Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и основы маржинального анализа




Тема 14. Анализ маржинальной прибыли.

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Разработан он в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Основные этапы:

1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.

3. Расчет величины исследуемых показателей.

4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.

5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль.

2. Определение безубыточного объема продаж: графический и аналитический способы.

Аналитический способрасчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Для вывода формул используем следующие обозначения:

Т - точка безубыточного объема реализации продукции (порог рентабельности, точка равновесия, критический объем продаж);

Дм - маржинальный доход (общая сумма);

Д - удельный вес маржинального дохода в выручке от продажи продукции;

Дс - ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;

П - сумма прибыли;

Ц - цена единицы продукции;

Н - непропорциональные (постоянные) затраты;

Рп - пропорциональные (переменные) затраты;

В - выручка от продажи продукции;

К - количество проданной продукции в натуральных единицах;

V - удельные переменные затраты.

Маржинальный доход определяется как разность между выручкой от продажи продукции и переменными затратами:

Дм= В - Рп.

Можно записать такую пропорцию: Т/Н = = В/Дм. Отсюда выводится формула для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении:

Т = В Н / Дм, или Т=Н/(ДМ/В) =Н/Ду.

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула

Т = Н/Дм * 100 %,

Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном измерении (В) на соответствующий объем реализации в натуральных единицах (К), то можно рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах:

Т = К Н/Дм,

Для определения точки критического объема реализации продукции можно вместо суммы маржинального дохода использовать ставку маржинального дохода в цене за единицу продукции (Д):

Д = Дм/ К

Отсюда Дм = К*Д. Тогда формулу для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении можно записать следующим образом:

Т = Н/Д,

Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой (Ц) и удельными переменными затратами (V):

Д = Ц-V.

Тогда, преобразовав формулу, критический объем реализации продукции можно рассчитать так:

Т = Н/Ц-V

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:

К = (Н + П)/(Ц-У)

При многономенклатурном производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:

В = (Н + П) / Ду

Для определения зоны безопасности (запаса финансовой прочности) по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула:

ЗФП = (В - Т) /В

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

ЗФП = (К - Т) / К

Приведенные графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию.

С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:

Н = К(Ц-V), или Н = К*Д, или Н = В*Ду.

Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданных объеме продаж, цене и уровне переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным.

С помощью его можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.

Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

Цкр = Н / К+V

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).

Данный метод может быть также использован в анализе при выборе варианта технологии производства, обосновании решения производить или покупать, выборе варианта машин и оборудования, обосновании цены на новое изделие при аналитической оценке решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции.

В торговлемаржинальный доход представляет собой разность между валовым доходом и переменными издержками:

Точка безубыточного объема реализации продукции (порог рентабельности, точка равновесия, критический объем продаж, порог рентабельности) – это объем продаж, при котором торговое предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков (т.е. при котором финансовый результат равен нулю); определяется по формуле:

.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – зона безопасности (зона прибыли, финансовой прочности), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Она показывает, насколько процентов предприятие может снизить объем продаж без риска стать убыточным и рассчитывается по формуле:

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от продажи продукции. Она получила название точки безубыточного объема продажи продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

Таким образом, деление затрат на постоянные и переменные и использование маржинального дохода позволит более правильно проанализировать разные варианты управленческих решений для выбора наиболее оптимального из них.

3. Система «Директ-костинг» и её роль в управлении затратами

Термин «директ-костинг» (direct-costing) означает «учет прямых затрат». Данный термин не в полной мере отражает сущность данного метода учета затрат, созданного в 1936 году американским экономистом Джонатаном Гаррисоном, поскольку главный элемент этого метода – организация раздельного учета переменных и постоянных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Поэтому часто систему учета прямых затрат называют variable costing – «учет переменных затрат».

Основной характеристикой директ-костинга является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Главной особенностью директ-костинга является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например, «Прибыли и убытки», то есть относятся на финансовый результат деятельности предприятия. Таким образом, постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены.

В системе учета затрат на основе метода «Директ-костинг» содержатся два основных финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. При этом под маржинальным доходом понимают разницу между выручкой и переменными издержками. Маржинальный доход включает в себя прибыль от производственной деятельности и постоянные затраты.

Сейчас «Директ-костинг» применяется в нескольких вариантах: классический «Директ-костинг», предполагающий калькулирование по прямым затратам; система переменных затрат - калькулирование осуществляется по переменным затратам, в которые входят прямые расходы и переменные косвенные расходы; система учета затрат в зависимости от загрузки производственных мощностей – в калькуляцию включаются все переменные расходы и часть постоянных, определяемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности.

По степени дифференциации затрат «Директ-костинг» может иметь два основных варианта:

1) простой, одноступенчатый «Директ-кост», основанный на использовании в расчетах данных только операционных затрат, учтенных единым блоком;

2) развитый «Директ-кост», при котором постоянные затраты подразделяются не по видам продукции и услуг, а по местам формирования накладных расходов, т.е. уровням управления предприятием.

При обоих вариантах системы «Директ-коста» общую выручку за период сравнивают с величиной переменных затрат и определяют величину маржинального дохода за отчетный период.

Первоначальной и в известной мере классической формой системы «Директ-костинга» является учет постоянных расходов единым неразделенным блоком, когда они переходят единой суммой из подсистемы учета по местам затрат в подсистему учета результатов за период, а суммы покрытия при этом рассчитываются по отдельным изделиям или их группам. В одноступенчатом учете сумм покрытия все постоянные расходы, объединенные в одном блоке, вычитают из суммы покрытия данного отчетного периода. В противоположность этому в ступенчатом (многоступенчатом) учете покрытия постоянных расходов делается попытка разделения блока постоянных затрат и распределения отдельных частей постоянных расходов не между отдельными носителями затрат, а между общим количеством какого-либо продукта или товарной группой, местом возникновения затрат или целым подразделением предприятия.

Такой подход часто используется на большинстве современных предприятий, применяющих в практике учета систему «Директ-костинга».

Основным назначением «Директ-костинга» является то, что он должен быть информационной основой предпринимательских решений. Решения по управлению предприятием делятся на стратегические, рассчитанные на перспективы, и текущие, оперативные, принимаемые исходя из возможностей и потребностей данного периода, как правило, в пределах хозяйственного года. Стратегические решения требуют капитальных вложений, текущие - осуществляются в основном за счет собственных и заемных оборотных средств. Особенность текущих краткосрочных решений состоит в том, что они основываются на существующих производственных мощностях предприятий, хотя уровень их использования может меняться.

«Директ-костинг» в основном ориентирован на текущие решения по управлению производством и сбытом продукции. Главная цель таких решений - максимизация прибыли отчетного года.

Главная особенность «Директ-костинга» проявляется в том, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. При системе «Директ-костинга» схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В них содержатся два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. Так же особенностью «Директ-костинга» является основанная на используемой им группировке затрат на постоянные и переменные возможность изучить взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства и продаж, затратами и прибылью. Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами и объемами производства.

Также система «Директ–костинг» позволяет руководству организации:

1) обратить особое внимание на изменение маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям, работам, услугам, секторам рынка их продажи;

2) выявить изделия и услуги с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий и видов работ;

3) быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.

Таким образом, система «Директ-костинг» позволяет проводить эффективную политику ценообразования. В некоторых ситуациях при недостаточной загруженности мощностей привлечение дополнительных заказов может быть оправданно даже в том случае, когда оплата за них не покрывает полностью издержек по их выполнению. Снижать цену на такие заказы можно до определенного предела, называемого «нижней границей цены». За пределами этой границы выполнение подобных заказов нецелесообразно. Рассчитать значение границы позволяет системы «Директ-костинг». Так же данная система позволяет существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат - лучше контролируемыми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.