![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конструкция элеронов
Нагрузки, действующие на элерон На элерон в полете действуют аэродинамические силы. Величина и распределение нагрузки определяются по результатам продувок в аэродинамической трубе при неотклоненном и отклоненном положении элерона. Силами тяжести конструкции элерона ввиду их малости пренебрегают.
Рис.15 Рис.16
При разработке конструкции элерона надо стремиться уменьшить массу балансиров, добиваясь, чтобы центр масс элерона был возможно ближе к оси вращения. Это достигается более передним расположением лонжерона, применением более тонкой обшивки на хвостовой части элерона, расположением механизма управления триммером в носовой части элерона и т.п. К продольному набору элерона относятся и стрингеры, которые служат для подкрепления обшивки. Поперечный набор элерона состоит из нервюр. Сверху каркас закрывается металлической обшивкой. Изгибающий момент элерона воспринимается поясами лонжеронов, в которых возникают нормальные напряжения. Перерезывающая сила воспринимается в основном стенкой лонжерона и частично обшивкой. Крутящий момент воспринимается замкнутыми контурами, образованными обшивкой и стенкой лонжерона. Лонжерон обычно представляет собой балку швеллерного или двутаврового сечения. Изготавливается лонжерон чаще всего штамповкой из листового материала, к которому для создания более мощных поясов в необходимых случаях приклепываются еще и уголки. Лонжерон в больших элеронах тяжелых самолетов по конструкции аналогичен лонжеронам крыла, т.е. состоит из верхнего и нижнего поясов, выполненных из тавровых или уголковых профилей, и соединяющей их стенки. Для уменьшения массы балансира лонжерон иногда размещают впереди оси вращения элерона. К лонжерону крепятся узлы навески элерона и рычаг управления им. Стрингеры имеют небольшую площадь поперечного сечения и выполняются обычно из уголковых профилей. Задний стрингер точно такой же конструкции, как и задний стрингер крыла. Нервюры состоят из двух частей: носка и хвостика. Они изготовляются штамповкой из листового материала. Стенки нервюр отгибаются для крепления к стенке лонжерона. Для обеспечения более высокой точности при сборке крепление стенок нервюр к лонжерону может производиться при помощи уголков, предварительно закрепленных на стенке лонжерона. Эти уголки одновременно подкрепляют стенку лонжерона. Обшивка крепится к каркасу заклепками с потайной головкой. Соединение листов обшивки чаще всего производится встык в продольном направлении по поясу лонжерона, в поперечном направлении – по поясам нервюр. Для крепления кронштейнов узлов навески в носке элерона делаются вырезы. Разрез нарушает контур носка, воспринимающий кручение, и поэтому часто для сохранения требуемой прочности на кручение в этом месте приходится усиливать хвостовой контур. Усиление это может производиться устройством позади лонжерона замкнутого контура с более толстой обшивкой (под обшивку хвостика подкладывается дополнительный лист материала, что обеспечивает получение в этом месте более толстой обшивки), или постановкой косых нервюр, которые своим изгибом передают крутящий момент носка на участке выреза (рис.16).
В настоящее время в конструкции элеронов широкое применение находят панели с заполнителями. Хвостовая часть небольших по размеру элеронов легких самолетов может быть выполнена из двух листов обшивки, в пространстве между которыми находится легкий заполнитель. Обшивка больших элеронов тяжелых самолетов может быть слоистой. Наружный и внутренний слои обшивки выполняются из очень тонкого листового материала, между ними находится слой заполнителя. Заполнитель может быть сотовым или из пенопласта. В такой конструкции отсутствуют стрингеры и необходимо меньшее количество нервюр.
Рис.17 Рис.18
Крепление элеронов к крылу производится при помощи узлов навески. В узел навески входит кронштейн, закрепленный на крыле, кронштейн на элероне и шарнирный болт. Конструктивное оформление узлов навески весьма многообразно. Кронштейны изготовляются литьем, штамповкой, сваркой с необходимой последующей механической обработкой; встречаются конструкции фрезерованных и клепаных кронштейнов. Конструкция узлов навески должна обеспечить выполнение требования взаимозаменяемости и исключить возможность заклинивания элерона при деформации крыла в полете. Наибольшее распространение получили узлы навески, выполненные в виде вильчатого соединения. Кронштейн с ухом обычно крепится к крылу. В ухе устанавливается шариковый сферический подшипник. Возможность плоскости внутреннего кольца подшипника поворачиваться относительно плоскости наружного кольца исключает возможность заклинивания элерона в полете при его деформации и деформации крыла. Конструкция таких узлов показана на рисунке 17. У двухопорного элерона узел может выполняться по схеме, изображённой на рисунке 17б. В этой конструкции в ухе 1 устанавливается шарнирный подшипник 2, а в проушинах кронштейна 5, если он изготовлен из алюминиевых и магниевых сплавов, устанавливают под шарнирный болт 4 стальные втулки 3, что предотвращает быстрый износ кронштейна и появление люфтов. В таком соединении шарнирный болт работает на срез по двум плоскостям. У многоопорных элеронов взаимозаменяемость может быть обеспечена при больших допусках на размеры между узлами навески, если узел выполнить по схеме, показанной на рисунке 17в. Здесь шарнирный болт 4 вместе со втулкой 6 и ухом 1 с шарнирным подшипником 2 имеет возможность устанавливаться во втулках 3 кронштейна 5. Обеспечение требований взаимозаменяемости может быть достигнуто и навеской элерона на ориентирующихся по размаху узлах (рис.18а,б). Элементом этого узла, обеспечивающим ориентировку по размаху, является серьга. Поворот серьги относительно вертикального вспомогательного болта, которым она крепится на кронштейне 1, и обеспечивает требуемую установку узла. В серьге устанавливается шарнирный подшипник. Но один из кронштейнов навески выполняется жестким (без серьги), что исключает осевое перемещение элерона. Применение кронштейнов с промежуточной серьгой исключает и необходимость больших вырезов в носке элерона для постановки шарнирного болта. В этом случае серьга шарнирным болтом крепится к кронштейну элерона при его сборке, а монтаж и демонтаж элерона осуществляется при помощи вспомогательных болтов, имеющих хороший доступ снаружи.
В ориентирующихся по размаху узлах серьга крепится к кронштейну крыла при помощи одного вспомогательного болта (рис.18б), в жестких узлах – при помощи двух болтов (рис.18в). Кронштейн элерона устанавливается на его лонжероне и связывается с нервюрой. Соединение кронштейна с нервюрой разгружает стенку лонжерона и исключает ее прогиб. При большой осевой компенсации часто целесообразно размещать лонжерон впереди оси вращения (рис.19). Расположение лонжерона за осью вращения в этом случае не позволяет рационально использовать строительную высоту элерона и приводит поэтому к увеличению массы лонжерона и к смещению назад центра масс, что, в свою очередь, требует дополнительного увеличения массы балансиров. В случае расположения лонжерона впереди оси вращения в его стенке делается вырез для прохода кронштейна крыла. Вырез подкрепляется основанием кронштейна элерона. Этот кронштейн также связывается с нервюрой. Рис.19 Рис.20
Рис.21
Рычаг управления элероном, желательно размещать в сечении узла навески или вблизи его. Часто кронштейн узла навески на элероне и рычаг управления представляют собой одну деталь (рис.21). Устанавливать рычаг управления элероном следует так, чтобы он при требуемом плече как можно меньше выходил в поток.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 10031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |