Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственного аппарата

Читайте также:
  1. Автоматические системы локализации и подавления взрывов в технологических аппаратах, устройство и принцип работы.
  2. Административно-правовые методы государственного управления
  3. АКТИВНЫЕ ПОТЕРИ ЭНЕРГИИ В АППАРАТАХ
  4. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой.
  5. Антимонопольное законодательство как инструмент государственного регулирования
  6. Базовые принципы государственного (обязательного) пенсионного страхования
  7. Бюджет субъекта РФ и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда
  8. Бюджетная политика РФ на 2009-2011 годы в области государственного долга
  9. Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля
  10. В органах Государственного энергетического надзора.
  11. В случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
  12. В.2. Формы государственного регулирования экономической жизни.

Понятие и принципы деятельности

Понятие и основные признаки органа государственного аппарата.

Система государственного аппарата.

Понятие и принципы деятельности государственного аппарата

МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА

В о п р о с ы :

Осуществление функций государства связано с подготов­кой, составлением и изданием государственных решений, перепиской с населением, различными органами и органи­зациями, сбором и обобщением социальной, экономичес­кой и иной информации, ведением различной документа­ции и т.д. Для выполнения этой деятельности необходимы соответствующие работники, определенный слой людей-уп­равленцев, являющихся сотрудниками государственного ап­парата.

Государственный аппарат это система государственных ор­ганов, их подразделений и должностных лиц, обладающих властными полномочиями, которые профессионально, за пла­ту осуществляют функции государства, решают практические задачи государственного управления обществом.

Некоторые ученые наряду с термином «государственный ап­парат» используют понятие «механизм государства», включая в него не только собственно систему государственных органов, но и их функциональную взаимосвязь, взаимодействие.

В научной литературе государственный аппарат рассматри­вается в двух аспектах: в узком и широком.

В узком смысле государственный аппарат представляет со­бой государственных служащих различных государственных органов, которые осуществляют функции власти и управле­ния обществом. В широком смысле государственный аппа­рат включает в себя кроме государственных служащих власт­ных государственных органов также всех других лиц, работа­ющих в государственных структурах, получающих зарплату из бюджета. К их числу относятся работники государствен­ных учебных заведений, медицинских, технических, статис­тических, метеорологических и иных подобных учреждений и служб.

В связи с этим различают просто государственные органы и органы государственной власти. К первой группе относятся ор­ганы, не имеющие права принимать властные государственные решения, обязательные для граждан, а ко второй — обладающие такими полномочиями.

Государственный аппарат в узком смысле состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прокуратуры, милиции, контрольных, дипломатических, орга­нов службы безопасности, разведки и армии.

Государственный аппарат имеет также специальные органы и учреждения, обеспечивающие принудительное исполнение за­конодательства юридическими и физическими лицами, привле­чение к ответственности виновных и содержание лиц, отбываю­щих наказание в виде лишения свободы. К числу этих органов относятся милиция или полиция, судебные приставы—испол­нители, органы следствия и дознания, тюрьмы и иные пенитен­циарные учреждения.



Милиция, полиция, служба безопасности, армия имеют спе­цифические особенности в структуре государственных органов. Они представляют собой особые отряды вооруженных людей, которые осуществляют защиту государства от внешних и внут­ренних посягательств, представляющих опасность для граждан, общественного и государственного строя.

Основными направлениями деятельности государственно­го аппарата являются:

¨ правотворческая, направленная на раз­работку и издание законов и иных нормативных правовых актов;

¨ правоисполнительная, обеспечивающая исполнение нормативных правовых актов всеми государственными орга­нами, общественными организациями, экономическими структурами и гражданами;

¨ правоохранительная — направ­ленная на охрану прав и свобод юридических и физических лиц, на привлечение виновных к ответственности и восста­новление законности.

Государственный аппарат — специфическая социальная орга­низация, ее деятельность должна отвечать соответствующим требованиям, которые могут быть охарактеризованы как прин­ципы. К их числу относятся конституционность и законность, профессионализм, демократизм, гласность и публичность, оп­тимальность организации, научность, эффективность, чест­ность, порядочность, правдивость, соблюдение интересов на­рода и страны, гуманизм.

Принцип конституционности и законностиозначает, что орга­низация и деятельность государственного аппарата должны ос­новываться на Конституции и других законах страны. С этой целью в государственном аппарате должен существовать надзор за законностью деятельности государственных органов и долж­ностных лиц, а граждане должны иметь право оспорить в судеб­ном порядке законность их актов и действий.

Принцип законности в деятельности органов законодатель­ной, исполнительной и судебной власти имеет некоторые осо­бенности. Так, законность законодательной власти характери­зуется следующими чертами:

— принятием законов, соответствующих конституции страны;

— соблюдением процедуры принятия законов, урегулирован­ной соответствующими нормативными правовыми актами;

— законы могут приниматься только законодательными ор­ганами.

Законность деятельности исполнительной власти складыва­ется из законных действий самих органов исполнительной власти, которые должны соответствовать законодательству, полномочиям данного органа, порядку принятия им властного решения и его исполнения.

Деятельность органов судебной власти должна быть основа­на на законе, соответствовать внутреннему убеждению судей в правильности принимаемого решения, соответствовать полномочиям данного судебного органа и процедуре принятия су­дебного акта.

Принцип профессионализма выражается в том, что должности в государственном аппарате могут занимать только лица, име­ющие соответствующее образование, опыт работы, умеющие принимать грамотные и оптимальные решения, соответствую­щие реальному положению дел и поставленным целям.

Профессионализм государственных служащих обеспечива­ется проведением регулярной переподготовки применительно к занимаемой должности, соответствующих экзаменов при назначении на должности либо переводе на вышестоящую должность, оценкой квалификационной комиссией результа­тов работы государственных служащих, а именно: качества и своевременности подготовки документов, обоснованности, законности и эффективности принимаемых решений, своев­ременности и точности выполнения решений и указаний вы­шестоящих органов, умением руководить подчиненными работниками и организовывать их труд, создавать положитель­ный рабочий климат в коллективе.

Демократизм означает тесную связь государственного ап­парата с народом, учет мнения населения в управленческой деятельности и соответствие ее интересам масс, формирова­ние основных органов государственной власти непосред­ственно народом на основе демократической избирательной системы, контроль населения за деятельностью государ­ственных органов.

Очень важной чертой принципа демократизма является отно­шение государственных чиновников к гражданам как предста­вителям народа, являющегося источником государственной власти. Решение данного вопроса может быть обеспечено приближением государственных чиновников к нуждам и зап­росам населения, создание условий для доступности государ­ственных чиновников всех уровней населению, уменьшением бюрократической волокиты при рассмотрении обращений граждан.

Решение данных вопросов, как показывает опыт современ­ных демократических государств, возможно при четком опре­делении полномочий каждого государственного служащего са­мостоятельно решать отнесенные к его компетенции вопросы и нести за них ответственность, а не только готовить проекты ре­шения, которые утверждает соответствующий руководитель, в результате чего нередко принимаются некомпетентные реше­ния, ответственность за которые никто не несет. Полномочия определяются путем распределения всех вопросов, которые от­несены к компетенции данного государственного органа, меж­ду всеми его работниками, которым должно быть предоставле­но право окончательного их решения, а не сосредоточения всех прав только у руководителя этого органа.

Данный порядок способствует демократизации деятельности государственного аппарата, повышению ответственности его работников за принимаемые ими решения, уменьшению бю­рократизма.

Важным принципом деятельности государственного аппа­рата является гласность и публичность. Не должно быть секрет­ных, скрытых от народа органов, осуществляющих государ­ственную власть. Функции и характер деятельности органов государственной власти должны быть известны населению и подконтрольны представительным органам, избираемым на­селением. Необходимо обеспечение доступности граждан к информации, имеющейся в органах об этих гражданах, о принимаемых в отношении них решениях, возможности об­жаловать эти решения в судебном порядке, В противном слу­чае право обжалования может оказаться формальным. Такое положение имело место в СССР в условиях советской власти. В 1987 г. гражданам было предоставлено право обжаловать в суд незаконные действия должностных лиц. Однако проце­дура этого обжалования — порядок подачи жалобы, принятие и рассмотрение ее судом не были предусмотрены. Поэтому ре­ально обжаловать действия должностных лиц было невозмож­но. В настоящее время эти обстоятельства урегулированы Гражданским процессуальным кодексом, в котором имеется специальная Глава 25, определяющая основания и порядок по­дачи жалобы и ее рассмотрения судом.

Принцип научности в деятельности государственного аппара­та характеризуется тем, что его структура, организация деятель­ности, распределение функций, объем прав, взаимодействие между отдельными органами как по вертикали, так и по гори­зонтали должны быть научно обоснованы. Научность в организации и деятельности должна быть не разовым, единовремен­ным явлением, а постоянным фактором, поскольку направлен­ность и содержание деятельности государственного аппарата, его отдельных органов подвержены постоянным изменениям в результате возникновения одних, отмирания или уменьшения значения других социальных процессов.

Принцип эффективности выражается в результативности, т. е. в достижении целей, стоящих перед государственным аппара­том, по решению задач с наименьшими затратами времени, фи­нансовых, материальных, трудовых и иных ресурсов.

Реализация этого принципа тесно связана с научностью ор­ганизации и деятельности государственного аппарата и его оп­тимальностью. Одновременно она включает в себя определен­ную активность работников государственного аппарата, их личную организованность и отдачу в работе, интенсивность труда. Без этих составляющих невозможна успешная реализа­ция принципа эффективности деятельности государственного аппарата.

Принцип честности, порядочности, соблюдения интересов страны относится к должностным лицам и, в первую очередь, наделенным властными государственными полномочиями. Как известно, без честных чиновников никакое государство не может нормально функционировать. Порядочность и чест­ность работников государственного аппарата является основой порядочности и честности граждан и всего общества.

Государство является ответственным за обеспечение интере­сов общества и страны в целом. Поэтому деятельность государ­ственных чиновников против интересов общества является преступлением против собственного народа.

Данные положения должны быть закреплены законодатель­но, а виновные лица — привлекаться к ответственности. В про­тивном случае невозможна борьба с нечестными чиновниками.

В этом отношении показательными являются резолюция Конгресса США, устанавливающая кодекс поведения всех го­сударственных служащих, Акт об этике поведения государ­ственных служащих США, Исполнительный приказ Президен­та США, которым были введены в действие «Общие принципы этического поведения членов правительства и служащих», Ко­декс этического поведения членов Сената Конгресса США, Кодекс этического поведения членов Палаты представителей Конгресса США.

Названными актами регламентируются поведение и деятель­ность государственных служащих, их отношение к выполнению своих должностных обязанностей и т.д. В частности, одним из принципов-требований является следующий: при выполнении государственных служебных обязанностей исключаются «какие бы то ни было личные или иные финансовые интересы, препя­тствующие добросовестному выполнению служебных обязан­ностей».

Государственные служащие «не должны участвовать в фи­нансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использование такого же рода информации в личных целях».

Государственным служащим предписывается «самым чест­ным образом исполнять свой служебный дог», не брать на себя обязательств, выходящих за пределы их полномочий, а все от­несенные к их компетенции вопросы решать объективно и справедливо. Не отдавать «предпочтений отдельным лицам или частным организациям». Использовать свои полномочия толь­ко в государственных интересах.

Государственным служащим категорически запрещается «поощрять подношения, принимать подарки от лиц, добиваю­щихся от них совершения каких-либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие-либо общие дела или осущес­твляющих деятельность, регулируемую со стороны государ­ственного органа, в котором работают эти служащие».

Принцип гуманизма означает признание социальной ценнос­ти человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Деятельность государствен­ного аппарата должна быть направлена на обеспечение дос­тойной жизни человека, на воплощение в жизнь принципов равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми.

Гуманизм в деятельности органов государственного аппарата и государственных служащих означает учет и уважение юридических прав и законных интересов граждан, их защиту, недопу­щение нарушений.

Соблюдение принципа гуманизма включает в себя также соблюдение моральных, нравственных норм и правил, обыча­ев, определяющих уважительное отношение к пожилым лю­дям, ветеранам, имеющим награды и почетные звания за свою трудовую, научную и иную деятельность, недопущение прини­жения их личного достоинства, оказание им материальной и иной помощи.

Важным условием, способствующим реализации этого прин­ципа является его конституционное закрепление. Так, напри­мер, в ст. 2 Конституции Российской Федерации записано: «Че­ловек, его права и свободы являются высшей ценностью. Приз­нание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда­нина — обязанность государства».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Государственного аппарата

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Автоматические системы локализации и подавления взрывов в технологических аппаратах, устройство и принцип работы.
  2. Административно-правовые методы государственного управления
  3. АКТИВНЫЕ ПОТЕРИ ЭНЕРГИИ В АППАРАТАХ
  4. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой.
  5. Антимонопольное законодательство как инструмент государственного регулирования
  6. Базовые принципы государственного (обязательного) пенсионного страхования
  7. Бюджет субъекта РФ и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда
  8. Бюджетная политика РФ на 2009-2011 годы в области государственного долга
  9. Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля
  10. В органах Государственного энергетического надзора.
  11. В случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
  12. В.2. Формы государственного регулирования экономической жизни.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.161.91.76
Генерация страницы за: 0.01 сек.