность
2. Типы норм (воплощенные в праве) Правила с репрессивными санкциями Правила с реститутивными санкциями
Преобладание уголовного права Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)
3а. Формальные признаки коллективного сознания Большой объем Малый объем
Высокая интенсивность Низкая интенсивность
Высокая определенность Низкая определенность
Власть группы абсолютна Большой простор для индивидуальной инициативы и рефлексии
3б. Содержание коллективного сознания Высокая степень религиозности Возрастающая светскость
Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность) Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)
Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости
Конкретность и детальный характер Абстрактность и общий характер

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эластичность спроса на цену | Согласование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.