КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Сущность, формы, функции исторического знания
История это движение времени и познания этого процесса. Историческая наука - точная наука, в ней нет ничего абстрактного. С другой стороны задачи исторических наук является понимание адекватности наших представлений исторического прошлого. Основной типологической единицей является цивилизация. Цивилизация имеет следующие типы: 1. Не-прогрессивная (народы живут согласно с природным циклом). 2. Восточная (страны востока, их цикл: прошлое, настоящее и будущее) 3. Прогрессивная (Западно-Европейская цивилизация). До сегодняшнего дня существует следующие мировоззрения: 1. Древняя: (в районе Месопотамии; было отмечено, что «история развивается по воле богов). 2. К 6 - началу 5 веков до и. э. Автор новой теории мировоззрения - Гекатей Мелетский. Его труд называется землеописание. До нас дошли изменённые копии. Он был авторов теории циклического развития и предлагал все, что происходит записывать. 3. Августин Блаженный (4-5 век до н.э.). Его труд называется о Граде Божьем, а теория называется линейная. Он считая, что история идет линейно по воле Бога. Вернуться и повторить что-то нельзя. История - это движение. 4.18 веке н.э. появилась теория спиральная. Автор - Вико. Появилось название «новая наука». Он соединил циклическую и линейную теории. Считая, что необходимо ВСЁ изучать. Он говорил, что можно вывести исторические законы, на основании которых общество будет развиваться. 5. Карл Маркс (19 век 1859 год): теория о социально-экономических формациях (строе). Он спитая, что основа любого общества - базис (предметы труда...) и надстройка. Он сделал вывод о существовании трех типов цивилизации: Азиатский, Античный, Буржуазный (капиталистический). 6. В 1938 году И. В. Сталин поправил, так сказать. Маркса и назвал свою теорию «Общественно-экономическая формация». Он предложил три вида формации: а.) Доклассовая (первобытная) б) Классовая (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая). в) Без классовая (коммунистическая). Он назвал эту теорию «Марксизм-Ленинизм». 7. 19 -начало 20 века, философ - историк Ключевский предположил, что для понимания исторического процесса можно учитывать историю религий, природы, страны и социальных проблем. 8. Арнольд Тойнби (английский математик), написал книгу «Исследование истории». Он вывел понятие цивилизации. Определение: Цивилизация- это сообщность людей, объединенных духовными ценностями и имеющих особые черты в политической организации, культуре и экономике. Он дал определение Менталитета.. Менталитет - это наличие у людей того или иного общества общей психологической основы для осознании мира и самих себя. Вывод: История – это развитие социального опыта, который передается из поколения в поколение, но каждый раз этот опыт осмысливается заново. История (от греч. historia - рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории. Historia estmagistra vitae (история — наставница жизни), говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в мировом историческом опыте пытаются найти ответы на многие вопросы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, красоте, свободе. Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук. Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной областью человеческого познания. Но сама наука история сложилась значительно позже (в России - примерно с начала XVIII в.). В XVIII-первой половине XIX в. произошло уточнение предмета истории в связи с обращением к изучению экономики, культуры и социальных отношений. Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечественная история) с древнейших времен до наших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшие. История - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по вещественным источникам древности - орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам - поселениям, могильникам, кладам). Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: генеалогия (наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семейств), геральдика (наука о гербах), нумизматика (наука о монетах и их чеканке), хронология (наука, изучающая системы летосчисления и календари), палеография (наука, изучающая рукописные памятники и старинное письмо) и др. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография (история исторической науки). История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как историческая география, историческая геология и др. По обширности объекта изучения история может подразделяться на следующие группы: история мира в целом; история какого-либо континента, региона; народа; группы народов (славяноведение). История России - научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов. Любой человек должен знать историю своего Отечества. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Разобраться в современных процессах, определить свой собственный взгляд на происходящее вокруг и внутри России, не растеряться в многообразии мнений — в этом нам поможет история. Наше прошлое — эта наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной. Россия внесла достойный вклад в мировую культуру и цивилизацию. Изучение истории России приводит к убеждению, что вся она создана силою русского духовного характера. Интересы современного общества, основные направления развития исторической науки и последовательное изучение истории в школе и высшем учебном заведении совпадают в некоторых принципах: 1) уважение ко всем без исключения народам и культурам. Необходимо признание значимости всех эпох и обществ, стремление понять внутренние мотивы и законы их функционирования. При этом, необходимо помнить о специфике каждого явления, об исторической дистанции. В этом видится смысл цивилизационного подхода; 2) осторожность в подходе к факторам преобразования мира и общества. История призвана показать, насколько хрупким бывает равновесие общественных сил, соотношение человека с природой, как трудно дается их восстановление. Осознанию этого способствует понятие цены прогресса; 3) рассмотрение человека как части социального организма, сложной общественной системы. Человек должен занять место в центре исторического исследования и исторического повествования. Ведь именно он реализует закономерности истории, придает вещам смысл, мыслит и совершает ошибки под воздействием своих и чужих идей; 4) самоценность индивидуального и свобода мысли. Люди требуют к себе столь же уважительного отношения, как и цивилизации. История должна быть населена людьми, людьми живыми, конкретными, неповторимыми личностями. Цари, мудрецы, злодеи, художники были наделены не только социальной, но и индивидуальной психологией, не только были отражением своей эпохи, но и воздействовали на реальность. За ними должно признаваться право на свободу воли, на возможность значительно изменить ход истории. Тем самым за историей признается право на случайность, альтернативность, а за историками - право размышлять о нереализованных возможностях; 5) принцип соразмерности и сопричастности. Этот принцип находит проявление в исследовании образа жизни людей. Биографии вносят в историю соразмерность. История лучше всего воспринимается сквозь призму сопричастности — как история своей семьи, своего города, своей земли, включенная в контекст более масштабной истории; 6) принцип единства. История должна внушать понимание синхронности событий, понимание того, например, что Шекспир был современником Лжедмитрия. Интересно исследовать взаимодействие истории с географическим пространством, изучить динамику взаимодействия человека и среды. История должна быть повествовательной, яркой, конкретной. Как кумулятивная наука, история должна интегрировать достижения предшественников - не только их позитивный вклад, но и их концепции. Надо иметь в виду возможность существования разных подходов и точек зрения на проблемы. Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, с совершенствованием теоретических знаний сегодня оцениваются иначе, чем несколько лет назад. Современная российская историческая наука переживает особый период, когда новые подходы к истории только начинают вырабатываться. Так, в современной отечественной историографии широко используются традиционные системообразующие категории: первобытное общество, рабовладельческий строй, феодальная раздробленность и т. д. При этом многие ученые критически, а то и вовсе негативно оценивают фундаментальное в прошлом понятие «социально-экономическая формация». Сложность исторического развития человечества, многообразие мировоззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют следующие: 1) религиозный (теологический, провиденциальный): Е. Н. Трубецкой - объяснение происхождения человечества, его развития божественной волей; В. С. Соловьев — постановка проблемы единства истории; Н. И. Филолетов - попытка постижения смысла истории и ее назначения с божественной точки зрения; 2) естественно-научный (натуралистический); 3) географический детерминизм: Ш. Монтескье считал, что климат, почва и состояние земной поверхности являются решающими факторами, которые определяй дух народов, формы государственного устройства и законодательства, характер исторического развития; Мечников особое значение придавал гидросфере. С нею связано его деление истории человечества на три периода: речные цивилизации (цивилизации, сложившиеся в бассейнах великих рек, - Египет, Китай, Индия и пр.), морские (Древняя Греция и др.), океанические (с открытием Америки); б) демографический: Т. Мальтус - решающее значение в истории имеет народонаселение. Прирост населения идет в геометрической, а производство средств к жизни - в арифметической прогрессии. Необузданное размножение народа ведет к нищете и бедности, к болезням и голоду, войнам и революциям; в) этногенетический: Л. H. Гумилев различает социальную и этническую историю. Субъектом последней выступает этнос - «географическое явление». Решающей причиной возникновения и развития этноса является пассионарность; 4) социально-экономический (формационный): К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и историки советского периода - человеческое общество в процессе своего развития проходит ряд стадий (формаций): первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Формации различаются между собой способом материального производства, особенностями социально-политической организации общества. 5) культурно-исторический (культурно-цивилизационный): а) Дж. Вико И. Гредер, Г. В. Ф. Гегель- приоритетное развитие духовной сферы, культуры, признание единства истории, ее прогресса, вера в разумный характер исторического процесса; б) П. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. - концепция замкнутых (локальных) цивилизаций; в) Н. А. Бердяев, К. Ясперс и др. - своеобразное недоверие к рациональному познанию, сомнения в его способности решить проблемы истории;6) мир - системный анализ Иммануила Валлерстайна - попытка интегрировать в единое целое культурологический, экономико-детерминистский, классовый и этатистский подходы. Для выявления объективной картины исторического процесса историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели. Они основаны на изучении объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы - категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории. Основными научными принципами являются: принцип историзма - один из основных принципов подхода к изучению природы и общества. Все исторические факты, явления и события рассматриваются в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Каждое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность вне времени и обстоятельств. Принцип объективности предполагает опору на факты в истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности, противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности - личность историка: его теоретическое и профессиональное мастерство. Принцип социального подхода предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определенные социальные интересы: в экономической области, политических, межклассовых и внеклассовых противоречиях, отношениях социальной психологии и традиций. Социальный подход к истории особенно важен при оценке программ, реальной политической деятельности партий и их лидеров, что позволяет делать важные выводы. В то же время при решении глобальных проблем современности приоритеты отдаются не классовым, а общечеловеческим ценностям. Поэтому их необходимо не противопоставлять, а взаимодополнять. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее. Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования: общенаучные, собственно исторические, специальные (заимствованные у других наук). Метод - это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления - исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний. К общенаучным методам исследования относятся исторический, логический методы и метод классификации. Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы: 1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени: хронологический, хронологическо-проблемный, синхронистический, метод периодизации; 2) методы, основывающиеся на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный. Суть хронологического метода состоит в том, что явления излагаются во временном (хронологическом) порядке. Хронологическо-проблемный метод предусматривает изучение и исследование истории России по периодам (темам) или эпохам, а внутри них - по проблемам. С учетом проблемно-хронологического метода происходит изучение и исследование какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии. Синхронистический метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России и ее регионах. Метод периодизации дает возможность выявить изменения качественных особенностей в развитии и установить периоды этих качественных изменений. Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути общественного развития. Ретроспективный позволяет восстановить процесс по выявленным его типическим свойствам и показать закономерности его развития. Структурно-системный устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выделяются качественно различные социальные, экономические, политические, культурологические системы общественного устройства в определенных хронологических рамках. Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии. Особое значение для анализа исторических ситуаций имеют метод социологических исследований и метод социальной психологии, так как массы (народ) оказывают непосредственное влияние на ход исторического развития. Отечественная история является неотъемлемой частью всемирной истории. Применение этих категорий позволяет показать особенности развития России как многонационального, много конфессионального государства, обладающего сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненными устоями. По мнению современных исследователей, путь российской истории (как бы его ни называли: модернизацией, цивилизационным циклом, евразийским путем и др.) представляет не «отставание» и не «задержку» развития, а просто другое, самобытное развитие, ведущее к творческому синтезу общего и специфического, внутреннего и внешнего, собственного и зарубежного опыта. И в этом плане, последовательно изучая историю России, в исторических исследованиях допустимо использовать разнообразные категории и понятия, преимущественно социологические {модернизация, стадийность, формация), культурологические (тоталитаризм), экономические (индустриализм и постиндустриализм). Основная трудность при изучении истории России - это разнообразие учебной исторической литературы, авторы которой придерживаются различных исторических школ и высказывают порой взаимоисключающие точки зрения на проблемы отечественной истории.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |