Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки (черты) чувственного познания

Вопрос 3 Диалектика познания как двуединого процесса взаимодействия чувственного и рационального форм познания.

Структура познания Процесс включает в себя 2 стороны, которые принято называть чувственным и рациональным познанием.

Чувственное познание – познание с помощью органов чувств. Оно является начальной ступенью познания. Оно возникло при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта и включает в себя 3 основные формы:

1) Ощущение – отражение органами чувств отдельных свойств сторон, признаков познаваемых объектов.

2) Восприятие - совокупность нескольких отношений, результатом которого является конкретный чувственно-предметный образ познаваемого объекта.

3) Представление – сохраняемое в памяти восприятие.

Специфика представления:

А) человек способен формировать (конструировать) такие образы, которых не существует в действительности;

Б) представление, как правило, воссоздаёт обобщающие черты предмета, т. е. воссоздаёт объект в наглядно-образной форме;

В) Особый «мостик» от чувственного к рациональному познанию.

Для человека представление – основа выработки понятия, т. к. для его формирования уже не требуется непосредственный контакт с познаваемым объектом.

- непосредственность (для формирования ощущения и восприятий требуется непосредственный контакт с объектом);

- с помощью чувств человек способен познавать только явление, но не сущность;

- с помощью чувств познания человек способен познавать единичное, но не общее.

Рациональное познание – познание с помощью разума, которое включает в себя 3 основные формы: понятие, суждение, умозаключение.

1) Понятие – форма мышления, с помощью которой отражаются наиболее общие и существенные признаки познаваемого объекта. В любом языке понятия выражаются словами.

2) Суждение – форма абстрактного мышления, которая позволяет на основе нескольких понятий что-либо утверждать либо отрицать. В речи выражается связными предложениями.

3) Умозаключение – форма РП, с помощью которой путём синтеза понятий и суждений формируется новое понятие (суждение) и делается определённый вывод.

Признаки (черты) РП:

- опосредованность (для их формирования непосредственных контактов с вещами не нужно);

- с помощью РП человек способен познать нечто сущностное, глубинное

- с их помощью способен познавать общее, всеобщее.

Между ЧП и РП существует диалектическая (органическая) связь, поскольку они являются двумя сторонами единого процесса познания

Взаимосвязь между ними обусловлена самой диалектической природой познаваемых объектов, поскольку все они представляли собой диалектическое единство противоположных сторон. Например, любой предмет включает в себя явление и сущность.

Суть взаимосвязи: реализация чувственных способностей человека реализуется при помощи РП.

Реализация способности человека к мышлению совершается посредством его обращения к результатам чувственного познания.

Об органической связи между ЧП и РП свидетельствует выработка особой формы познания, поскольку классических форм ЧП и РП зачастую оказывается недостаточно для решения каких-либо проблем, и такой особый механизм называют интуицией, представляющий собой средство постижения истины без его прямого представления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2 Роль практики в познании мира | Вопрос 4 Проблема истины в философии и науке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.