Вопрос 12. Движение колеса по деформируемой дороге
Сначала рассмотрим случай, когда деформация колеса мала по сравнению с деформацией дороги (качение твердого колеса по деформируемой дороге).
Соприкосновение колеса с дорогой происходит по сложной поверхности. Каждое сечение плоскостью перпендикулярной оси вращения – это дуга окружности с центром в т.О. Элементарные нормальные реакции dz, направлены к центру О. Равнодействующая этих реакций R, направлена туда же. Точка приложения её смещена вперед.
В каждой точке к тому же действует элементарные касательные реакции dx перпендикулярные dz. На одной части контактной поверхности элементарные реакции dx имеют проекцию в сторону движения, на другой части против движения. Т.к. они расположены под разными углами и направлены в разные стороны, то их равнодействующая Rне перпендикулярна R, а точка приложения Rрасположена вне поверхности колеса. Только при буксовании или скольжении колеса Rперпендикулярна R.
Продольной реакцией Rназывают сумму проекций реакций Rи Rна плоскость дороги. Расстояние от центра колеса до вектора реакции Rназывают сносом нормальной реакции.
В общем случае схема расположения сил для данного случая аналогична предыдущей. Поэтому используются те же формулы, только вместо аставят а. Эти два рассмотренных случая являются предельными.
Далее посмотрим качение деформируемого колеса по деформируемой дороге, т.е. когда деформация дороги и колеса имеют один порядок. Тогда соприкосновение колеса с дорогой происходит по сложной поверхности, являющейся кривой переменной кривизны. В результате деформации шины радиусы кривизны участка Оа больше радиуса колеса. Поэтому равнодействующая Rпересекает линию ООв точке Овыше точки О. Точка приложения реакции Rсмещена на расстояние а в сторону движения. Элементарные реакции dx направлены по касательной к кривой и также часть из них направлена по движению, часть направлена против движения.
Равнодействующая Rрасположена под углом к R. Точка приложения Rрасположена вне контактной поверхности. Обозначим Rкак сумму проекций реакций Rи Rна плоскость перпендикулярную дороге, а Rкак сумму проекций реакций Rи Rна плоскость параллельную дороге. Следовательно, схема приложения сил и в этом случае аналогична, формулы остаются теми же, только вместо аставится а.
Несмотря на то, что формулы во всех случаях одинаковы, физические процессы возникновения реакций Rи Rразличны:
В первом случае Rравнодействующая элементарных сил упругости шины в результате её деформации, а Rравнодействующая элементарных сил сцепления (трения) шины с дорогой.
Во втором случае Rравнодействующая не только элементарных касательных реакций, возникающих в результате трения и сопротивления сдвигу (срезу) элементов грунта, но и проекций на плоскость дороги элементарных реакций, возникающих в результате упруго-пластической деформации грунта. А в Rвходят проекции элементарных касательных реакций на плоскость перпендикулярную дороге.
В третьем (общем) случае в Rи Rвходят элементарные нормальные реакции, возникающий в результате упругой деформации шины, и элементарные касательные реакции, возникающие в результате взаимодействия шины с грунтом.
Знание этих процессов позволяет:
1. Определить причины потерь мощности, связанных с качением колеса.
2. Определить предельные значения Rи предельные значения моментов передаваемых через колеса без буксования или скольжения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление