Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1 Закон единства и борьбы противоположностей (ЗЕБП)

Принцип связи и развития.

Тема 9 Законы и категории диалектики

Сознание и язык.

Структура и функции сознания.

Отражение;

2) биологические предпосылки: а) телесная организация человекообразных существ: прямохождение (следствие - появление труда), б) возникновение первой сигнальной системы (развитие звуковых и двигательных средств информации (предпосылка возникновения языка)), в) стадный образ жизни (повышение жизнеспособности, расширение связей с внешней средой, предпосылка формирования первичной соцструктуры ), г) формирование развитой ЦНС;

3) соцпредпосылки: а) труд (возникновение абстрактного мышления); б) речь; в) общинный характер жизни людей;

Эти предпосылки – антропосоциогенез, т. е. процесс становления человека и общества.

К семинару:

3. Бессознательное: сущность и роль в поведении человека.

Основные вопросы:

Диалектика как теоретическая система включает в себя:

2) Законы – определённый вид связей в окружающей действительности, обеспечивающий источник, механизм и определённые тенденции (направленность) изменений, называемых развитием. Ключевой проблемой диалектики является развитие. Законы диалектики – законы развития (см. предыдущие лекции). Развитие (как процесс) имеет 3 компонента, связанных с законами: а) источник -ЗЕБП; б) форма (механизм) -ЗВПКиКИ; в) направленность (тенденции) ЗОО

3) Категории – класс научных понятий, отражающих объективно существующие универсальные взаимосвязи в окружающей действительности. В диалектике как разделе философии используются как общие, так и специальные категории, особо важные из них – парные (соотнесённые, неосновные) категории диалектики

Закон даёт ответ на вопрос «Почему происходит развитие?», показывает источник развития, это ядро (суть) диалектики.

Суть состоит из 4-х категорий: тождество, различие, противоположности, противоречие

1) Тождество выражает отношение одинаковости (симметричности, совпадения) друг с другом сторон, свойств, сил, тенденций в рамках одного и того же объекта, а также в соотношении одного предмета с другими. Таким образом, каждый предмет в течение определённого промежутка времени тождественен самому себе, т. к. в пределах этого времени сохраняет набор свойств в неизменном виде.

2) Различие - вместе с тем, поскольку любой предмет находится в постоянном движении, взаимодействии с другими объектами, то он не может оставаться вечно оставаться вечно тождественным самому себе, т. е. в нём неизбежно проявляется различие как отношение несимметричности (несовпадения) характеристик по отношению с похожим предметом.

3) Противоположность -таким образом, тождество и различие существуют в одном предмете одновременно, т. е. понимаемые, как противоположности. Противоположности в диалектике определяются как различные противостоящие элементы (свойства, силы, тенденции) единого предмета, которые, с одной стороны, взаимоисключают друг друга, а с другой стороны – предполагают (не могут существовать) друг буз друга. Примеры: тождество и различие, плюсы и минусы, силы притяжения и отталкивания, наследственность и изменчивость, производство и потребление, анализ и синтез, дедукция и индукция, материализм и идеадизм, диалектика и метафизика, добро и зло, наличие мужского и женского начала, силы войны и мира,

4) Противоречие – процесс взаимодействия противоположностей вызывает противоречиями. Противоречие существует в 2-х формах: а) в виде отношения единства; б) в виде отношения противодействия (борьбы) – закон противоречия.

a. Отношение единства означает неразделённость, т. е. каждая противоположность даёт предпосылки другим условиям. Единство противоположностей имеет смысл в случае взаимообуславливания.

b. Отношение борьбы означают, что между противоположностями всегда идёт противодействие, стремящееся разорвать единство:

i. Путём ликвидации противоположности;

ii. Поглощения;

iii. Освобождения от неё.

Противоположности взаимоисключают одна другую. Единство противоположностей выражает устойчивость предмета и является относительным, приходящим, тогда как борьба абсолютна, вечна. Таким образом, источник развития возникает как формирование внутренних противоречий в самом предмете (вещи или объекте, а развитие (как процесс) трактуется: процесс возникновения, накапливания и разрешения противоречий.

Этапы развития:

1) Гармония (тождество (Т) преобладает (>) над различием (Р)

2) Дискгармония (Р>Т)

3) Конфликт (Р преобладает (->) ярко выраженное противоречие, между противоположностями идёт противоборство, ставящее вопрос о существовании объекта).

4) Преодоление (разрешение) конфликта. (Т’>Р’)

Таким образом, закон ЗЕБП можно сформулировать: развитие объективной реальности и её познание осуществляются раздвоением единого и сходного целого на противоположности, которые, взаимодействуя друг с другом, приводят к качественному изменению (развитию) целого.

Классификация противоречий:

1) По форме проявления: внутренние (внутри системы) и внешние (между разными системами)

2) По роли: основные (формирование определённых тенденций и неосновные.

3) По характеру возникновения: необходимые и случайные;

4) По типу в обществе: антогонистические – неразрешимое противоречие (войны) и неантогонистические (мирные).

Вопрос 2 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (ЗВПКиКИ) – тип связи, обеспечивающий формирование определённого механизма (формы, способа) развития

Структура (содержание): Качество, количество, мера, скачок (прыжок).

1) Качество – совокупность присущих тому или иному объекту свойств, благодаря которым он отличается от других объектов. Качество – «пучок» свойств. Качество – внутренняя определённость объекта, его устойчивость на определённом промежутке времени.

2) Количество – внешняя определённость объекта, в отличие от качества, оно характеризует со стороны степени развития присущих ему свойств, величину, продолжительность существования и интенсивность развития в целом или отдельных его сторон, свойств. Категория выражается числами, величинами. Качество и количество находятся в органической связи друг с другом (они выступают одновременной характеристикой любого предмета).

3) Мера. Единство качества и количества выражают категорией «мера» - единство, только определённое качество связанно с определённым количеством, кроме того, мера представляет собой и определённый интервал количественных характеристик или изменений, в пределах которого качество объекта сохраняется._

4) Скачок – нарушение меры, представляющий собой момент, форму, способ преобразования одного качества в другое (Гегель: перерыв постепенности)

Классификация (виды) скачков:

1) По продолжительности: быстрые (революция), медленные (реформы, эволюции).

2) По форме преобразования: одноактные и многоактные;

3) По глубине преобразования: частичные и полные;

4) По направлению преобразований: прогрессивные и регрессивные

5) Применительно к обществу: эволюция, реформы, революция.

Таким образом, суть ЗВПКиКИ – в процессе движения: количественные изменения накапливаются и, достигая границ меры, переходят в качественные. Данный закон носит универсальный характер. Данный закон реализуется двояко: не только количественные изменения способны вызывать качественные, но и, наоборот, достижение нового качества влечёт достижение количественного изменения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2 Происхождение сознания с т. з. диалектико-материалистические подхода | Законы и категории материалистической диалектики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.