Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпириокритицизм

Основные исторические формы позитивистской философии.

Одним из ведущих направлений философии XX века является философия науки - совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и единственным предметом анализа выступает научное знание.

Начальной версией философии науки стал позитивизм, сложившийся на протяжении первой половины XIX в. во Франции (Огюст Конт, 1798-1857) и Англии (Джон Миллъ, 1806-1873 и Герберт Спенсер, 1820-1903). Главный тезис позитивизма заключался в том, что подлинно научное, положительное ("позитивное") знание о мире может быть получено лишь специальными, т.е. естественными науками, которые владеют такими важными методами познания, как наблюдение и эксперимент, и опираются на бесспорные факты. "Уступить место" такому позитивному знанию должны все прежние умозрительные, туманные и бесплодные рассуждения дисциплин, которые до этого пытались привести в систему богатый эмпирический материал естествознания и обнаружить в нем всеобщие начала, принципы и законы бытия. Лишь позитивное знание, которое может быть непосредственно дано в опыте и результатах его логической обработки, удобно для практического применения и в первую очередь необходимо человеку.

Огюст Конт обосновывает свою концепцию науки тремя основными законами.

1.Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого познания мира. На первой теологической стадии, человек объясняет мир с помощью сверхъестественных или божественных сил. На второй, метафизической стадии, характерно объяснение мира с помощью неких первоначал, и первосущностей
(субстанций, идей и т. д.), которые лежат в основе всех вещей и явлений, но не даны нам в непосредственном опыте. На третьей, позитивной стадии развития познания наука фиксирует то, что открывается в опыте, формулирует законы как выражение связей между явлениями и старается дать ответ на вопрос "как?"

2. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Его смысл и назначение заключаются в том, чтобы "обуздать" неуемную творческую фантазию ученого, отвлечь его от умозрительных, не опирающихся на опыт размышлений.

3.Энциклопедический закон, проявляющийся в классификации
основных наук. Конт выделяет наиболее совершенные науки: математику, астрономию, физику, химию, физиологию. В этой классификации просматривается ориентация на естественнонаучное знание.

Основное содержание эмпириокритицизма (философии "критического опыта") составили идеи, высказанные немецким философом Эрнстом Лаосом (1837-1885), швейцарским философом Рихардом Авенариусом (1843-1896), австрийским физиком Эрнстом Махом (1838-1916).

Они разработали главные принципы, которые должны быть положены в основание научного исследования:

1.Принцип «корреляции» или "координации" то есть соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания. Согласно ему, научное знание зависит в своем содержании, от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями.

2.Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий.

3. Принцип экономии мышления, выступающий логическим продолжением принципа критики опыта, требует от ученого "экономии сообщения и понимания".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 8. Рынок труда | Лекция № 8. Генетический ряд D – сахаров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.