Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации

Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации

Источники права в Российской Федерации

Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных пра­вовых актов и т.д.

Из всех известных истории источников (форм) права приме­нительно к Российской Федерации можно говорить о трех ее видах:

· о правовом обычае,

· нормативном договоре и

· нормативном акте.

Каждый из этих видов источников отличается по своему значению и имеет разную сферу применения.

В российском праве санкционирование обычая как способа регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Можно даже сказать, что обычай в качестве источник» права действует лишь в порядке исключения» и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается дейст­вующим законодательством. Так, примерами такого признания государством правовых обычаев можно найти в ст. 130, 131, 132 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (утвержден Президентом РФ 30 апреля 1999 г.).

В частности, в ч. 1 ст. 130 Кодекса установлено, что срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Аналогичное правило установлено в ст. 132: «Размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контр­сталийного времени (демередж), определяется соглашением сто­рон, при отсутствии соглашения согласно ставкам, обычно при­нятым в соответствующем порту...» (Российская газета. 1999. 1-5 мая. С. 11.).

В Российской Федерации источниками права признаются договоры нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные договоры.

Международный договор — это определенно выраженное со­глашение между двумя или несколькими государствами относи­тельно установления, изменения или прекращения их прав и Обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия; До­говор по космосу) или учредительными (например. Договор о Содружестве Независимых Государств).

Источниками права могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и государственной жизни. Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации вправе передавать на основании соглашений администрации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий. На основании соглашений возможно и обратное перераспределение полномочий.

Договоры устанавливают нормы права и в российском трудо­вом праве. Так, нормоустанавливающее значение имеет коллек­тивный договор — правовой акт, регулирующий трудовые, соци­ально-экономические и профессиональные отношения между ра­ботодателем и работниками на предприятии, в учреждении, ор­ганизации (ст. 2 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях"). В коллективный договор могут вклю­чаться взаимные обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости, переобучения, условий высвобождения работников, соблюдения их интересов при приватизации предприятий и ведомственного жилья. Условия коллективных договоров, заключенных в соответ­ствии с законодательством, являются обязательными для пред­приятий, на которые они распространяются. Иными словами, коллективный договор представляет собой специфическую ло­кальную правовую норму.

Наиболее характерным для Российской Федерации источни­ком права является нормативный акт.

Понятие и структура нормативно-правового акта. Нормативно-правовой акт представляет собой пись­менный документ, с помощью которого правотворческий орган в преде­лах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов.

Как официальный документ, исходящий от органа государствен­ной власти, нормативно-правовой акт имеет строго определенные внешние реквизиты. В их число входят:

1) вид акта,

2) наименование принявшего его органа,

3) заголовок,

4) дата принятия акта;

5) но­мер акта;

6) сведения о должностном лице, подписавшем акт.

Каж­дый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все рекви­зиты. Исключение делается лишь в отношении заголовка. Некото­рые акты, например распоряжения Правительства РФ, принимаются без заголовка.

Официальные реквизиты нормативно-правового акта выполня­ют несколько функций. Во-первых, они индивидуализируют норма­тивный акт, выделяют его из совокупности других нормативно-пра­вовых актов, словом, играют ту же роль, что и фамилия, имя и отче­ство человека. Во-вторых, официальные реквизиты содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт. В-третьих, официальные реквизит удостоверяют подлинность нормативно-правового акта, содержат все необходимые сведения о том, что пра­вотворческий орган действительно выразил свою волю подобным образом. Отсутствие каких-либо официальных реквизитов у норма­тивно-правового акта порождает справедливые сомнения в его под­линности.

Каждый нормативно-правовой акт, как правило, имеет сложную структуру и подразделяется на отдельные, относительно самостоя­тельные части. В числе основных структурных единиц нормативно-правового акта выделяют:

1) преамбулу,

2) пункты и статьи,

3) гла­вы,

4) разделы,

5) части,

6) примечания,

7) приложения.

Преамбула представляет собой вступительную часть нормативно-правового акта, в которой определяются его цели, задачи и некото­рые другие положения. По общему правилу преамбула не может со­держать норм права. Нормативно-правовые либо индивидуальные предписания формулируются в статье либо пункте. Статья может под­разделяться на части, а пункты — на абзацы и подпункты. В больших по объему нормативно-правовых актах статьи и пункты объединя­ются в главы, а они в свою очередь — в разделы. Возможна и иная ситуация: статьи, пункты объединяются в разделы, а разделы — в гла­вы. Так, Конституция РФ состоит из преамбулы, 137 статей, девяти глав и двух разделов.

В нормативно-правовых актах могут содержаться примечания и приложения. Примечания используются для разъяснения текста со­ответствующей статьи либо для изложения положений, не связан­ных с темой нормативно-правового акта (см., например, примеча­ния к ст. 158, 171, 177 УК РФ). В приложениях обычно помещаются формы документов, таблицы, иная информация, связанная с темой нормативно-правового акта. Иногда приложения значительно превышают объем нормативной части акта. В отдельных случаях в приложениях могут содержаться и нормы права.

 

Правом на издание норма­тивных актов обладают не все государственные органы. В Рос­сийской Федерации такие акты могут издаваться лишь предста­вительными и исполнительными органамивласти. При этом каж­дый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию.

Юридическая сила нормативных актов зависит от места орга­на, издавшего акт, в государственном механизме.

Все норматив­ные акты государственных органов принято делить на законы и подзаконные акты.

Ведущее место в системе нормативных актов занимают законы. Акты остальных видов издаются на основе и во исполнение законов и потому называются подзаконными.

Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция Российской Федерации, которая определяет организацию государственной власти, закрепляет основы консти­туционного строя, федеративных отношений, основные права и обязанности граждан.

Конституция Российской Федерации представляет собой юри­дическую базу для всего действующего законодательства. Осно­вополагающие установления Конституции развиваются и детали­зируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть) признается недейст­вующим.

Вторыми по значимости нормативными актами являются за­коны.

В юридическом смысле законэто нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирова­ние наиболее важных общественных отношений.

Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными органами как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием (референдумом). Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наиболь­шей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые, как уже говорилось, считаются подзаконными и не могут противоречить закону. При­нятие нового закона обычно влечет за собой необходимость от­мены или внесения изменений во все другие акты по урегулиро­ванному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла, Закон, принятый на референдуме, обладает высшей юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждается.

Важной отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы, то есть он всегда норма­тивен. Этим он отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов высшего представительного органа — постанов­лений, деклараций, посланий, обращений.

Законом обычно регулируются наиболее важные отношения в Обществе, устанавливаются отправные начала правового регули­рования. Нормы, содержащиеся в актах других видов, основыва­ются на нормах законов, являются производными от них.

Законы, наконец, издаются в определенном порядке. Для их Принятия характерна особая законотворческая процедура.

Каждый закон проходит обязательные стадии, которые нашли законодательное оформление в регламентах высших представи­тельных органов.

Будучи едиными по способу формирования, положению в Правовой системе государства и роли в регулировании обществен­ных отношений, законы делятся на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в них норм они делятся на конституционные и обыкновенные.

Федеральный, конституционный закон является разновидностью феде­рального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Сре­ди них вопросы: о военном положении; о чрезвычайном положении; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе ново­го субъекта; о изменении статуса субъекта РФ; о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации; о референдуме; о судебной системе; о судах основного звена; о Конституционном Суде РФ; о Верховном Суде РФ; о Высшем арбитражном суде РФ; о Конституционном собрании РФ.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и бо­лее) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и ¾) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет (ст. 108 Конституции РФ)..

Федеральный конституционный закон обладает более высокой юриди­ческой силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федераль­ного конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.

Обыкновенные федеральные законы,.в свою очередь, делятся на кодифи­кационные и текущие.

Федеральный закон является основным видом закона Российской Феде­рации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал феде­ральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Госу­дарственной Думе - не ограничены, Советом Федерации - 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государствен­ной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ - 14 дней.

Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Ду­мой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитно­го, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государствен­ной границы; войны и мира.

В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения пето Советом Феде­рации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласится,, ной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большин­ством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) - преодоление вето Совета Федерации - и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицирован­ным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).

Вето Президента РФ считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квали­фицированным большинством (2/3) от их общего числа - то есть соот­ветственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего Прези­дент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон в течение 7 дней.

К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы.

Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни.

Кодекс — это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных от­ношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной от­расли права (например. Уголовный кодекс. Гражданский процессу­альный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, например, кроме федерального Закона "О языках народов РСФСР" в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках.

Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Издание законов — не единственная форма правотворчества высших представительных органов. Так, палаты Федерального собрания — Государственная Дума и Совет Федерации — полно­мочны принимать постановления, которые тоже могут содержать нормы права и потому быть источниками права. Примером таких постановлений являются например, постановление об амнистии, или постановления палат об утверждении Регламентов их деятельности.

Вторую группу нормативно-правовых актов составляют подзаконные нормативно-правовые акты.

Подзаконный нормативно-правовой акт - это акт, принятый на основе Конституции в соответствии с законом с целью конкретизации и дополнения его нормативных положе­ний.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимает Пре­зидент РФ, Правительство РФ, иные органы государственной исполнительной власти, а также органы местного самоуправле­ния.

Множественность органов, наделенных правом принимать подзаконные акты, приводит к тому, что система таких актов является необычайно сложной, многообразной и разноуровне­вой.

Система подзаконных нормативно-правовых актов подраз­деляется на три больших массива:

· федеральные акты,

· акты субъектов РФ и

· акты органов местного самоуправления.

В системе федеральных подзаконных нормативно-правовых актов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряжения Президента РФ, что прямо и непосредственно вытекает из его конституционного статуса главы государства. Возложен­ная на Президента РФ обязанность определять основные на­правления внутренней и внешней политики государства объек­тивно обусловливает его активное участие в нормативно-правовом регулировании общественных отношений, установле­нии и закреплении правовых предписаний по важнейшим во­просам жизни и деятельности общества и государства.

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ указы и распоря­жения Президента являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президент РФ весьма активно принимает нормативные указы по достаточно широко­му кругу вопросов. Наибольшее значение имеют его указы, принимаемые по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны.

Наличие указов Президента, однако, не ограничивает права Государственной Думы принять по этому вопросу федеральный закон и установить иные нормы.

Конституционный Суд РФ может признать нормативные акты Президента РФ неконституционными. В этом случае они утрачивают силу полностью или частично сразу же после принятия соответствующего решения.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает нормативно-правовые постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным зако­нам и указам Президента РФ. Правительство РФ, будучи орга­ном осуществляющим и возглавляющим исполнительную власть, играет важную роль в создании системы эффективно действующих норм права. Практически каждый третий феде­ральный закон содержит поручения Правительству подготовить и принять нормативные постановления. Соответственно и сте­пень действенности значительной части законодательных норм ставится в прямую зависимость от оперативности и полноты нормативно-правового регулирования, осуществляемого Пра­вительством.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и ука­зам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

В системе подзаконных нормативно-правовых актов весьма велик удельный вес ведомственных нормативных актов, прини­маемых федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти (ведомствами). Акты этих органов издаются на основе федеральных законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ.

По сфере действия ведомственные акты подразделяются на два вида:

1) акты, которые подлежат исполнению только орга­нами, учреждениями и организациями соответствующей отрас­ли экономики, культуры, управления;

2) общеобязательные ак­ты, которые носят межведомственный характер и распростра­няют свое действие на граждан, иные организации и учрежде­ния. Правом издания последних актов обладают министерства финансов, юстиции, образования, внутренних дел, другие ведомства, в компетенцию которых вхо­дит осуществление функций межотраслевого управления.

Действующая Конституция РФ не регламентирует правотворческую деятельность министерств и ведомств и не опреде­ляет форм, в которых могут приниматься их нормативно-правовые акты. Поэтому на практике наблюдается необычайная пестрота в видах ведомственных нормативно-правовых актов. Чаще всего такие акты принимаются в форме приказов, инструкций, указаний, писем, постановлений.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть отменены Правительством РФ.

Правотворческая деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется на основе федеральных законов, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов, принимаемых законода­тельным (представительным) органом соответствующего субъ­екта РФ.

В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование общественных отношений по весьма широкому кругу вопросов, связанных с реализацией полномочий в сфере планирования, бюджета, финансов, исполь­зования земли и других природных ресурсов, строительства, транспорта и связи, коммунального, торгового и социального культурного обслуживания, социальной защиты населения, ох­раны прав и свобод граждан.

Порядок правотворческой деятельности органов исполни­тельной власти субъектов РФ определяется Конституциями рес­публик, уставами и положениями краев, областей, городов фе­дерального значения, автономной области и автономных окру­гов.

Президенты республик принимают указы и распоряжения.

Глава исполнительной власти субъекта РФ правомочен прини­мать нормативно-правовые акты в форме постановлений и рас­поряжении.

Руководители министерств, управлений, иных органов исполнительной власти субъекта РФ могут принимать приказы, издавать инструкции, рекомендации, положения.

В случае противоречия актов органов исполнительной вла­сти субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и сво­бод человека и гражданина Президент РФ имеет право приоста­навливать действия таких актов до решения вопросов соответ­ствующим судом.

Система нормативно-правовых актов органов местного самоуправления состоит из нормативных решений, принимаемых на референдумах, собраниях и сходах граждан, а также органа­ми местного самоуправления.

Порядок осуществления нормотворческой деятельности при решении вопросов местного самоуправления определяется уставами муниципальных образова­ний, которые принимаются либо непосредственно населением, либо представительным органом местного самоуправления. Этим же актом определяются и формы, в которых принимаются нормативные решения.

Органы местного самоуправления правомочны принимать нормативно-правовые решения в пределах их компетенции, в том числе устанавливать порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, устанавливать местные налоги и сборы, утверждать местный бюджет, принимать программы развития муниципального образования.

Нормативные решения, принятые в ходе референдума, представительными органами местного самоуправления и должностными лицами подлежат обязательному исполнению всеми расположенными на террито­рии муниципального образования предприятиями, учреждения­ми, организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Названные решения в случае их несоответствия Конституции, законам, иным нормативно-правовым актам го­сударственных органов могут быть отменены только в судебном порядке.

Множественность государственных органов, компетентных при­нимать нормативно-правовые акты, приводит к тому, что правовое регулирование в Российской Федерации осуществляется с помощью достаточно большого количества таких актов. Скорее всего их счет идет на десятки тысяч. Однако было бы неправильно рассматривать массив нормативно-правовых актов как механический конгломерат, где каждый акт действует сам по себе, вне какой-либо связи с други­ми. Наоборот, все компоненты этого массива находятся между со­бой в постоянной и устойчивой связи. Каждый нормативно-право­вой акт действует постольку, поскольку имеется еще ряд дополняю­щих и развивающих его актов.

Все правотворческие органы стоят перед сложной и не всегда удач­но решаемой ими проблемой: нужно принять такие нормативно-пра­вовые установления, которые бы вносили новый элемент в правовое регулирование и одновременно были бы согласованы с Конституци­ей РФ и нормами, принятыми вышестоящими органами. В идеале система действующих нормативно-правовых актов не должна содер­жать логических противоречий, коллизий. Новый акт должен органич­но встраиваться в систему действующих актов и усиливать, а не ней­трализовать либо вовсе разрушать ее регулятивные воздействия на общественные отношения.

Согласованность нормативно-правовых актов обеспечивается двумя способами.

1) Установлением каждому государственному органу четких пределов его правотворческой деятельности. Конституция РФ, федераль­ные законы и иные нормативно-правовые акты определяют, какие акты может принимать тот или иной орган государства, по какому кругу вопросов и в какой форме.

2) Последовательным проведением иерархической связи между нормативно-правовыми актами. Эта связь выражается в том, что каж­дый нормативно-правовой акт не может противоречить нормативно-правовым актам вышестоящего правотворческого органа.

Компетенция правотворческого органа непосредственным обра­зом определяет юридическую силу принимаемых им актов. От того, какое место занимает орган в иерархии государственных органов, какие вопросы государственной и общественной жизни он управомочен решать, зависит и положение его нормативно-правовых актов в системе нормативно-правовых актов. Например, приказы мини­стра не могут содержать норм, противоречащих нормативным установлениям Правительства, поскольку само министерство является подотчетным ему органом.

Ранжированные по юридической силе нормативно-правовые ак­ты РФ образуют структурный ряд, в котором каждый из его элемен­тов занимает строго определенное место.

В связи с федеративным устройством Российской Федерации система нормативно-правовых актов РФ состоит из двух структурных рядов:

(1) нормативно-право­вых актов, принимаемых по вопросам исключительного ведения Федерации и ее совместного с субъектами РФ ведения;

(2) норматив­но-правовых актов, принимаемых субъектами РФ по вопросам их исключительного ведения.

Первый структурный рад образуют семь элементов:

1) федеральные законы,

2) указы Президента РФ,

3) постановления Правительства РФ,

4) законы субъекта РФ,

5) нормативно-правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти,

6) органов исполнительной власти субъекта РФ,

7) нормативные акты органов местного самоуправления, организаций, учреждений и пред­приятий.

Второй структурный рад образуют три элемента: 1) законы субъек­та РФ, 2) нормативные акты исполнительных органов субъекта РФ, 3) нормативные акты органов местного самоуправления, организаций и предприятий.

Завершает и объединяет оба структурных ряда Конституция РФ, которая устанавливает не только предметы ведения Федерации и субъектов РФ, но и способы разрешения противоречий между нор­мативно-правовыми актами, а также другие вопросы нормотворческой деятельности в Российской Федерации. В аналогичной роли выступают Конституции республик и уставы субъектов РФ по отно­шению к законам и нормативным актам субъектов РФ. Таким обра­зом, внешне обособленные структурные ряды нормативно-правовых актов имеют единую правовую основу — общие принципы и нормы, содержащиеся в Конституции РФ, Конституциях республик и уста­вах субъектов РФ. Единство правовой основы структурных рядов и позволяет рассматривать их как одно целое — систему нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Система нормативно-правовых актов РФ, таким образом, представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативно-правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ, Конституци­ями республик и уставами субъектов РФ.

Каждый структурный ряд системы нормативно-правовых актов характеризуется иерархической связью его элементов, которая выступает как необходимая, закономерная связь этой системы. Иерар­хическая связь выражается в том, что нормативные акты имеют в структурном ряду определенное место и не могут содержать норм, противоречащих вышестоящим актам. В свою очередь, каждый нор­мативный акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду после него.

Нормативный акт, нарушающий иерархическую связь и содержащий нормы, противоречащие вышестоящим актам, не подлежит применению в конкретных отношениях, поскольку не обладает свойства­ми, необходимыми для акта, содержащего подлинные нормы права. Вследствие такого основополагающего значения в построении сис­темы нормативно-правовых актов иерархическая связь последова­тельно закрепляется нормами Конституции РФ, хотя термин «иерар­хическая связь» в ней не употребляется.

Федеральный закон как акт наибольшей юридической силы, при­нятый по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, имеет приоритет над остальными актами. Ему не могут противоре­чить ни указы Президента РФ, ни постановления и распоряжения Правительства РФ, ни законы субъектов РФ. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным зако­ном и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Указы Президента и постановления Правительства РФ, принятые по вопросам, отнесенным к ведению Федерации, также имеют приоритет над нормативно-правовыми актами субъек­тов РФ, что прямо закреплено ст. 90 и 115 Конституции РФ.

Иным образом построен структурный ряд нормативно-правовых актов, принимаемых по вопросам, отнесенным к исключительному ведению субъектов РФ. Приоритет здесь отдается не федеральным законам, а законам субъектов РФ. Именно они и только они могут уста­навливать исходные, основополагающие нормы права, подлежащие конкретизации в нормативно-правовых актах органов исполнитель­ной власти субъектов РФ. Согласно ч. 6 ст. 76 Конституции РФ в слу­чае противоречия между федеральным законом и нормативным ак­том субъекта РФ, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ.

Конституция, таким образом, закрепляет органичную связь нормативно-правовых актов разных уровней и содержит четкие предписания о том, каким актам следует отдавать приоритеты в тех или иных ситуациях. Последовательное проведение этих конституционных положений позволяет создать гармоничную и логически непротиво­речивую систему нормативно-правовых актов РФ. Однако важно не только определить критерии оптимального состояния правового явления, но и разработать способы, средства, позволяющие провести эти критерии в реальной жизни. Конституция РФ содержит необхо­димые решения и по этому аспекту формирования системы нормативноправовых актов.

Конституция закрепляет действенные способы устранения логических противоречий в действующих нормативно-правовых ак­тах. В этих целях предусматривается создание и деятельносКонституционного Суда РФ, судебный порядок отмены нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, наделение Президента РФ пра­вом отменять постановления Правительства РФ и приостанавли­вать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае наруше­ния прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопро­са в судебном порядке.

К сожалению, в настоящее время по ряду объективных и субъективных причин пока что не удается достичь полного согласования всех компонентов системы нормативно-правовых актов. Особенно много коллизий содержится в нормативно-правовых актах субъек­тов РФ, в том числе осуществляется правовое регулирование по воп­росам, отнесенным к ведению Федерации, вводятся налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством, устанавлива­ются нормы, которыми в введение субъектов РФ передаются вопро­сы, отнесенные к исключительному ведению Федерации. Принятие действенных мер по устранению названных и иных противоречий в праве и создание стройной и эффективно действующей системы нор­мативно-правовых актов составляет насущную задачу компетентных государственных органов РФ и российских правоведов.


 

 



 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками. Правила организации расчетов обеспечивают ускорение оборачиваемости средств предприятия, укрепление расчетной дисциплины и улучшение финансового состояния | Морфологическая структура поперечно-полосатых мышц
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.