Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7 Философское учение о материи




Вопрос 2 Философия Чаадаева.

Основные этапы развития русской философии

Тема 6 Русская философия

Русская философия – составная часть мировой философии, но имеющая свою специфику, обусловленному факторами:

1) Спецификой отечественной истории;

2) Влияние христианской ветви – православия;

3) Культурно-географическая расположенность России.

Исходя из этого, в русской философии проявились следующие специфические черты:

1) Связь русской философии с религиозным мировоззрением (прежде всего, с православным – коллективный образ жизни, милосердие).

2) Историософичность (проблема исторического выбора)

3) Антропоцентричность (особое внимание проблемам человека).

4) Панморализм – проблема нравственного возвышения человека;

5) Тесная связь теоретических разработок с практической деятельностью, её ориентация на решение практических задач;

6) Иррациональность (интуиция, мистическое творчество и др.)

1) Ранний (I-XVII). Этап зарождения древнерусской и раннехристианской философской мысли, её развития в эпоху становления и укрепления русского государства (подготовительный, «пролог русской философии»);

2) XVIII- 1/3 XIX вв. «Философское пробуждение России». Поскольку он совпадает с веком русского Просвещения и характерен не только активным перенятием опыта Западной философии, но и созданием своей системе философских позиций.

3) Рассвет отечественной философии XIX-нач. XX вв. «Золотой век русской философии». В эту эпоху сложились направления:

а) декабристское; б) монархистское; в) западническое и славянофильское; г) мандистское; д) революционно-демократическое; е) революционное; ж) космизма; з) марксистское (Плеханов, Лопатин, Ленин)

4) 1917-1991 г. Советский период (Ленин, Бухарин, Сталин и др.)

5) Философия русского зарубежья (Философы, эмигрирующие заграницу).

6) 1991-по сегодняшний день

В XIX веке особую роль в развитии русской философии (особенно в историософичном направлении) сыграл Чаадаев (1794-1856). В его философии были темы человека и истории.

Человек, по Чаадаеву – синтез 2-х субстаний: духовной и материальной. Жизнь человека возможна только в коллективе, в котором он, собственно, и становится человеком, формируется как личность.

Этапы творчества:

1) На 1 этапе придерживался т. з., что Россия «выпала» из мирового исторического процесса, поэтому будущее России он видел в том, чтобы вернуться в мировую цивилизации, освоить ценности Запада.

2) После войны 1812 года – этап «Философского русского Просвещение»

Раздел III Общетеоретическая философия

Вопрос 1 Развитие взглядов на материю в истории философии, классическое философское определение материи.

Онтология – проблематика субстанции, включает в себя бытие

Базовой философской категорией является категорией «бытие» - всё, что есть; всё, что существует. При философском анализе этой категории Парменидом, уясняются проблемы субстанции, решение данной проблемы субстанции как первоосновы бытия изначально разделила философов на 2 направления: материализм и идеализм.

Ещё одна форма бытия – человеческое бытие (как существование в духовном виде). Другой вид – социальное бытие, которое включает, с одной стороны, бытие человека в обществе.

Среди бытия выделяют также: 1) ноуменальное (ноумен – сущность, т. е. то, что скрыто от взора человека) бытие, и феноменальное явление (то, что поддаётся осязанию, чувственное).

Категории, противоположные бытию – небытие, под которым понимают полное отсутствие чего-либо, «абсолютное ничто». С позиции Гегеля, небытие – состояние, единое с «бытие», которое, в свое время, превращается в небытие, и наоборот. В философии выделяют потенциальное бытие (возможное) и реальное бытие (которое состоялось, действительность, «актуальное бытие»).

Взгляды на материальное бытие, на её структуру, свойства, изменялись в процессе развития науки и философии. В древнегреческой философии представители материализма сводили материю к какому-либо конкретному природному веществу (воде, воздуху, огню). Но дальше всех в субстанции бытия продвинулся Демокрит, разработавший оригинальную концепцию атомизма. Атомистическая теория почти в неизменном виде существовала вплоть до XIX века. Только в Новое время многие учёные-естествоиспытатели и философы пытались скорректировать это учение, пытаясь описывать свойства, присущие объектом природы. В Новое время сложилась атомистическая картина мира. Результатом научных учений в Новое время стала т. н. «Механистическая картина мира», согласно которой, и мир в целом, и все составные её части представляют собой механические системы. Первым ударом по такой устоявшейся картине мира стало открытие полей (гравитационного и электромагнитного). Другим стало открытие электрона и сложной структуры атома. Кроме того, была открыта радиоактивность, рентгеновские лучи и др., после было открыто давление солнечного света. Все эти и другие открытия вызвали в научном мире определённый кризис, связанный с пониманием материи, который назвали кризисом естествознания (по Козлову М. И., кризис мировоззрения). Суть в том, что многие физики, считающие основами мироздания атомы, стали заявлять, что материя исчезла и способна превращаться в нематерию, следовательно, нужно придерживаться идеализма (такие направления привели к возникновению «физического идеализма»). Выъод из этого кризиса предложил русский философ В. И. Ленин, который в своём главном философском труде, изданном в 1908 г. «Материализм и эмпириокритицизм» - форма субъективного идеализма. Выводы в учении:

- исчезла не материя, а устаревшие взгляды на её структуру и свойства;

- следует разграничивать естественно-научный и философский подход к материи, учёные-естественники должны открывать и описывать разные свойства, присущие различным природным явлением, а философы должны найти наиболее общий признак, свойства, присущие материи в целом. Ленин, реализуя философский подход, предложил следующее определение материи: «Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которое копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Философский смысл данного определения в том, что оно выполнено в рамках ОВР.

В данном определении происходит абстрагирование от многочисленных второстепенных (частных) свойств материи и указание на самое общее (универсальное) свойство материи существовать объективно. Сегодня известны следующие виды материи: 1) вещество в разных ипостасях; 2) различные поля; 3) физический вакуум; 4) антивещество; 5) антиполя.

Материя, как объективная реальность, обладает следующими атрибутами (неотъемлемыми, всеобщими свойствами – объективность, движение, пространство и время, отражение, способность к самоорганизации).

Структурность (вся материя структурирована). Выделяют следующие уровни структурной организации материи,

1-ый уровень состоит из 3-х подуровней:

1) Неорганическая (неживая)

2) Органическая (живая)

3) Общество

2-ой уровень состоит из микромира, макромира и мегамира.

3-ий уровень – синергетика.

Вопрос 2 Движение как способ существования материи. Основные формы движения и их взаимосвязь. Движение определяется в философии как изменение вообще. Это единственный способ существования материи.

Признаки движения:

- материальность (источник движения – материя)

- объективность (проявляется независимо от воли человека);

- абсолютность (всеобщность)

- относительность, состоящая в том, что на разных уровнях материи движение проявляется по-разному.

- противоречивость означает постоянное наличие противоречий (борьбы противоположных движений), напр., борьба между движением и покоем. Наиболее ярко противоречивость проявляется в противоборстве противоположностей, как борьба и покой. Это полное отсутствие движения. Под покоем философы понимают не полное отсутствие движений, а всего лишь сохранения предметом своего устойчивого положения относительно других предметов или сохранение некоторых характеристик, свойств предметов. Вместе с тем, предметы, покоящиеся в одной системе отсчёта, движутся (изменяются) в другой. Кроме того, в любых предметах существует внутреннее движение (изменение).

Таким образом, покой относителен, приходящ. Таким образом, покой относителен, а движение – абсолютно.

Частным случаем движения философы считают развитие

Развитие – особый вид движения, которое характеризуется:

1) Необратимостью;

2) Появлением нового качества;

3) Направленность

Таким образом, развитие – необратимое, направленное и качественное изменение.

Виды движений:

По К. Марксу и Ф. Энгельсу,

1) Механическое движение;

2) Физическое движение;

3) Химическое движение;

4) Биологическое движение; Жизнь – способ существования белковых тел.

5) Социальное движение.

Между всеми формами движения существуют строгие взаимосвязи:

1) Каждая более сложная форма движения исторически возникла на базе низшей формы;

2) Более сложные формы движения имеют качественную специфику и не сводимы к низшим формам, ни к простой их совокупности;

3) Более сложные формы движения включают в себя все предшествующие, менее сложные, но в преобразованном («снятом», трансформированным) виде.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.