Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования носа и околоносовых пазух

 

Обследование пациента начинают с выявления жалоб и анамнеза, затем проводят объективное исследование.

При сборе анамнеза необходимо выяснить причину заболевания, особенности его течения до обращения за помощью. Особое внимание нужно уделить эпидемиологическому, аллергологическому анамнезу, вопросам наслед­ственности. Необходимо учесть психологические и социальные проблемы пациента.

Обследование больных производят в специально оборудованном кабинете, защищенном от яркого солнечного света. Пациента располагают на стуле рядом с инструментальным столиком справа от источника света. Исследующий садится в специальное кресло напротив пациента, надевает на голову лобный рефлектор и придает ему рабочее положение для освещения области носа пучком от­раженного света, В последнее время получают распространение приборы и приспособления с автономным источником света, позволяющим производить осмотр пациенты в любых условиях.

Наружный осмотр носа позволяет судить об отклонениях от обычной формы, изменении окраски кожи, наличии патологических элементов.

При пальпации можно выявить припухлость мягких тканей, крепитацию, подвижность костей, флюктуацию и другие изменения.

Для осмотра преддверия носа необходимо положить правую руку на голову пациента и большим пальцем приподнять кончик носа, освещая лобным рефлектором область ноздрей. При этом оценивается состояние внутренней поверхности крыльев носа, передней части носовой перегородки и частично носовых ходов.

Переднюю риноскопию производят с помощью носового зеркала (или ушной воронки у грудных детей). Во время осмотра обращают внимание на состояние носовых раковин, форму перегородки, цвет слизистой, наличие отделяемого в носовых ходах. В некоторых случаях процедура бывает затруднена в связи с избытком слизи, гноя или корок. При этом необходимо удалить содержимое высмаркиванием, поочередно закрывая каждую ноздрю для предупреждения внесения инфекции в среднее ухо и околоносовые пазухи. Если этого недостаточно, можно провести туалет носа с помощью резинового баллончика или электроотсоса.

Заднюю риноскопию производят с помощью носоглоточного зеркала и шпателя.

Это позволяет осмотреть носоглотку, хоаны, устья слуховых труб, сошник, задние концы носовых раковин. Задняя риноскопия не всегда удается у пациентов с повышенным рвотным рефлексом и у детей раннего возраста. Для снятия рвотного рефлекса используют анестезирующие средства (лидокаин, 2% раствор дикаина). В последнее время для осмотра носовых ходов, задних отделов полости носа применяют эндоскопическую технику.

Дыхательная функция проверяется с помощью пробы Воячека. Для ее выполнения просят пациента закрыть одну ноздрю, а к другой подносят небольшой кусочек пушистой ваты. В процессе дыхания пациента определяют проходимость носовых ходов. Дыхание может быть свободным, затрудненным или отсутствовать. Более точные данные можно получить с помощью ринопневмометра, измеряющего водным манометром давление в полости носа при принудительной подаче и отсасывании воздуха.

Обонятельная функция исследуется с помощью четырех стандартных растворов в порядке увеличения силы запахов. При этом определяют степень понижения обоняния:

1 степень — 0,5% раствор уксусной кислоты — слабый запах;

2 степень — чистый винный спирт — средний запах;

3 степень — настойка валерианы — сильный запах;

4 степень — нашатырный спирт — ультрасильный запах. Флаконы с
исследуемыми растворами должны быть одинаковой формы и размеров. Возможно выполнение обследования с помощью обонятельной шкалы из девяти пахучих веществ, расположенных в порядке усиления запаха и воздействующих не только на обонятельный, но на чувствительный и вкусовой рецепторы. Для качественно-количественного исследования обонятельной функции применяются ольфактометры различно модификации, с помощью которых можно получить более объективные данные. Для обследования детей дошкольного возраста используют ватные шарики, предварительно смоченные ароматической жидкостью, запах которой знаком ребенку — лимона, цветов, ванилина, кофе и т.д.

Бактериологическое исследование полости носа производится при наличии острого воспалительного процесса гнойного характера или при подозрении на дифтерию носа.

Биопсия — микроскопическое исследование прижизненно удаленных кусочков ткани — осуществляется с диагностической целью при воспалительных, гиперпластических и опухолевых процессах. Удаленный кусочек ткани погружают в 10% раствор формалина или 96% спирт и отправляют в патологоанатомическое отделение.

Компьютерная томография дает возможность более точно выявить патологические процессы и их распространенность.

Ультразвуковое исследование околоносовых пазух рассматривается, как вспомогательный метод.

Диафаноскопия представляет собой просвечивание пазух в темной комнате с помощью специальной электрической лампочки. Целесообразно использование этого метода для контроля динамики патологического процесса.

Пункционный метод является ценной лечебно-диагностической процедурой, выполняемой врачом. Пунктирование верхнечелюстной пазухи производится через нижний носовой ход.

ВЫВОДЫ:

После изучения материала лекции студент должен знать:

Анатомо-физиологические особенности носа и придаточных пазух носа.

Понимать:

Методику исследования носа и придаточных пазух носа.

Вопросы для самоконтроля:

1. Анатомия наружного носа.

2. Анатомия полости носа.

3. Анатомия придаточных пазух носа.

4. Методы исследования носа и придаточных пазух носа.

 

Выводы.

 

Заболевания носа – вид патологии с которыми наиболее часто встречается в клинической практики медработник. Фельдшер и акушерка должен уметь общаться с пациентом, хорошо знать симптомы заболеваний наружного носа. Нередко эти заболевания приводят к грозным внутричерепным осложнениям, которые могут привести к летальному исходу. Патология носа занимает второе место среди заболеваний ЛОР органов. Знание этиологии, клиники, диагностики этих заболеваний позволят вовремя поставить правильный диагноз.

После изучения материала темы вы должны:

Знать: Этиология, клиника, диагностика, лечение заболеваний наружного носа. Анатомию и физиологию полости носа и придаточных пазух носа.

Заболевание полости носа и придаточных пазух носа.

Понимать: - Особенности кровоснабжения наружного носа.

- Особенности анатомического строения полости носа у детей.

- Причину возникновения внутричерепных осложнений при фурункуле носа.

Особенности клинического течения острого ринита у грудных детей.

Причины носовых кровотечений.

Возможности внутричерепных и внутриглазничных осложнений при синуситах.

Вопросы для самоконтроля.

1. Клинические анатомо-физиологические особенности носа и придаточных пазух носа.

2. Заболевания наружного носа.

3. Заболевания полости носа.

4. Заболевания придаточных пазух носа.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физиология носа | История создания ТСза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.