Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2 Роль практики в познании мира

Тема 10 Философское познания

Вопрос 1 Диалектический материализм «о сущности познания». Критика агностицизма.

Проблема познаваемости мира – вторая проблема ОВФ. В диалектико-материалистической философии данная проблема решается с использованием следующих принципов:

1) Принцип гносеологического оптимизма – познание мира возможно, причём познанию нет предела.

2) Принцип объективности – признание объективного существования действительности как объекта познания.

3) Принцип активного творческого отражения, т. е. процесс познание - целенаправленное избирательное творческое отражение действительности в сознании человека;

4) Принцип диалектического подхода к познанию – признание необходимости применения основных принципах, категориях диалектики.

5) Принцип противоречивости – ключевой принцип, по которому процесс познания рассматривается как сложный, двуединый, противоречивый процесс, включающий в себя 2 группы противоположных форм познания – чувственный и рациональный. Субъективное познание и объективное познание.

6) Принцип практики – закрепление теории.

Игнорирование указанных принципов в конечном счёте приводит к агностицизму. Агностицизм неоднороден:

- открытый (юмовский) агностицизм. Представитель – Юм., Суть: то, что философы называют материей, всего лишь комплекс восприятий человека.

- Агностицизм И. Канта – признавал активное существование вещей, но считал, что их сущность «вещей в себе» не познаваема.

Существуют иные формы агностицизма:

Махизм, эмпирио-критицизм, конвенциализм.

Причины появления агностицизма:

А) сложность и противоречивость процесса познания; б) ограниченность средств познания; в) возможность ошибок и заблуждений и др.

Способ преодоления агностицизма – развитие науки и совершенствование практики.

Раздел, занимающийся проблемами познания – гносеология.

Раздел, занимающийся проблемами научного познания – эпистемология.

Практика - материальная чувственно-предметная деятельность человека, направленная на преобразование действительности

Виды практики:

Материально-производственная – преобразование объектов в целях получения материальных благ.

Общественно-историческая – преобразование общественных отношений.

Научно-экспериментальная – эксперименты имеют дело с материальным элементом науки и ставят себе целью не производство материальных благ (ценностей), а накопление новых знаний.

Функции (роль) практики:

- практика является исходным пунктом познания, поскольку из практически активного отношения человека к миру продолжает формироваться отношения человека, поскольку формировалась потребность в различных науках.

- практика является движущей силой развития познания, т. к. ставит перед познанием определённую цель и требует её достижения.

- практика является основой познания, поскольку она объединяет жизнь людей, является определяющим способом их отношения к миру.

- практика обеспечивает необходимым процесс дальнейшего познания

- практика является целью познания, т. к. стремление к приобретению знаний обусловлено необходимостью что-либо совершенствовать, улучшить, найти новое.

- практика – решающий критерий истины, т. к. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Законы и категории материалистической диалектики | Признаки (черты) чувственного познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.