Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3 Философия Нового времени




1. Общая характеристика философии Нового времени;

Новое время – становление нового общественного строя (капитализма, буржуазного строя). Философия данного периода подразделяется на 3 крупных этапа: 1) становления новой философии ранних буржуазных революций – I половина XVII века; 2) эпоха Просвещения 2 пол. XVII-XVIII. 3) Немецкая классическая философия (к. XVIII- к. XIX в.

В старое время (в эпоху средневековья) господствовали феодальные порядки, духовной опорой которой было религиозное мировоззрение. Философия в это время выступала как«служанка богословия». Переходным периодом от средневековья к новому времени стала Эпоха Возрождения. Для неё характерно возрождение многих идей античности (в частности, идеалы гармоничности человека, его автономности и самодостаточности, уникальности, Одной из главных черт эпохи Возрождения стал принцип антропоцентризма. В философии этого периода человек стал трактоваться как существо, получившее от бога свободу воли и способное распоряжаться своей судьбой, т. е. творить и самого себя как личности и преобразовывать окружающий мир. Отсюда вторая важнейшая черта философии эпохи Возрождения – возрождение интереса к изучению природы, но природа трактовалась пантеистически (как разумное существо, как одушевлённое целое, в которой бог сливается с природой, растворяется в ней. Вместе с тем, природа, согласно таким взглядам, подчиняется действию законов, которые люди могут познать (гноссеологический оптимизм). Таким образом. Эпоха возрождения способствовала раскрепощению философской мысли, освобождение её от жёстких рамок религиозного мировоззрения. В философии и обществе в целом начался процесс секуляризации (освобождение от религии). Исходя из этого, можно выделить основные факторы философии Нового времени:

1) Утверждение капиталистического способа производства и в целом капиталистических отношений.

2) Появление и развитие новой социальной структуры, соответствующей новому экономическому базису.

3) Прошедшая в Европе научная революция, результатом которой стало становление классических наук.

. Пантеизм – такая система взглядов, в которой богу отводится роль творца (архитектора), а далее, якобы, природа развивается по естественным законам.

4) Развернулась секуляризация общественной и частной жизни

5) Пантеистичесие тенденции в философии позднего средневековья и в эпоху Возрождения

6)Гуманизм и антропоцентризм в эпоху Возрождения

На основании этого, можно утверждать, что философия приобрела следующие черты: отказ быть служанкой богословия и вновь, как и в античности, стала самостоятельной наукой и выступила полноправной союзницей других наук (естественных). Главной задачей философии нового времени стало осмысление достижений естественных наук и выработка на этой основе всеобщего научного метода, позволяющего получать достоверные знания как условие обретения человеком власти над природой. Решением этой задачи философией Нового времени сложились 2 основных направления: эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк), суть которого в том, что в научном познании главным являются опыты (эксперименты); рационализм, его приверженцы (Бенедикт Спиноза, Г. Лейбниц). Сторонники эмпиризма индукции, а рационализма – дедукции. В философских учениях нового времени преобладали материалистические взглады, но далеко ещё не последовательные, научно не обоснованные. В частности, широкое распространение получили такие мировоззренческие системы, как пантеизм и деизм. Материализму Нового времени были присущи следующие характерные черты:

1) Метафизичность (т. е. мир воспринимался не как находящиеся в постоянном развитии, игнорировались принципы диалектики.

2) Механистичность (заключающаяся в том, что окружающий мир, присущие ему всевозможные процессы описывались, объяснялись, трактовались на выводах о классической механике.

3) В объяснении общественных явлений философы-материалисты того времени оставались на идеалистических позициях. 4) в противовес распространению материализма активировались представители идеалистической философии и, прежде всего, представители субъективного идеализма. 5) философия нового времени внесла существенный вклад в рационализацию общественно-государственной жизни. В частности, в этот период были разработаны классические социальные теории, такие как теория естественного права, теория общественного договора, теория разделения властей, теория юридического социализма, теория либерализма и ряд других.

2. Эмпирическая философия Нового времени на примере Френсиса Бэкона (1561-1626); Главной задачей он считал овладение законами природы, использование их на благо человека. Отсюда его главный девиз: «знание – сила», но для этого надо разработать систему опытов: плодоносные (ими занимаются естественные науки) и светоносные. При проведении опытов надо применять прогрессивный метод, к которому он относит индукцию. Суть этого метода в том, что достоверные знания приобрести в ходе движения от частного к общему. Ф. Бэкон считал, что метод индукции может дать истинные знания только тогда, когда сознание учёного будет освобождено от помех (он называл их призраками, идолами). В частности, он выделял следующие основные идолы, мешающие познанию: идолы рода (ложные представления, обусловленные общей для всех людей природой и несовершенством человеческого разума), идолы пещеры (искажения, неточности, источником которых становятся особенности психики (т. е. субъективизм восприятия), призраки рынка (заблуждения, возникающие в процессе общения людей, когда они вольно или невольно используют их в речи); идолы театра – порождение слепой верой в авторитеты, а также приверженностью людей к традициям, общественным мнениям). Освободиться от тих идолов, по мнению Бэкона, помогает философия. Его последователями стали Т. Гоббс и Дж. Локк.

3. Рационалистическая философия (Декарт, 1596-1650 гг.). Для описания своей философии он использовал 2 образа: 1) называл философию «универсальной математикой», являющейся идеалом достоверности, строгости и точности знания.2) Сравнивал систему наук с деревом, роль корневой системы – философия. Далее идут прикладные науки, среди которых он называл медицину, механику и этику. Главная заслуга Декарта – разработка универсального метода познания, который он называл методом диаметрической дедукции. Суть этого метода, предполагающего движение от общего к частному, он сводил к следующим правилам: правило очевидности или здорового скепсиса. 1 ПРАВИЛО – правило очевидности. 2 правило – анализа, т. е. каждую проблему разделять на частные задачи. 3) правило синтеза; 4) систематезации. Реализации этого метода способствует интуиция (ясный, внимательный ум). Данный метод пытался применить к исследованию общества (рационализация). В частности, к основным правилам рационализации общества он относил: 1) правила повиновения законам и обычаям своей страны (каждый человек должен следовать именно этому правилу); 2) правило, согласно которому необходимо проявлять твёрдость, решимость и упорство в отстаивании избранных позиций; 3) побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, менять скорее свои желания, чем установленный порядок; 4) необходимо употреблять всю своё жизнь на культивировании разума. Философское кредо Декарта: Мыслю, следовательно, существую.

Дополнительные вопросы: краткая характеристика философии средних веков; краткая характеристика философии эпохи ренессанса; 3) философия представителей эмпиризма Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк (теория разделения властей); 4) Философия представителей рационализма Бенедикт (Барух) Спиноза, Г. Лейбниц)

Тема 4 Немецкая классическая философия (НКФ)

Вопрос 1 Общая характеристика немецкой классической философии.

НКФ – философия кон. XVIII – нач. XIX вв., эпоха И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и Л. Фейербаха.

Предпосылки НКФ: 1) Базисом НКФ стала философия Просвещения; 2) Французская буржуазная революция 3) Идейные предшественники – Х. Вольф, Г. Лессинг, Й. Гете.

Признаки НКФ:

1) Это предпосылка революции в Германии («немецкая теория французской буржуазной революции») 1848 г.

2) Объект изучения НКФ - Абсолют (некие культурные ценности, поиск всеобщих идеалов, моделей госустройства, моделей разумного социального поведения, эффективных принципов научного познания);

3) всестороннюю разработку получила тема исторического прогресса разумности истории, его закономерностей, движущих сил, целей и критериев.

Метод НКФ – философский идеализм, в рамках которого разработана тема диалектики (внесён крупный вклад Гегеля) как науки о развитии и как метод познания.

4) Немецкие классики особое внимание выделяли исследованию сущностей человека, его ценностных установок (ориентаций), познавательных возможностей, норм поведения, отношения к богу, к труду, у другим людям;

5) Введена строгость научных доказательств, точность, системность, категоричность;

6) НКФ - пик рационализма Нового времени. Его главный принцип – разумность бытия. Принцип означает 1) Убеждение в рационалистичности устройства человека и природы; 2) гносеологический оптимизм; 3) оптимизм модернизации.

Вопрос 2 Философия Иманнуила Канта (1724-1804 гг.) Это основоположник немецкой классической философии. В его творчестве принято выделять 2 периода: 1) докритический период (до 1770 г., изучал проблемы естествознания и натурфилософии (изучение природы, её закономерностей). Выступал с материалистической позиции, в частности, он разработал материалистические теории (гипотезы), как теория происхождения и развития солнечной системы из газо-пылевого облака; теория приливов и отливов, теория происхождения человеческих рас. 2) Критический период (с 1770 г.), в котором он издаёт 3 своих философских произведения: критика чистого разума (научное познание), в которой он исследует теоретические проблемы познания (гносеология); 3) критика практического разума, которой он посвящает проблемам морали (что я должен делать?); критика способности суждения, отвечает на вопрос «на что я смею надеяться?»

В теории познания И. Кант исходил из разработанного им учения о «вещах в себе» и «вещь для нас». Под «вещами в себе он понимал объекты окружающего мира, которые существуют объективно и, воздействуя на органы чувств человека, вызывают ощущения, однако Кант делает вывод, что эти вещи в себе принципиально непознаваемы ни с помощью чувств, ни с помощью разума. Здесь он выступает сс позиции агностицизма. Мир непознаваемый, а мысленный, мир «скрытых сущностей». Здесь он выступает как диагностик. Вместе с тем, Кант утверждает, что человек как субъект познания способен познать явления окружающего мира, которые он называл «вещами для нас».

Процесс познания проходит в 3 этапа: 1) чувственный, который человек упорядочивает априорными (доопытными) формами познания

У любого существа есть 2 формы априорного познания: пространство и время. На втором этапе, по Канту, включается рассудок, который тоже имеет априорный формы, с помощью которых синтезируются все чувственные данные и вырабатываются понятия и суждения, которые Кант называл основой теоретического естествознания. Кант выделял 12 основополагающих категорий, с помощью которых человек может познавать мир. На третьем этапе подключается разум, способный к умазаключениям, включая и самые высшие, которые он называл идеями – это основы метафизики (философии). Он выделял 3 группы таких идей: идеи души (совокупность психических процессов); идея мира (умение открывать законы) и идея бога как причины всех явлений, причина всех причин. В результате познания как процесса трудного и противоречивого человек наталкивается на некие препятствия, который Кант определяет как антиномии, т. е. такие тезисы, которые могут быть одинаково истинны и ложны, которые можно доказать. Антиномии канта: всё в мире состоит из простого – в мире нет ничего простого (всё сложное). В мире существует свобода – никакой свободы в мире нет; В мире есть бог как первооснова – в мире никакого бога нет. Кант раскрывает проблемы этики. Отвечая на вопрос, что человек должен делать, Кант приходит к выводу, что в отношениях между людьми следует придерживаться всеобщего нравственного закона, определяемого им как категорический императив. Данный закон, по Канту, реализуется в следующих простых правилах: 1) поступать в жизни всегда так, чтобы правила твоего личного поведения могло стать основой всеобщего законодательства. 2) поступай в жизни всегда так, чтобы человечество и в твоём лице (лице каждого конкретно взятого человека) и в лице всякого другого рассматривалось не как средство (для решения каких-то проблем), а как цель. Эти правила должны реализовываться в рамках всего человечества.

Вопрос 3 Философия Гегеля (1770-1831 гг.) Его творчество считается вершиной немецкой классической философии. Черты философии Гегеля: 1) Всеобъятность учений; 2) Гносеологический оптимизм (убеждение о том, что человек способен познать окружающий мир; 3) Панлогизм (Пан – «всё», т. е. всё мироздание подчинено законам логики, содержащейся в «абсолютной идее» - одной из центральных категорий его философии). Абсолютная идея (абсолютный дух, мировой разум) – духовное первоначало, равноценное богу. Эта абсолютная идея активна, всезнающая и всесильная. Она, якобы, содержит в себе программу (сценарий) развития всего мироздания, запускаемую абсолютной идеей, и управляет её осуществелением. Сам Гегель суть панлогизма выражал следующим тезисом: всё действительное разумно, всё разумное действительно. Весь мировой процесс, по Гегелю – процесс развития абсолютной идеи (её история). В своём развитии абсолютная идея проходит в 3 этапа: 1) логический (абсолютная идея существует сама по себе в сфере чистой логики, т. е. вне пространства и времени, когда нет ни природы, ни общества, ни человека. Из этого формируется чистые понятия; 2) Природный этап – абсолютная идея порождает природу, которая вызывает инобытие абсолютных идей или царство окаменевших понятий. 3) Духовный этап развития абсолютной идеи, когда она возвращается к своему абсолютному состоянию, но в форме общественного сознания. Главными средствами познания абсолютной идеи он считал религию, искусство и философию, а также право, мораль. Философская система Гегеля представляет собой образец объективного идеализма, страдает оптимизацией духовного факта, в этом смысле ненаучна, но на основе объективного идеализма Гегель очень детально разработал диалектику (и как теорию, и как, прежде всего, метод). В этой связи в Гегелевской философии существуют следующие противоречия: во-первых, его диалектический метод требует рассматривать весь окружающий мир в вечном движении и развитии, то его система объективного идеализма отрицает всеобщность развития. Во-вторых, гегелевская диалектика утверждает, что процесс познания бесконечен, его консервативная система объявляется законченным и абсолютным знанием.

Вопрос 4 Людовик Фейербах (1804-1872) – завершает эта п немецкой классической философии. Основные труды: «Сущность христианства», «Лекции о христианстве». Его философия стала первым вариантом глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: а) полный разрыв с религией (атеизм); б) попытка объяснить бога и религию в целом с материалистических позиций исходя из человеческой природы; в) природа, по убеждению Фейербаха, никем не создана и подчинена естественным (объективным) законам; г) человек, по Фейербаху, существо природное, это высшая ступень в его развитии; д) Гносеологический оптимизм (можно ли познать этот мир?) Чувства человека и его способность мыслить – тоже естественные явления, поэтому сущность человека, его природу сводил к природным явлениям, игнорирующие при этом его отношения с другими людьми, т. е. человека, он трактовал абстрактно как существо внеисторическое. В этом и состоит один из главных недостатков его материализма, которые называют антропологическим материализмом. Антропологический материализм его страдал метафизичностью, т. е. недиалектическим подходом к природе и человеку. Это связано с тем, что Фейербах так и не смог преодолеть созерцательного характера материализма Нового времени и не смог также осознать роль практики в познании и преобразовании мира. В теории познания Фейербах был сенсуалистом, т. е. главную роль в познании он отводил чувствам и даже свою философию называл чувственной, решительно выступал против агностицизма. Большое место в его философии было отведено критике своего учителя. В этой связи Фейербах не признавал наличие абсолютной идеи как первопричины мира. Вместе с тем, отвергая философскую систему Гегеля, Фейербах отверг и его диалектику.

Философия Фейербаха носила ярко выраженный атеистический характер, источником религии он считал природную сущность человека. И религию, как и самого человека, он трактовал как некой внесоциальное, внеисторическое явление, раскрывал в основном её психологические корни, игнорируя социальные. В частности, он утверждал, что бог рождается исключительно в человеческих страданиях. Бог, по Фейербаху, есть то, чем человек хочет быть (идеал). В конечном счёте, критикуя религию, приходит к выводу, что без религии человек жить не может, но ему нужна новая религия – религия без бога, он считает «Религию любви», главный принцип которой – человек человеку бог.

В понимании общественной жизни Фейербах оставался идеалистом, поскольку так и не пришёл к пониманию того, что сознание людей определяется не только их положением в окружающей природе, но и, главным образом, условиями жизни, «общественным бытием». Главной и определяющей силой развития общества, неким «чудотворцем», способным создать идеальные общественные отношения, он считал любовь – в этом он проявил себя как гуманист.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.