Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4 Проблема единства мира в истории философии и науки

Вопрос 3 Пространство и время как формы существования материи.

В истории философии существовали 2 подхода:

1) Субстанциональный (Эпикур, Ньютон), согласно которому пространство и время – самостоятельные сущности (субстанции), которые существуют наряду с материей и независимы от неё (Ньютон). Пространство – огромное космическое ведение вещей.

2) Реляционный – пространство и время, не самостоятельные сущности, а система отношений, образуемых движущимися друг относительно друга и взаимодействующими материальными объектами (Аристотель, Лейбниц, Гегель и А. Эйнщтейн. Согласно данному подходу, пространство и время отдельно от материи существовать не могут, они всего лишь атрибуты материи, формы её существования. Более того, пространство и время органически связаны между собой, а их свойства изменяются в зависимости от характера материальных процессов. Например, скорости движения материальных объектов.

Эйнштейн в своей теории относительности доказал такие относительные характеристики, как длина, временной интервал, свойство одновременности не являются абсолютными, а зависит от взаимного движения и скорости материальных тел. Согласно данной концепции, пространство – форма существования материи, которая характеризует местоположение объектов, их способность обладать протяжённостью, дискретностью, дифференцированностью. Это такая объективная форма существования материи, которая характеризует порядок смены событий, длительность существования объектов и последовательность состояний. Пространство и время обладают как общими, так и специфичискими чертами. К общим относят материальность, абсолютность, относительность, противоречивость, пространство, время, безграничность – материальный мир не имеет границ в пространстве и времени. Различия проявляются в следующем: 1) быть в пространстве – значит, существовать одно рядом с другим, а быть во времени – значит, перемещаться. Отсюда пространство обратимо, а время необратимо.

Интерес к этой проблеме возник задолго до появления самой философии.

1) Первая попытка решения этой проблема содержится в мифах, в которых в единое целое сводились все явления. В этой связи в греческой философии возникло понятие космоса, означающее вселенский порядок.

2) Для мифологии характерно стремление объяснить многообразие явлений окружающего мира, их происхождение из единого источника. В этой связи появилось понятие «тотем», т. е. некий общий предок.

3) в религии источник единства связан с богом, в античной философии эта проблема обозначалась понятием «архе», - «из чего всё». Под воздействием научных открытий, сделанных естественными науками, утвердился естественный подход к утверждению единства мира. Его суть сформулировал Ф. Энгельс: мир един по своей материальности. Это доказывается всей многотрудной историей развития философии. В современной философии это положение конкретизируется тезисами:

1) мир един, поскольку он имеет единую материальную субстанцию;

2) мир един по своей физической структуре

3) мир един по внутренним отношениям между явлениями, в основе которых лежит, прежде всего, причинность, признаками которой являются временная последовательность, необратимость, порождаемость и ряд других;

4) мир един по своим законам, которые вносят порядок в протекаемые в окружающем мире процессе;

5) мир един по своему происхождению.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 7 Философское учение о материи | Вопрос 2 Происхождение сознания с т. з. диалектико-материалистические подхода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.