Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 37. Увод автомобильного колеса

При изучении качения колеса на повороте принято называть плоскость симметрии обода колеса, перпендикулярную оси вращения, плоскостью вращения, точку пересечения оси вращения с плоскостью вращения центром колеса, а скорость её перемещения – скоростью колеса. Точку пересечения следа плоскости качения на плоскость дороги с перпендикуляром к нему, опущенным из центра колеса, называют центром контактной площадки, прямую, проходящую через центр контактной площадки параллельно вектору скорости колеса, - продольной, а перпендикулярную ей прямую, проходящую через этот центр, поперечной осями контактной площадки.

Взаимодействие колеса с дорогой характеризуется продольной реакцией дороги R , боковой реакцией дороги R и нормальной реакцией дороги R и соответствующими моментами: М- моментом сопротивления качения, М- восстанавливающим моментом и М- стабилизирующим моментом.

Со стороны автомобиля на колесо действуют приложенные к его центру: продольная Р, боковая Ри нормальная Р, а также моменты: М – тяговый (или тормозной), М- опрокидывающий и М- поворачивающий. Соответственно скорости колеса: V- продольная, V- поперечная, V- нормальная.

У колеса, снабженного эластичной шиной, под действием боковой силы происходит боковая деформация элементов, расположенных между контактной площадкой и ободом. В результате этого катящееся колесо движется одновременно со скоростями V(в плоскости вращения) и V(перпендикулярно этой плоскости). Вектор результирующей скорости V, равный геометрической сумме этих скоростей, направлен под углом к плоскости вращения. Отклонение вектора скорости эластичного колеса от плоскости его вращения при действии любой по величине боковой силы называется явлением бокового увода, а угол между этим вектором и плоскостью вращения – углом увода .

С увеличением боковой силы угол увода растет при прочих равных условиях, однако этот процесс ограничивается при появлении зон скольжения в контакте колеса с дорогой. Рассмотрим экспериментально полученную кривую зависимости Р = f( ). На этой кривой условно выделяются три участка. На участке 0b зависимость практически линейна, он соответствует значениям Р, при которых зона скольжения практически отсутствует. Для этого участка:

Р = , (7.1)

где: - к-т сопротивления уводу. Он численно равен боковой силе в Н, вызывающий угол увода в 1 градус или 1 радиан.

На участке bc значения Р такие, при которых скольжение происходит в значительной части контактной площадки и тем больший, чем больший угол увода. В точке с сила Рдостигает значений максимально возможных по условиям сцепления колес с дорогой, а на участке cd она равна: Р = R .

К-т = Р / R называют к-том поперечного сцепления.

Условно на участке боковое перемещение колеса под действием боковой силы Рназывают боковым уводом, а на участке cd – боковым скольжением.

Значение угла , при котором начинается боковое скольжение, зависит от конструкции шины, нормальной нагрузки, к-та и ряда других факторов. Обычно на сухой твердой опорной поверхности = 12…20. К-т зависит от тех же факторов, что и к-т .

Действие боковой силы вызывает появление боковой реакции R. Предельное по сцеплению значение этой боковой реакции: R = R , (7.2)

где: К = R / R - к-т продольной силы.

Влияние различных факторов на явление увода было изучено Д.А. Антоновым, который предложил целый ряд эмпирических зависимостей. Так, для прямолинейного установившегося качения эластичного колеса по гладкой недеформируемой дороге: = q q q q , (7.3)

где: - к-т сопротивления уводу ведомого колеса на линейном участке зависимости Р = f( )

q - к-т коррекции, учитывающий зависимость к-та сопротивления уводу от угла при движении по дорогам с различным

q - к-т коррекции, учитывающий влияние отклонения нормальной нагрузки от оптимальной

q - к-т коррекции, учитывающий влияние на продольных сил, действующих на колесо

q - к-т коррекции, учитывающий влияние отклонения давления от нормального значения.

Т.к. при действии на колесо боковой силы, вектор его скорости в результате увода или бокового скольжения отклоняется от плоскости вращения, то происходит и обратное явление: при движении колеса таким образом, что вектор его скорости не совпадает с плоскостью вращения, возникает боковая реакция R . На этом основано направляющее действие управляемых колес, т.е. их способность создавать силы, изменяющие направление движения автомобиля. При повороте колес их центры в первое мгновение по инерции движутся вместе с автомобилем в первоначальном направлении, не совпадающем после поворота колес с их плоскостями вращения. В результате этого возникают реакции R , направленныетак, что их моменты относительно центра масс, преодолевая инерцию автомобиля, вызывают его поворот.

Боковая сила возникает и в том случае, когда плоскость вращения катящегося колеса совпадает с плоскостью, перпендикулярной дороге,(угол развала). Данная сила пропорциональна углу развала: Р = к . К-т к приближенно можно принимать равным R .

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 36. Общие положения. Оценочные показатели управляемости | Вопрос 38. Кинематика поворота автомобиля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.