КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конспект лекции. Тема: Безопасные методы обучения
План. Тема: Безопасные методы обучения. Лекция 4 ПМСО
1. Несчастные случаи и производственные травмы. 2. Расследование несчастных случаев. 3. Пропаганда безопасных методов обучения.
Литература: 1. Сулла М.Б. Охрана труда, М.: Просвещение, 1989.-272с. 2. Катренко Л.А., Пістун І.П. Охорона праці в галузі освіти, Суми: Еліта-Стар, 2001,-с. 30-38. 3. Бедрій Я.І., Дещинський Ю.Л., Мурін О.С. Основи охорони праці: Навч. посібник. 3-тє вид. переробл. і доп. – Львів: „Магнолія плюс”, 2004. – с. 78-85 4. Керб Л.П. Основи охорони праці: Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 2005. – с. 50-72/ 5.Основи охорони праці: Навч. посібник / За ред. проф... В.В.Березуцького. – Х.: Факт, 2005. – с. 414-420.
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Организация проведения практических работ, експериментов и научных исследований. 2. Организация проведения демонстрационных опытов.
І. Положение по охране труда и расследованию несчастных случаев в учреждениях образования устанавливает единый порядок расследования и учета несчастных случаев, которые произошли во время учебно-воспитательного процесса, независимо от места его проведения с учениками, студентами и т.д. Под термином несчастный случай понимают случай, связанный с воздействием опасного для здоровья фактора на организм, а под термином производственная травма - повреждение организма человека или нарушение правильного его функционирования? наступившее внезапно под воздействием какого-либо производственного фактора или при выполнении трудовых обязанностей или заданий. Производственные травмы по характеру повреждений можно классифицировать как: механические - ушибы, порезы, разрывы тканей, переломы; термические - ожоги, тепловые удары, обморожение; химические - ожоги, острое отравление; электрические - разрывы тканей; лучевые - нарушение деятельности кроветворной системы; комбинированные - различные последствия одновременного воздействия нескольких причин. Следствием травмы может быть временная или постоянная потеря трудоспособности, смертельный исход. Несчастные случаи делят на индивидуальные и групповые (при травмировании одновременно двух и более человек). Все несчастные случаи, в результате которых наступает временная или постоянная потеря трудоспособности, в зависимости от места и обстоятельств, при которых они произошли, делят на следующие: - связанные с производством (ограниченные во времени и во время выполнения трудовых обязательств или поручений директора); - не связанные с производством (по дороге на работу и обратно); - бытовые (в домах, дворах, приусадебных участках, во время отдыха, игр и т.д.). Профессиональное заболевание – патологическое состояние организма человека, обусловленное длительной работой во вредных условиях и воздействием опасных для здоровья факторов. Расследованию и учету подвергаются следующие несчастные случаи: травмы, острые отравления, травмы вследствие нанесения телесных повреждений, поражения молнией, повреждения вследствие контакта с представителями флоры и фауны, а также другие повреждения здоровья при авариях и стихийных бедствиях, которые произошли: - во время проведения лекций, уроков, занятий по начальной военной подготовке, лабораторных занятий, спортивных, кружковых, внеклассных, внешкольных мероприятиях (или перерывах между ними), в соответствии с учебными планами; - при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий в выходные, праздничные и каникулярные дни; - во время занятий по трудовому бучению, учебных и производственных практик; - во время пребывания в студенческих отрядах и лагерях труда и отдыха; - при проведении спортивных соревнований или тренировок; - во время перевозок учеников и воспитанников к месту проведения мероприятий и назад. * По данным Министерства охраны труда ежегодно в мире фиксируется 125 млн. случаев производственного травматизма. * В Европе от несчастных случаев и профессиональных заболеваний страдают ежегодно около 10 млн. человек из которых почти 8 млн. гибнет. * В мире каждые 3мин. гибнет человек и каждые 2мин. травмируется 8 человек.
II. Цель расследования несчастного случая выявление причин, которые вызвали этот случай и разработка мероприятий, направленных на предупреждение подобных случаев. При несчастном случае директор школы (руководитель учреждения) обязан: - срочно организовать первую доврачебную помощь; - доставить потерпевшего в медицинское учреждение; - сообщить в высшие органы и службу по охране труда в учреждении; - сохранять обстановку на месте несчастного случая в том состоянии, в котором она была на момент действий до прибытия комиссии. Директор учебно-воспитательного учреждения назначает комиссию в составе: председателя - заместителе руководителя учреждения; членов комиссии - работник службы по охране труда, представители педагогического коллектива, представители профсоюзного комитета. Несчастный случай оформляется актом формы Н - 2. Комиссия обязана: - на протяжении 3-х суток провести расследование; - выявить и опросить свидетелей и лиц, которые допустили нарушение правил техники безопасности; - составить акт в 4-х экземплярах; - разработать мероприятия по устранению причин, приведших к несчастному случаю и определить ответственных за произошедший несчастный случай лиц. К акту прилагаются письменные показания свидетелей и документы, характеризующие состояние места происшествия, медицинское заключение. Руководитель заверяет 4 копии акта и направляет: - в учреждение, где произошел несчастный случай; - начальнику службы охраны; - в архив; - потерпевшему или его представителям. Администрация заведения обязана выдать пострадавшему копию акта Н-2 или лицам, которые представляют пострадавшего не позднее 3-х дней после окончания расследования. Акт формы Н-2 хранится в архиве органов управления образования на протяжении 45 лет. Ответственность за правильное и своевременное расследование и учет несчастных случаев, составление акта Н-2, разработку и выполнение мероприятий по устранению причин несчастного случая несет руководитель учреждения. Контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев, которые произошли во время учебно-воспитательного процесса осуществляют высшие органы управления образования. В случае отказа администрации учреждения в составлении акта формы Н-2, а также из-за несогласия потерпевшего с содержанием акта, конфликт рассматривает высший орган образования в срок не позднее 7-ми дней с момента подачи письменного заявления. Его решение является обязательным для выполнения администрацией. Медицинское учреждение также выдает медицинское заключение о характере повреждений. При пожарах уведомляются территориальные органы пожарной охраны о лицах, которые получили ожоги и др. травмы, для осуществления профилактических мероприятий. Виновные в нарушении Положений об охране труда и порядке расследования, сокрытии несчастного случая, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.
III. Цель пропаганды требований охраны труда - внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств техники безопасности, создание на каждом рабочем месте условий для производительного и безопасного труда и учебы. Для этого разрабатывают инструкции и памятки по О.Т. и Т.Б., используют различные плакаты, знаки, предупредительные надписи, создают кабинеты и уголки по О.Т. Эффективность этой работы во многом зависит от знаний и инициативы учителя. Инструкции и памятки бывают двух видов: - одни предназначены для выдачи ученикам на руки; - другие для ознакомления на рабочих местах. В них кратко изложены требования правил труда и техники безопасности по отдельным видам работ и профессиям. Важное место в пропаганде О.Т. в учебных заведениях имеют плакаты. По целенаправленности плакаты можно разделить на несколько типов: - напоминающие о правилах поведения; - напоминающие о запрещенных приемах труда; - напоминающие о необходимости использования средств индивидуальной защиты. По характеру изображенных на плакате надписей их можно подразделить на: - запрещающие - предупреждающие - предписывающие Знаки в свою очередь делят на: - запрещающие (круглые, перечеркнутые) - предписывающие (круглые) - предупреждающие (треугольные) - указывающие (прямоугольные). Размещают знаки и плакаты на рабочем месте не выше, чем на 2,5 метра от пола. Тексты должны быть краткими, четкими и читаться издалека. Во всех образовательных учреждениях создают кабинеты по охране труда, которые призваны проводить обучение и инструктаж по О.Т., пропагандировать безопасные приемы работы, оказывать консультационно-методическую помощь учителям и другим работникам школы, оказывать помощь кабинетам и мастерским в работе и оформлении уголков по О.Т. Кабинет по охране труда может быть совмещен с учебным кабинетом. В кабинете рекомендуется иметь 3 раздела: - учебный; - справочно-методический; - выставочный. Кабинет должен быть оснащен аппаратурой. Кроме кабинетов оформляются уголки по О.Т., а также большое значение имеют различные формы агитационно-массовой работы: смотры состояния О.Т., конкурсы, лекции, беседы, совещания, массовые рейды, проверки, специальные тематические выставки.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |