КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммерческой службы предприятия
Принципы формирования организационной структуры
При формировании организационной структуры коммерческой службы предприятия необходимо выделять следующие элементы: • задачи; • виды функций (работ) в отдельных звеньях соответственно задачам; • построение организационной структуры, обеспечивающей способность адаптироваться к изменениям условий рынка; • распределение ответственности за выполнение основных функций; • создание системы передачи информации, обеспечивающей эффективность принятия решений, контроля и координации. Среди основных элементов организации коммерческой деятельности доминирующими являются: структура — конструкция организации, на основе которой происходит управление коммерческой деятельностью; устойчивые связи между звеньями организации. Структура организации может быть также определена как совокупность способов разделения труда между различными задачами и координация выполнения этих задач. В основу построения организационных структур коммерческой службы должны быть положены следующие принципы: • наличие четко сформулированной цели; • малозвенность в управлении коммерческой деятельностью; «гибкость; • эффективная система связи, обеспечивающая передачу информации и имеющая обратную связь; • принцип единого подчинения; • четкое разграничение функций между отдельными звеньями и организационной структуре; • координация деятельности. Этот перечень принципов не должен рассматриваться как исчерпывающий, поскольку имеется возможность появления новых. I. Цели при формировании структуры могут быть сформулированы на основе внутреннего предвидения, определяемого средствами предприятия и внешними факторами. Цели должны быть достаточно детализированы. Эффективность их может быть достигнута, если они совместимы друг с другом и, самое главное, не противоречат основной цели предприятия. Целями коммерческой службы могут быть: • увеличение сбыта продукции, например на 10%; • рост числа покупателей за счет перехода на новые сегменты рынка; · • увеличение объема продаж, приходящегося на один заказ; · сокращение сбытовых расходов и др.
2. Организационная структура не должна содержать много звеньев. Создание управленческих звеньев на предприятиях диктуется не только необходимостью деления сотрудников на группы, удобные для руководства, но также и стремлением к уточнению и развитию идей начальника. Однако такой процесс может привести к неправильному пониманию и искажению. Поэтому очень важно избегать увеличения числа уровней управления, отделяющих начальника от исполнителей. Коммерческие взаимосвязи упрощаются, если система управления содержит не более четырех-пяти звеньев 3. Важным принципом построения организационной структуры является гибкость, т.е. приспособляемость ее к изменяющимся рыночным условиям. Когда рынок становится перенасыщенным, значение коммерческой службы возрастает. 4. Эффективная система связи, имеющая обратную связь, обеспечивается современными системами информатики и использованием вычислительной техники. 5. Принцип единого подчинения заключается в том, что не следует допускать наличия двух руководителей, имеющих одинаковые полномочия. Невыполнение этого принципа ведет к двойственности подчинения и нарушению порядка в работе. 6. В условиях коммерциализации современной российской экономики особую значимость приобретает принцип координации. Существуют пять способов координации деятельности, которые можно использовать и в коммерции: • взаимное согласование; • непосредственный контроль; • стандартизация процессов труда; • стандартизация квалификации.
При взаимном согласовании контроль за работой осуществляю! сами сотрудники. Непосредственный контроль за деятельностью выполняет руководитель. Стандартизация процесса труда означает запрограммированность трудового процесса, когда координация деятельности уже включена в программу работы. При стандартизации процесса труди нет необходимости в контроле. Стандартизация результатов труда — заблаговременное предопределение или планирование в стоимостной форме результатом деятельности. Стандартизация квалификации — предопределение образования или квалификации работников. Большое значение имеет специализация коммерческих подразделений предприятия. В настоящее время существуют следующие подходы к специализации: 1) функциональная специализация — группировка подразделений (групп, бюро или отделов) осуществляется по выполняемым функциям; 2) товарная специализация, когда подразделения сгруппированы по продуктам или товарам. Каждый из перечисленных подходов имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества функциональной специализации заключаются в освобождении руководителей от решения ряда специальных вопросов, а также снижении потребности в специалистах широкого профиля, а недостатки — в сосредоточении работников на своих конкретных функциях, что приводит к сужению видения перспектив функционирования предприятия в целом. Поэтому требуется координация деятельности отдельных подразделений. Преимущества товарной специализации в том, что существенно облегчаются согласование деятельности внутри подразделения и оценка результатов работы, а недостатки заключаются в большем потреблении финансовых и трудовых ресурсов. При определении размеров коммерческих отделов следует учитывать, что стандартизация процессов труда, результатов труда, отсутствие взаимосвязи между сотрудниками увеличивают размеры структурных подразделений. В то же время необходимость непосредственного контроля со стороны руководителя, а также частого согласования деятельности с руководителем способствует уменьшению размеров структурных подразделений коммерческой службы. С увеличением размеров предприятия создаются условия для развития коммерческой службы, дифференцируются подразделения. Углубление специализации ведет к росту объема однородных работ и возможности стандартизировать работы в коммерческой службе. · Формирование организационной структуры осуществляется высшим руководством. В рамках организационной структуры устанавливаются: - задания по каждому исполнителю; - его уровень в структуре предприятия, степень подчинения, основные функции; - необходимые меры на период отсутствия (или заболевания) данного сотрудника, т.е. установление заместителя и его полномочий при этом; - задания для данного сотрудника на случай нетрудоспособности других сотрудников соответствующего уровня; - функции каждого сотрудника, полномочия, которыми сотрудники располагают. Меткое определение функций и обязанностей подчиненных показывает руководителю, в какие дела он не имеет права вмешиваться и какие решения он не должен принимать без проведения необходимых консультаций со своими сотрудниками.
Ситуационная задача Новое предприятие, выпускающее продукцию небольшой номенклатуры, имеющую большой спрос, работает на внутреннем рынке всего три года. Годовой объем продаж составляет 20 млн руб. в год. На экспорт продукция не поставляется. Каждый год объем продаж продукции увеличивается-на 70—80%. Отдел сбыта предприятия состоит из небольшой группы сотрудников (в количестве шести человек) под руководством самого предпринимателя. Отношения внутри отдела сбыта являются неформальными и основаны на взаимном согласовании. Координация деятельности осуществляется посредством стандартизации квалификаций. Административная надстройка незначительна, нет никакой необходимости в контроле, поэтому начальник отдела сбыта не имеет заместителей. Такая структура отдела сбыта характерна для молодых, растущих предприятий.
Вопросы и задания 1. Смогут ли организационная структура и численность отдела сбыта оставаться без изменения при увеличении объема продаж до 100 млн руб. в год? Подготовьте обоснования своих выводов. 2. Если вы считаете, что рост объема продаж продукции до 100 млн руб. в год требует реорганизовать отдел сбыта предприятия, то попытайтесь сформировать новую организационную структуру отдела. Укажите подразделения в составе отдела сбыта, назовите их функции.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |