Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема II Общая характеристика античной философии




 

Этапы:

· Этап формирования

· Ранней классики

· Натуральная философия

· Космоцентрический

Главная задача: изучение природы, окружающей среды, космоса

Представители: Пифагор, Гераклит, Демокрит.

· Этап рассвета или высокой классики или сократический

 

 

1. В отличии от мифологии и религии философия явила собой принцип иной, новый способ духовного освоения мира – освоения теоретически умозрительного. Были заимствованы многие образы (огня, водя, космоса…), многие идеи (цикличности, круговорота…)

2. Свою главную задачу первые философы видели в том, чтобы найти некую первооснову мироздания. Эту задачу они определили в виде греческого термина «Arche» («из чего всё»). При решении данной проблемы они изначально разделились на два противоположных направления (материалистов и идеалистов). К первой материалистической школой философии относилась Милетская школа, основателем которой стал Фалес. Он считал, что первооснова – вода, его ученик считал первоосновой был «апейрон», некая субстанция, так же было мнение, что первоосновой был воздух. Гераклит такой основой считал огонь.

Демокрит создал так называемую «теорию атомов»: в мире нет ничего кроме атомов и пустоты. Вершиной материалистической философии считается Аристотель.

3. В античной философии были заложены и основы диалектики, и как учение об универсальных связях и законах развития, и как метод, основанный на этом учении.

4. Античные философы разработали и основы гносеологии (теории познания). В частности, они понимали, что процесс познания весьма противоречив, имеет различные формы.

5. Большое внимание античные философы уделяли проблемам этики, то есть разумного, рационального поведения людей. Создателем нравственной философии стал Сократ.

6. В античной философии были заложены и основы социальной философии, то есть философского осмысления общественных проблем, более разумные способы организации государственной жизни. Платон создал развернутое учение об идеальном государстве.

 

Лекция 2. Первой античной школой в Др. Греции стала Милетская школа философии, основатель – Фале’с

Считается, что Фалес первым поставил проблему Архе (с чего всё начинается) Этим первоначалом он считал воду. Это не просто вода, а разумная вода. Кроме того, по Фалесу, Архе – не конкретная вода, а то общее, что присутствует во всех водах, во всех водах, во всей жидкости. 1) Под влагой Фалес понимал текучее начало, а это уже начало диалектики. 2) Воду он определял как нечто бесконечное, которое содержит в себе потенциальные возможности развития; 3) все вещи, по Фалесу, возникают потому, что эта материя (вода) может разряжаться и сгущаться; 4) всё знание, по мнению Фалеса, также можно свести к единой основе.

В дальнейшем это учение развивал Анаксимандр. Первоначало всего – «Апейрон» (беспредельное, безграничное, бесконечное, которое само по себе не имеет ни начала, ни конца). Апейрон, по его внению, вечен и находится в вечном вращательном движении. Он сам всё производит. Апейрон – источник справедливости, которая трактовалась им как космический принцип, влияющий на отношения между людьми. Также, как и у Фалеса, в его философии множество элементов мифологии, в частности, элементы устройства мироздания. «Огненные колёса Анаксимандра». В области гносеологии Анаксимандр пришёл к важному философскому выводу, согласно которому мир, который нам является, и то, что он есть на самом деле – не одно и тоже. Анаксимандр разработал философскую эсхатологию (учение о гибели мира)

Анаксимен – 3-ий, ученик Анаксимандра. Первоначалом мироздания считал воздух, который, по его мнению, играл роль Апейрона. По его мнению, всё, что мы называем вещами, Воздух сгущается и разряжается, производя всё сущее. Открыл, что состояние погоды зависит от активности Солнца.

В дальнейшем продолжил Гераклит (из Эфеса). «Темный и плачущий философ». Проблему архе он решал, материалистически, считая, что первоосновой всего считается огонь. Огонь вечен, божественен, разумен. Объясняя миропорядок, он пришёл к выводу, что космос состоит из 2-х частей: макрокосмос (место обитания философских сущностей – справедливость, правда и ряд других добродетелей) и микрокосмос. Макрокосмос труден для понимания человека. Кроме того, в макрокосмос включена его противоположность – Хаос, которая вместе с космосом составляет гармонию и борьбу. Хаос – нечто неопределённое, одним из проявлений которого является состояние огненного первовещества.

Микрокосмос – люди, отношения между ними, общества и природные явления. Он находится в точке соприкосновения космоса и Хаоса. Основное отличие между макро- и микрокосмосами заключается в различных способах движения. Покой и неподвижность – удел мёртвых. Вторая ключевая идея его философии – идея вечного изменения, движения, развития. Исходя из этого, он считается отцом диалектики, суть которой он выразил следующими тезисами: всё течёт, всё изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды (понимается жизнь); главным источником движения, изменения и развития Героклит считал борьбу противоположностей. Такая борьба – скрытая гармония мира. Ещё одной ключевой идеей является наличие вселенской закономерности – логос (что для чувства есть огонь, то для души – логос). Высшая цель человека и общества – познание логоса (хотя это очень трудно).

Демокрит (до 370г. до н. э.) «Смеющийся философ». Основное произведение – «Мирострой». Счастье – в хорошем расположении духа. Первоначалом всего бытия он считал атомы «неделимые частицы». Его учение поэтому называют Атамизмом. Суть этого оригинального учения сводится к следующему: 1) оно объясняло материальность вселенной и всех её объектов; 2) атомы, по его мнению, с одной стороны, это мельчайшие материальные и физические единицы (первокирпичики) – причина создания всех вещей. С другой (философской) стороны, атомы – мельчайшие из частиц, воспринимаемые только умом (появилось понятие - теория); опираясь на это учение, Демокрит решил проблему множественности вещей и их состояний, благодаря тому, что атомы многообразны по своей форме и имеют разные формы движения; 3) демокрит объяснил проблему единства мира, т. к. атомы считались абсолютным началом всего и вся во вселенной; 4) гипотеза о существовании неких материальных состояний, не сводимых к веществу (это пролог пустоты; 5) Демокритом была сделана попытка решения проблемы духовного и биологического в человеке, т. к. он утверждал, что людские души также состоят из атомов, 6) Демокрит ввёл в оборот такие понятия, как причина, необходимость и случайность, явление и сущность, а это уже категории диалектики. 7) Демокрит предвосхитил диалектику чувственного и рационального познания.8) попытался решить проблему бесконечности вселенной.

Таким образом, творчество Демокрита ознаменовало окончательное оформление философии как теоретического способа осмысления мировоззренческих вопросов. 2) его философия считается вершиной греческого материализма. (Платон – вершина греческого идеализма)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.