Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы и категории материалистической диалектики

Общая характеристика категорий диалектики;

Вопрос 3 Закон отрицания отрицания (ЗОО).

Суть: Изучает, куда направлено развитие. В этом законе отражаются такие стороны развития, как изменчивость в единстве с преемственностью, а также поступательность в форме восходящей спирали.

Основной вопрос закона: «Куда всё развивается?» Развитие идёт от старого к новому. Ключевой категорией для осмысления сущности данного закона является диалектическое отрицание, которая означает не простое уничтожение объекта внешними силами, а происходит как самоотрицание, составляющее главное условие дальнейшего развития.

Метафизическое отрицание (полное, зряшное) деструктивно, при нём развитие невозможно. (напр, орешек (зерно) сгрызла белка).

Диалектическое отрицание (конструктивное, созидательное):

Стадии ДО: а)- исчезает старое (деструкция); б) - появляется что-то новое; в) что-то рациональное сохраняется и переносится в новое состояние объекта (конструктивный смысл отрицания) (напр., орешек (зерно) попадает в почву и прорастает).

Таким образом, согласно данному закону, всякая новая ступень развития не просто отбрасывает старую, исходную ступень, а сохраняет многое из неё, переносит к себе в снятом виде.

Третья ступень – отрицание отрицания – повтор старой ступени существования, но на качественно новом уровне.

Стадии отрицания отрицания

На первой стадии могут проявляться некоторые свойства, черты, которые на исходной стадии были существенными, но на второй ступени (стадии) как бы спрятались в тень, в виде потенции. На третьей стадии происходит не простое возвращение к пройденному, а повторение на более высоком уровне с сохранением всего положительного из предшествующего уровня. Этот закон универсален (проявляет себя во всех сферах бытия).

Черты диалектического отрицания:

А) Объективность; б) всеобщность; в) относительность; г) противоречивость; д) самоотрицание (диалектическое отрицание)

Дополнительные:

1. Общая характеристика диалектики. Её основные исторические формы (античная, материалистическая и идеалистическая).

3. Характеристика парных категорий диалектики: явление и сущность, единичное и общее, возможность и действительность, необходимость и случайность, причина и следствие, содержание и форма.

Термин "категория" (от греч. категория - высказывание, свидетельство, указание) означает такие понятия (формы мышления), которые от¬ражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания.

ЗАКОН есть внутренняя повторяющееся, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения.

Законы можно классифицировать по степени их общности. Раз¬личают всеобщие, общие и частные законы.

фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Этот закон - ядро диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние про¬тивоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутрен¬них противоположностей служит источником самодвижения, самора¬звития явлений материального мира, движущей силой их измене¬ний.

Чтобы понять содержание закона единства и борьбы противо¬положностей и его всеобщий характер, необходимо уяснить прежде всего такие исходные понятия, как тождество, различие, проти-воположность.

Диалектическое мышление исходит из того, что всем объек¬там внутренне присущи тождество и различие.

ТОЖДЕСТВО - это такой специфический вид отношений вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется ее устой¬чивостью. Иначе говоря, любой предмет, явление при всех измене-ниях какое-то время остается самим собой. Так, при всех измене¬ниях на нашей планете. Земля остается Землей, занимает опреде¬ленное место в солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение.

РАЗЛИЧИЕ характеризуется несовпадением, неравенством ве¬щи самой себе и другим вещам в силу ее изменчивости.

Итак, вещь тождественна самой себе и не тождественна од¬новременно. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.

Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет содержание ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ: раз¬личия в явлениях, процессах, предметах, сторонах или элемен¬тах явлений, процессов, предметов, которые в определенной це¬лостности взаимно исключают друг друга. Например, в атоме су¬ществуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в жи¬вой природе - процессы ассимиляции и диссимиляции, наследствен¬ность и изменчивость, возбуждение и торможение и т.д.

Отношение между противоположностями есть ПРОТИВОРЕЧИЕ. Неразрешимых диалектических противоречий нет. Преодоление про¬тиворечий является необходимостью.

На всех этапах развития противоречия выступают его движу¬щей силой, а не тормозом. При этом различают следующие фазы (ступени) развития и разрешения противоречий: 1) тождество, 2) несущественное различие (тождество неразвитых противоположностей), З) существенное различие, 4) противоположность (конфликт) и 5) неизбежное разрешение и возникновение новых противоречий.

Существует бесконечное многообразие конкретных противоре¬чий. Среди этого многообразия материалистическая диалектика выделяет противоречия, имеющие нечто общее между собой, поэто¬му принадлежащие тому или иному виду. Выделяют внутренние и внешние противоречия, основные и неосновные и др.

ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную конкретную си¬стему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, возникшие связи могут принять характер противоречия. ВНЕШНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это противоречия данной системы с окружающими ее системами.

В развитии и изменении объектов определяющая роль принад¬лежит внутренним противоречиям. Они служат источником самодви¬жения вещей.

Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется в следующем:

если речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то имеются в виду только такие противоположности, которые внутренне присущи данной конкретной системе;

противоположности не могут существовать друг без друга, однако их единство условно, временно, преходяще, относительно;

борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результа¬те борьбы, а не благодаря единству противоположностей - это закон;

в процессе борьбы противоположности могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, которое бы не могло при известных условиях превратиться в свою противоположность;

борьба противоположностей и их единство обусловливают в определенных ситуациях возможность временного равнодействия противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил.

ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Закон показывает, как, каким путем возникает новое. Начнем с категорий "качество", "количество" и "мера".

КАЧЕСТВО - это определенность объекта, представляющая со¬бой целостную и относительно устойчивую совокупность его спе¬цифических признаков, характеристик, черт сходства с другими объектами. Возьмем, к примеру, песок, синий цвет, легкомыслие. Изменения, которые оставляют песок песком, синее синим, легко¬мыслие легкомыслием, суть изменения количественные. Но если песок превращается в камень, синее в зеленое, а легкомыслие в преступление, то такие изменения будут носить качественный ха¬рактер.

КОЛИЧЕСТВО - это характеристика различия внутри данного качества или одинаковых качеств. Так, например, все планеты Солнечной системы имеют однородные свойства: массу, объем, пло-тность, время вращения вокруг своей оси и Солнца и т.д. Одна¬ко они имеют количественные различия. Известно, что Земля име¬ет один спутник - Луну, Юпитер - 12 спутников. Или: если Мер-курий делает оборот вокруг Солнца за 88 земных суток, то са¬мая дальняя планета Плутон - за 90700 суток.

В мире нет ни одного предмета, который обладал бы только качественной или количественной стороной. Для полной характе¬ристики любого предмета недостаточно знания одних только коли-чественных или качественных сторон.

МЕРА - это интервал, в котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю связь качества и количе¬ства, состоящую в том, что количественные различия внутри данного качества не могут превысить определенных границ. В от¬дельных случаях этот интервал не имеет строгих, точных гра¬ниц. Это заметили еще древние. В софизме "Лысый" говорится, что потеряв один волос, человек лысым не становится, потеряв¬шего два волоса, - лысым не назовешь, теряя по одному волосу, человек становится лысым. Качественное различие между пышной прической и лысиной несомненно.

При выходе количественных параметров изменений за грани¬цы определенной меры претерпевает изменение и качественная сторона вещи, явления, процесса. Возникает новое качество. Мо¬жет ли возникнуть новое качество каким-либо иным путем? Нет. В этом суть закона.

Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства непрерыв¬ности и прерывности в развитии, которое происходит скачкооб-разно.

СКАЧОК - это момент, форма, способ перехода одного каче¬ства в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непре¬рывности количественных изменений.

Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. По своей природе он всегда противоречив, ибо свидетельствует и о зарождении нового, и о сопротивлении старого.

Существует множество конкретных скачков, характер которых зависит от условия развития предметов и явлений. При всем мно¬гообразии скачков их можно классифицировать, например, по вре-мени и интенсивности протекания. Есть скачки, которые соверша¬ются быстро и резко. Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой, крутой ломкой и т.д.

Некоторые скачки протекают в целом медленно, постепенно, относительно спокойно и занимают большой промежуток времени (возникновение жизни на Земле; становление человека; получение высшего образования и тд.). Это постепенные скачки. В ходе по¬степенного скачка отдельные этапы развития могут протекать до¬вольно интенсивно, бурно.

При изучении скачкообразного характера развития, взаимно¬го перехода количественных и качественных изменений важно пони¬мание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.

Понятие "эволюция" в диалектическом материализме употреб¬ляется в широком и узком смысле слова.

В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭВОЛЮЦИЯ - это весь процесс развития, включающий не только количественные, но и качественные измене¬ния, в т.ч. и революции.

В УЗКОМ СМЫСЛЕ ЭВОЛЮЦИЯ выступает как период, предшеству¬ющий революции, ее подготовка. Эволюция наступает и после по¬беды революции, после утверждения нового. И здесь эволюция включает и количественные, и качественные изменения.

Понятие "революция" сегодня применимо в основном к общес¬твенным явлениям. В природе как будто все стабилизовалось и лишь эволюционизирует.

РЕВОЛЮЦИЯ - это коренной, качественный скачок, ломающий старое в самой его основе, а не переделывающий его медленно, постепенно.

Понятие революции, несомненно, противоположно понятию ре¬формы. Но эта противоположность не абсолютна: грань между ни¬ми живая, подвижная. Ее надо уметь определить в каждом конкре¬тном случае.

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Этот закон диалектики органи¬чески связан с двумя ранее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спи¬ралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла.

Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, за¬рождающегося нового.

Отрицание отрицания прежде всего предполагает: а) повторя¬емость в процессе развития; б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную завершен-ность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона.

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ. Если законы диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов действительности выражается с помощью категорий. К ним относят¬ся: единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, фор¬ма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность. ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ. В ходе практического воздействия на мир человек сталкивается с отдельными материальными образованиями и вещами. Ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием, они не существуют "как таковые". Самостоятель¬но существуют отдельные предметы, явления, процессы. Общее же и единичное существуют лишь в отдельном. Всякое отдельное пре¬дставляет собой единство противоположностей.

В одно и то же время оно и единичное, и общее. Единичное схватывает неповторимые черты отдельного, а общее отражает то, что повторяется и в других материальных образованиях. При опре-деленных условиях развития отдельного единичное может стано¬виться общим, а общее - единичным (новые виды растений, породы животных, мода).

Из единства общего и единичного в отдельном можно сделать соответствующие выводы для практической деятельности. Так, что¬бы составить себе более полное представление о том или ином объекте (или субъекте), необходимо установить не только то, что у него является общим с другими материальными образования¬ми, но и то, что отличает его от других материальных образова¬ний.

Если каждому явлению необходимо присуще как общее, так и особенное, то в решении практических задач следует исходить не только из общего, повторяющегося (все так делают!), но и из особенного, присущего только данной области. Это обусловливает многообразие форм и путей решения одной и той же практической задачи.

В процессе познания мы ищем общее между исследуемыми и уже изученными явлениями, а затем переходим к поиску единичного.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ - совокупность всех необходи¬мых сторон и отношений (законов) вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, в их жизни. Это то, без чего данная вещь не может быть сама собой. ЯВЛЕНИЕ - это способ обнаружения сущнос¬ти через свойства и отношения, доступные чувствам.

Сущность всегда находится в единстве с явлением, ибо она в нем не только обнаруживается, но через него существует, дей¬ствует.

Сущность всегда проявляется. Явление существенно, однако оно не тождественно сущности, отличается от нее. Оно богаче су¬щности, ибо привносит нечто иное, чем то, что идет от сущности. Явление в свое содержание включает новые моменты, черты, кото¬рые обусловлены внешними обстоятельствами, и из сущности не вы¬текают.

Поскольку сущность выступает лишь через явление и послед¬нее передает ее в преобразованном, так или иначе искаженном виде, постольку в познании и в жизни нельзя ограничиваться тем, что лежит на поверхности материальных образований. Необходимо проникать в глубь вещей, событий, процессов и воспроизводить их сущность в сознании в форме идеальных образов.

На практике нужно всегда опираться на сущность, на знание необходимых свойств и связей, особенно в работе с людьми, ибо внешность обманчива. Хорошая одежда зачастую скрывает недоста-тки тела, хорошая внешность - пороки души.

Явление всегда текуче, изменчиво. Сущность же составляет нечто устойчивое, сохраняющее себя во всех изменениях. Однако будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность не остается абсолютно неизменной. Преходящи, подвижны, текучи не только яв¬ления, но и сущности вещей.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА. СОДЕРЖАНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ КАТЕГОРИЯ, ох¬ватывающая совокупность всех компонентов вещи, явления, процес¬са, их взаимодействий и изменений. Оно включает и внутренние, и внешние взаимодействия. ФОРМА - это организация устойчивых связей между компонентами содержания.

Любая система всегда имеет как форму, так и содержание. Нет бессодержательной формы и неоформленного содержания. Нахо¬дясь во взаимосвязи, форма и содержание выражают противополож-ные стремления предмета. Содержание стремится к изменчивости, форма - к постоянству, устойчивости. Содержание определяет фо¬рму, но и форма активно влияет на содержание.

Форма может ускорять развитие содержания, но может и заме¬длять его в зависимости от того, соответствует ли она содержа¬нию или уже устарела. Соответствие формы содержанию никогда не бывает полным. В высокой соразмерности формы и содержания - тайна изящного.

ЦЕЛОЕ И ЧАСТЬ. СИСТЕМА, СТРУКТУРА. ЭЛЕМЕНТ. Часть и целое - философские категории, отражающие отношение между сторонами отдельного предмета.

Любой предмет состоит из частей. Однако попытки понять особенность того или иного предмета, явления на основе анализа частей и последующего суммирования их свойств ведут к неудачам. Целое не сводится к сумме его частей. Оно включает и способ со¬единения этих частей, их взаимосвязи, взаимообусловленность и многое другое. Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому, что они возникают и существуют только в единой системе, т.е. на основе определенного типа соедине¬ний. Только в этом случае они становятся частями. Вместе с тем МИРОВОЕ ЦЕЛОЕ - это целое, составленное из частей, а не целое, разделенное на части. Первичное есть части, а не целое. Таким мир сформировался в нашем сознании, таким он остается в нем до сих пор.

ЦЕЛОЕ - исходный пункт теоретического анализа именно по¬тому, что оно представляет собой ту форму, посредством которой осуществляется проникновение в сущность вещи.

Категории "целое" и "часть" сходны и взаимосвязаны с поня¬тиями "система", "структура" и "элемент".

СИСТЕМА (от греч. система - составленное из частей, целое, соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целост-ность, единство.

СТРУКТУРА (от лат. структура - строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечиваю¬щих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохра¬нение основных свойств при различных внешних и внутренних изме¬нениях.

ЭЛЕМЕНТ (от лат. элементум - стихия, первоначальное вещество) - понятие, означающее первичные частицы, простейшие зве¬нья системы, из комбинаций которых она складывается, образует¬ся.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ. ПРИЧИНА - это действие, обусловлива¬ющее определенное изменение. СЛЕДСТВИЕ - результат взаимодей¬ствия явлений, в котором фиксируется то новое, что побуждалось причиной. Диалектический материализм рассматривает причину раз¬вития любого объекта, явления, процесса в их внутренних проти¬воречиях.

Причина и следствие не являются застывшими сторонами дей¬ствительности. Они переходят друг в друга, меняются местами. То, что в одних условиях является причиной, в других - следст¬вием и, наоборот (например, индукционный ток в генераторе и двигателе). Поэтому чтобы изучить предмет всесторонне, нужно его рассмотреть и как причину, и как следствие взаимодействия определенных явлений.

Одно и то же следствие может возникнуть в результате дей¬ствия разных причин (развитие и гибель организма, повышение производительности труда, обучение в вузе и т.д.). Данное обстоятельство следует учитывать на практике при определении пу¬тей воздействия на ту или иную область действительности. Если одно и то же явление может вызываться к жизни разными причина¬ми, то, естественно, существует не один, а множество путей до¬стижения одного и того же результата. Нужно выбрать наиболее целесообразный, эффективный, соответствующий конкретным усло¬виям путь.

Не все причины, обусловившие появление того или иного сле¬дствия, играют одинаковую роль. Причины могут быть основными и второстепенными (причины развала СССР, образования СНГ).

Различают причины внутренние и внешние. Первые порождают¬ся взаимодействием между элементами целостности, вторые выте¬кают из взаимодействия между предметами, явлениями, процессами.

Определяющую роль в развитии материального объекта игра¬ют внутренние причины. В истории познания причинные связи по¬нимались по-разному. Сложилось два основных подхода - детерми¬низм и индетерминизм. ДЕТЕРМИНИЗМ - учение о всеобщей законо¬мерной связи, причинной обусловленности явлений. Последователь¬ный детерминизм утверждает объективный характер причинности (нет явлений без причины).

ДЛЯ ИНДЕТЕРМИНИЗМА ХАРАКТЕРНО ОТРИЦАНИЕ ВСЕОБЩЕГО ХАРАК¬ТЕРА ПРИЧИННОСТИ. В крайней форме индетерминизм отрицает ее вообще.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ. Необходимость первоначально была замечена в процессе познания причинно-следственных отно¬шений. Осмысливая связь следствия с причиной, мы обнаруживаем, что за известной причиной следует не любое, а строго определен¬ное следствие.

НЕОБХОДИМОСТЬ есть то, что обязательно должно произойти в конкретных условиях. Она вытекает из внутренней основы явления, его сущности. СЛУЧАЙНОСТЬ - это то, что может быть, а может и не быть, может произойти, а может и не произойти. Она имеет ос¬нование не в сущности данного явления, а в воздействии на дан¬ное явление других явлений.

Необходимость и случайность не существуют раздельно. Каж¬дое явление в одно и то же время и необходимо, и случайно. Случайность выступает как форма проявления необходимости. Нахо¬дясь в органической взаимосвязи и взаимозависимости, случай¬ность и необходимость в ходе движения и развития объекта пере¬ходят друг в друга, меняются местами: случайное становится не¬обходимым, необходимое - случайным.

Так как необходимое при определенных условиях может ста¬новиться случайным, а случайное - необходимым, то, познав эти условия, можно создать их искусственно и превратить случайные свойства, соответствующие практическим интересам, в необходи¬мые, а необходимые, противоречащие интересам людей, - в слу¬чайные (например, новые источники энергии и аварии на АЭС).

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Одна из сторон взаимосвя¬зи между объективно существующими и возникающими на их основе новыми явлениями представлена в диалектическом материализме категориями действительности и возможности. ВОЗМОЖНОСТЬ - это то, чего еще нет, но оно может быть. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ есть ставшая, реализовавшаяся возможность.

Возможность и действительность выступают как тесно связан¬ные противоположности, которые подвижны. В процессе развития они могут меняться местами. Чтобы быть результативной, практи-ческая деятельность должна опираться на действительность.

Возможности могут быть прогрессивными и реакционными. Пер¬вые ускоряют развитие, вторые тормозят его. Возможности, порож¬денные закономерным развитием системы и необходимыми связями и отношениями, называются реальными. Формальные возможности опи¬раются на случайность как дополнение необходимости (например, каждый человек может стать миллионером).

Различают абстрактные (их общим признаком является отсут¬ствие в действительности достаточных для их реализации условий и факторов); конкретные (для их осуществления имеются необходи¬мые условия) возможности. Всякая возможность начинает проявлять¬ся в виде абстрактной, а реализоваться способна лишь конкретной.

Наш выбор всегда связан с возможностями. возможность вы¬бора - это великое благо. Главное - не упустить время. Время сокращает эту возможность. Но выбрать всегда труднее, чем про¬сто найти.

Объективное содержание категорий материалистической диале¬ктики определяет их роль и место в философии. Они имеют миро¬воззренческое значение, так как отражают объективный мир, рас¬крывают его сущность.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1 Закон единства и борьбы противоположностей (ЗЕБП) | Вопрос 2 Роль практики в познании мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.