КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственного аппарата
Понятие и принципы деятельности Понятие и основные признаки органа государственного аппарата. Система государственного аппарата. Понятие и принципы деятельности государственного аппарата МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА В о п р о с ы: Осуществление функций государства связано с подготовкой, составлением и изданием государственных решений, перепиской с населением, различными органами и организациями, сбором и обобщением социальной, экономической и иной информации, ведением различной документации и т.д. Для выполнения этой деятельности необходимы соответствующие работники, определенный слой людей-управленцев, являющихся сотрудниками государственного аппарата. Государственный аппарат — это система государственных органов, их подразделений и должностных лиц, обладающих властными полномочиями, которые профессионально, за плату осуществляют функции государства, решают практические задачи государственного управления обществом. Некоторые ученые наряду с термином «государственный аппарат» используют понятие «механизм государства», включая в него не только собственно систему государственных органов, но и их функциональную взаимосвязь, взаимодействие. В научной литературе государственный аппарат рассматривается в двух аспектах: в узком и широком. В узком смысле государственный аппарат представляет собой государственных служащих различных государственных органов, которые осуществляют функции власти и управления обществом. В широком смысле государственный аппарат включает в себя кроме государственных служащих властных государственных органов также всех других лиц, работающих в государственных структурах, получающих зарплату из бюджета. К их числу относятся работники государственных учебных заведений, медицинских, технических, статистических, метеорологических и иных подобных учреждений и служб. В связи с этим различают просто государственные органы и органы государственной власти. К первой группе относятся органы, не имеющие права принимать властные государственные решения, обязательные для граждан, а ко второй — обладающие такими полномочиями. Государственный аппарат в узком смысле состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прокуратуры, милиции, контрольных, дипломатических, органов службы безопасности, разведки и армии. Государственный аппарат имеет также специальные органы и учреждения, обеспечивающие принудительное исполнение законодательства юридическими и физическими лицами, привлечение к ответственности виновных и содержание лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. К числу этих органов относятся милиция или полиция, судебные приставы—исполнители, органы следствия и дознания, тюрьмы и иные пенитенциарные учреждения. Милиция, полиция, служба безопасности, армия имеют специфические особенности в структуре государственных органов. Они представляют собой особые отряды вооруженных людей, которые осуществляют защиту государства от внешних и внутренних посягательств, представляющих опасность для граждан, общественного и государственного строя. Основными направлениями деятельности государственного аппарата являются: ¨ правотворческая, направленная на разработку и издание законов и иных нормативных правовых актов; ¨ правоисполнительная, обеспечивающая исполнение нормативных правовых актов всеми государственными органами, общественными организациями, экономическими структурами и гражданами; ¨ правоохранительная — направленная на охрану прав и свобод юридических и физических лиц, на привлечение виновных к ответственности и восстановление законности. Государственный аппарат — специфическая социальная организация, ее деятельность должна отвечать соответствующим требованиям, которые могут быть охарактеризованы как принципы. К их числу относятся конституционность и законность, профессионализм, демократизм, гласность и публичность, оптимальность организации, научность, эффективность, честность, порядочность, правдивость, соблюдение интересов народа и страны, гуманизм. Принцип конституционности и законности означает, что организация и деятельность государственного аппарата должны основываться на Конституции и других законах страны. С этой целью в государственном аппарате должен существовать надзор за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц, а граждане должны иметь право оспорить в судебном порядке законность их актов и действий. Принцип законности в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти имеет некоторые особенности. Так, законность законодательной власти характеризуется следующими чертами: — принятием законов, соответствующих конституции страны; — соблюдением процедуры принятия законов, урегулированной соответствующими нормативными правовыми актами; — законы могут приниматься только законодательными органами. Законность деятельности исполнительной власти складывается из законных действий самих органов исполнительной власти, которые должны соответствовать законодательству, полномочиям данного органа, порядку принятия им властного решения и его исполнения. Деятельность органов судебной власти должна быть основана на законе, соответствовать внутреннему убеждению судей в правильности принимаемого решения, соответствовать полномочиям данного судебного органа и процедуре принятия судебного акта. Принцип профессионализма выражается в том, что должности в государственном аппарате могут занимать только лица, имеющие соответствующее образование, опыт работы, умеющие принимать грамотные и оптимальные решения, соответствующие реальному положению дел и поставленным целям. Профессионализм государственных служащих обеспечивается проведением регулярной переподготовки применительно к занимаемой должности, соответствующих экзаменов при назначении на должности либо переводе на вышестоящую должность, оценкой квалификационной комиссией результатов работы государственных служащих, а именно: качества и своевременности подготовки документов, обоснованности, законности и эффективности принимаемых решений, своевременности и точности выполнения решений и указаний вышестоящих органов, умением руководить подчиненными работниками и организовывать их труд, создавать положительный рабочий климат в коллективе. Демократизм означает тесную связь государственного аппарата с народом, учет мнения населения в управленческой деятельности и соответствие ее интересам масс, формирование основных органов государственной власти непосредственно народом на основе демократической избирательной системы, контроль населения за деятельностью государственных органов. Очень важной чертой принципа демократизма является отношение государственных чиновников к гражданам как представителям народа, являющегося источником государственной власти. Решение данного вопроса может быть обеспечено приближением государственных чиновников к нуждам и запросам населения, создание условий для доступности государственных чиновников всех уровней населению, уменьшением бюрократической волокиты при рассмотрении обращений граждан. Решение данных вопросов, как показывает опыт современных демократических государств, возможно при четком определении полномочий каждого государственного служащего самостоятельно решать отнесенные к его компетенции вопросы и нести за них ответственность, а не только готовить проекты решения, которые утверждает соответствующий руководитель, в результате чего нередко принимаются некомпетентные решения, ответственность за которые никто не несет. Полномочия определяются путем распределения всех вопросов, которые отнесены к компетенции данного государственного органа, между всеми его работниками, которым должно быть предоставлено право окончательного их решения, а не сосредоточения всех прав только у руководителя этого органа. Данный порядок способствует демократизации деятельности государственного аппарата, повышению ответственности его работников за принимаемые ими решения, уменьшению бюрократизма. Важным принципом деятельности государственного аппарата является гласность и публичность. Не должно быть секретных, скрытых от народа органов, осуществляющих государственную власть. Функции и характер деятельности органов государственной власти должны быть известны населению и подконтрольны представительным органам, избираемым населением. Необходимо обеспечение доступности граждан к информации, имеющейся в органах об этих гражданах, о принимаемых в отношении них решениях, возможности обжаловать эти решения в судебном порядке, В противном случае право обжалования может оказаться формальным. Такое положение имело место в СССР в условиях советской власти. В 1987 г. гражданам было предоставлено право обжаловать в суд незаконные действия должностных лиц. Однако процедура этого обжалования — порядок подачи жалобы, принятие и рассмотрение ее судом не были предусмотрены. Поэтому реально обжаловать действия должностных лиц было невозможно. В настоящее время эти обстоятельства урегулированы Гражданским процессуальным кодексом, в котором имеется специальная Глава 25, определяющая основания и порядок подачи жалобы и ее рассмотрения судом. Принцип научности в деятельности государственного аппарата характеризуется тем, что его структура, организация деятельности, распределение функций, объем прав, взаимодействие между отдельными органами как по вертикали, так и по горизонтали должны быть научно обоснованы. Научность в организации и деятельности должна быть не разовым, единовременным явлением, а постоянным фактором, поскольку направленность и содержание деятельности государственного аппарата, его отдельных органов подвержены постоянным изменениям в результате возникновения одних, отмирания или уменьшения значения других социальных процессов. Принцип эффективности выражается в результативности, т. е. в достижении целей, стоящих перед государственным аппаратом, по решению задач с наименьшими затратами времени, финансовых, материальных, трудовых и иных ресурсов. Реализация этого принципа тесно связана с научностью организации и деятельности государственного аппарата и его оптимальностью. Одновременно она включает в себя определенную активность работников государственного аппарата, их личную организованность и отдачу в работе, интенсивность труда. Без этих составляющих невозможна успешная реализация принципа эффективности деятельности государственного аппарата. Принцип честности, порядочности, соблюдения интересов страны относится к должностным лицам и, в первую очередь, наделенным властными государственными полномочиями. Как известно, без честных чиновников никакое государство не может нормально функционировать. Порядочность и честность работников государственного аппарата является основой порядочности и честности граждан и всего общества. Государство является ответственным за обеспечение интересов общества и страны в целом. Поэтому деятельность государственных чиновников против интересов общества является преступлением против собственного народа. Данные положения должны быть закреплены законодательно, а виновные лица — привлекаться к ответственности. В противном случае невозможна борьба с нечестными чиновниками. В этом отношении показательными являются резолюция Конгресса США, устанавливающая кодекс поведения всех государственных служащих, Акт об этике поведения государственных служащих США, Исполнительный приказ Президента США, которым были введены в действие «Общие принципы этического поведения членов правительства и служащих», Кодекс этического поведения членов Сената Конгресса США, Кодекс этического поведения членов Палаты представителей Конгресса США. Названными актами регламентируются поведение и деятельность государственных служащих, их отношение к выполнению своих должностных обязанностей и т.д. В частности, одним из принципов-требований является следующий: при выполнении государственных служебных обязанностей исключаются «какие бы то ни было личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению служебных обязанностей». Государственные служащие «не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использование такого же рода информации в личных целях». Государственным служащим предписывается «самым честным образом исполнять свой служебный дог», не брать на себя обязательств, выходящих за пределы их полномочий, а все отнесенные к их компетенции вопросы решать объективно и справедливо. Не отдавать «предпочтений отдельным лицам или частным организациям». Использовать свои полномочия только в государственных интересах. Государственным служащим категорически запрещается «поощрять подношения, принимать подарки от лиц, добивающихся от них совершения каких-либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие-либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую со стороны государственного органа, в котором работают эти служащие». Принцип гуманизма означает признание социальной ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Деятельность государственного аппарата должна быть направлена на обеспечение достойной жизни человека, на воплощение в жизнь принципов равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми. Гуманизм в деятельности органов государственного аппарата и государственных служащих означает учет и уважение юридических прав и законных интересов граждан, их защиту, недопущение нарушений. Соблюдение принципа гуманизма включает в себя также соблюдение моральных, нравственных норм и правил, обычаев, определяющих уважительное отношение к пожилым людям, ветеранам, имеющим награды и почетные звания за свою трудовую, научную и иную деятельность, недопущение принижения их личного достоинства, оказание им материальной и иной помощи. Важным условием, способствующим реализации этого принципа является его конституционное закрепление. Так, например, в ст. 2 Конституции Российской Федерации записано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |